Предупреждение №АЯ-05/11074 Предупреждение №П05-57/2023 о прекращении действий (бездейст... от 24 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-05/11074 от 24.10.2023 г.

В Татарстанское УФАС России поступило обращение <…> [физическое лицо] на действия АО «Альметьевск-Водоканал», в части навязывания необоснованных условий договора, в части требования переноса места установки прибора учета на границу эксплуатационной ответственности, а именно об установке прибора учета воды в смотровом водяном колодце.

По результатам изучения представленных документов Татарстанским УФАС России установлено следующее.

Водоснабжение и водоотведение объекта по адресу: <…> (далее – Объект <…>) осуществляется на основании договора от 28.10.2014 г. на отпуск воды и прием сточных вод, заключенного между АО «Альметьевск-Водоканал» и <…> [физическим лицом].

На вышеуказанном Объекте <…> [физического лица] установлены и введены в эксплуатацию средства измерений и учета водопотребления (далее – приборы учета): 1.прибор учета холодной воды сгв-15 бетар 2017 г. с заводским номером 31123193; 2.прибор учета холодной воды сгв-15 бетар 2017 с заводским номером 31092213.

В соответствии со схемой границ эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности (приложение к вышеуказанному договору), составленной и подписанной <…> [физическим лицом] и АО «Альметьевск-Водоканал», прибор учета и задвижка установлены непосредственно в жилом доме.

После истечения срока поверки вышеуказанных приборов учета <…> [физическим лицом] 14.09.2023 г. была осуществлена их поверка, получены соответствующие акты поверки средств измерений №048018 и №048019, которые подтверждают факт технической исправности приборов учета и их пригодности к дальнейшей эксплуатации.

После осуществления поверки приборов учета <…> [физическое лицо] обратилось в адрес АО «Альметьевск-Водоканал» с заявлением о допуске указанных приборов учета в эксплуатацию. Однако, АО «Альметьевск-Водоканал» было отказано в допуске вышеуказанных приборов учета в связи с необходимостью установки смотрового водяного колодца и переноса прибора учета в указанный колодец.

В обоснование своей позиции, АО «Альметьевск-Водоканал» (исх.№2461 от 28.08.2023 г.) ссылается на ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», согласно которому производимые, передаваемые потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учета с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Также общество указывает, что часть 5 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении) предусматривает, что приборы учета воды размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента и указанных организаций.

Рассмотрев имеющиеся материалы, изучив позиции сторон, Татарстанское УФАС России приходит к следующему выводу.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Законом о водоснабжении и водоотведении.

Согласно пунктам 1 и 11 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения осуществляется в соответствии с правилами холодного водоснабжения на основании договоров холодного водоснабжения.

В соответствии с ч.1 ст.13 Закона о водоснабжении и водоотведении по договору водоснабжения организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

В соответствии с частью 5 статьи 20 Закона о водоснабжении приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 Закона о водоснабжении, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Согласно пункту 4 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. №776 (далее – Правила №776), приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом или организацией, осуществляющей транспортировку горячей воды, холодной воды, сточных вод (далее - транзитная организация), на границе балансовой принадлежности сетей или на границе эксплуатационной ответственности абонента и (или) транзитной организации с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение), другими организациями, эксплуатирующими водопроводные и (или) канализационные сети, если иное не предусмотрено договорами водоснабжения, договором водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, договором по транспортировке холодной воды, договором по транспортировке горячей воды, договором по транспортировке сточных вод, договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, договором по водоподготовке, договором по очистке сточных вод, а также иными договорами, заключаемыми с организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение.

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность установления приборов учета не на границе балансовой принадлежности сетей или на границе эксплуатационной ответственности, а в иных местах, согласованных сторонами в договоре.

Татарстанским УФАС России установлено, что на Объекте <…> [физического лица] прибор учета и задвижка установлены непосредственно в жилом доме. Вышеуказанный факт отражен в Схеме границ эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности (приложение к вышеуказанному договору), составленной и подписанной <…> [физическим лицом] и АО «Альметьевск-Водоканал».

В ч.8 ст.13 Закона о водоснабжении и водоотведении, в п.5 Правил холодного водоснабжения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. №644 (далее Правила № 644), установлено, что договоры горячего водоснабжения, договоры холодного водоснабжения заключаются в соответствии с типовым договором горячего водоснабжения и типовым договором холодного водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Типовые договоры утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. №645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения» (далее - типовые договоры).

В соответствии с пп.г п.12 типового договора холодного водоснабжения, утвержденного вышеуказанным Постановлением Правительства РФ, абонент обязан устанавливать приборы учета на границах эксплуатационной ответственности или в ином месте, определенном настоящим договором.

Формулировка подпункта «г» п.12 вышеуказанного типового договора соответствует условиям, установленным в п.5 ст.20 Закона о водоснабжении и водоотведении, а также соответствует подпункту «д» ст.35 Правил № 644 и пункту 4 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утверждённых постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 г. №776.

В соответствии с пп.б п.12 типового договора холодного водоснабжения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. №645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения», абонент обязан обеспечивать сохранность пломб и знаков поверки на приборах учета, узлах учета, задвижках обводной линии, пожарных гидрантах, задвижках и других устройствах, находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, соблюдать температурный режим в помещении, где расположен узел учета холодной воды (не менее +5 °C), обеспечивать защиту такого помещения от несанкционированного проникновения, попадания грунтовых, талых и дождевых вод, вредных химических веществ, гидроизоляцию помещения, где расположен узел учета холодной воды, и помещений, где проходят водопроводные сети, от иных помещений, содержать указанные помещения в чистоте, не допускать хранение предметов, препятствующих доступу к узлам и приборам учета, несанкционированное вмешательство в работу прибора учета (узла учета), механические, химические, электромагнитные или иные воздействия, которые могут искажать показания приборов учета

Вопрос места установки прибора учета также отражен в п.2 Правил предоставления предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, согласно которому индивидуальный прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении.

Таким образом, действия АО «Альметьевск-Водоканал», выразившиеся в навязывании необоснованных условий договора, в части требования переноса места установки прибора учета на границу эксплуатационной ответственности, а именно об установке прибора учета воды в смотровом водяном колодце, являются необоснованными и несоответствующими действующему законодательству.

Вышеуказанная позиция подтверждается судебной практикой, в том числе изложенной в апелляционном определении Верховного суда Республики Татарстан по делу №33-12954/2021 от 19.08.2021 года, которым установлено, что поскольку действующее законодательство не возлагает на абонента безусловной обязанности обеспечить учет потребляемых энергоресурсов исключительно и только в точке исполнения обязательств организацией, осуществляющей водоснабжение, а, именно, на границе эксплуатационной ответственности, выводы суда о том, что прибор учета воды установлен истцом в соответствии с требованиями действующего законодательства и требование ответчика о его переносе в иное место (в смотровом колодце за пределами домовладения истца) является неправомерным, судебная коллегия считает правильными. Приведенные нормы закона в части выбора сторонами места установки прибора учета имеют диспозитивный характер.

Аналогической позиции придерживается Арбитражный суд РТ и Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в своих решении и постановлении по делу №А65-8237/2023.

Необходимо отметить, что действующее законодательство не отождествляет понятий места установки прибора учета воды с границей эксплуатационной ответственности, и установка в том или ином месте прибора учета воды не означает, что местом установки прибора учета разграничивается ответственность сторон.

В соответствии с п.2 Правил №644 граница эксплуатационной ответственности – это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации (обеспечению эксплуатации) этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.

То есть, граница эксплуатационной ответственности не зависит от места установки прибора учета воды, а зависит от условий заключенного договора.

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;

естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относится к естественно-монопольным видам деятельности. Хозяйствующий субъект, осуществляющий водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, является субъектом естественной монополии.

Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 14.12.2018г №10-155/кс для АО «Альметьевск-Водоканал» установлены тарифы на питьевую воду и водоотведение на 2019-2023гг.

Таким образом, АО «Альметьевск-Водоканал», осуществляющее водоснабжение и водоотведение потребителей г.Альметьевск с использованием централизованных систем, является субъектом естественной монополии, и в силу прямого указания закона занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке (часть 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции»). Следовательно, деятельность по водоснабжению и водоотведению подпадает под регулирование Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ.

Таким образом, АО «Альметьевск-Водоканал», злоупотребляя своим доминирующим положением на рынке по водоснабжению и водоотведению, навязывает в отношении абонентов, с которыми в действующих договорах согласованы места установления прибора учетов внутри домов, установку коллективного прибора учета в колодце.

Таким образом, в действиях АО «Альметьевск-Водоканал» содержатся признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Необходимо отметить, что в Татарстанское УФАС России позже поступило коллективное обращение граждан, проживающих в г.Альметьевск на аналогичные действия АО «Альметьевск-Водоканал».

Следовательно, вышеуказанные действия АО «Альметьевск-Водоканал» могут привести к ущемлению интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 вышеуказанного Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 вышеуказанного закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Учитывая изложенное, в связи с наличием в действиях АО «Альметьевск-Водоканал» (ИНН 1644034674) признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части навязывания (необоснованного требования) установления индивидуального прибора учета в колодце абонентам, в отношении объектов которых договорами водоснабжения установлены положения о приборах учета внутри помещений, Татарстанское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», предупреждает АО «Альметьевск-Водоканал» о необходимости прекращения в течение 30 дней с момента получения настоящего предупреждения нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, путем отзыва требований (прекращения направления подобных требований) о переносе места установки прибора учета на границу эксплуатационной ответственности, в случае, если договорами было определено (согласовано) иное место установки прибора учета воды.

О выполнении предупреждения сообщить в Татарстанское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

Председатель комиссии                                                                                                                         <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны