Решение №ВЧ-08/12325 Решение по делу №016/05/5-959/2022 от 6 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №ВЧ-08/12325 от 06.10.2022 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев материалы дела №016/05/5-959/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в поисковой системе «Яндекс» рекламы с текстом: «<….>», что имеет признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе»,

УСТАНОВИЛА:

В ходе проведения государственного надзора Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан были установлены признаки правонарушения по факту распространения в поисковой системе «Яндекс» рекламы с текстом: «<….>», содержащей признаки Федерального закона от 13 марта 2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Фотоизображение рекламы представлено ниже:

<….>

<….>

<….>

<….>

Осуществляя переход по ссылке рекламы открывается сайт <….>.

Согласно информации содержащейся на сайте ломбардную деятельность осуществляет ООО «А А А ЛОМБАРД КАЗАНЬ» (ИНН 5501195110).

<….>

<….>

В ходе рассмотрения дела директором ООО «А А А ЛОМБАРД КАЗАНЬ» <….> пояснено, что рекламная кампания ООО «А А А ЛОМБАРД КАЗАНЬ» размещалась через личный кабинет «Яндекс.Директ»
ООО «Информационные технологии бизнеса» (ИНН 5507083860).

Вместе с тем, согласно поступившему ответу от ООО «Яндекс» реклама была размещена в рамках договора возмездного оказания услуг № 33888/15 от 01.04.2015, заключённого между ООО «Яндекс» и ООО «Информационные технологии бизнеса» (ИНН 5507083860).

Согласно информации ООО «Информационные технологии бизнеса» между Обществом и ООО «А А А Ломбард» заключен Агентский Договор №19418 на проведение рекламной кампании от 25.02.2021 года.

Согласно агентскому Договору №19418 на проведение рекламной кампании от 25.02.2021 года Принципал поручает (ООО «А А А Ломбард», а Агент (ООО «Информационные технологии бизнеса») принимает на себя обязательство за вознаграждение совершить от имени и за счет Принципала комплекс юридических и фактических действий, направленных на проведение рекламной кампании в сети Интернет с использованием рекламных площадок ООО «Яндекс», ООО «Гугл», ООО «Мэйл.ру», ООО «Вконтакте» и прочих.

Согласно п.2 Договора, Агент обязуется согласовывать с Принципалом размещаемые рекламные материалы.

Согласно п.4.2 Договора, Принципал несет полную ответственность в отношении информации, размещаемой в рекламных материалах.

Также из пояснений ООО «Информационные технологии бизнеса» следует, что информация о самом низком проценте и 100% одобрении являлись маркетинговой акцией. Текстово-графические объявления, в которых указывалась информация, не позволяют отразить подробные условия акции, поэтому условия по акции предполагалось озвучить лично потенциальному клиенту (Оставь заявку и убедись!).

После получения письма 25 июля 2022 года рекламные объявления с информацией: Самый низкий % в Казани и 100% одобрение были удалены.

Учитывая изложенное, спорная реклама была размещена ООО «Информационные технологии бизнеса» по заказу ООО «А А А Ломбард».

Вместе с тем, в указанных объявлениях содержится информация о предоставлении данным ломбардом денежных займов под залог паспорта транспортного средства (далее – ПТС).

Указанная информация в соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о рекламе является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация со сведениями: «Автоломбард в Казани. Займы под залог ПТС! Самый низкий % в Казани! Оставь заявку и убедись!», «Автоломбард в Казани. 100% одобрение!» в силу статьи 3 Закона о рекламе является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, которые оказывает рекламодатель.

В силу части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», при анализе информации, содержащейся в рекламе, судам необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся.

Суды должны учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства.

Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.

В соответствии с п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», при рассмотрении дел о признании рекламы недостоверной судам необходимо исходить из следующего.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов "лучший", "первый", "самый", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Информационные технологии бизнеса» (ИНН 5507083860) и ООО «А А А ЛОМБАРД КАЗАНЬ» (ИНН: 5501195110) нарушения пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Статьей 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации. При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы (письмо ФАС России от 31.05.2016 № АК/36350/16 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона «О рекламе»).

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель, то есть ООО «А А А ЛОМБАРД КАЗАНЬ» (ИНН: 5501195110).

В соответствии с частью 8 статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, предусмотренных вышеуказанными нормами, несет ответственность рекламопроизводитель, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, то есть ООО «Информационные технологии бизнеса» (ИНН 5507083860) и ООО «А А А ЛОМБАРД КАЗАНЬ» (ИНН: 5501195110).

Согласно части 7 статьи 38 Закона «О рекламе» ответственность за нарушения части 1 статьи 18 несёт рекламораспространитель.

Из текста рекламы ООО «А А А ЛОМБАРД КАЗАНЬ» является рекламодателем.

На основании вышеуказанного ООО «А А А ЛОМБАРД КАЗАНЬ» и ООО «Информационные технологии бизнеса» предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.

Ввиду изложенного и на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе, а также в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1.            Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ООО «А А А ЛОМБАРД КАЗАНЬ» и ООО «Информационные технологии бизнеса» в поисковой системе «Яндекс» рекламы с текстом: «<….>», поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

2.            Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО «А А А ЛОМБАРД КАЗАНЬ» и ООО «Информационные технологии бизнеса» не выдавать.

4.            Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 04 октября 2022 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны