Предупреждение №АШ-08/15934 Предупреждение №П08-81/2022 о прекращении действий (бездейст... от 30 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АШ-08/15934 от 30.12.2022 г.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее по тексту – Управление) поступило заявление ИП Калиничева Р.С. (ИНН: 166013939706) (вх. №8834/ж от 06.07.2022г.) о нарушении ООО «Автовокзал «Восточный» (ИНН 1658191941) Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон «О защите конкуренции»), в части осуществления перевозок по схожим маршрутам, без прохождения конкурсных процедур, и без соответствующих свидетельств и карт маршрутов.

По результатам рассмотрения указанного заявления, представленных документов и материалов, а также анализа нормативной правовой базы Управлением установлено следующее:

ИП Калиничев Р.С. является профессиональным перевозчиком, обслуживающий межмуниципальный маршрут № 591 «г. Елабуга - г. Казань - г. Казань».

С промежуточными остановочными пунктами по маршруту – Пестречинский район (пос. им. ТатЦИКа (852км+750м), Шали), Мамадышский район («М-7 Волга» слева 937км+050м (Катмыш (933км+630м) Баскан (933км+140м)) Казань (АС «Автовокзал «Восточный»), с обязательным условием – посадка и высадка пассажиров – только в установленных остановочных пунктах.

Наименование улиц, автомобильных дорог между остановочными пунктами по маршруту регулярных перевозок – Казань (ул. Татарстан, ул. Пушкина, ул. Горького, ул. Ершова, ул. Космонавтов, ул. Аграрная, ул. Н.Жиганова, Мамадышский тракт, Проспект Победы, ул. С.Ахтямова, ул. П.Полушкина, ул. К.Маркса) «М-7 Волга», Елабуга (подъезд к г. Елабуга, Набережночелнинское шоссе, Окружное шоссе, ул. Чапаева).

ООО «Автовокзал «Восточный» является профессиональным перевозчиком, обслуживающий межмуниципальные маршруты;

№535 «Казань (АВ «Восточный») – Набережные Челны (ОП на ж/д вокзале г. Набережные Челны) – Казань (АВ «Восточный»)»;

№536 «Казань (АВ «Восточный») – Набережные Челны (ОП на ж/д вокзале г. Набережные Челны) – Казань (АВ «Восточный»)»;

№537 «Казань (АВ «Восточный») – Набережные Челны (ОП на ж/д вокзале г. Набережные Челны) – Казань (АВ «Восточный»)»;

№ 600 «Набережные Челны (ОП на ж/д вокзале г. Набережные Челны) – Казань (АВ «Восточный») – Набережные Челны (ОП на ж/д вокзале г. Набережные Челны)»;

№ 602 «Набережные Челны (ОП на ж/д вокзале г. Набережные Челны) – Казань (АВ «Восточный») – Набережные Челны (ОП на ж/д вокзале г. Набережные Челны)».

С промежуточными остановочными пунктами по маршрутам – Пестречинский район (пос. им. ТатЦИКа, Шали), Мамадышский район («М-7 Волга» слева 937км+050м (Катмыш (933км+630м), Баскан), с обязательным условием – посадка и высадка пассажиров – только в установленных остановочных пунктах.

Наименование улиц, автомобильных дорог между остановочными пунктами по маршруту регулярных перевозок – Набережные Челны (пр-т М.Джалиля, Казанский пр-т), «М-7 Волга», Казань (Мамадышский тракт, пр-т Победы, ул. С.Ахтямова, ул. П.Полушкина, ул. Н.Жиганова, ул. Аграрная).

Однако, ООО «Автовокзал «Восточный» фактически осуществляет перевозки по маршруту «г. Набережные Челны – г. Елабуга – г. Казань», не осуществляя заезд на автовокзал г. Елабуги. Как отмечает заявитель, в рамках вышеуказанных маршрутов, ООО «Автовокзал «Восточный» при совершении рейса в любом направлении из г. Казани в г. Казань съезжают с трассы «М-7 Волга» напротив г. Елабуга, далее, въехав в г. Елабуга совершают остановку в неустановленном Реестром межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Татарстан (далее - Реестр) месте (автозаправочная станция «Татнефть»).

Скриншот места совершения остановки представлен ниже:

<…>

В подтверждение своих доводов заявителем были представлены копии документов (скриншоты, квитанции, чеки), свидетельствующие о готовности ООО «Автовокзал «Восточный» осуществлять перевозку до г. Елабуга.

В целях всестороннего и объективного рассмотрения обращения Управлением был осуществлен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - онлайн сервиса продажи билетов https://busfor.ru/. В ходе осмотра установлено, что к продаже систематически предлагаются билеты на маршрут «г. Казань (АВ «Восточный», метро Горки; ул. Аграрная д.8) – г. Елабуга (Автозаправочная станция «Татнефть», шоссе Набережночелнинское) в рамках межмуниципальных маршрутов № 535, 536, 537, 600, 601, 602 г. Казань – г. Набережные Челны и обратно, а также в рамках межрегионального маршрута                          № 4295 (г. Казань (АВ «Восточный» - г. Челябинск (АВ «Центральный»).

Скриншоты представлены ниже:

<…>

Вместе с тем, согласно Реестру межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, остановка в г. Елабуга и путь следования через г. Елабуга, в рамках межрегионального маршрута № 4295 «г. Казань (АВ «Восточный» - г. Челябинск (АВ «Центральный»), не предусмотрена.

В ходе рассмотрения обращения ООО «Автовокзал «Восточный» был направлен запрос. В рамках указанного запроса ООО «Автовокзал «Восточный» следовало, в том числе, представить информацию из системы контроля транспорта ГЛОНАСС/GPS по всем транспортным средствам, осуществляющим перевозки на межмуниципальных маршрутах. В рамках своего ответа, ООО «Автовокзал «Восточный» представил информацию о фактических маршрутах, обслуживаемых Обществом, а также транспортных средствах, используемых Обществом. Однако, информация из системы ГЛОНАСС/GPS от ООО «Автовокзал «Восточный» в адрес Управления не поступила. 

Также было направлено письмо об оказании содействия в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан. Исходя из содержания ответа Министерства следует, что в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» на межмуниципальных маршрутах междугороднего сообщения (протяженность маршрута более 50 км.), остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок. На межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок №535, №536, №537, №600, №2601 и №602 установлены следующие промежуточные остановочные пункты: Пестречинский район (пос. им. Татцика (853км+080м), Шали), Мамадышский район («М-7 Волга» слева 937км+050м (Катмыш (933 км+630м), Баскан (933км+140м)). Таким образом, в иных остановочных пунктах помимо указанных в Реестре межмуниципальных маршрутов, перевозчик не имеет право останавливаться.

Кроме того, Министерством представлена информация из системы ГЛОНАСС/GPS, из которых следует, что 05.07.2000 ООО «Автовокзал «Восточный» при совершении рейса по маршруту «Набережные Челны (ОП на ж/д вокзале г. Набережные Челны) – Казань (АВ «Восточный»)» съезжает с трассы «М-7 Волга» напротив г. Елабуга, далее, въехав в г. Елабуга совершают остановку в неустановленном Реестром месте, на автозаправочной станция «Татнефть». Кроме того, имеются скриншоты из системы ГЛОНАСС/GPS и на другие даты: 01.07.2022, 03.07.2022, 06.07.2022, 07.07.2022, 08.07.2022, 13.07.2022, 14.07.2022, 22.07.2022, 23.07.2022, 26.07.2022, 27.07.2022, подтверждающие вышеназванный факт.

Скриншот из системы ГЛОНАСС/GPS представлен ниже:

<…>

Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 220) установлены требования по регулярной перевозке пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220 карта маршрута регулярных перевозок определена как документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.

Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона № 220 право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

В силу пункта 2 статьи 19 Федерального закона № 220 свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее – открытый конкурс) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту, за исключением маршрута, установленного в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации;

2) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок после прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, указанного в пункте 1 части 3 настоящей статьи;

3) в случае, если в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона в отношении данного маршрута принято решение о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Согласно статье 4 названного закона по результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются победителю этого конкурса, а в случае, если этот конкурс был признан не состоявшимся в связи с тем, что только одна заявка на участие в этом конкурсе была признана соответствующей требованиям конкурсной документации, - юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или уполномоченному участнику договора простого товарищества, подавшим такую заявку на участие в открытом конкурсе.

Таким образом, реализация билетов ООО «Автовокзал «Восточный» в рамках межмуниципального маршрута «г. Казань (АВ «Восточный», метро Горки; ул. Аграрная д.8) – г. Елабуга (Автозаправочная станция «Татнефть», шоссе Набережночелнинское) без прохождения конкурсных процедур и в отсутствие свидетельства и карты маршрута, что является нарушением требований Федерального закона № 220 и Закона «О защите конкуренции».

Указанные действия ООО «Автовокзал «Восточный» привели (могли привести) к получению данным хозяйствующим субъектом преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке перевозок пассажиров, а также причинили (могли причинить) убытки добросовестным конкурентам, которые оказывают услуги перевозки пассажиров в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Исходя из статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1-14.7 настоящего Федерального закона.

Осуществление ООО «Автовокзал «Восточный» предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров, по маршруту «г. Казань – г. Елабуга» в рамках межмуниципального маршрута «г. Казань – г. Набережные Челны» и межрегионального маршрута «г. Казань – г. Челябинск», без соответствующего свидетельства и карт маршрутов является актом недобросовестной конкуренции и предоставляет ООО «Автовокзал «Восточный» преимущество перед ИП Калиничевым Р.С., занимающийся аналогичным видом деятельности, осуществляющий перевозку в рамках установленного маршрута следования и имеющий свидетельство об осуществлении перевозок по межмуниципальном маршруту, соблюдает законодательство об организации регулярных перевозок пассажиров, и тем самым, ограничивает себя соответствующими обязательствами.

Для квалификации совершенного деяния в качестве недобросовестной конкуренции и подтверждения его состава в действиях конкретного лица необходимо установить, что лицо, совершившее противоправное деяние, и другой хозяйствующий субъект являлись конкурентами, то есть присутствовали в одном сегменте товарного рынка; его действия противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; совершенные действия причинили или могли причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта (конкурента).

Татарстанским УФАС России установлено, что на рынке пассажирских перевозок действуют иные хозяйствующие субъекты, которые осуществляют регулярные пассажирские перевозки и имеют соответствующие разрешительные документы.

Для квалификации совершенного деяния в качестве недобросовестной конкуренции достаточно возможности (вероятности) причинения убытков либо нанесения ущерба деловой репутации другого хозяйствующего субъекта (конкурента).

Поскольку ООО «Автовокзал «Восточный» и ИП Калиничев Р.С. являются конкурентами, деятельность ООО «Автовокзал «Восточный» по осуществлению регулярных перевозок по маршруту «г. Казань – г. Елабуга» в рамках межмуниципального маршрута «г. Казань – г. Набережные Челны» и межрегионального маршрута «г. Казань – г. Челябинск» и без получения разрешительных документов способно принести убытки иным хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства, при осуществлении предпринимательской деятельности.

Более того, действия ООО «Автовокзал «Восточный» противоречат требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. Осуществляя перевозку пассажиров автобусом, при отсутствии разрешительных документов следует, что целью поведения ООО «Автовокзал «Восточный» являлось получение преимуществ в предпринимательской деятельности за счет нарушения правил конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами.

Товарный рынок пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего назначения по рассматриваемому маршруту является неэластичным, то есть количество пассажиров, желающих воспользоваться услугами перевозчика, строго ограничено. Поэтому незаконное изъятие части пассажиров заявителем приводит (или может привести) к тому, что хозяйствующий субъект - конкурент, работающий на данном маршруте по утвержденным расписаниям, лишается этих пассажиров и несет (может нести) определенные убытки.

Ущерб добросовестным регулярным перевозчикам причиняется тем, что официальный перевозчик обязан следовать по своему маршруту в любом случае, так как осуществляет свою деятельность на основании публичного договора, что закреплено в части 1 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», что регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Согласно статье 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). В данном случае, добросовестный регулярный перевозчик несет убытки, так как вынужден осуществлять рейсы, ограничивая себя соответствующими обязательствами.

Таким образом, действия, выразившиеся в систематическом осуществлении регулярных перевозок по маршруту «г. Казань – г. Елабуга» в рамках межмуниципального маршрута «г. Казань – г. Набережные Челны» и межрегионального маршрута «г. Казань – г. Челябинск» и в отсутствии на то соответствующих разрешительных документов (свидетельство, карта маршрута), предусмотренных требованиями Федерального закона № 220, противоречат действующему законодательству.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения ст. 14.8 ФЗ «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В связи с наличием в действиях ООО «Автовокзал «Восточный» признаков нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в систематическом осуществлении регулярных перевозок по маршруту «г. Казань – г. Елабуга – г. Казань» в рамках межмуниципального маршрута «г. Казань – г. Набережные Челны» и межрегионального маршрута «г. Казань – г. Челябинск» и в отсутствии на то соответствующих разрешительных документов (свидетельство, карта маршрута), Татарстанское УФАС России, на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

1. ООО «Автовокзал «Восточный» (ИНН 1658191941) о необходимости в течение 20 дней с момента получения предупреждения прекратить недобросовестные действия, выразившиеся в осуществлении регулярных перевозок по маршруту «г. Казань – г. Елабуга – г. Казань» в рамках межмуниципального маршрута «г. Казань – г. Набережные Челны» и межрегионального маршрута «г. Казань – г. Челябинск», без соответствующего свидетельства и карт маршрутов.

2. О выполнении предупреждения ООО «Автовокзал «Восточный» необходимо ежемесячно (до 20 числа каждого месяца 2022 года), с приложением подтверждающих документов (в том числе с приложением информации из системы контроля транспорта ГЛОНАСС/GPS) сообщать в Татарстанское УФАС России информацию:

- о количестве совершенных перевозок по маршрутам № 535, 536, 537, 600, 601, 602 г. Казань – г. Набережные Челны и обратно; № 4295 «г. Казань (АВ «Восточный» - г. Челябинск (АВ «Центральный»);

- о количестве совершенных перевозок до г. Елабуга в рамках маршрутов № 535, 536, 537, 600, 601, 602 г. Казань – г. Набережные Челны и обратно; № 4295 «г. Казань (АВ «Восточный» - г. Челябинск (АВ «Центральный»).

В случае невыполнения в установленный срок предупреждения Татарстанское УФАС России сообщает, что в соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» будет принято решение о возбуждении в отношении ООО «Автовокзал «Восточный» дела по признакам нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.

<…> –[должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны