Решение №АР-08/9209 Решение по делу №016/05/5-330/2019 о нарушении законодательс... от 21 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АР-08/9209 от 21.06.2019

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в отсутствии представителя ООО «МВМ», в отсутствии представителя ООО «РИМ», о времени и месте рассмотрения дела уведомленных надлежащим образом, рассмотрев дело №016/05/5-330/2019 в отношении ООО «МВМ» по факту распространения на рекламном щите рядом с проезжей частью рекламы с текстом: «М.видео ВЕСНА SALE НА ВСЁ ТРЦ «Порт», что имеет признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного надзора в соответствии со статьей 33 Закона о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) был установлен факт распространения на рекламном щите рядом с проезжей частью рекламы с текстом: «М.видео ВЕСНА SALE НА ВСЁ ТРЦ «Порт», содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе (Рисунок 1).

Рисунок 1

Согласно положениям статьи 3 Закона о рекламе под рекламой следует понимать информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1); ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4).

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан составлен акт фиксации нарушения Закона о рекламе при распространении на рекламном щите ББ-1012А по адресу: Казань, Оренбургский тракт вышеуказанной рекламы.

В рассматриваемой рекламе большую часть занимает наиболее привлекательная для потребителя информация «SALE НА ВСЁ». Данная информация изложена крупным шрифтом.

В случае трактовки слова SALE как общепринятое распродажа, имеет место прочтение данной рекламы как «РАСПРОДАЖА НА ВСЁ». Следовательно, прочитав данную рекламу, у потребителей складывается впечатление, что в магазине М.видео, находящемся в ТРЦ «ПОРТ» по ул. Оренбургский тракт, 158 проходит распродажа на все товары.

Вместе с тем, далее в рекламной конструкции мелким шрифтом указана остальная информация в отношении условий данной акции, которые не поддаются прочтению.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования». И что очень важно: оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Учитывая расположение данной рекламной конструкции непосредственно у проезжей части, что в свою очередь предполагает ее адресность и направленность в первую очередь на потребителей рекламы, находящихся в транспортных средствах, у потребителей рекламы ввиду количества времени для ее восприятия, мелкого размера шрифта, которым изложены существенные условия по сравнению с размером основного шрифта, высоты расположения текста, отсутствует возможность для целостного восприятия всей информации относительно проводимой распродажи.

При этом, в данном случае существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламы.

В связи с тем, что ООО «МВМ» зарегистрировано на территории, подведомственной Московскому Управлению Федеральной антимонопольной службы и на территории другого государства, на основании пункта 3.34 приказа ФАС России от 23.11.2012г. № 711/12 «Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» и в соответствии с пунктом 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. № 508, Татарстанское УФАС России ходатайствовало перед ФАС России о наделении полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО «МВМ» (105066, г. Москва, ул. Каланчевская, дом 27, ОГРН 1027700067328, ИНН 7728168971) по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

ФАС России рассмотрел ходатайство Татарстанского УФАС России о наделении полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту распространения рекламы «М.видео ВЕСНА SALE НА ВСЁ ТРЦ «Порт», содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе в отношении ООО «МВМ» наделил Татарстанское УФАС полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. 

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8, 12 статьи 5, статьями 6 - 9, частями 4 - 6 статьи 10, статьей 12, частью 3 статьи 19, частями 2 и 6 статьи 20, частями 1, 3, 5 статьи 21, статьями 24 и 25, частями 1 и 6 статьи 26, частями 1 и 5 статьи 27, статьями 28 - 30.1 настоящего Федерального закона.

Рекламодателем является ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «МВМ».

Согласно письменных пояснений ООО «МВМ» в период с 01.03.2019г. по 11.03.2019г. во всех магазинах торговой сети «М.видео», включая интернет-магазин на сайте www.mvideo.ru проходила рекламная акция «Весна Sale».

Действие данной акции распространялось на товары из акционного перечня «Весна Sale», который являлся единым для всех городов-участников и утверждался генеральным директором общества.

В тексте рекламы акции: «М.видео ВЕСНА SALE НА ВСЁ» после слова «ВСЁ» был поставлен отсылочный знак ** на условия акции. В дисклеме под отсылочным знаком ** был указан текст следующего содержания: «НА ВСЕ КАТЕГОРИИ ТОВАРОВ ИЗ АКЦИОННОГО СПИСКА».

По мнению ООО «МВМ» наличие в тексте рекламы уже одного только отсылочного знака ** после слова «ВСЁ», исполненного шрифтом, доступным для восприятия, в том числе с учетом ограниченного времени для прочтения информации из проезжающего транспорта (водителями транспортных средств и пассажирами) информирует потребителей данной рекламы о наличии уточняющих условий, в том числе, способных обмануть их ожидания, в частности, о том, что предложение распространялось лишь на определенный перечень товаров, что исключает возможность введения в заблуждение.

Вместе с тем, по мнению Комиссии Татарстанского УФАС России, указанная реклама направлена в первую очередь для привлечения внимания потребителей к данной акции, следовательно, условия акции являются существенной информацией, в случае, даже если потребитель увидит знак «**», который также указан мелким шрифтом, условия на которых предлагается товар прочитать не сможет.

Таким образом, данная реклама способна ввести потребителей в заблуждение, а также обмануть ожидания покупателей, что не соответствует требованиям части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктами 1 и 2 Закона о рекламе реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В связи с тем, что ООО «МВМ» данная реклама более не распространяется, предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать рекламу ООО «МВМ», распространяемую на рекламном щите рядом с проезжей частью рекламы с текстом: «М.видео ВЕСНА SALE НА ВСЁ ТРЦ «Порт» ненадлежащей, не соответствующей требованиям части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ «О рекламе».

Предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «МВМ» не выдавать.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны