Решение №ИП-06/16878 Решение по делу №016/01/16-722/2019 от 12 ноября 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №016/01/16-722/2019

Исх. ИП-06/16878 от 12.11.2019

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:

Председатель комиссии: - <…> – <…>;

Члены комиссии: - <…>- <…>;

-<…>- <…>;

рассмотрев дело №016/01/16-722/2019 по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- Закон о защите конкуренции) МКУ» Палата имущественных и земельных отношений муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» » (423250, РТ, г. Лениногорск, ул. Тукая, д.7, ОГРН: 1061689006433, ИНН/КПП 1649012681/164901001) (далее- Палата) и ООО «Лениногорские тепловые сети» (423250, РТ, г. Лениногорск, ул. Промышленная, д.7, стр.3, ОГРН: 1151689001738, ИНН/КПП 1649022584/164901001) в части достижении антиконкурентного соглашения, реализация которого привела к передаче без проведения торгов объектов теплоснабжения хозяйствующему субъекту, в присутствии:

-представителя ООО «Лениногорские тепловые сети» <…>, директора ООО «Лениногорские тепловые сети» <…>;

-представителя Палаты <…>;

-представителя ООО «Инженерный центр Энерготехаудит» <…>;

-в отсутствие иных лиц, извещённых надлежащим образом;

УСТАНОВИЛА:

На основании приказа Татарстанского УФАС России от 21 февраля 2019 года №01/96-пр в отношении Палаты была проведена плановая выездная проверка.

По результатам проведения проверки Инспекцией Татарстанского УФАС России установлено, что Палата передала в аренду ООО «Лениногрские тепловые сети» объекты теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности Лениногорского муниципального района, без проведения торгов.

На основании вышеизложенного издан приказ Татарстанского УФАС России №01/223-к от 31 мая 2019 года о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Палаты и ООО «Лениногорские тепловые сети» по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, что выразилось в достижении антиконкурентного соглашения, реализация которого привела к передаче без проведения торгов объектов теплоснабжения хозяйствующему субъекту.

В ходе рассмотрения дела №016/01/16-722/2019 Комиссией Татарстанского УФАС России установлены следующие обстоятельства.

Объекты теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности Лениногорского муниципального района Республики Татарстан, без проведения торгов переданы в аренду ООО «Лениногорские тепловые сети» на основании:

  1. договора аренды № 014-0325 от 2 июля 2018 года, согласно которому ООО «Лениногрские тепловые сети» получило во владение и пользование системы теплообеспечения и теплоснабжения и здания котельных, находящихся в муниципальной собственности;

Срок аренды с 01.07.2018 по 01.06.2019.

  1. договора аренды № 014-0324 от 2 июля 2018 года, согласно которому ООО «Лениногрские тепловые сети» получило во владение и пользование бытовое помещение ПВНС, здание РУ ПВНС, Мининасосная ПВНС, Здание ПВНС, вспомогательное помещение ПВНС (объекты теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности);

Срок аренды с 01.07.2018 по 01.06.2019.

В соответствии с частью 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее- Закон о теплоснабжении) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Согласно части 5 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры.

Согласно части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению.

Таким образом, по общему правилу передача объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов не допускается.

Передача прав владения и пользования в отношении государственного или муниципального имущества путем проведения конкурса или аукциона позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и пользования в отношении данного имущества лиц.

Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеуказанные права в отношении государственного или муниципального имущества.

В соответствии со статьёй 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Следовательно, действия по передаче в аренду объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов могут быть рассмотрены на предмет нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Однако в рассматриваемом случае действия Палаты и ООО «Лениногорские тепловые сети» не образуют состава нарушения, предусмотренного пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

«АО Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан» (далее- АО «УКС) является собственником значительной части объектов теплоснабжения города Лениногорск (модульно-блочные котельные и участки тепловых сетей). Право собственности АО «УКС» приобрело на основании:

-договора купли-продажи №72-ОК от 20 октября 2014 года и договора купли-продажи №54-ОК от 26 мая 2015 года, заключённых с ООО «Ремстройком (ИНН: 1655273508);

-договора подряда №38-ОК от 04 мая 2015 года, заключённого с ООО «ГазАкваСтрой» (ИНН 1660195051);

Согласно договору аренды оборудования №01/18-УКС/А от 01 января 2018 года, заключённого между «АО «УКС» и ООО «Лениногрские тепловые сети», арендодатель (АО «УКС») за обусловленную сторонами договора плату передал во временное владение и пользование арендатору (ООО «Лениногорские тепловые сети») оборудование согласно приложению №1.

Исходя из приложения №1 к договору аренды оборудования №01/18-УКС/А от 01 января 2018 года, ООО «Лениногорские тепловые сети» получило во временное владение и пользование модульно-блочные котельные (№61, №41, №13, №21, №53, №22, №3, №31, №8, №63, модульно-блочную котельную «Старый город), а также участки тепловых сетей. В общей сложности передано 11 модульно-блочных котельных.

Согласно схеме теплоснабжения города Лениногорска, утверждённой постановлением Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» №693 от 23 мая 2017 года (далее-Схема), в городе Лениногорск функционирует 16 котельных и модульно-блочных котельных (№3, №8, №10, №11, №12, №13, №21, №22, №31,№41,№53,№61,№63, модульно-блочная котельная «Старый город», модульно-блочная котельная «Детский сад», котельная «Ромашкино») , работающих на природном газе.

Согласно договору аренды № 014-0325 от 2 июля 2018 года, заключённого между Палатой и ООО «Лениногрские тепловые сети», во владение и пользование ООО «Лениногрские тепловые сети» были переданы 5 зданий котельных.

Таким образом, к моменту получения во владение и пользование котельных, находящихся в муниципальной собственности, ООО «Лениногрские тепловые сети» уже владело и использовало модульно-блочные котельные, входящие в систему теплоснабжения города Лениногорск согласно Схеме.

Также согласно договору аренды № 014-0325 от 2 июля 2018 года Палата передала ООО «Лениногрские тепловые сети» во владение и пользование тепловые передающие сети, по которым тепловая энергия поступает от источника тепла (модульно-блочные котельные и котельные) до потребителя тепловой энергии.

АО «УКС» в свою очередь передало тепловые передающие сети ООО «Лениногрские тепловые сети» согласно договору аренды №01/18-УКС/А от 01 января 2018 года.

Согласно письменным пояснениям ООО «Инженерный центр Энерготехаудит» (исх.№234 от 15.10.2019) котельные города Лениногрска объединены друг с другом тепловыми сетями с целью обеспечения надёжности теплоснабжения и резервирования тепловых мощностей.

Участки тепловых сетей, переданных АО «УКС» и Палатой во владение и пользование ООО «Лениногрские тепловые сети» связаны между собой, а также связаны с модульно-блочными котельными, что следует из графических схем теплоснабжения города Лениногорск, представленных ООО «Лениногрские тепловые сети» в ходе рассмотрения настоящего дела.

Таким образом, система теплоснабжения города Лениногорск включает в себя источники тепла (котельные, модульно-блочные котельные), тепловые передающие сети, а также устройства, потребляющие тепловую энергию.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона о теплоснабжении источник тепловой энергии - устройство, предназначенное для производства тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Закона о теплоснабжении тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

В соответствии с пунктом 14 статьи 2 Закона о теплоснабжении система теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями

В соответствии с пунктом 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации №83 от 13 февраля 2006 года, технологически связанные сети - принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Таким образом, для передачи объекта теплоснабжения хозяйствующему субъекту без проведения торгов в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции необходима совокупность двух юридически значимых обстоятельств:

  1. объект теплоснабжения, подлежащий передаче, должен являться частью соответствующей сети, которая находится во владении или пользовании у лица, претендующего на такой участок сети;
  2. данные часть сети и сеть являются технологически связанными;

В рассматриваемом случае передача Палатой ООО «Лениногорские тепловые сети» объектов теплоснабжения, находящейся в муниципальной собственности Лениногорского муниципального района Республики Татарстан, по договору аренды № 014-0325 от 2 июля 2018 года и по договору аренды № 014-0324 от 2 июля 2018 года отвечает вышеуказанным критериям для применения пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Так, во-первых, модульно-блочные котельные и тепловые сети, переданные АО «УКС» по договору аренды №01/18-УКС/А от 01 января 2018 года ООО «Лениногрские тепловые сети», и объекты теплоснабжения (котельные, тепловые сети), переданные Палатой ООО «Лениногрские тепловые сети», входят в централизованную систему теплоснабжения города Лениногорск, что подтверждается Схемой, а также графическими схемами теплоснабжения города Лениногрск, представленными ООО «Лениногрские тепловые сети».

Во-вторых, к моменту передачи Палатой ООО «Лениногорские тепловые сети» котельных и тепловых сетей по договору аренды № 014-0325 от 2 июля 2018 года и по договору аренды № 014-0324 от 2 июля 2018 года, ООО «Лениногорские тепловые сети» уже владело объектами теплоснабжения города Лениногорск согласно договору аренды №01/18-УКС/А от 01 января 2018 года, заключённого с АО «УКС».

В-третьих, модульно-блочные котельные и тепловые сети города Лениногорск являются технологически связанными, что подтверждается Схемой, графическими схемами теплоснабжения города Лениногрск, представленными ООО «Лениногрские тепловые сети», письменным пояснением ООО «Энерготехаудит» (исх.№234 от 15.10.2019).

При указанных обстоятельствах передача Палатой ООО «Лениногрские тепловые сети» объектов теплоснабжения по договору аренды № 014-0325 от 2 июля 2018 года и по договору аренды № 014-0324 от 2 июля 2018 года без проведения торгов не образует состава нарушения, предусмотренного пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Прекратить производство по делу №016/01/16-722/2019, возбуждённого в отношении МКУ «Палата имущественных и земельных отношений муниципального образования «Лениногорский муниципальный район Республики Татарстан» (423250, РТ, г. Лениногорск, ул. Тукая, д.7, ОГРН: 1061689006433, ИНН/КПП 1649012681/164901001) и ООО «Лениногрские тепловые сети» (423250, РТ, г. Лениногорск, ул. Промышленная, д.7, стр.3, ОГРН: 1151689001738, ИНН/КПП 1649022584/164901001) по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части достижения антиконкурентного соглашения, реализация которого привела к передаче без проведения торгов объектов теплоснабжения хозяйствующему субъекту.

Председатель комиссии: <…>

Члены комиссии <…>

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны