Акт плановой выездной проверки №АЯ-06/4145 Акт проверки №04/06 в отношении Исполнительного комитета Акт... от 31 марта 2022 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. АЯ-06/4145 от 31.03.2022 г.

На основании приказа от 03 марта 2022 г. №02/50-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая выездная и документарная проверка в отношении Исполнительного комитета Актанышского муниципального района Республики Татарстан (423740, Республика Татарстан, Актанышский район, село Актаныш, проспект Ленина, дом 17, офис17,18, ОГРН: 1061682000060, Дата присвоения ОГРН: 13.01.2006, ИНН: 1604006790, КПП: 160401001) (далее также – Исполнительный комитет).

Срок проведения проверки: с 10.03.2022 года по 31.03.2022 года включительно.

Акт составлен членом инспекции, специалистом 1 разряда Шайхразиевым Н.А.

С копией приказа о проведении проверки ознакомлен:

________________________________________________________________________

(Ф.И.О, руководителя, иного должностного лица проверяемого лица, уполномоченного представителя с указанием даты, времени ознакомления)

Проверка проводилась Инспекцией в составе:

Руководитель инспекции:

<…> – [должностное лицо]

Члены инспекции:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Предметом настоящей проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства Исполнительным комитетом Актанышского муниципального района Республики Татарстан.

Адрес проверяемой организации: 423740, Республика Татарстан, Актанышский район, село Актаныш, проспект Ленина, дом 17, офис17,18, ИНН: 1604006790.

Место проведения проверки: 423740, Республика Татарстан, Актанышский район, село Актаныш, проспект Ленина, дом 17, офис17,18, ИНН: 1604006790.

Инспекцией, проводившей проверку, были изучены документы и информация, предоставленные в соответствии с приказом Татарстанского УФАС России от 03 марта 2021 года №02/50-пр, а также требованием от 15.03.2022 исх. №АЯ-06/3323.

ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО

Исполнительный комитет Актанышского муниципального района Республики Татарстан действует на основании Положения об Исполнительном комитете Актанышского муниципального района Республики Татарстан (далее – Положение), утвержденного решением Совета Актанышского муниципального района Республики Татарстан от 10 февраля 2022 года № 17-02.

Согласно Положению об Исполнительном комитете Актанышского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного решением Советом Актанышского муниципального района Республики Татарстан от 10 февраля 2022 года № 17-02, Исполнительный комитет является органом местного самоуправления Актанышского муниципального района Республики Татарстан, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции.

Исполнительный комитет организует на территории муниципального района Республики Татарстан реализацию задач по решению вопросов местного значения, осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Республики Татарстан, а также полномочий, переданных органами местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, на основании соглашений. 

В структуру Исполнительного комитета входят Руководитель Исполнительного комитета, его заместители, аппарат Исполнительного комитета, отделы и управления.

Исполнительный комитет финансируется в соответствии со сметой расходов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального района, а также за счет других источников, не запрещенных законодательством.

Исполнительный комитет в области использования земли осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в соответствии с порядком, определенным представительным органом муниципального района, и в случаях, предусмотренных законодательством, иными участками.     

Руководителем Исполнительного комитета в период проведения проверки являлся <…> – [должностное лицо]. Назначен на должность Руководителя Исполнительного комитета Решением Совета Актанышского муниципального района Республики Татарстан от 04.02.2022 г. №16-01.

Информация о количестве входящей, исходящей корреспонденции, постановлений, распоряжений Исполнительного комитета за период с 2019 по день начала проведения проверки представлена в следующей таблице:

 

 

Входящая корреспонденция

Исходящая корреспонденция

Распоряжения

Постановления

2019

3615

2138

1180

332

2020

4360

2408

1090

268

2021

5323

2748

1070

269

2022

852

581

113

45

 

Объем (количество, стоимость) закупок, проведенных в форме аукциона в электронной форме, запроса котировок, запроса предложений, закупок с единственным поставщиком в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), представлен следующих в таблицах (тыс. руб.):

 

2019 год

Электронный аукцион

Запрос котировок

Запрос предложений

Открытый конкурс

Единственный поставщик

Общая стоимость

47 524 644,07

0

0

0

45 747 727,05

Общее количество

23

0

0

0

12

Итого общий объем закупок за 2019г.

93 272 371,12

2020 год

Электронный аукцион

Запрос котировок

Запрос предложений

Открытый конкурс

Единственный поставщик

Общая стоимость

47 567 678,25

0

0

0

43 152 173,45

Общее количество

19

0

0

0

8

Итого общий объем закупок за 2020г.

90 719 851,70

2021 год

Электронный аукцион

Запрос котировок

Запрос предложений

Открытый конкурс

Единственный поставщик

Общая стоимость

33 243 103,77

0

0

0

44 470 836,91

Общее количество

20

0

0

0

14

Итого общий объем закупок за 2021г.

 

77 713 940,68

2022 год

Электронный аукцион

Запрос котировок

Запрос предложений

Открытый конкурс

Единственный поставщик

Общая стоимость

2 784 016,28

0

0

0

2 049 434,25

Общее количество

5

0

0

0

7

Итого общий объем закупок за 2022г.

4 833 450,53

                 

 

План-графики закупок:

План-график на 2021 год размещен 30.12.2020 г.

План-график на 2022 год размещен 28.12.2021 г.

Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществленных в 2020 году заказчиком размещен 19.03.2021г., в 2021 году размещен 15.03.2022г.

В 2020 году доля закупок, которые заказчик осуществил у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций составила 76,14%, в 2021 году составила 83,84%.

 

1. Инспекцией Татарстанского УФАС России по результатам анализа деятельности Исполнительного комитета Актанышского муниципального района Республики Татарстан по предоставлению права на размещение нестационарных торговых объектов (далее также – НТО) на территории Актанышского муниципального района было установлено следующее.

Постановлением от 01.06.2020 г. №ПР-106 Исполнительным комитетом утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Актанышского муниципального района. Помимо Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Актанышского муниципального района вышеуказанным постановлением утвержден также порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории Актанышского муниципального района (далее – Порядок).

Согласно пункту 6.1 раздела IV Порядка проведения аукциона, в аукционе может принять участие любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, или любое физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, Порядком о проведении аукциона определен исчерпывающий перечень субъектов, являющихся заявителями на аукционы на право размещения нестационарных торговых объектов.

При этом Инспекция отмечает, что в связи с принятием Федерального закона от 27.11.2018 №422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» круг лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, был расширен, а именно появился такой субъект предпринимательской деятельности как плательщики налога на профессиональный доход.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 27.11.2018 №422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее - Закон №422-ФЗ) самозанятыми признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном Федерального закона от 27.11.2018 №422-ФЗ.

Согласно части 7 статьи 2 Закона №422-ФЗ профессиональный доход - доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.

Таким образом, текстом вышеуказанного Порядка налогоплательщики налога на профессиональный доход (далее – самозанятые) исключаются из числа субъектов предпринимательской деятельности, которые могут считаться участниками аукциона на размещение нестационарных торговых объектов на территории Актанышского муниципального района.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Вследствие невнесения Исполнительным комитетом изменений в Порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории Актанышского муниципального района, необоснованно ограничена возможность осуществления самозанятыми предпринимательской деятельности.

Таким образом, бездействия Исполнительного комитета Актанышского муниципального района, которое выразилось в невнесении изменений в Порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории Актанышского муниципального района, которые бы позволяли самозанятым принимать участие в конкурсе на размещение нестационарных торговых объектов и временных объектов общественного питания, содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Инспекцией Татарстанского УФАС России по результатам анализа деятельности Исполнительного комитета Актанышского муниципального района Республики Татарстан в сфере организации ритуальных услуг было установлено следующие.

В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг.

Межгосударственный стандарт ГОСТ 32609-2014, введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии с 1 января 2016 года и устанавливающий обязательные для применения в документах термины и определения в области похоронного дела (далее - ГОСТ 32609-2014), определяет ритуальные услуги как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельность исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений, указывая в примечании, что под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги.

Статья 17 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит перечень полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения, не являющийся исчерпывающим, поскольку по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 названного закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований также могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.

Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее-Закон о погребении), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

Частью 1 статьи 29 Закона о погребении предусмотрено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Постановлением Исполнительного комитета Актанышского муниципального района от 02.02.2022 года №ПР-20 утверждено Положение о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Актанышского муниципального района (далее-Положение).

Согласно пункту 1 постановления Исполнительного комитета Актанышского муниципального района от 02.02.2022 года №ПР-20 создана специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории Актанышского муниципального района на базе муниципального унитарного предприятия «Коммунсервис».

Согласно пункту 1.5 Положения создание специализированной службы может производиться путем учреждения соответствующего муниципального предприятия или муниципального учреждения, путем объявления конкурса среди действующих юридических лиц, осуществляющих деятельность на рынке ритуальных услуг, или путем присвоения статуса специализированной службы существующему на территории предприятию.

При этом Инспекция Татарстанского УФАС России обращает внимание на то, что Закон об организации местного самоуправления не предоставляет органам местного самоуправления права делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены Законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (например, оказание гарантированного перечня услуг по погребению за счет бюджета), в связи с чем органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов не наделены правом присвоения статусов специализированных служб по вопросам похоронного дела хозяйствующим субъектам.

Данный вывод также подтвержден судебной практикой (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2008 № 9352/08 по делу № А60-19144/07-С4, Постановление ФАС Поволжского округа от 27.02.2014 по делу № А12-4365/2012, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.02.2013 по делу № А21-7662/2012, Постановление ФАС Уральского округа от 19.03.2012 № Ф09-7288/10 по делу №А76-6041/2010, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.05.2011 №17206/10 по делу №А76-6041/2010-35-192).

Учитывая указанную выше позицию Верховного Суда Российской Федерации, орган местного самоуправления обязан создать специализированную службу по вопросам похоронного дела. При этом Законом о погребении не предусмотрена конкретная организационно-правовая форма создаваемой органом местного самоуправления организации для целей выполнения функций специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Таким образом, во взаимосвязи Закона о защите конкуренции, Закона о погребении и Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», следует, что наделение хозяйствующего субъекта статусом специализированной службы по вопросу похоронного дела не является правомерным.

Таким образом, текстом вышеуказанного Положения определена возможность предоставления статуса специализированного службы по вопросам похоронного дела существующим на территории района предприятиям функции, которые отнесены Законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления, что приводят или могут привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

На основании изложенного, Инспекция приходит к выводу, что действия Исполнительного комитета Актанышского муниципального района, выразившееся в утверждении Положение о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Актанышского муниципального района, которым предусматривается возможность наделения статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела существующие на территории района предприятия без проведения конкурентных процедур, приводят или могут привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Подобные обстоятельства не согласуются с конституционными принципами обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции, лежащими в основе правового регулирования экономических отношений.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, и иных федеральных законах, регулирующих отношения, указанные в статье 3 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Таким образом, действия Исполнительного комитета Актанышского муниципального района, которое в утверждении Положение о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Актанышского муниципального района, которым предусматривается возможность наделения статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела существующие на территории района предприятия без проведения конкурентных процедур, приводят или могут привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции, содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

3. В результате анализа документации электронного аукциона № 0111300030921000077 на право заключения муниципального контракта «Оказание услуг по организации школьных перевозок на I полугодие 2022 г. для образовательных учреждений Актанышского муниципального района Республики Татарстан» Инспекцией Татарстанского УФАС России было установлено следующее.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Пунктом 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района является вопросом местного значений муниципального района.

Согласно ч. 2 ст. 40 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав одного муниципального района, между населенными пунктами в составе муниципального или городского округа осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.

Таким образом, предусмотренная ч. 2 ст. 40 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация бесплатной перевозки обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, будучи направленной на обеспечение общедоступности и бесплатности образования, относится, согласно Федеральному закону от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к таким вопросам местного значения муниципальных районов, как создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения, а также организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам.

Из взаимосвязи положений Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 6 и п. 11 ч. 1 ст. 15) и Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 2 ст. 40) следует, что организация бесплатной перевозки обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав одного муниципального района является муниципальной нуждой.

В соответствии с ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (то есть в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Законом о контрактной системе)).

Согласно пункту 1 статьи 26 Закона о контрактной системе, в целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков могут быть возложены на муниципальный орган.

Положения о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Актанышского муниципального района Республики Татарстан №36-04 от 07.02.2014 года (далее – Положение о контрактной системе) в абзаце 8 пункта 1.5 указывает, что уполномоченный орган – муниципальный орган, казенное учреждение на которое возложены полномочия, предусмотренные статьей 26 Закона о контрактной системе.

Согласно абзацу 2 раздела 1.2 документации электронного аукциона № 0111300030921000077 установлено, что торги были объявлены Исполнительным комитетом – уполномоченным органом, действующим на основании Положения о контрактной системе.

Извещение о проведении электронного аукциона №0111300030921000077 было опубликовано на сайте официальном сайте zakupki.gov.ru Исполнительным комитетом Актанышского муниципального района Республики Татарстан (далее – Исполнительный комитет) 20.12.2021 года, что подтверждается сведениями об ЭЦП.

В состав документации электронного аукциона входит техническое задание, которое также было опубликовано Исполнительным комитетом на официальном сайте zakupki.gov.ru 20.12.2021 года. Техническое задание представляет собой расчет расходов на организацию школьных перевозок с января по май 2022 года. Техническое задание было согласовано директорами 13 школ Актанышского муниципального района.

Во всех документах технического задания указано, что для оказания услуг для той или иной школы необходимо транспортное средство (без указания эквивалента) с определенным государственным номером: ПАЗ Н687ВМ, Форд АР899, Форд H826КО, ПАЗ Х616ТО, ФОРД Н781КО, Форд Н765КО, Форд У649НА, Фиат Н944КР, ФОРД Н088ОХ, ПЕЖО Т032ЕХ, ФОРД Н618КТ, ПЕЖО С193ВО, ПЕЖО Т012СХ, ПЕЖО Т024СХ, ФОРД Н572КТ, Форд Х121ЕС, ФОРД Н756КО.

Инспекцией установлено, что транспортные средства указанной марки и с соответствующим государственными номерами, а именно ПАЗ Н687ВМ, Форд АР899, Форд H826КО, ПАЗ Х616ТО, ФОРД Н781КО, Форд Н765КО, Форд У649НА, Фиат Н944КР, ПЕЖО Т032ЕХ, ФОРД Н618КТ, ПЕЖО С193ВО, ФОРД Н572КТ, Форд Х121ЕС, ФОРД Н756КО, закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП «Актанышское автотранспортное хозяйство» Актанышского муниципального района (ИНН: 1604010726).

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 03.08.2018 №283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», государственный регистрационный номер транспортного средства - индивидуальное буквенно-цифровое обозначение, присваиваемое транспортному средству регистрационным подразделением. Таким образом, в Российской Федерации не может быть зарегистрировано два и более транспортных средств с идентичными государственными номерами.

По итогам проведения указанного электронного аукциона победителем аукциона был признан МУП «Актанышское автотранспортное хозяйство» Актанышского муниципального района (ИНН: 1604010726).

Инспекцией также установлено, что документация электронного аукциона № 0111300030921000077 не устанавливает возможность передачи транспортных средств с указанными государственными номерами победителю аукциона для оказания услуг по перевозке.

В соответствии с Положением о контрактной системе, заказчик – муниципальный заказчик либо, в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе, бюджетное учреждение. Инспекцией установлено, что образовательные организации, являющиеся заказчиками по данному аукциону действуют в организационно-правовой форме МБОУ - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.

Согласно пункту 4.1.1. Положения о контрактной системе, заказчики в целях определения поставщиков (подрядчика, исполнителя) разрабатывают и направляют заявки на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), утвержденные руководителем заказчика в уполномоченный орган на определение поставщиков (подрядчика, исполнителя) по установленной уполномоченным органом форме, а также, по пункту 4.1.2. устраняют замечания по заявкам, представленные уполномоченным органом.

Пунктом 4.1.1. Положения о контрактной системе установлено, что заказчики устанавливают требования к участникам закупки в соответствии с законодательством.

По подпункту 1 пункта 5.1.7. Положения о контрактной системе заказчик в обязательном порядке прикладывает к подаваемой в уполномоченный орган заявке на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) техническое задание, утвержденное руководителем заказчика (ответственным лицом).

При этом в пункте 5.2.1. Положения о контрактной системе указано, что уполномоченный орган рассматривает поступившие от заказчиков заявки на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и отказывает заказчикам в осуществлении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае выявления несоответствия сведений, указанных в представленных документах, требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 5.2.4. Положения о контрактной системе, заявка, учитывающая замечания уполномоченного органа, подается заказчиком повторно.

Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещается создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Таким образом, опубликовав технические задания с требованиями для участников аукциона о необходимости осуществления перевозки на определенных автотранспортных средствах, закрепленных за МУП «Актанышское автотранспортное хозяйство» Актанышского муниципального района (ИНН: 1604010726), Исполнительный комитет создал преимущественные условия участия в аукционе для данной организации, поскольку ни у какого другого хозяйствующего субъекта требуемые в техническом задании транспортные средства на каком бы то ни было праве находиться не могут, следовательно, победителем данного аукциона могло стать только МУП «Актанышское автотранспортное хозяйство» Актанышского муниципального района (ИНН: 1604010726).

В связи с вышеизложенным, в данном случае усматривается признак нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, что выразилось в создании Исполнительным комитетом преимущественных условий участия в торгах для МУП «Актанышское автотранспортное хозяйство» Актанышского муниципального района путем опубликования технических заданий с невыполнимыми требованиями для участников закупки, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

4. Инспекцией Татарстанского УФАС России по результатам анализа заключенных соглашений Администрацией Актанышского муниципального района с хозяйствующими субъектами было установлено следующие.

6 января 2021 года Управление сельского хозяйства и продовольствия МСХиП РТ в Актанышском районе РТ заключило соглашения о Сотрудничестве №17 с ООО Агрофирма Чишма (ИНН 1604010652), которое согласовано Главой Актанышского муниципального района Республики Татарстан.

Также, 6 января 2022 года Управление сельского хозяйства и продовольствия МСХиП РТ в Актанышском районе РТ заключило соглашения о Сотрудничестве №17 (далее-Соглашение) с ООО Агрофирма Чишма (ИНН 1604010652), которое согласовано Главой Актанышского муниципального района Республики Татарстан.

Условия, перечисленные в вышеуказанных соглашениях схожие.

Пунктом 1.2 Соглашения Управление обязуется на основании представленных отчетных данных определить конкретные пороговые значения предприятия на 2022 год.

Пунктом 1.7 Соглашения Управление обязуется обеспечить получение предприятием всех субсидий, предусмотренных по Республике Татарстан и Российской Федерации.

Пунктом 2.2. Соглашения Управление предоставляет научные консультации и осуществляет контроль за достижением целей, предусмотренных пунктом 1.3 Соглашения, который в Соглашении отсутствует.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, за период с 2019 г. по 2021 г., предоставило ООО Агрофирма Чишма следующие субсидии:

Наименование НПА и реквизиты

Наименование мероприятия

Соглашение на предоставление субсидий

Сумма полученной субсидии, тыс.руб.

Номер

Дата заключения

Постановление КМ РТ от 07.09.2021 № 836 «О мерах государственной поддержки производителей зерновых культур»

Субсидии на возмещение части затрат, связанных с производством и реализацией зерновых культур

10-2021-91475

15.12.2021

261,9

Постановление КМ РТ от 30.06.2021 № 514 «О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса по отдельным направлениям»

Субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока, бюджет РТ

15

10.12.2021

1 066,6

Постановление КМ РТ от 31.05.2021 № 397 «О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса по отдельным направлениям за счет средств бюджета Республики Татарстан»

Субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат, направленным на развитие растениеводства

не предусмотрено

410,8

Постановление КМ РТ от 10.12.2021 №1210 «Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Республики Татарстан субсидии производителям, осуществляющим разведение и (или) содержание молочного крупного рогатого скота, на возмещение части затрат на приобретение кормов для молочного крупного рогатого скота, софинансируемой в полном объёме из федерального бюджета в 2021 году»

Субсидии производителям, осуществляющим разведение и (или) содержание молочного крупного рогатого скота, на возмещение части затрат на приобретение кормов для молочного крупного рогатого скота, софинансируемой в полном объёме из федерального бюджета в 2021 году.

10-2021-100626

24.12.2021

534,1

Постановление КМ РТ от 17.01.2018 № 17 «О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса»

Субсидии на возмещение части затрат на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока

01/04-16-РТ, 02/04-16-РТ

11.02.2019, 11.03.2019

725,6

Постановление КМ РТ от 17.01.2018 № 17 «О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса»

Субсидии на содействие достижению целевых показателей развития отраслей растениеводства и животноводства

3/04-15, 4/04-18

21.03.2019, 15.04.2019

834,8

Постановление КМ РТ от 26.01.2018 № 42 «О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса за счет средств бюджета Республики Татарстан»

Субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат, связанных с проектированием и государственной экспертизой проектно-сметной документации на строительство молочных комплексов

1

02.04.2019

2325,8

Постановление КМ РТ от 26.01.2018 № 42 «О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса за счет средств бюджета Республики Татарстан»

Субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением племенных сельскохозяйственных животных

2019-Плем-316

21.10.2019

1150,0

Постановление КМ РТ от 17.01.2018 № 17 «О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса»

Субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением племенного молодняка КРС

2020-Плем-839

23.12.2020

1000,0

Постановление КМ РТ от 17.01.2018 № 17 «О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса»

Субсидии на повышение продуктивности в молочном животноводстве

2/04-15

11.03.2019

1148,9

Постановление КМ РТ от 17.01.2018 № 17 «О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса»

Субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве за счет средств бюджета Республики Татарстан

1-04-15, 02/04-15

06.03.2020, 11.03.2020

966,1

Постановление КМ РТ от 26.01.2018 № 42 «О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса за счет средств бюджета Республики Татарстан»

Субсидии на возмещение затрат на горюче-смазочные материалы сельскохозяйственным товаропроизводителям, потребительским обществам, организациям агропромышленного комплекса, индивидуальным предпринимателям и гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, принявшим участие в сельскохозяйственных ярмарках

не предусмотрено

1,14

Постановление КМ РТ от 17.01.2018 № 17 «О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса»

Субсидии на повышение продуктивности в молочном животноводстве

4-04-15

23.03.2020

2250,8

Постановление КМ РТ от 17.01.2018 № 17 «О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса»

Субсидии на повышение продуктивности в молочном животноводстве

10-2021-10150

28.03.2021

1851,2

Постановление КМ РТ от 26.01.2018 № 42 «О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса за счет средств бюджета Республики Татарстан»

Субсидии на возмещение части затрат на техническую и технологическую модернизацию сельскохозяйственного производства 

2971

28.10.2019

1355,05

Постановление КМ РТ от 26.01.2018 № 42 «О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса за счет средств бюджета Республики Татарстан»

Субсидии на возмещение части затрат на техническую и технологическую модернизацию сельскохозяйственного производства 

4126,83

16.03.2020, 20.04.2020

1183,6

Постановление КМ РТ от 31.05.2021 № 397 «О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса по отдельным направлениям за счет средств бюджета Республики Татарстан»

Субсидии на возмещение части затрат на техническую и технологическую модернизацию сельскохозяйственного производства 

261

29.03.2021

2110,1

Постановление КМ РТ от 17.01.2018 №17 «О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса»

Субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, развития производства овощных культур открытого грунта, картофеля и семенного картофеля, технической конопли и (или) льна-долгунца, софинансируемой из федерального бюджета

1/04-18

06.03.2019

446,08

Постановление КМ РТ от 26.01.2018 № 42 «О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса за счет средств бюджета Республики Татарстан»

Субсидии на финансовое обеспечение части затрат, связанных с приобретением минеральных удобрений

1/04-14 РТ

21.03.2019

1031,03

Постановление КМ РТ от 17.01.2018 №17 «О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса»

Субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, развития производства овощных культур открытого грунта, картофеля и семенного картофеля, технической конопли и (или) льна-долгунца, софинансируемой из федерального бюджета

3-04-8

26.03.2020

705,3

Постановление КМ РТ от 17.01.2018 №17 «О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса»

Субсидии на возмещение части затрат, направленных на стимулирование развития производства зерновых, зернобобовых и (или) масличных культур (за исключением рапса и сои), софинансируемой из федерального бюджета

6-04-16

20.05.2020

352,0

Постановление КМ РТ от 26.01.2018 № 42 «О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса за счет средств бюджета Республики Татарстан»

Субсидии на финансовое обеспечение части затрат, связанных с приобретением минеральных удобрений

5-04-12

20.03.2020

1031,03

Постановление КМ РТ от 17.01.2018 №17 «О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса»

Субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, развития производства овощных культур открытого грунта, картофеля и семенного картофеля, технической конопли и (или) льна-долгунца, софинансируемой из федерального бюджета

10-2021-09331

27.03.2021

722,4

Постановление КМ РТ от 17.01.2018 №17 «О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса»

Субсидии на возмещение части затрат, направленных на стимулирование развития производства зерновых, зернобобовых и (или) масличных культур (за исключением рапса и сои), софинансируемой из федерального бюджета

10-2021-09609

27.03.2021

285,07

Постановление КМ РТ от 26.01.2018 № 42 «О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса за счет средств бюджета Республики Татарстан»

Субсидии на финансовое обеспечение части затрат, связанных с приобретением минеральных удобрений

1-04-13

25.03.2021

840,8

Постановление КМ РТ от 31.05.2021 № 397 «О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса по отдельным направлениям за счет средств бюджета Республики Татарстан»

Субсидии на возмещение части затрат по мероприятиям направленным на развитие семеноводства в РТ

не предусмотрено

170,9

 

Из взаимосвязи норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 1492 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий» следует, что получатели субсидии определяются по результатам отбора проводимого путем проведения конкурса или запроса предложений направленных участниками отбора для участия в отборе, исходя из соответствии участников отбора критериям отбора и очередности поступления заявок.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан размещает на едином портале и официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» объявление о проведении отбора.

Таким образом, Управление сельского хозяйства и продовольствия МСХиП РТ, в соответствии с текстом вышеприведенного Соглашения, обязуется предоставить хозяйствующему субъектов необоснованный и преимущественный доступ к получению субсидий без оформления правового акта, в обход конкурентных процедур. В данном случае действия Управления сельского хозяйства и продовольствия МСХиП РТ ущемляют права и свободы неограниченного круга лиц, заинтересованных в получении субсидий.

Помимо этого, Управление сельского хозяйства и продовольствия МСХиП РТ заключало схожие соглашения, указанное выше, с нижеприведенными хозяйствующими субъектами (далее-Предприятия), которые, также, согласованы Главой Актанышского муниципального района:

- ООО Агрофирма Чишма;

- ООО «Наратлы»;

- ООО «Тан»;

- ООО «Чишмэ»;

- ООО «Нур»;

- ООО «Башак»;

- ООО «Нигез»;

- ООО «Тамыр»;

- ООО Агрофирма «Актаныш»;

- ООО «Ташкын»;

- ООО имени Нур Баяна;

- ООО «Саф»;

- ООО «Алга»;

- ООО «Эконом»;

- ООО «Чиялек»;

- ООО Агрофирма «Аняк»;

Подобные обстоятельства не согласуются с конституционными принципами обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции, лежащими в основе правового регулирования экономических отношений.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135- ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции. 

Таким образом, в действиях Управления сельского хозяйства и продовольствия МСХиП РТ, Главы Актанышского муниципального района и вышеназванных хозяйствующих субъектов имеются признаки нарушения, предусмотренные ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части достижения антиконкурентного соглашения, реализация которого привела или могла привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

5. Инспекцией Татарстанского УФАС России по результатам анализа деятельности Исполнительного Актанышского муниципального района Республики Татарстан в части проведения закупок для муниципальных нужд было установлено следующее.

5.1 Извещение о проведении электронного аукциона № 0111300030921000017 от 07.06.2021г. на предмет: «Создание и обустройство зоны отдыха, спортивной и детской площадки н.п. Масады, ул. Нефтяников, ЗУ 18б Масадинского сельского поселения Актанышского муниципального района Республики Татарстан».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о защите конкуренции документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Вместе с тем, в техническом задании аукционной документации был установлен недействующий стандарт соответствия, утративший силу на момент размещения закупки:

- «ГОСТ Р 50345-99 (МЭК 60898-95). Аппаратура малогабаритная электрическая. Автоматические выключатели для защиты от сверхтоков бытового и аналогичного назначения».

Документ утратил силу с 1 января 2012 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 30.11.2010 № 710-ст. Взамен введен в действие ГОСТ Р 50345-2010.

Таким образом, заказчиком были нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Аналогичное нарушение было выявлено по закупкам №0111300030921000016, № 0111300030921000019, 0111300030921000020.

5.2 Извещение о проведении электронного аукциона № 0111300030921000025 от 29.06.2021г. на предмет: «Проведение работ по оказанию услуг по дезинфекции биотермических ям в Актанышском муниципальном районе Республики Татарстан».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о защите конкуренции документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Вместе с тем, в техническом задании аукционной документации был установлен недействующий стандарт соответствия, утративший силу на момент размещения закупки:

- «ГОСТ 2263-79. Натр едкий технический. Технические условия».

Документ утратил силу на территории Российской Федерации с 1 октября 2013 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 14.11.2012 № 762-ст. Взамен введен в действие ГОСТ Р 55064-2012.

Таким образом, заказчиком были нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Извещение о проведении электронного аукциона №0111300030921000037 на предмет: «Ремонт скотомогильников (биотермическая яма, сибиреязвенник) в Актанышском муниципальном районе РТ».

5.3.1 Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе информация о размере обеспечения исполнения контракта.

В соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона должно содержать, в том числе, информацию, указанную в статье 42 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

Исходя из вышеуказанных положений законодательства о контрактной системе, следует, что информация, размещаемая в извещении о проведении закупки должна быть идентичной и не противоречить информации, содержащейся в аукционной документации.

В извещении по рассматриваемой закупке было установлено ограничение участия в закупке субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно извещению по рассматриваемой закупке Заказчиком установлен следующий размер обеспечения исполнения контракта:

- 5 %*Сумма обеспечения исполнения контракта устанавливается от цены, по которой заключается контракт (ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Между тем, в разделе 2.3. «Размер обеспечения исполнения контракта» аукционной документации Заказчиком установлены следующие условия размера обеспечения исполнения контракта:

- Обеспечение исполнения договора установлено в размере 5% от начальной (максимальной) цены контракта.

Таким образом, указанные в аукционной документации сведения не соответствуют и противоречат извещению электронного аукциона.

Заказчиком нарушены часть 3 статьи 7, пункт 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

5.3.2 Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 (редакция №2 от 02.08.2019г., начало действия – 14.08.2019г.) утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее – Правила).

Пунктом 4 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.

Согласно извещению о проведении закупки, а также аукционной документации заказчиком установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Следовательно, при установлении ответственности сторон в рассматриваемой закупке заказчик должен был руководствоваться Пунктом 4 Правил.

Вместе с тем, заказчиком были установлены размеры ответственности в соответствии с пунктом 3 Правил, а, следовательно, установлены неверные размеры штрафов при проведении закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Заказчиком нарушены требования части 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 4 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.

5.4 Извещение о проведении электронного аукциона № 0111300030921000055 от 10.09.2021г. на предмет: Услуги по перевозке работников Исполнительного комитета Актанышского муниципального района Республики Татарстан на мероприятия.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

- документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Согласно пункту 24 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

Порядок лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами регулируется Постановлением Правительства от 07.10.2020 № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами».

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства №1616 лицензируемая деятельность включает в себя перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажиров или договора фрахтования транспортного средства (далее - коммерческие перевозки) и (или) перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.

Объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по перевозке работников переписи населения по району с 29.09 по 25.11.2021г.

Техническим заданием были установлены следующие требования:

Требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам)

Требования к размерам, упаковке, отгрузке товар, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика

Маршрут автобуса:

Хундай солярис:

Актаныш-по району-Актаныш-121 часа.

ПЕЖО Партнер:

Актаныш-по району-Актаныш-124 часа.

ФОРД Фокус:

Актаныш-по району-Актаныш-117 часов.

Фиат Дукато:

Актаныш-по району-Актаныш-33 часа.

Лада Ларгус:

Актаныш-по району-Актаныш-120 часов.

Фиат албеа:

Актаныш-по району-Актаныш-111 часов.

.

 

1. Производственная база: наличие специализированного автобуса, гаража.

2. Обеспеченность квалифицированным персоналом (кадровый состав).

3. Обеспечить явку автобуса на предназначенное место через час после заявки заказчика.

3. Требования по безопасности. В соответствии с «Положением об организации перевозок учащихся РТ автобусами, специально предназначенными для перевозки детей», утв. Постановлением КМ РТ №400 от 03.08.2006г.

Соответствие ГОСТу Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» от 01.01.1999г. (в соответствии с Положением «Об организации перевозок учащихся Республики Татарстан автобусами, специально предназначенными для перевозки детей», утв.  Постановлением КМ РТ от 03.08.2006 г. №400); наличие сертификатов.

 

 

Вместе с тем, изучив аукционную документацию, установлено, что Заказчиком ни в извещении о проведении закупки, ни в аукционной документации не установлено требование к участникам закупки о наличии копии действующей лицензии на деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

В соответствии с действующим законодательством деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами подлежит лицензированию.

Таким образом, Заказчиком неправомерно не установлено требование к составу второй части заявки о наличии у участника закупки действующей копии лицензии на деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

Заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Аналогичное нарушение было выявлено по закупкам № 0111300030922000006, 0111300030922000003.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

В ходе плановой документарной и выездной проверки, проведенной в отношении Исполнительного комитета Актанышского муниципального района Республики Татарстан, выявлены:

1) признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в невнесении изменений в Порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории Актанышского муниципального района, которые бы позволяли самозанятым принимать участие в конкурсе на размещение нестационарных торговых объектов;

2) признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части утверждения Положения о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Актанышского муниципального района, которым предусматривается возможность наделения статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела существующие на территории района предприятия без проведения конкурентных процедур, что приводит или может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции;

3) признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части опубликования технического задания на официальном сайте zakupki.gov.ru с указанием автомобилей конкретных марок или с определенными государственными номерами, находящимися на праве оперативного управления у МУП «Актанышское Автотранспортное Хозяйство» Актанышского Муниципального Района (ИНН: 1604010726).

4) признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части достижения антиконкурентного соглашения, реализация которого привела или могла привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

5) следующие нарушения в части проведения закупок для муниципальных нужд:

5.1 нарушения требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе;

5.2. нарушения требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе;

5.3.1 нарушения часть 3 статьи 7, пункт 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе;

5.3.2 нарушения требования части 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 4 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 №1042;

5.4 нарушения требования пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Запись в журнале учета проверок юридического лица внесена.

 

 

(подпись проверяющего)

(подпись уполномоченного представителя, проверяемого)

Руководитель инспекции:

<…> – [должностное лицо]

Члены инспекции:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны