Решение №04-04/18876 РЕШЕНИЕ по делу №016/06/64-2194/2019 от 19 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/18876 от 19.12.2019 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев жалобы заявителей ООО «ГРУППА АНРО» (вх. 19954/ж от 09.12.2019г.), ООО «Сибавтомет» ( вх. 19959/ж от 09.12.2019г.) на действия заказчика  ГБУ "БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ" при проведении закупки №0311200046519000213 на предмет: поставка автоматических комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД, в присутствии:

- заказчика <…> (доверенность №165 от 13.12.2019г.), <…> (доверенность №166 от 13.12.2019г.);

- заявителя – не явился, извещен,

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении электронного аукциона №0311200046519000213 от 29.11.2019г. было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта — 62 968 340,00 руб.

Наименование предмета закупки: поставка автоматических комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД.

Суть жалобы, по мнению заявителей, аукционная документация размещена с нарушениями норм действующего законодательства.

Представитель заказчика с доводами, изложенных в жалобах заявителей, не согласился, представил устные и письменные пояснения.

Изучив представленные материалы, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено следующее.

По доводам ООО «Группа Анро»:

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В силу части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с пунктом 2.1 Технического задания аукционной документации оборудование должно соответствовать ГОСТ Р 57144-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования».

ГОСТ Р 57144-2016 устанавливает лишь обязательные минимальные требования к техническим характеристикам комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД и не содержит ограничений на возможность улучшения характеристик оборудования по сравнению с требованиями стандарта.

1) Согласно пункту 2.3.11. Технического задания аукционной документации измерительный блок должен быть предназначен для работы на открытом воздухе, быть защищенным от попадания пыли и влаги. Степень защиты оболочки должна обеспечивать пыленепроницаемость и защиту от водяных струй (IP65 по ГОСТ 14254-2015 «Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)».  

Согласно доводам Заявителя корпус стационарных, передвижных и носимых технических средств фитовидеофиксации должен иметь степень защиты от попадания пыли и воды не ниже IP54 по ГОСТ 14254-2015, мобильных технических средств фитовидеофиксации – не ниже IP52.

В соответствии с ГОСТ 14254-2015:

В таблице 2 приведены краткое описание и определения степеней защиты оболочек от проникновения в них внешних твердых предметов, в том числе пыли.

Таблица 2

Степени защиты от внешних твердых предметов,

обозначаемые первой характеристической цифрой

Первая характеристическая цифра

Степень защиты

Условия испытания, номер пункта

Краткое описание

Определение

0

Нет защиты

-

-

1

Защищено от внешних твердых предметов диаметром больше или равным 50 мм

Щуп-предмет - сфера диаметром 50 мм - не должен проникать полностью <1>

13.2

2

Защищено от внешних твердых предметов диаметром больше или равным 12,5 мм

Щуп-предмет - сфера диаметром 12,5 мм - не должен проникать полностью <1>

13.2

3

Защищено от внешних твердых предметов диаметром больше или равным 2,5 мм

Щуп-предмет диаметром 2,5 мм не должен проникать ни полностью, ни частично <1>

13.2

4

Защищено от внешних твердых предметов диаметром больше или равным 1,0 мм

Щуп-предмет диаметром 1,0 мм не должен проникать ни полностью, ни частично <1>

13.2

5

Пылезащищено

Проникновение пыли исключено не полностью, однако пыль не должна проникать в количестве, достаточном для нарушения нормальной работы оборудования или снижения его безопасности

13.4, 13.5

6

Пыленепроницаемо

Пыль не проникает в оболочку

13.4, 13.5

Перечисленные в таблице 2 степени защиты следует нормировать только с использованием первой характеристической цифры, а не с помощью краткого описания или определения.

В таблице 3 приведены краткое описание и определение защиты для каждой степени, представленной второй характеристической цифрой.

Таблица 3

Степени защиты от воды, обозначаемые

с помощью второй характеристической цифры

Вторая характеристическая цифра

Степень защиты

Условия испытаний, номер пункта

Краткое описание

Определение

0

Нет защиты

-

-

1

Защищено от вертикально падающих капель воды

Вертикально падающие капли воды не должны оказывать вредного воздействия

14.2.1

2

Защищено от вертикально падающих капель воды, когда оболочка отклонена на угол до 15°

Вертикально падающие капли не должны оказывать вредного воздействия, когда оболочка отклонена от вертикали в любую сторону на угол до 15° включительно

14.2.2

3

Защищено от воды, падающей в виде дождя

Вода, падающая в виде брызг в любом направлении, составляющем угол до 60° включительно с вертикалью, не должна оказывать вредного воздействия

14.2.3

4

Защищено от сплошного обрызгивания

Вода, падающая в виде брызг на оболочку с любого направления, не должна оказывать вредного воздействия

14.2.4

5

Защищено от водяных струй

Вода, направляемая на оболочку в виде струй с любого направления, не должна оказывать вредного воздействия

14.2.5

6

Защищено от сильных водяных струй

Вода, направляемая на оболочку в виде сильных струй с любого направления, не должна оказывать вредного воздействия

14.2.6

7

Защищено от воздействия при временном (непродолжительном) погружении в воду

Должно быть исключено проникновение воды внутрь оболочки в количестве, вызывающем вредное воздействие, при ее погружении на короткое время при стандартизованных условиях по давлению и длительности

14.2.7

8

Защищено от воздействия при длительном погружении в воду

Должно быть исключено проникновение воды в оболочку в количествах, вызывающих вредное воздействие, при ее длительном погружении в воду при условиях, согласованных между изготовителем и потребителем, однако более жестких, чем условия для цифры 7

14.2.8

9

Защищено от горячих струй воды под высоким давлением

Горячая вода под высоким давлением, подающаяся на оболочку, не должна оказывать вредного воздействия

14.2.9

 

Комиссией установлено, что оборудование фотовидеофиксации подвергается непрерывному воздействию вредных факторов в течение всего срока эксплуатации.

Кроме того, многолетняя практика эксплуатации оборудования фотовидеофиксации в Республике Татарстан показала, что в реальных условиях работы на дороге для гарантии защиты от пыли, грязи и атмосферных воздействий необходим уровень защиты не ниже IP65 (пыленепроницаемый, защита от водяных струй).

Помимо защиты от атмосферных осадков, вторая характеристическая цифра "5" в коде IP вызвана необходимостью внешней очистки корпусов оборудования струёй воды, что обусловлено требованиями обслуживающей организации.

Следовательно, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2) Согласно пунктам 3.11, 3.12 технического задания аукционной документации  Заказчиком установлены требования к характеристикам комплекса Тип 1:

3.11.    Полноценное функционирование комплексов должно обеспечиваться при высоте установки измерительного блока в диапазоне от 4,5 до 5 метров;

3.12.    Высота установки узла учета в диапазоне от 0,8 до 1,7 метров.

В соответствии с пояснениями Заявителя, «Заказчику необходимо указать значение названного показателя в установленных пределах, в то время как высота измеряется в зависимости от применяемых составных частей комплекса, что не позволяет участникам закупки достоверно указать в составе первой части заявки конкретное значение рассматриваемого показателя.

По своим техническим характеристикам в комплексе предполагается возможность изменения высоты установки комплекса в зависимости от нужд эксплуатирующего лица при заданных им условиях эксплуатации».

Согласно пояснениям Заказчика, «ГБУ "БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ" требуется оборудование, работоспособность которого гарантирована в указанном диапазоне высот установки. Указанные в ТЗ значения высот обусловлены местными особенностями в местах предполагаемой установки комплексов, а также соображениями защиты от вандализма и простоты обслуживания. Поставка оборудования с более широким диапазоном высот установки, разумеется, также допускается. Очевидно, что если комплекс работоспособен в диапазоне высот, например, от 4 до 12 метров, то он также будет работоспособен в диапазоне от 4,5 до 5 метров, что соответствует требованиям Заказчика. Аналогично с высотой установки узла учёта».

В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Из приведенных положений Закона следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

Заявителем на заседание Комиссии не представлено объективных доказательств того, что поставка товара, отвечающих требованиям, установленным в документации об электронном аукционе, на соответствующем рынке невозможно или затруднено. Равно как не представлено доказательств того, что установление указанных требований фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, либо создает одним участникам закупки преимущество перед другими.

Следовательно, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3) Согласно пункту 5.4 технического задания аукционной документации пределы допускаемой абсолютной погрешности измерения мгновенной скорости ТС во всём диапазоне скоростей — не более ±1 км/ч.

Согласно доводу Заявителя пределы допускаемой абсолютной погрешности измерения мгновенной скорости ТС должны превышать:

- +/- 2 км/ч в диапазоне скоростей движения до 100 км/ч, +/-2% в диапазоне скоростей движения свыше 100 км/ч – для технических средств автоматической фотовидеофиксации с алгоритмом трекинга транспортных средств;

- +/- 3 км/ч в диапазоне скоростей движения до 100 км/ч, +/- 3% в диапазоне скоростей движения свыше 100 км/ч – для технических средств автоматической фотовидеофиксации без алгоритма трекинга транспортных средств.

Одним из основных принципов административного законодательства является принцип неотвратимости наказания.

При этом в соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, при фиксации административных правонарушений "Превышение установленной скорости движения" специальными техническими средствами, являющимися средствами измерения, к результату измерения скорости движения транспортного средства прибавляется значение максимальной погрешности применяемого средства измерения, поскольку невозможно устранить сомнения в том, в какую сторону значение измеренной величины отклонилось от фактической (ст. 12.9 КоАП РФ).

Таким образом, чем ниже погрешность средства измерения скорости движения технических средств, тем в большей степени реализуется принцип неотвратимости наказания при сохранении принципа толкования неустранимых сомнений в пользу лица, привлекаемого к ответственности.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

4) Относительно довода Заявителя о том, что Заказчиком ненадлежащим образом установлена инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе, не позволяющая определить какие именно конкретные показатели товара необходимо указывать в составе первой части заявки, порядок их указания участниками закупки в своих заявках, а также отсутствует ссылка на раздел документации об аукционе, в которой содержатся такие показатели, в отношении которых участникам  закупки необходимо сделать предложение в своих заявках.

В силу части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В соответствии с п.п. б) п.2 ст.2.2.1. ст. 2. «Подготовка заявки на участие в электронном аукционе, инструкция по ее заполнению» документации об электронном аукционе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66  Федерального закона 44-ФЗ должна содержать:

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

В Инструкции по заполнению заявки Заказчиком указано, что наименования, количество и значения показателей товара, содержащиеся в первой части заявки Участника закупки, должны соответствовать наименованиям, количеству и значениям показателей товара, в том числе техническим и функциональным параметрам, установленным в Описании объекта закупки настоящей документации. 

Таким образом,  в инструкции присутствует ссылка на раздел 4 «Описание объекта закупки». В свою очередь, в разделе 4 «Описание объекта закупки» содержатся исчерпывающие требования Заказчика к значениям показателей товара.

В связи с чем, следует вывод, что в составе первой части заявки Участнику закупки необходимо указывать наименования, количество и значения показателей товара, а также технические и функциональные параметры товара, соответствующие установленным Заказчиком в разделе 4 Описания объекта закупки аукционной документации, при этом Участником закупки должен быть предложен товар с точно таким же значением либо значением, превышающем заданный в Описании объекта закупки документации об электронном аукционе.

Кроме того, согласно части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.

В связи с чем,  порядок изложения Участниками закупки сведений о показателях товара в заявке  не может быть указан в качестве требования  в  составе документации об электронном аукционе и остается на усмотрение Участника.

Таким образом, доводы Заявителя являются необоснованными.

По доводам ООО «Сибавтомет»:

Выводы Комиссии относительно довода заявителя о том, что заказчиком установлены требования, ограничивающие количество участников путем указания технических характеристик товара, который производится и поставляется одним только производителем (поставщиком).

Согласно статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Заказчиком в техническом задании аукционной Документации установлены требования к закупаемым товарам.

Комиссией установлено, что в Документации не содержится указания на товарный знак (марку), наименование производителя к закупаемым товара.

Кроме того, Заказчиком получены коммерческие предложения, что означает о наличии, как минимум, трех поставщиков автоматических комплексов фотовидеофиксации, удовлетворяющих критериям технических требований аукционной документации (ООО «Радар», ООО «Инком», ООО «Симикон-Сервис).

Также Комиссией установлено, что на участие в закупке подано 2 заявки, аукцион состоялся, снижение составило на 1 574 209 рублей.

Таким образом, на рынке представлено как минимум 3 поставщика, которые соответствуют требованиям заказчика.

Учитывая изложенное, Комиссия признает данный довод необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобы заявителей  ООО «ГРУППА АНРО» (вх. 19954/ж от 09.12.2019г.), ООО «Сибавтомет» ( вх. 19959/ж от 09.12.2019г.) на действия заказчика  ГБУ "БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ" при проведении закупки №0311200046519000213 на предмет: поставка автоматических комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД, необоснованными;

2. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны