Предупреждение №АЯ-06/3503 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №П06-16/2021 о прекращении действий (бездейст... от 26 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АЯ-06/3503 от 26.03.2021

Решением Татарстанского УФАС России по делу №016/01/15-794/2020 от 06 октября 2020 года Исполнительный комитет города Елабуга Елабужского муниципального района Республики Татарстан (далее-Исполнительный комитет) признан нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее-Закон о защите конкуренции), что выразилось в предоставлении <…> права на осуществление перевозок по маршрутам №7, №9, №106 без проведении открытого конкурса, следствием чего явилось необоснованное внесение изменений в расписание движения автобусов, а также в непринятии Исполнительным комитетом  порядка, регламентирующего проведение открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок, что приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции.

Пунктом 2 указанного решения Комиссия решила передать материалы настоящего дела в структурное подразделение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о наличии в действиях Исполнительного комитета признаков нарушения антимонопольного законодательства в части изменения траектории движения автобусов по маршруту №10 и в части непрекращения Исполнительным комитетом свидетельства <…> на право осуществления перевозок по указанному маршруту.

Во исполнение указанного решения Татарстанское УФАС России направило запрос информации в адрес Исполнительного комитета (исх.№АЯ-06/13764  от 14.10.2020) и запрос информации в адрес ООО «ЦБ Аутсорсинг» (исх.№АЯ-06/15378 от 20.11.2020).

Исходя из материалов дела №016/01/15-794/2020, ответа Исполнительного комитета (вх.№15314 от 03.11.2020), ответ ООО «ЦБ Аутсорсинг» (вх.№17686 от 23.12.2020), Татарстанское УФАС России установило следующее.

По результатам открытого конкурса 01 августа 2011 года между Исполнительным комитетом Елабужского муниципального района Республики Татарстан и <…> заключён договор №3 на осуществление пассажирских перевозок по автобусным регулярным маршрутам Елабужского муниципального района№2, №3, №8, №10, №12, №101, №103, не включённым в муниципальный заказ. Срок действия указанного договора- с 01 августа 2011 года по 01 августа 2016 года.

Согласно решению Елабужского муниципального района Республики Татарстан №152 от 14 ноября 2011 года полномочия по организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального района  перешли от Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан к Исполнительному комитету, в связи с чем 27 февраля 2012 года в вышеуказанный договор на осуществление пассажирских перевозок по автобусным регулярным муниципальным маршрутам Елабужского муниципального района внесены изменения, согласно которым новым заказчиком стал Исполнительный комитет.

14 июля 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее- Закон о перевозках), согласно статье 1 которого настоящий Федеральный закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

В соответствии с частью 3 статьи 39 Закона о перевозках до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами.

На основании части 3 статьи 39 Закона о перевозках уполномоченный орган (в рассматриваемом случае- Исполнительный комитет) выдал <…> временные карты маршрутов. Указанные карты маршрутов в соответствии с частью 3 статьи 39 Закона о перевозках выдаются на срок действия ранее заключённых договоров с перевозчиками (в рассматриваемом случае-до 01 августа 2016 года).

В соответствии с частью 4 статьи 39 Закона о перевозках уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута.

В соответствии с частью 5 статьи 39 Закона о перевозках свидетельства и новые карты маршрутов выдаются на срок не менее чем пять лет и начинают действовать с момента окончания срока действия договора, на основании которого у перевозчика ранее возникло право на осуществление перевозок.

На основании частей 4 и 5 статьи 39 Закона о перевозках Исполнительный комитет выдал <…> новые карты маршрутов сроком действия на 5 лет (до 01 августа 2021 года). В частности, Исполнительный комитет выдал <…> 5 карт маршрута №8 (серия 000016 №003387, серия 000016 №003386, №000016№003380, серия 000016 №003381, серия 000016 №003382) и 2 карты маршрута №10 (серия 000016 №003384, серия 000016 №003383).

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 4 Закона о перевозках карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона о перевозках карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.

Таким образом, количество карт маршрута соответствует количеству транспортных средств, которые перевозчик задействует для осуществления перевозок на маршруте.

Из вышеизложенного следует, что <…> на основании открытого конкурса от 01 августа 2011 года, а также переходных положений Закона о перевозках, получил право на осуществление перевозок по маршруту №8 с использованием 5 транспортных средств, а по маршруту №10 с использованием двух транспортных средств на период с 01 августа 2016 года по 01 августа 2021 года.

На официальном сайте Елабужского муниципального района Республики Татарстан был размещён реестр маршрутов, согласно которому описание схемы движения транспортных средств по маршруту №10 было приведено в следующем виде (по остановочным пунктам):

-Ипподром, Городской Дворец культуры, НГДУ, ЕЦРБ, Александровский сад, пл.Ленина, гор. Электросети, ул. Тугарова, ул. М. Джалиля, Университет, Мол комбинат, ул. Г. Камала, РСУ, Развилка,  Райпо, Магазин №40, Мечеть, ул. Тугарова, кафе Старый город, ул. Чапаева, Татэнерго, П. Голубой, Кинотеатр «Иллюзион», Центральный рынок, Гор. Поликлиника, клуб «Манхеттен», г/о Факел, АТП, Гипермаркет «Магнит», Салон красоты «Цвет меди», ул. Марджани,-2, ул. Марджани, пр. Мира 50, ул. Нечаева, УТТ.

Графически схема движения транспортных средств по маршруту №10 выглядела следующим образом:

(рисунок 1)

В указанном реестре маршрутов также было приведено описание схемы движения транспортных средств по маршруту №8:

ул. Нечаева. Ул. Марждани, ул. Марджани-2, ул. Марджани (салон «Цвет меди»), ЕДУ, Налоговая инспекция, мкр. Колосовка, АТП, г/о Факел, мкр. Танайка-2, УТТ, Ипподром, Городской дворец культуры, НГДУ (вниз), ЕЦРБ, Алексанровский сад, пл. Ленина, Гор. Электросети, ул. Тугарова, Покровский собор, ул. М. Джалиля, Университет, Мол.Комбинат, ул. Г. Камала, РСУ, Развилка, Магазин №40, мечеть, ул. Тугарова (вверх), кафе «Старый город», НГДУ (вверх), ГДК, пр. Мира 50.

Графически схема движения по маршруту №8 выглядела следующим образом:

Реестр маршрутов с указанным описанием схем движения транспортных средств по маршрутам №8 и №10 был размещён на официальном сайте Елабужского муниципального района Республики Татарстан до 06 октября 2019 года.

06 сентября 2019 Исполнительный комитет принял постановление №22, в соответствии с которым был утверждён реестр маршрутов, согласно которому описание схемы движения транспортных средств по маршруту №8 и маршруту №10 изменились.  Утверждённый постановлением Исполнительного комитета №22 от 06 сентября 2019 года реестр размещён на официальном сайте Елабужского муниципального района Республики Татарстан.

Так, из описания схемы движения по маршруту №10 были исключены следующие остановочные пункты: Татэнерго, П. Голубой, Кинотеатр «Иллюзион», Центральный рынок, Гор Поликлиника, клуб «Манхеттен» (в обратном направлении). Указанный участок движения был заменён на участок движения по следующим остановочным пунктам: Александровский сад, ЕЦРБ, НГДУ, ПРИКАМНЕФТЬ, Городской дворец культуры, Ипподром, УТТ (в обратном направлении).

Из описания схемы движения транспортных средств по маршруту №8 были исключены следующие остановочные пункты: Налоговая Инспекция, «Мкр. Колосовский, ул. Тугарова (вниз), Покровский собор.

В конечном итоге согласно постановлению Исполнительного комитета №22, схема движения транспортных средств по маршруту №10 стала выглядеть следующим образом:

Ул. Хирурга Нечаева, ТЦ Берёзка, ул. Марджани, ул. Марджани (Стоматология «Доктор-М»), ТЦ «Магнит», ГИБДД, г/о Факел, мкр. Танайка, УТТ, Ипподром, Городской дворец культуры, НГДУ ПРИКАМНЕФТЬ, ЕЦРБ, Александровский сад, пл. Ленина, ул. Стахеевых (по пр. Нефтяников), ул. Туганова (по пр. Нефтяников), ул. М. Джалиля (по пр. Нефтяников), Университет, ул. Советская (ШГД), ул. Г. Камала, ул. Кооперативная, УкупрПласт, Развилка, Мечеть, ул. М. Джалиля (по. Ул. Московская), ул. Туганова (по ул. Московская), ул. Стахеевых (по ул. Московская), Автостанция, ТЦ «Мираж», ул. Чапаева.

Схема движения транспортных средств по маршруту №8 стала выглядеть так:

Ул. Хирурга Нечаева, ТЦ Берёзка, ул. Марджани, ул. Марджани (Стоматология «Доктор-М»), ТЦ «Магнит», ГИБДД, г/о Факел, мкр. Танайка, УТТ, Ипподром, Городской дворец культуры, НГДУ ПРИКАМНЕФТЬ, ЕЦРБ, Александровский сад, пл. Ленина, ул. Стахеевых (по пр. Нефтяников), ул. Туганова (по пр. Нефтяников), ул. М. Джалиля (по пр. Нефтяников), Университет, ул. Советская (ШГД), ул. Г. Камала, ул. Кооперативная, УкупрПласт, Развилка, Мечеть, ул. М. Джалиля (по. Ул. Московская), ул. Туганова (по ул. Московская), ул. Стахеевых (по ул. Московская), Автостанция, ТЦ «Мираж».

Графически схема движения транспортных средств по маршрутам №8 и №10 стала выглядеть следующим образом:

Таким образом, в результате принятия Исполнительным комитетом постановления №22 схемы движения автобусов по маршрутам №8 и №10 стали дублировать друг друга.  Изменение схем движения по указанным маршрутам произошло таким образом, что именно траектория движения по маршруту №10 стала дублировать траекторию движения по маршруту №8. Кроме того, в результате изменений длина маршрута №10 увеличилась с 27,4 километров до 34 километров. 

Следовательно, до 06 сентября 2019 года <…> по траектории движения маршрута №8 имел возможность задействовать 5 транспортных средств, а в связи с изменениями в траектории движения по маршрутам №8 и №10 у <…> появилась возможность по фактической траектории движения транспортных средств по маршруту №8 использовать 7 автобусов (+2 автобуса с 10 маршрута).

В связи с изложенным Татарстанское УФАС России запросило (исх.№АЯ-06/13764 от 14.10.2020) у Исполнительного комитета следующую информацию:

письменные пояснения относительно причины внесения изменения в траекторию движения автобусов по маршруту №10.  Укажите, с какой целью указанное изменение было внесено, представьте документы, подтверждающие необходимость и обоснованность такого изменения (например, обследования пассажиропотока по маршрутам №8 и №10);

информация о том, было ли предусмотрено изменение траектории маршрута №10 в документе планирования регулярных перевозок (представьте документ планирования регулярных перевозок города Елабуга и Елабужского муниципального района Республики Татарстан;

информация о том, направлял ли Исполнительный комитет в адрес Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан письмо о согласовании внесения изменений в траекторию движения автобусов по маршруту №10 (см. Постановление КМ РТ от 14.05.2018 N 357);

жалобы и обращения граждан и юридических лиц, поступившие в Исполнительный комитет, на движение автобусов по маршруту №10 в период с 2015 года по день получения настоящего запроса.

В ответ на указанный запрос Исполнительный комитет пояснил следующее (вх.№15314 от 03.11.2020):

изменения в маршрут №10 не вносились;

внесение изменений в маршрутную сеть Елабужского муниципального района предусмотрены документом территориального планирования, утверждённого постановлением от 01.10.2019 №25 «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам на территории города Елабуга и Елабужского муниципального района Республики Татарстан на 2019-2021 годы», в том числе в маршрут №10;

согласование с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан изменений муниципальных маршрутов не требуется, относится к компетенции органа местного самоуправления;

жалоб и обращений граждан и юридических лиц по работе маршрута №10 не имеется.

Также Исполнительный комитет пояснил, что для того, чтобы изменить реестр в соответствии с Порядком установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, а также изменения расписания движения транспортных средств по муниципальному маршруту регулярных перевозок в городе Елабуга и Елабужском муниципальном районе и Порядка ведения реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок, утверждённого постановлением Исполнительного комитета №11 от 22 мая 2019 года (далее-Порядок изменения маршрутов), реестр необходимо сначала утвердить. Следовательно, по мнению Исполнительного комитета, никакие изменения в ранее утверждённый реестр не вносились, так как его не существовало до 06 сентября 2019 года.

Татарстанское УФАС России находит, что позиция Исполнительного комитета является ошибочной, а необоснованные изменения в траектории движения транспортных средств по маршрутам №8 и №10 имеют признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Осуществляя перевозку по нерегулируемым тарифам, перевозчик получает выручку исключительно от продажи билетов за проезд в автобусе.  Оплата перевозок по нерегулируемым тарифам из государственного (муниципального) бюджета действующим законодательством не предусмотрена.

Любое изменение в расписании движения автобусов, изменение протяжённости маршрута, появление нового перевозчика на смежных участках двух и более маршрутов может привести к перераспределению пассажиропотока между перевозчиками, что в свою очередь может привести к уменьшению выручки у одних перевозчиков и увеличению выручки у других перевозчиков. Следовательно, любое действие уполномоченного органа (в данном случае им является Исполнительный комитет), которое может привести к перераспределению пассажиропотока, должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с пунктом 1.3 Порядка изменения маршрутов по инициативе Уполномоченного органа изменение маршрута регулярных перевозок осуществляется:

1) на основании документа планирования регулярных перевозок на территории г. Елабуга и Елабужского муниципального района Республики Татарстан;

2) на основании обращений, об изменении маршрутов регулярных перевозок рассматриваемые Уполномоченным органом в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

3) в случае отсутствия устойчивого пассажиропотока и (или) потребности в пассажирских перевозках на существующем маршруте, который планируется изменить, выявленное по результатам обследования Уполномоченным органом муниципального маршрута регулярных перевозок.

4) в случае отсутствия начального или конечного остановочного пункта в Перечне остановочных пунктов, расположенных на территории г. Елабуга и Елабужского муниципального района Республики Татарстан, которые разрешается использовать в качестве начальных и (или) конечных остановочных пунктов по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, утверждённом Уполномоченным органом;

5) существующий маршрут не соответствует требованиям, установленным правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным транспортом, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

6) техническое состояние улиц, автомобильных дорог, по которым проходит существующий маршрут, и размещенных на них искусственных дорожных сооружений не соответствует максимальным полной массе и (или) габаритам транспортных средств, которые используются для осуществления регулярных перевозок по данному маршруту.

Таким образом, изменение траектории движения маршрутов регулярных перевозок, осуществляемых по нерегулируемым тарифам, должно быть обоснованным, что, в том числе, подтверждается и Порядком изменения маршрутов, которые утвердил сам Исполнительный комитет.

Как указывалось выше, Татарстанское УФАС России запросило у Исполнительного комитета информацию о причинах и основаниях внесения изменения в траекторию движения транспортных средств по маршруту №10. Исполнительный комитет не представил доказательств того, что изменения вызваны отсутствием устойчивого пассажиропотока на маршруте №10, осуществлены вследствие неудовлетворительного состояния улиц, по которым проводят маршруты, либо вследствие того, что указанные маршруты не соответствуют требованиям, установленным правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров. Также Исполнительный комитет указал на отсутствие жалоб.

Довод Исполнительного комитет о том, что реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок до 06 сентября 2019 года утверждён не был, а, следовательно, не мог быть изменён, Татарстанским УФАС России отклоняется в связи со следующим.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона о перевозках муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах.

В соответствии с частью 2 статьи 26 Закона о перевозках Сведения, включенные в реестры маршрутов регулярных перевозок (за исключением сведений о месте жительства индивидуального предпринимателя), размещаются на официальных сайтах уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченных органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", к полномочиям которых в соответствии со статьей 25 настоящего Федерального закона относится ведение данных реестров.

Следовательно, юридически значимым обстоятельством для установления факта внесения изменения в траекторию движения транспортных средств является установление факта изменения, вносимого в реестр, размещённый на официальном сайте уполномоченного органа, а не установление факта изменения нормативного правового акта органа местного самоуправления, которым утверждён реестр. Татарстанским УФАС России установлено, что до 06 сентября 2019 года на официальном сайте Елабужского муниципального района Республики Татарстан был размещён реестр маршрутов.

Так, в ходе рассмотрения дела №016/01/15-794/2020 <…> представила нотариально заверенный (нотариус Мингазова Раушания Рифкатовна) протокол осмотра №16АА 4727204 от 22 октября 2018 года официального сайта Елабужского муниципального района Республики Татарстан, на котором был размещён реестр муниципальных маршрутов, согласно которому описание схемы движения транспортных средств по маршрутам № 8 и №10 было произведено как на рисунке №1 и на рисунке №2.

С 06 сентября 2019 года на официальном сайте Елабужского муниципального района Республики Татарстан размещён реестр с изменёнными схемами движения транспортных средств по маршрутам №8 и №10.

Таким образом, Исполнительный комитет внёс изменения в траекторию движения транспортных средств по маршрутам №8 и №10, и сделал это не обоснованно и с нарушением Порядка изменения маршрутов.

Также не состоятелен довод Исполнительного комитета о том, что в рассматриваемом случае согласование с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан изменений муниципальных маршрутов не требуется. Так, в соответствии с частью 1.1 статьи 12 Закона о перевозках установление или изменение муниципального маршрута регулярных перевозок либо межмуниципального маршрута регулярных перевозок, имеющих два и более общих остановочных пункта с ранее установленным соответственно муниципальным маршрутом регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок, осуществляется по согласованию между уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченным органом местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено установление данных маршрутов. Порядок указанного согласования устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Порядка согласования установления или изменения муниципального маршрута регулярных перевозок либо межмуниципального маршрута регулярных перевозок, имеющих два и более общих остановочных пункта с ранее установленным соответственно муниципальным маршрутом регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок, утверждённого Постановлением КМ РТ от 14.05.2018 N 357, при установлении или изменении маршрута регулярных перевозок органом местного самоуправления, Министерством (далее - согласующие органы) в адрес согласующего органа направляется письмо о согласовании устанавливаемого или изменяемого маршрута регулярных перевозок.

Учитывая то обстоятельство, что маршруты №8 и №10 имеют 2 и более остановочных пункта, Исполнительный комитет, руководствуясь частью 1.1 статьи 12 Закона о перевозках, постановлением КМ РТ от 14.05.2018 N 357, должен был согласовать изменения траектории движения транспортных средств по маршрутам №8 и №10 с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан.

Необоснованное изменение траектории движения транспортных средств по маршрутам регулярных перевозок может привести к негативным последствиям для конкуренции. Так, в соответствии с пунктом 11 Методических рекомендаций по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования, введенных в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N НА-37-р, расчет экономически обоснованной стоимости перевозки выполняется на основании следующей информации

-данных о маршрутной сети на расчетный (плановый) период;

-расписаний движения пассажирских транспортных средств в расчетном (плановом) периоде с учетом типов транспортных средств;

-о пробеге транспортных средств на плановый период и плановых объемах перевозок пассажиров;

-данных о фактически выполненных объемах перевозок пассажиров и пассажирообороте на маршрутах, по которым ведется расчет, а также о пробегах пассажирских транспортных средств с учетом их вместимости за сопоставимый период, предыдущий расчетному (плановому) периоду, с учетом их сезонности;

-статистической и бухгалтерской отчетности (копии приказа об учетной политике организации для целей бухгалтерского учета, заверенной в установленном порядке).

Следовательно, указанная методика Министерства транспорта Российской Федерации подтверждает, что маршрутная сеть (траектория движения по маршрутам) и пассажирооборот оказывают существенное влияние на доходы и затраты перевозчика, возникающие у него при осуществлении пассажирских перевозок, и, соответственно, на ценообразование стоимости проезда.

Таким образом, необоснованные действия по изменению траектории движения транспортных средств для перевозчиков, которые осуществляют регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам в отсутствие бюджетного финансирования, вполне могут приводить к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке пассажирских перевозок. Указанная позиция отражена во вступившем в законную силу решении Арбитражного суда Республики Татарстан по делу №А65-33452/2019.

Кроме того, в пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2"О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" указано, что о нарушении  части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции может свидетельствовать произвольное установление (исключение) начальных и (или) конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, нарушающее права хозяйствующих субъектов - перевозчиков.

По мнению Татарстанского УФАС России, указанная позиция по аналогии может быть применена и к необоснованному изменению траектории движения автобусов по муниципальным маршрутам регулярных перевозок.

Как указывалось выше, изменения в траектории движения транспортных средств по маршрутам №8 и №10 привели к тому, что <…> получил возможность увеличить количество транспортных средств по обслуживаемому им маршруту №8 (с 5 до 7), что может предоставить необоснованные конкурентные преимущества указанному перевозчику. 

Необходимо отметить, что маршрут №10 в новой редакции стал дублировать маршруты №1, №5, №6, которые обслуживает <…> на следующих участках движения:

-по маршруту №1: от остановки «площадь Ленина» до остановки «НГДУ» (в обратном направлении);

-по маршруту №5: от остановки «Александровский сад» до остановки «НГДУ» (в обратном направлении);

-по маршруту №6: от остановки «площадь Ленина» до остановки «НГДУ» (в обратном направлении).

Необоснованное появление на маршрутах <…> автобусов <…> может привести к необоснованному изменению пассажиропотока в пользу <…>, что не обеспечивает равных условий осуществления перевозок.

Таким образом, действие Исполнительного комитета, выразившиеся в необоснованном изменении траектории движения транспортных средств по маршрутам №8 и №10, которое привело к дублированию маршрутов №8 и №10, имеются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии  с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15  Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь вышеизложенным, в связи с наличием в действии Исполнительного комитета, выразившимся в необоснованном изменении траектории движения транспортных средств по маршрутам №8 и №10, которое привело к дублированию маршрутов №8 и №10, признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Татарстанское УФАС России предупреждает Исполнительный комитет Елабужского муниципального района Республики Татарстан (как правопреемника Исполнительного комитета) о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства путём:

отмены постановления Исполнительного комитета №22 от 06 сентября 2019 года в части изменения траекторий движения по маршрутам №8 и №10;

опубликования на официальном сайте Елабужского муниципального района Республики Татарстан реестра маршрутов с описанием траекторий движения автобусов по маршрутам №8 и №10 в редакции, опубликованной до принятия постановления Исполнительного комитета №22 от 06 марта 2019 года.

Предупреждение должно быть исполнено в течение 30 дней с момента получения.

Об исполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня его исполнения, но не позднее окончания срока, установленного для его исполнения, представив подтверждающие документы.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны