Решение №АЯ-04/7874 Решение по делу №016/07/3-1056/2023 от 1 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/7874 от 01.08.2023 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика МУП "МЕТРОЭЛЕКТРОТРАНС" ГОРОДА КАЗАНИ – <…> – [должностное лицо] (по доверенности от 05.08.2022 г.), <…> – [должностное лицо] (по доверенности), представителей заявителя ООО НПО «НОВОТЕХ» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 26.07.2023 г.)., <…> – [должностное лицо] (доверенность от 26.07.2023 г.), рассмотрев посредством видеоконференции жалобу ООО НПО «НОВОТЕХ» – (7463/ж от 24.07.2023 г.) на действия заказчика МУП "МЕТРОЭЛЕКТРОТРАНС" при проведении закупки №32312584585 на предмет: «Поставка токоприемника полупантографа»,

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении аукциона в электронной форме №32312584585  было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 14.07.2023 года.

Заказчик – МУП "МЕТРОЭЛЕКТРОТРАНС".

Начальная (максимальная) цена договора – 445 200,00 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителей, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, на заседании Комиссии представил устные и письменные пояснения.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации по закупке приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

Также согласно ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

Согласно доводам заявителя, в составе закупочной документации размещено «Приложение №2 Техническое задание», согласно которого объектом закупки является Токоприемник полупантограф ТрА 06 СЭТ 90 (или эквивалент). В этом же документе установлены технические характеристики закупаемого товара. В нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 2 ч. 6.1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011, Заказчиком установлены требования к товару таким образом, что к поставке возможен только Токоприемник полупантограф марки ТрА 06 СЭТ 90 производства ЗАО «Софрино Электротранспорт» (Рис. №1).

Рис.№1

Указание Заказчиком в закупочной документации возможности поставки эквивалента, является формальным выполнением требований п. 3 ч. 6.1. ст. 3 ФЗ-223. 

Данная закупка является конкурентной, в связи с чем Заказчик обязан описывать предмет закупки в соответствии с ч. 6.1. ст. 3 ФЗ-223 и обеспечивать принцип свободы конкуренции (п. 2 ч. 1 ст. 3 ФЗ-223).

Также, заявитель просит обратить внимание на то, что в первой редакции извещения о проведении закупки в закупочной документации при описании товара не было указано обозначение «или эквивалент».

Заказчику был направлен запрос разъяснений. В ответ на запрос разъяснений Заказчик внес в описание объекта закупки только фразу «или эквивалент» без изменения технических требований в описания товара. На трамвайных вагонах, находящихся в эксплуатации у Заказчика нет строгих требований по установке полупантографов исключительно из алюминиевых сплавов, соответственно масса токоприемника не должна быть ограничена 125 кг, в связи с возможностью применения более тяжелого материала. Также расположение верхней тяги в корпусе верхней рамы для защиты от воздействия внешних факторов не является обязательным условием и не влияет на эксплуатацию полупантографа.

Не конкретизированное понятие эквивалентности в конкурсной документации, позволяет Заказчику отклонить любую заявку, с любым товаром, отличающимся от указанного Заказчиком в Техническом задании.

В свою очередь заказчик пояснил, что согласно Руководству по эксплуатации 911.00.00.000-02 РЭ на вагон трамвайный 71-911: Токоприемник полупантографного типа с дистанционным управлением предназначен для постоянного электрического соединения между контактным проводом и трамвайным вагоном при движении, и при стоянке вагона. Тип контактных вставок – алюминиевые. Для экстренных случаев предусмотрено ручное управление в виде вращающейся ручки.

Технико-эксплуатационные показатели токоприемника приведены в табл.1.

Табл.1.Основные технические характеристики

Показатель

Значение

Номинальное напряжение контактной сети

550 В ±20% , постоянного тока

Номинальный (максимальный) передаваемый ток

700 А (1000 А)

Силовой привод

Пружинный

Рабочий диапазон

2600 мм

Высота в сложенном состоянии от плоскости установки на опорные изоляторы до средней точки контактной поверхности

450 мм

Минимальная рабочая высота от плоскости установки на опорные изоляторы до средней точки контактной поверхности

450мм

Максимальная рабочая высота от плоскости установки на опорные изоляторы до средней точки контактной поверхности (в комплектация с электроприводом)

2950мм

Длина в сложенном положении

2150 мм

Габаритный размер контактной вставки

1210 мм

Габаритный размер контактной вставки вместе с защитными усами, не менее

1700 мм

Диапазон статического нажатия на контактный провод

5,5– 6,5 кгс

Неравномерность статического нажатия на контактный провод в рабочем диапазоне высот не более

0,8 кгс

Напряжение питания электромеханического привода

24 В ± 20%

Время подъёма токоприёмника приводом до максимальной рабочей высоты при номинальном напряжении питания привода, не более

5 секунд

Время полного складывания токоприёмника приводом от максимальной рабочей высоты при номинальном напряжении питания привода, не более

8 секунд

Возможность ручного управления

Да

Климатическое исполнение по ГОСТ 15150-69

У1

Значение механических внешних воздействующих факторов по ГОСТ 17516.1-90.

М29

 

 

Заказчиком изучены технико-эксплуатационные показатели, а также имеется опыт в эксплуатации полупантографов SOLO КД КНТ 120.69.00.000. В ходе эксплуатации выявлены слабые места: лопаются корпуса подшипниковых узлов UCFC206, запрокидывается каретка, деформируется основание, излом верхних монорычагов, в связи с чем характеристики данных полупантографов не могли быть взяты за основу при составлении Технического задания.

Также имеется опыт эксплуатации полупантографов ТрА 06-40 СЭТ90, зарекомендовавших себя в длительной эксплуатации, как надежный и не требующий больших затрат в техническом обслуживании узел, полностью соответствующий всем техническим характеристикам, установленным Руководством по эксплуатации.

В связи с изложенным Техническое задание составлено следующим образом:

«Техническое задание

п/п

Наименование товара

Ед.

изм.

Кол-во.

Требование соответствия ГОСТ и доп.требования.

Наличие сертификатов (+/-)

Гарантийный срок с даты получения

 

2.

3.

4.

5.

6.

7.

1.

Токоприемник полупантограф ТрА 06 СЭТ 90 (или эквивалент)

шт.

1

ГОСТ 15150-69

+

12 месяцев

 

Общее положение: Исполнение токоприемника – ассиметричный, полупантографного типа, с двумя алюминиевыми вставками.

Расположение токоприемника – на крыше трамвайного вагона, над осью вращения передней тележки. Токоприемник конструктивно должен обеспечивать возможность движения трамвайного вагона задним ходом.

Исполнение токоприемника:

- климатическое исполнение У категория размещения 1 согласно ГОСТ 15150-69 «Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды»;

- алюминиевая конструкция подвижных рам;

- управление токоприемником с помощью электропривода и вручную в аварийном режиме (с возможностью как подъема, так и опускания токоприемника);

- полимерное износостойкое (антикоррозийное) покрытие подвижных рам и основания;

- скосы (рога) полоза должны иметь токопроводящее антикоррозийное покрытие;

- степень свободы каретки полоза не менее 3-х;

- поперечная жесткость токоприемника при максимальной рабочей высоте – не менее 12 Н/мм;

- подъемная пружина и актуатор размещены в закрытых кожухах, которые защищают данные узлы от воздействия климатических факторов, попадания посторонних предметов (ветки деревьев, листва и другие);

- расположение верхней тяги в корпусе верхней рамы для защиты от воздействия внешних факторов;

- конструкция токоприемника должна исключать возможность переворота полоза;

- срок службы токоприемника не менее 15 лет;

- масса токоприемника в сборе (без изоляторов) не более 125 кг;

- каждый токоприемник должен иметь протокол приемо-сдаточных испытаний, идентификационную табличку, формуляр, руководство по эксплуатации.

Технические требования:

Номинальное напряжение контактной сети: 550 В ±20%;

Номинальный ток: 400 А;

Максимальный ток: 1000 А;

Высота в сложенном состоянии от плоскости установки на опорные изоляторы до средней точки контактной поверхности: не более 450 мм;

Минимальная рабочая высота от плоскости установки на опорные изоляторы до средней точки контактной поверхности: 650 мм;

Максимальная рабочая высота от плоскости установки на опорные изоляторы до средней точки контактной поверхности: не менее 2850 мм;

Длина в сложенном положении: не более 2300 мм;

Длина контактной вставки вместе со скосами: не менее 1740 мм не более 1950 мм;

Возможность регулировки нажатия на контактный провод при подъеме/опускании: 3-10кгс;

Неравномерность статического нажатия на контактный провод во всем рабочем диапазоне высот: не более 2 кгс;

Максимальная скорость движения в обоих направлениях (вперед/назад): 90 км/ч;

Подъемный силовой привод – пружинный;

Напряжение питания электромеханического привода: 24В ± 10%;

Время подъёма токоприёмника приводом до максимальной рабочей высоты при номинальном напряжении питания привода: не более 8 с;

Время полного складывания токоприёмника приводом от максимальной рабочей высоты при номинальном напряжении питания привода: не более 8 с.

Требования по доставке товара: изделия должны  транспортироваться в упаковке (или таре) завода-изготовителя, упаковка должна обеспечивать ее сохранность при транспортировке, хранении и проведении погрузочно-разгрузочных работ.

Требования к качественным характеристикам товара:

- дата изготовления продукции должна быть не ранее 2022 года.

- запасные части для трамвая должны быть новыми (не бывшими в употреблении, не с хранения, не восстановленные).

- качество и комплектность изделий должны соответствовать назначению и требованиям, предъявляемым к техническим характеристикам товаров, стране производителя, а также действующим в РФ стандартам и техническим условиям и нормативным документам, ГОСТ, ТУ.

- качество изделия должно подтверждаться соответствующими документами: паспортом завода-изготовителя и сертификатом качества на каждую позицию отдельно. Товар должен иметь маркировку завода-изготовителя на каждой позицию отдельно в соответствии с паспортом и сертификатом качества завода-изготовителя, сертификаты соответствия, гигиенические заключения и другие документы в соответствии с действующим законодательством РФ.

Довод заявителя о нарушении п.2 ч.1 ст.3 об ограничении конкуренции не обоснован, так как поставщиком товара может выступить неограниченный круг лиц от производителя полупантографов до продавцов оптовой и розничной торговли данными изделиями, считает заказчик.

Также в связи с тем, Законодатель устанавливает возможность для Заказчика,   в описание предмета закупки включено описание зарекомендовавшей себя в эксплуатации модели.

Заказчик, наделенный опытом эксплуатации,  имеет основание считать, что превышение веса конструкции 125 кг, создает дополнительные трудности при монтаже и обслуживании данного оборудования, а также дополнительную нагрузку на транспортное средство, что менее выгодно для Заказчика. Выбор более легкой конструкции является правом Заказчика.

Субъективным является вывод заявителя о необязательности установленного требования о расположении верхней тяги в корпусе верхней рамы для защиты от воздействия внешних факторов.

Для Заказчика дополнительная защита конструкции является полезной безусловно, поэтому и устанавливается соответствующее требование.

На основании изложенных обстоятельств в совокупности, по результатам анализа Комиссия приходит к следующим выводам.

Все участники закупки находятся в равных условиях относительно требования о поставке товара, соответствующего условиям документации.

В силу положений пункта 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Требования, установленные заказчиком в равной мере, были отнесены ко всем участникам, имеющим намерение принять участие в закупке.

Все основные условия и характеристики товара были сформулированы и отражены Заказчиком в закупочной документации в достаточном объеме и в надлежащей форме, не противоречащей требованиям действующего законодательства.

Также закон о закупках не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в описание объекта закупки требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в таком описании, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.

Действующее законодательство о закупках Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами, спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к предмету закупки, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований. Установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товарам, может повлечь невозможность принятия участия того или иного юридического, физического лица в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар, соответствующий всем условиям извещения о проведении закупки. Однако отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.

Таким образом, в рассматриваемом случае в описании объекта закупки установлены конкретные требования к закупаемому товару с учетом собственной потребности заказчика, исходя из специфики осуществляемого им вида деятельности, что не противоречит требованиям действующего законодательства.

Кроме того, поскольку объектом закупки является поставка товаров, а не их изготовление, то поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо: юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьюторы, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям описания объекта закупки и удовлетворяющий потребности заказчика.

Таким образом, учитывая изложенные обстоятельства, довод заявителя не находит своего подтверждения.

На основании изложенного, Комиссия решила признать жалобу заявителя необоснованной.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО НПО "НОВОТЕХ"– (7463/ж от 24.07.2023 г.) на действия заказчика МУП "МЕТРОЭЛЕКТРОТРАНС" при проведении закупки №32312584585 на предмет: «Поставка токоприемника полупантографа» необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны