Предупреждение №АЯ-06/9178 Предупреждение №П06-58/2022 о прекращении действий (бездейст... от 21 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Предупреждение №П06-58/2022 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

Исх.АЯ-06/9178 от 21.07.2022

На основании приказов от 03 марта 2022 года №02/50-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая выездная документарная проверка в отношении Исполнительного комитета Актанышского муниципального района Республики Татарстан (ОГРН: 106182000060, ИНН: 1604006790).

В ходе осуществления контрольных мероприятий Инспекцией было установлено следующее.

В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг.

Межгосударственный стандарт ГОСТ 32609-2014, введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии с 1 января 2016 года и устанавливающий обязательные для применения в документах термины и определения в области похоронного дела (далее - ГОСТ 32609-2014), определяет ритуальные услуги как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельность исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений, указывая в примечании, что под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги.

Статья 17 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит перечень полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения, не являющийся исчерпывающим, поскольку по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 названного закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований также могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.

Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее-Закон о погребении), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

Частью 1 статьи 29 Закона о погребении предусмотрено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Постановлением Исполнительного комитета Актанышского муниципального района от 02.02.2022 года №ПР-20 утверждено Положение о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Актанышского муниципального района (далее-Положение).

Согласно пункту 1 постановления Исполнительного комитета Актанышского муниципального района от 02.02.2022 года №ПР-20 создана специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории Актанышского муниципального района на базе муниципального унитарного предприятия «Коммунсервис».

Согласно пункту 1.5 Положения создание специализированной службы может производиться путем учреждения соответствующего муниципального предприятия или муниципального учреждения, путем объявления конкурса среди действующих юридических лиц, осуществляющих деятельность на рынке ритуальных услуг, или путем присвоения статуса специализированной службы существующему на территории предприятию.

При этом Инспекция Татарстанского УФАС России обращает внимание на то, что Закон об организации местного самоуправления не предоставляет органам местного самоуправления права делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены Законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (например, оказание гарантированного перечня услуг по погребению за счет бюджета), в связи с чем органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов не наделены правом присвоения статусов специализированных служб по вопросам похоронного дела хозяйствующим субъектам.

Данный вывод также подтвержден судебной практикой (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2008 № 9352/08 по делу № А60-19144/07-С4, Постановление ФАС Поволжского округа от 27.02.2014 по делу № А12-4365/2012, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.02.2013 по делу № А21-7662/2012, Постановление ФАС Уральского округа от 19.03.2012 № Ф09-7288/10 по делу №А76-6041/2010, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.05.2011 №17206/10 по делу №А76-6041/2010-35-192).

Учитывая указанную выше позицию Верховного Суда Российской Федерации, орган местного самоуправления обязан создать специализированную службу по вопросам похоронного дела. При этом Законом о погребении не предусмотрена конкретная организационно-правовая форма создаваемой органом местного самоуправления организации для целей выполнения функций специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Таким образом, во взаимосвязи Закона о защите конкуренции, Закона о погребении и Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», следует, что наделение хозяйствующего субъекта статусом специализированной службы по вопросу похоронного дела не является правомерным.

Таким образом, текстом вышеуказанного Положения определена возможность предоставления статуса специализированного службы по вопросам похоронного дела существующим на территории района предприятиям функции, которые отнесены Законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления, что приводят или могут привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

На основании изложенного, Инспекция пришла к выводу, что действия Исполнительного комитета Актанышского муниципального района, выразившееся в утверждении Положение о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Актанышского муниципального района, которым предусматривается возможность наделения статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела существующие на территории района предприятия без проведения конкурентных процедур, приводят или могут привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Подобные обстоятельства не согласуются с конституционными принципами обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции, лежащими в основе правового регулирования экономических отношений.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, и иных федеральных законах, регулирующих отношения, указанные в статье 3 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Исходя из изложенного, в действиях Исполнительного комитета Актанышского муниципального района Республики Татарстан имеются признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части принятия Положение о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Актанышского муниципального района, которым предусматривается возможность наделения статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела существующие на территории района предприятия без проведения конкурентных процедур, что приводит или может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

В связи с наличием в действиях Исполнительного комитета Актанышского муниципального района Республики Татарстан признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части принятия Положение о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Актанышского муниципального района, которым предусматривается возможность наделения статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела существующие на территории района предприятия без проведения конкурентных процедур, что приводит или может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем внесения соответствующих изменений в Положение о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Актанышского муниципального района, утвержденное постановлением Исполнительного комитета Актанышского муниципального района от 02.02.2022 года №ПР-20, исключив из него возможность создания специализированной службы путем присвоения статуса специализированной службы существующему на территории предприятию.

Предупреждение должно быть исполнено в течение 60 дней с момента получения.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

<…> - [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны