Решение №04-04/3304 Решение по делу №016/07/3-441/2023 от 6 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/3304 от 06.04.2023 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика ООО «КАМАЗ-Энерго» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 13.01.2023 г. №202Д), представителя заявителя ООО «РусЭнергоПром» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 04.04.2023г. №б/н), рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО «РусЭнергоПром» (вх. №3203/ж от 29.03.20223 г.) на действия заказчика ООО «КАМАЗ-Энерго» при проведении закупки №32312161395 на предмет: «Оказание услуг по поверке (калибровке) трансформаторов тока и напряжения по месту установки»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении запроса предложений в электронной форме №32312161395 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 02.03.2023 года.

Заказчик – ООО «КАМАЗ-Энерго».

Начальная цена договора – 5 588 400,00 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения довода заявителей на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении обжалуемой закупки заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг ООО «КАМАЗ-Энерго» (далее – Положение). 

В соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

В извещении о проведении закупки заказчиком установлено, что начальная (максимальная) цена договора составляет 5 588 400 (пять миллионов пятьсот восемьдесят восемь тысяч четыреста) рублей 00 копеек, в том числе НДС 20% - 931 400 руб. 00 коп.

Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно разделу 3 «Подготовка заявки на участие в запросе предложений вы электронной форме» документации для участия в запросе предложений в электронной форме претендент должен подать заявку на участие в запросе предложений в электронной форме по форме и в порядке, установленным документацией о проведении запроса предложений в электронной форме. Претендент вправе подать только одну заявку на участие в запросе предложений в электронной форме в отношении каждого предмета запроса предложений в электронной форме (лота). Заявки рассматриваются комиссией с учётом НДС (20%), вне зависимости от применяемой участником системы налогообложения. Если предложение участника (цена, предложенная участником) в заявке будут указаны без учета НДС, комиссия будет расценивать и рассматривать данную заявку, как заявку с предложением участника (ценой, предложенной участником), поданную с учетом НДС.

Согласно пунктам 13 и 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии в разделом 7 документации заказчиком установлены порядок и методика оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений в электронной форме, в том числе порядок оценки заявок по критерию «цена договора» - значимость критерия 80%:

1) При оценке заявок по критерию "цена договора" ("цена договора за единицу товара, работы, услуги") лучшим условием исполнения договора по указанному критерию признается предложение участника запроса предложений в электронной форме с наименьшей ценой договора (с наименьшей суммой цен за единицу товара, работы, услуги).

Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "цена договора", определяется по формуле:

,

где:  - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

   -  начальная (максимальная) цена договора, установленная в документации по запросу предложений в электронной форме;

  -  предложение i-го участника запроса предложений в электронной форме по цене договора.

2) Для расчета итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию «цена договора» (цена договора за единицу продукции), умножается на соответствующую указанному критерию значимость.

3) При оценке заявок по критерию «цена договора» (цена договора за единицу продукции) лучшим условием исполнения договора по указанному критерию признается предложение участника процедуры закупки с наименьшей ценой договора (с наименьшей суммой цен за единицу продукции).

В соответствии с протоколом №32312161395-1 рассмотрения заявок от 21.03.2023г. победителем закупки признано ООО «Южуралэнергосервис».

В итоговом протоколе заказчиком в графе «Предложение участника закупки» было указано, что ценовое предложение победителя составило 3 306 240, 00 рублей с НДС 20% со следующим примечанием: «В соответствии с п. 3.1.2 документации о проведении запроса предложений заявка рассмотрена комиссией с учетом НДС 20%, вне зависимости от применяемой участниками системы налогообложения. Так как предложение участника (цена, предложенная участником ООО «Южуралэнергосервис») в заявке указана без учета НДС, комиссия расценила и рассмотрела заявку, как заявку с предложением участника (ценой предложенной участником), поданную с учетом НДС 20%.

Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к числу принципов, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относится равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки.

Принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Это, в частности, означает, что допустимым может быть признано установление заказчиком требований, которые в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Данная правовая позиция нашла отражение в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018.

На основании вышеизложенного, во исполнение требований части 2 статьи 3 Закона о закупках, при проведении аукциона (и аналогичных процедур закупки) победитель определяется путем сравнения поступивших ценовых предложений и выигравшим признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора (при проведении конкурса (и аналогичных процедур закупки) ценовой критерий также учитывается для определения победителя закупки).

При этом, заказчик не имеет правовых оснований производить какие-либо вычеты из ценовых предложений, применять иные особенности оценки и сопоставления заявок в отношении разных категорий налогоплательщиков.

Таким образом, с лицом, выигравшим торги, заключается договор по цене, предложенной таким участником на условиях, указанных в заявке победителя, документации о закупке. При этом, требования, предъявляемые к участникам закупочной процедуры, применяются в равной степени ко всем участникам закупки и не могут содержать положения, обязывающие победителя закупки заключить договор по результатам закупки по цене меньшей, чем предложена в ходе проведения закупки.

Комиссией установлено, что в рассматриваемом случае, заказчик при оценке заявок участников вычеты (прибавления) из ценовых предложений участников не производил. Оценка цены договора осуществлялась в соответствии с ценой предложенной участником.

Согласно анализу заявки победителя установлено, что участником предложена цена 3 306 240, 00 рублей без НДС, участник находится на упрощенной системе налогообложения.

Вместе с тем, подавая заявку на участие «Южуралэнергосервис» выразил свое согласие с условиями, установленными заказчиком в документации, в том числе согласился, что его заявка будет оцениваться комиссией заказчика с учетом НДС (без прибавления 20% к предложенной в заявке цене).

Таким образом, при заключении договора с участником его ценовое предложение не подлежит изменению и составит 3 306 240,00 (с выделением суммы (в том числе) НДС).

Согласно представленным сведениям, победитель закупки со своей стороны подписал договор на сумму 3 306 240,00 рублей, на электронной площадке в соответствующей вкладке указано «Цена договора с НДС». Протоколов разногласий о несогласии с установленными условиями в адрес заказчика не поступало.

В рассматриваемом случае все участники закупки находились в равном положении, преимущественных условий заказчиком для кого-либо не создавалось.

Участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. Бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика.

Вместе с тем, заявитель на заседании Комиссии доказательств, подтверждающих обоснованность своих доводов не представил.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом случае действия заказчика не противоречат требованиям действующего законодательства. Довод заявителя о том, что цена заявки ООО «Южуралэнергосервис» принята в размере с НДС% и уменьшена на 20% не находит своего подтверждения, заказчик при оценке заявок участников не производил каких-либо вычетов/прибавок с ценовыми предложениями участников.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, доводы заявителя признаны необоснованными.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу заявителя ООО «РусЭнергоПром» (вх. №3203/ж от 29.03.20223г.) на действия заказчика ООО «КАМАЗ-Энерго» при проведении закупки №32312161395 на предмет: «Оказание услуг по поверке (калибровке) трансформаторов тока и напряжения по месту установки» необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны