Решение №АЯ-06/1612 РЕШЕНИЕ по делу №016/01/16-739/2022 от 21 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-06/1612 от 21.02.2023 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/01/16-739/2022 в отношении Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района и <…> по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части достижения антиконкурентного соглашения, которые привели или могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции,

- в присутствии <…> - представителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан,

- в присутствии <…> - представителя <…>,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы №649/15 от 23.07.2015, территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

На основании приказов от 03 сентября 2021 года №02/244-пр, от 29 сентября 2021 года №02/269-пр и от 01 ноября 2021 года №01/297-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая проверка в отношении Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района (далее-Исполнительный комитет).

По итогам рассмотрения и изучения документов, представленных Исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района, Татарстанское УФАС России обнаружило, что действия Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан по предоставлению <…> и использованию последним земельного участка в нарушение норм действующего законодательство свидетельствует о наличии достигнуто соглашения с хозяйствующим субъектом.

В связи с обнаружением Татарстанским УФАС России признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом №01/100-к от 16.05.2022 года было возбуждено дело №016/01/16-739/2022 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района Республики Татарстан и <…> статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части достижения антиконкурентного соглашения, реализация которого привела или могла привести к ограничению конкуренции.

По результатам рассмотрения дела №016/01/16-739/2022 о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее.

20 декабря 2019 года между Исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района Республики Татарстан и <…> был заключен договор аренды земельного участка № 89ф/19-с, сроком на 49 лет.

 Вышеуказанный договор аренды был заключен на основании постановления Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан №5578 от 20 декабря 2019 г.

Согласно п. 3 постановления Исполнительного комитета №5578 <…> рекомендовано использовать земельный участок строго по целевому назначению.

Решение о предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду <…> было принято по результатам размещения на сайте torgi.gov.ru извещения о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе №131119/1184180/04.

Исходя из текста извещения, «земельный участок с кадастровым номером 16:39:6021001:617, категория – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – сельскохозяйственное использование, цель предоставления земельного участка – осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности».

Пунктом 4.2 договора аренды предусмотрено обязанности арендатора. Согласно пп. 4.2.2 договора аренды, арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к категории земель и разрешенным использованием способами, не наносящими вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также нести все необходимые расходы по его содержанию и благоустройству.

Пунктом 9.6 договора аренды предусмотрены штрафные санкции в размере 20% годовой арендной платы за нарушение арендатором обязанностей, перечисленных в п. 4.2 договора.

Подпунктом 3.1.1 договора аренды предусмотрено право арендодателя осуществлять контроль за использованием земельного участка арендатором.

Земельный участок с кадастровым номером 16:39:021001:617 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Согласно ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Однако, Комиссия, по итогам изучения и анализа представленных материалов, новостных статей из сети «Интернет», установила, что Хуббатуллин Н.Б. использовал земельный участок с кадастровым номером 16:39:021001:617 до предоставления в аренду, а именно осуществлял строительство мототрассы на земельном участке с кадастровым номером 16:39:021001:617, имеющей категорию – земли сельскохозяйственного назначения, что не соответствует требованиям установленным законодательством Российской Федерации по использованию земель сельхозназначения.

Согласно новостным статьям из сети «Интернет», опубликованной 28 октября 2019 г. по ссылке: https://chelny-biz.ru/news/299357/ (Скриншот №1), https://chelny-biz.ru/business/299280/ (скриншот №2), https://chelny-biz.ru/news/299357/ (скриншот №3), https://kazanfirst.ru/news/502647 (скриншот №4), владелец сети АЗС <…> в октябре 2019 г. осуществлял строительство гоночной трассы на земельном участке с кадастровым номером 16:39:021001:617, при этом, для строительства гоночной трассы были привлечены иностранные специалисты. В июне 2020 г. должны были пройти спортивные соревнования.

Также, граждане, проживающие в непосредственной близости с земельным участок с кадастровым номером 16:39:021001:617, высказывали недовольство из-за строительства мототрассы, в связи с чем были направлены письма в органы местной администрации с просьбой найти новое место для мототрассы. В ходе разбирательства выяснилось, что <…> использовал земельный участок с кадастровым номером 16:39:021001:617 не имея на то правовых оснований.

На основании вышеизложенного сотрудниками Исполнительного комитета были выявлены нарушения в связи с чем был составлен Акт фиксации. Данный документ должен был быть направлен в Россельхознадзор для дальнейшего принятия решения.

- https://chelny-biz.ru/news/299357/ (Скриншот №1);

(Скриншот №1 дата публикации 25.10.2019 г.)

- https://chelny-biz.ru/news/299357/ (Скриншот №3);

(Скриншот №2 дата публикации 28.10.2019 г.)

- https://chelny-biz.ru/business/299280/ ;

(Скриншот №3 дата публикации 28.10.2019 г

- https://kazanfirst.ru/news/502647:

(Скриншот №4 дата публикации 24.10.2019 г.)

Также, Комиссия установила, согласно следующим новостным статьям: опубликованной 24.10.2019 г. по ссылке: https://kazan.bezformata.com/listnews/chelnah-poyavitsya-mototrassa-mirovogo/78723707/, опубликованной 07.07.2020 г. по ссылке: https://chelny-izvest.ru/news/sport/pod-chelnami-postroili-sovremennuyu-mototrassu-mirovogo-urovnya), что Хуббатуллину Н.Б. земельный участок с кадастровым номером 16:39:021001:617 осенью 2019 г. выделил для строительства мототрассы Глава Тукаевского муниципального района Республики Татарстан после обращения последнего с целью перемещения уже имеющего мотоклуба в новую местность.

Также, на официальном сайте «Наиком Арена» (https://naikomextreme.ru/vid-na-trassu-naikom-ekstrim-s-vysoty-ptichego-poleta/) была выложена фотография земельного участка с кадастровым номером 16:39:021001:617 с высоты 08 октября 2019 г., на данной фотографии видна проложенная гоночная трасса:

(Скриншот №5 дата публикации 08.11.2019 г.)

Однако, в представленном письменном пояснении Исполнительный комитет (вх. №10424 от 15 августа 2022 г.) сообщил, что факты выявленных нарушений (самовольный захват) по использованию <…> земельного участка с кадастровым номером 16:39:6021001:617 не зафиксированы, информация о нарушениях в Россельхознадзор не направлялись.

<…> письменные пояснения относительно вопроса по факту выявленных нарушений (самовольный захват) по использованию <…> земельного участка с кадастровым номером 16:39:6021001:617 не были представлены.

Таким образом, Комиссия считает, что изначально земельный участок был предоставлен <…> для строительства мототрассы Главой Тукаевского муниципального района Республики Татарстан без правовых основании и в нарушение норм законодательства, однако, в связи с возникшим недовольством местных жителей и дальнейшим выявлением нарушении в использовании <…> земельного участка с кадастровым номером 16:39:021001:617 Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района с целью урегулирования возникшей ситуации был вынужден провести конкурентные процедуры в части предоставления земельного участка с кадастровым номером 16:39:021001:617 в аренду, в соответствии с законодательством.

Также, Комиссией установлено, что за период с 2019 г. по настоящее время Исполнительным комитетом не предпринимались какие-либо действия, направленные на устранение нарушении в части строительства мототрассы на земельном участке с кадастровым номером 16:39:021001:617 с категорией – земли сельхозназначения, что является нарушением законодательства.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Исполнительный комитет обладал сведениями о строительстве <…> мототрассы на земельном участке с кадастровым номером 16:39:6021001:617 в нарушение норм законодательства еще до предоставления данного земельного участка в аренду, при этом не приняв мер к устранению нарушения, вследствие, <…> продолжал использовать земельный участок с кадастровым номером 16:39:6021001:617 с нарушениями.  Также, наличие строительных работ в данном земельном участке препятствовало иным лицам участвовать в конкурентных процедурах по предоставлению земельного участка с кадастровым номером 16:39:6021001:617 в аренду.

В представленном письменном пояснении, направленного в ответ на Определение о назначении дела (исх. №АЯ-06/6478 от 18.05.2022 г.), <…> указывает на то, что после подписания договора аренды и получения аренды земельного участка с кадастровым номером 16:39:021001:617 им были проведены масштабные работы по вывозу большого количества мусора с указанного земельного участка, проводился большой объем земляных работ, а также строительные работы по возведению ряда объектов недвижимости на основании полученных в установленном законом порядке разрешений на строительство. Изначально <…> планировал использовать указанный земельный участок для обеспечения сельскохозяйственного производства, что предполагает стоянку и техническое обслуживание сельскохозяйственной техники. Также имелась устная договоренность с местными сельскохозяйственными производителями на хранение ими сельскохозяйственной техники в ангарах. Для этих целей <…> в 2020 г. было построено и зарегистрировано нежилое здание – технический сервисный корпус с кадастровым номером 16:39:021001:632. Дата присвоение кадастрового номера 03.08.2020 г. После чего <…> подал заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:39:021001:617, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов на основании п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ.

15 сентября 2020 г. на основании постановления Исполнительного комитета и <…> заключен договор купли-продажи №344ф/20-с.

Комиссия, рассматривающая дело №016/01/16-739/2022, считает данные пояснения несостоятельными, поскольку, исходя из вышеприведенных новостных статей, указанные в письменном пояснении работы по вывозу мусора, земельные работы, а также строительные работы по возведению ряда объектов недвижимости являлись деятельностью, направленными на строительство мототрассы на земельном участке с кадастровым номером 16:39:021001:617.

В части строительства нежилого здания с кадастровым номером 16:39:021001:632, субъекты, занимающиеся сельскохозяйственным производством, могут строить на таких землях объекты капитального строительства, предназначенные для хранения, переработки произведенной сельхозпродукции (ангары, склады), фермы для сельхозживотных и т.п., однако <…> не были представлены доказательства использования данного объекта недвижимости в целях хранения сельскохозяйственной техники, в связи с чем Комиссия полагает, исходя из вышеизложенных фактов использования данного земельного участка до предоставления в аренду и строительства на данном земельном участке мототрассы, что строительство данного нежилого здания производилось для дальнейшего занятия мотоциклетным спортом, а также, для дальнейшего приобретения в собственность земельного участка с кадастровым номером 16:39:021001:617 на основании п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ в обход конкурентных процедур.

Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Исполнительный комитет несмотря на обладание сведениями о нарушениях по использованию земельного участка с кадастровым номером 16:39:021001:617 и о намерениях <…> по строительству мототрассы на данном земельном участке выдало разрешение на строительство нежилого здания от 04.03.2022 г., что послужило основанием приобретения данного земельного участка в собственность.

Также в письменном пояснении, направленного в ответ на Определение о назначении дела (исх. №АЯ-06/6478 от 18.05.2022 г.), сообщается, что <…> на протяжении 22 лет проводит подготовку мотокроссменов на базе основанного им детского спортивно-технического клуба «Наиком Экстрим Мотокросс», который до недавного времени находился в городе Набережные Челны в поселке ЗЯБ, а с 2020 г. является Руководителем Региональной общественной организации «Федерация мотоциклетного спорта Республики Татарстан» Главной задачей Региональной общественной организации «Федерация мотоциклетного спорта Республики Татарстан» является развитие мотоциклетного спорта в Республике Татарстан». Однако выполнение указанной задачи препятствует малочисленность мест для организации и проведения соревнований и тренировок для спортсменов, представляющих Республику Татарстан.

Также, <…> сообщает, что за период с 2019 г. по настоящее время не получал субсидии для осуществления сельскохозяйственной деятельности.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, <…> зарегистрирован 30.12.2020 г. Основным видом деятельности является: Деятельность в области спорта. Дополнительные виды деятельности: Торговля мотоциклами, Мойка автотранспортных средств, Торговля розничная легковыми автомобилями, Торговля розничной спортивной одеждой и т.д.

Также, <…> является:

- директором ООО «Веранда» (ИНН: 1628009590), основной вид деятельности: Торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах;

- директором ООО «Орион» (ИНН: 1628009529), основной вид деятельности: Аренда и лизинг грузовых транспортных средств;

- президентом Ассоциации СТК «Наиком экстрим»» (ИНН: 1650484826), основной вид деятельности: Деятельность в области спорта.

Вышеуказанные организации не занимаются сельскохозяйственной деятельностью.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что <…> изначально не имел намерения заниматься сельскохозяйственным производством на земельном участке с кадастровым номером 16:39:021001:617, согласно занимаемым <…> должностям, а приобретал в предпринимательских целях для организации мотоциклетного спорта, о чем Исполнительный комитет обладал сведениями.

Согласно представленному письменному пояснению <…>, направленного в ответ на Определение об отложении (исх. №АЯ-06/8006 от 23.06.2022 г.), в период действия договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:39:021001:617 <…> использовал указанный земельный участок для обучения езды на тракторной технике. В подтверждение факта использования земельного участка с кадастровым номером 16:39:021001:617 в целях обучения езде на тракторной технике предоставлены фотоматериалы.

Категория земельного участка с кадастровым номером 16:39:021001:617 (сельскохозяйственная деятельность) не предусматривает использования данного земельного участка для обучения езды на транспортном средстве, что является нарушением использования земельного участка, поскольку наносит вред почвенному слою.

Также, обучение езде на тракторной технике проводят лицензированные учебные организации или учебные центры Гостехнадзора. Однако, <…> не были представлены документы, подтверждающие наличие соответствующей лицензии или соглашения об оказании услуг лицензированным автошколам.

В представленном письменном пояснении, направленного в ответ на Определение о назначении (исх. №АЯ-06/6476 от 18.05.2022 г.), Исполнительный комитет пояснил, что осуществлялись меры муниципального земельного контроля, что подтверждается актами обследования от 16.03.2022 г. и 24.06.2020 г. По результатам проведения указанных мероприятий фактов осуществления деятельности с нарушение разрешенного вида использования земельного Исполнительным комитетом установлено не было. Однако, на момент проведения обследования на земельном участке производились земляные и строительные работы.

Исходя из вышеприведенных обстоятельств, в частности использования земельного участка с кадастровым номером 16:39:021001:617 <…> до предоставления в аренду, а также осуществления на данном земельном участке строительных работ, сведениями о котором обладал Исполнительный комитет, Комиссия считает, что Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района намеренно не зафиксировал нарушения на данном земельном участке несмотря на наличие гоночной трассы в момент проведения осмотра и осуществления земельных, строительных работ.

Согласно новостным статьям из сети «Интернет»: опубликованной 08 августа 2020 г. по ссылке: https://avtospravochnaya.com/meropriyatiya/15497-v-chelnakh-zavershilis-sorevnovaniya-po-motokrossu-foto-video (скриншот №6), опубликованной 30 июля 2020 г. по ссылке: https://vestikamaza.ru/posts/dmitrij_guberniev_priedet_v_chelny_na_otkrytie_mototrassy_prizovoj_fond_turnira_po_motokrossu_sostavit_pochti_2_mln_rublej/ (скриншот №7), , Комиссией, рассматривающей дело №016/01/16-739/2022, установлено, что 8-9 августы 2020 г., в период действия договора аренды земельного участка 16:39:021001:617, было проведено спортивное соревнование, посвящённые 100-летию ТАССР, этап Чемпионата России и первенство ДСТК «Наиком Экстрим Мотокросс» в этот же период прошло открытие гоночной трассы на земельном участке с кадастровым номером 16:39:021001:617.

В данном мероприятий приняли участие почетный гости:

- мэр города Набережные Челны <…>;

- глава Тукаевского района Республики Татарстан <…>;

- заместитель министра спорта Республики Татарстан <…>;

- депутат государственного совета Республики Татарстан, генеральный директор ООО «КОРИБ» <…>;

- президент спортивно-технического клуба «Наиком Экстрим Мотокросс» <…>.

https://avtospravochnaya.com/meropriyatiya/15497-v-chelnakh-zavershilis-sorevnovaniya-po-motokrossu-foto-video

(Скриншот №6 дата публикации 09.08.2020 г.)

https://vestikamaza.ru/posts/dmitrij_guberniev_priedet_v_chelny_na_otkrytie_mototrassy_prizovoj_fond_turnira_po_motokrossu_sostavit_pochti_2_mln_rublej/

(Скриншот №7 дата публикации 30.07.2020 г.)

Также, в письменном пояснении, направленного в ответ на Определение об отложении (исх. №АЯ-06/8006 от 23.06.2022 г.), <…> сообщил, что за период с 2019 г. по ноябрь 2020 г. на территории земельного участка с кадастровым номером 16:39:021001:617 были проведены Чемпионат России по мотокроссу и Кубок России по мотокроссу. Чемпионат России по мотокроссу проводился 9 августа 2020 г. в период действия договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:39:021001:617. Кубок России был проведен после заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:39:021001:617 от 15.09.2020 г., а именно 27.09.2022 г. Указанное соревнование согласовано с Министерством спорта Республики Татарстан письмом №1705-ЛВ от 01.09.2020 г.

Также, согласно новостной статье (https://avtospravochnaya.com/novosti/15430-gde-kupit-bilety-na-motokross-v-chelnakh-tseny) в рамках проведения спортивного соревнования на земельном участке с кадастровым номером 16:39:021001:617 в августе 2020 г.  осуществлялось продажа билетов:

«Где купить билеты на мотокросс, который состоится в Набережных Челнах 8-9 августа 2020 года.

8-9 августа 2020 года в Набережных Челнах состоится официальное открытие новой гоночной трассы «Наиком экстрим Мотокросс». Церемонию открытия планирует посетить президент Татарстана <…>, а комментатором выступит <…>.

Стоимость посадочного места на трибуне составит 250 рублей. Можно также выбрать стоячие места внизу арены – их можно будет купить за 150 рублей. Для фанатов мотоспорта будет предусмотрена возможность купить билет для прохода в закрытый парк (100 рублей) – там можно будет увидеть участников соревнований и их мототехнику.».

В письменном пояснении, направленного в ответ на Определение об отложении (исх. №АЯ-06/8005 от 23.06.2022 г.), Исполнительный комитет сообщил, что не был осведомлен об открытии стадиона «НАИКОМ АРЕНА» на земельном участке с кадастровым номером 16:39:021001:617 в августе 2020 г., а также проведения на данном земельном участке спортивных соревнований в августе-сентябре 2020 г.

Комиссия, рассматривающая дело №016/01/16-739/2022, считает данный довод несостоятельным, поскольку, согласно вышеприведённым новостным статьям, Исполнительный комитет обладал сведениями о намерениях <…> в проведении спортивного мероприятия на земельном участке с кадастровым номером 16:39:021001:617, также, данное спортивное мероприятие освещалось в местных средствах массовой информации, при этом, присутствовали высокопоставленные чиновники местной администрации.

Также, в письменном пояснении, направленного в ответ на Определение о назначении дела (исх. №АЯ-06/6476 от 18.05.2022 г.), Исполнительный комитет сообщил, что в адрес Главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан поступило обращение <…>  (от 16 мая 2021 г.), который со ссылкой на невозможность использования земельного участка для целей ведения сельскохозяйственной деятельности просил осуществить мероприятия, необходимые для включения земельного участка с кадастровым номером 16:39:021001:617 в границы населенных пунктов и перевода земельного участка из сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов  с видом разрешенного использования: для строительства объектов физической культуры и спорта.

Получив указанное уведомление, руководствуясь ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, Тукаевский муниципальный район в лице Главы обратился в соответствующим обращением к Президенту Республики Татарстан.

В настоящий момент процедура согласования включения земельного участка с кадастровым номером 16:39:021001:617 в границы населенного пункта и перевод земельного участка из сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов с видом разрешенного использования: для строительства объектов физической культуры и спорта находится в завершающем этапе и согласовано с Президентом Республики Татарстан.

В обращении <…> к Главе Тукаевского муниципального района, а также в письме к Президенту Республики Татарстан содержались сведения о том, что в августе, сентябре 2020 года и феврале 2021 года Региональная общественная организация «Федерация мотоциклетного спорта Республики Татарстан», в лице <…>, провела на территории земельного участка с кадастровым номером 16:39:021001:617 Кубок Татарстан по мотокроссу, посвященный столетию ТАССР, этап первенства и чемпионат ПФО, всероссийские спортивные соревнования по мотокроссу, Кубок России по мотокроссу, Кубок России по мотоциклетному спорту в дисциплине кросс на снегоходах и Чемпионат России по мотоциклетному спорту.

При этом, несмотря на наличие сведений и доказательств нарушения при использовании <…> земельного участка с кадастровым номером 16:39:021001:617, Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан не предпринял какие-либо меры для устранения нарушений. Подача обращения на смену категорию земельного участка не освобождает лицо от выполнения обязательств по использованию земельного участка в соответствии с целевым назначением.

Таким образом, Комиссия, рассматривающая дело №016/01/16-739/2022, приходит к выводу, что Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, в результате согласованности действий, выразившейся в непринятия мер реагирования на нарушения законодательства, предоставила <…> преимущественное положение в использовании и приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 16:39:021001:617.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Квалифицирующими признаками применительно к ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями.

Исходя из изложенного, в действиях Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан и <…> имеются признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части достижении антиконкурентного соглашения, реализация которого привела или могла привести к ограничению конкуренции.

В соответствии со статьёй 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссией, рассматривающей дело №016/01/16-739/2022 в адрес участников дела было направлено заключение об обстоятельствах дела №016/01/16-739/2022 о нарушении антимонопольного законодательства.

На заседании Комиссии, рассматривающей дело №016/01/16-739/2022, 07 февраля 2023 года представителем Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, а также представителем <…> были представлены письменные возражения на заключение об обстоятельствах дела №016/01/16-739/2022.

В представленном возражении <…> выразил не согласие с выводами, изложенными в заключении об обстоятельствах дела №016/01/16-739/2022 по следующим основаниям:

Доводы заключения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан об обстоятельствах дела №016/01/16-739/2022 основаны на новостных статьях из сети «Интернет», в то время как доводы <…> подтверждаются подлинными документами. По мнению Ответчика, «новостные статьи из сети «Интернет» не являются достоверными и достаточными доказательствами для установления обстоятельств, имеющих значение для дела. Факты статьи из прессы являются «материалами, которые могут сработать как иллюстративный материал в дополнение к другим доказательствам», однако не могут выступать в качестве основных доказательств по делу.

Комиссия Татарстанского УФАС России отметила, что <…> не было представлено письменное пояснение относительно вопроса по факту использования земельного участка с кадастровым номером 16:39:02101:617 до предоставления в аренду. Между тем позиция <…> была озвучена в ходе одного из заседаний Комиссии и заключается в следующем:

На момент публикации статей, на которые ссылается Комиссия Татарстанского УФАС России, спортивно-технический клуб и мототрасса функционировали на земельном участке с кадастровым номером 16:52:020605:48, площадью 1 826 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов физической культуры и спорта (мотодром), расположенном по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, район Замелекесья и принадлежащем <…> на праве общей долевой собственности. Все заезды и мероприятия, о которых пишется в указанных статьях, проводились на земельном участке с кадастровым номером 16:52:020605:48.

Также стоит отметить, что недовольство жителей Азьмушкинского сельского поселения были вызваны частыми эндуро выездами (выездами на мотоциклах по бездорожью) спортсменов и любителей по овражистым местностям Тукаевского муниципального района вблизи Азьмушкинского сельского поселения, никак не связанными со строительством мототрассы, которые не осуществлялись на тот момент.

Более того, во всех статьях, на которые ссылается Комиссия Татарстанского УФАС России, информация о строительстве мототрассы указаны в будущем времени. При этом не никаких достоверных доказательств, подтверждающих тот факт, что строительство мототрассы осуществлялся на момент публикации статей и до заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:39:021001:617.

<…>, также, отмечает, что выводы Комиссии Татарстанского УФАС России о том, что <…> изначально не имел намерения заниматься сельскохозяйственным производством, а приобретал земельный участок в предпринимательских целях для организации мотоциклетного спорта, основанный на занимаемых <…> должностях и основных видах деятельности его, как индивидуального предпринимателя, не обоснован по следующим основаниям:

Спортивную деятельность в качестве Президента Ассоциации СТК «Наиком Экстрим до апреля 2021 года <…> осуществлял в спортивно-техническом клубе «Наиком Экстрим», находящемся на земельном участке с кадастровым номером 16:52:020605:48, площадью 1 826 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов физической культуры и спорта (мотодром), расположенном по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, район Замелекесья.

Также, необходимо отметить, что <…> был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 31.12.2020, а договор аренды земельного участка №89ф/19с был заключен 20.12.2019 г. Следовательно, регистрация <…> в качестве индивидуального предпринимателя с основным видом деятельности «Деятельность в области спорта» через год после заключения договора аренды не может свидетельствовать о том, что <…> изначально не имел намерения заниматься сельскохозяйственным производством.

Ответчик обращает внимание на то, что <…> и Исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района каких-либо антиконкурентных соглашений в письменной либо устной форме, не заключалось, так как изначально земельный участок передавался <…> по договору аренды для целей, связанных с ведением сельского хозяйства.

Конкурентные условия предоставления земельного участка во временное владение и пользование были соблюдены. Дальнейшее предоставление земельного участка в собственность также осуществлено при соблюдении норм земельного законодательства ввиду наличия на спорном земельном участке капитального строения, право собственности на которое зарегистрировано в установленном договором порядке.

Ввиду вышеизложенного отсутствуют и обстоятельства, которые бы свидетельствовали о достижении между <…> и Исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района Республики Татарстан антиконкурентного соглашения.

Учитывая вышеизложенное, оснований для признания Ответчиков нарушившими положения Закона о защите конкуренции в рассматриваемом случае не имеется.

В своем возражении Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района, также, выразил не согласие с выводами, указанными в заключении об обстоятельствах дела №016/01/16-739/2022 и считает их необоснованными по следующим основаниям.

Схожую по смыслу позицию относительно использования в заключении об обстоятельствах дела №016/01/16-739/2022 информацию из новостных статей из сети «Интернет», также, выразил Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.

Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан отмечает, что в заключении об обстоятельства дела №016/01/16-739/2022 сделан вывод о том, что <…> использовал земельный участок до предоставления его в аренду, а именно осуществлял строительство мототрассы на указанном выше земельном участке. В качестве повреждения данного обстоятельства приводятся ссылки на новостные статьи из сети «Интернет».

Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 №149-ФЗ правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на достоверности информации.

Достоверность – это то, что показывает качество информации, отражает ее полноту и точность. На нее влияют не только подлинность сведений, но также и адекватность способов, которыми она была получена. Достоверной можно назвать такую информацию, которая не вызывает абсолютно никаких сомнений, является реальной, подлинной. К ней относятся такие сведения, которые в случае чего можно подтвердить процедурами, корректными с юридической точки зрения, когда используются различные документы либо заключения экспертов, могут быть приглашены свидетели и т.п. Кроме того, данные можно считать достоверными, если они обязательно ссылаются на первоисточник.

Однако, в указанной статье нет ни одного критерия, согласно которому предоставленная информация считалась бы достоверной.

Таким образом, использование земельного участка до его предоставления в аренду не является подтверждённым и достоверным фактом.

В 2020 году на указанном земельном участке <…> построено и зарегистрировано нежилое здание с кадастровым номером 16:39:021001:632 (дата присвоение кадастрового номера 03.08.2020 года).

Субъекты, занимающиеся сельскохозяйственным производством, могут строить на таких землях объекты капитального строительства, предназначенные для хранения, переработки произведенной сельхозпродукции (ангары, склады), фермы для сельхозживотных и т.д.

Сведения о том, что строительство данного нежилого здания производилось для дальнейшего занятия мотоциклетным спортом Исполнительный комитет Тукаевского района не обладал.

На основании вышеизложенного, Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района считает, что действовал в рамках закона и признаков нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части достижения антиконкурентного соглашения не имеется.

Комиссия, рассматривающая дело №016/01/16-739/2022, не согласен, а также считает вышеприведенные доводы <…> и Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан необоснованными.

<…> и Исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района Республики Татарстан не были представлены какие-либо документы подтверждающие заявленные ими доводы как в ранее представленных письменных пояснениях в ходе рассмотрения дела, так и в возражениях на заключение об обстоятельствах дела, а также опровергающие доводы Комиссии Татарстанского УФАС России.

Новостные статьи из сети «Интернет», на которые ссылается Комиссия Татарстанского УФАС России в заключении об обстоятельствах дела №016/01/16-739/2022 использованы в качестве косвенных доказательств.

При этом, новостные статьи, в которых утверждается об использовании (строительство мототрассы) земельного участка с кадастровым номером 16:39:021001:617 <…> до представления в аренду, размещен на сайте средства массовой информации имеющий государственную регистрацию (Портал предпринимателей Chelny-biz.ru Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-64768 выдано Роскомнадзором 02.02.2016 г.).

Комиссия отмечает, что доводы <…> и Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района о недоказанности и отсутствия нарушения антимонопольного законодательства опровергаются установленной совокупностью имеющихся в материалах дела косвенных доказательств, а также совершением участниками антиконкурентного соглашения последовательных и взаимообусловленных действий которые свидетельствуют о факте нарушения антимонопольного законодательства.

Совокупный анализ действий, принятых актов неоспоримо указывает на взаимосвязанность и обусловленность этих действий единой целью - предоставление <…> преимущественного положения в приобретении и дальнейшем использовании земельного участка в обход конкурентных процедур и исключение из конкурентной борьбы иных лиц.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции сформулированы в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации. Данный перечень не является исчерпывающим.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Закон о защите конкуренции устанавливает специальные требования к определению соглашения, как волеизъявления хозяйствующих субъектов, отличные от содержащихся в Гражданском кодексе Российской Федерации. Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе, с использованием совокупности иных доказательств, в частности, фактического поведения сторон соглашения. Иначе говоря, факт наличия соглашения, ограничивающего конкуренцию, устанавливается исходя из совокупности доказательств по делу.

Аналогичная правовая позиция отражена в пункте 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 года, далее - Обзор). Согласно пункту 9 Обзора в указанной сфере, законодательством не определено и не может быть определено, какие доказательства подтверждают антиконкурентное соглашение, а также не установлены и не могут быть установлены требования к форме подтверждающих документов.

На особенности доказывания наличия антиконкурентного согласованного поведения, указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 2 постановления Пленума от 30 июня 2008 года № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»: согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении.

Названный подход применим и к доказыванию соглашений, то есть договоренностей, которые, по их существу, не могут быть подтверждены прямыми доказательствами; наличие таких договоренностей косвенно может подтверждаться иными доказательствами, которые могут убедить правоприменительный орган в наличии или отсутствии таких договоренностей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. в том числе, ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В силу требований Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» антимонопольному контролю в соответствии со статьями 15 и 16 Закона о защите конкуренции подлежат нормативные и индивидуальные правовые акты, иные решения лиц, перечисленных в пункте 2 части 1 статьи 1 Закона, их действия (бездействие), соглашения и (или) согласованные действия, способные влиять на конкуренцию на товарных рынках, в том числе принятые (совершенные) в связи с реализацией властных полномочий.

Совокупность выявленных обстоятельств исключает случайность и указывает на нетипичность поведения участников данных правоотношений, которое не обусловлено объективными причинами, однако является целенаправленным на достижение общего интереса, подтверждает заключение между ними антиконкурентного соглашения.

Комиссия по рассмотрению настоящего дела акцентирует внимание на то, что при анализе действий всех ответчиков, направленных на реализацию антиконкурентного соглашения, антимонопольным органом оценена последовательность всех действий ответчиков и модель их поведения, и сделан вывод, что указанные действия в своей совокупности образуют объективную сторону нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Исходя из изложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России в действиях Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан и <…> имеются признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части достижении антиконкурентного соглашения, реализация которого привела или могла привести к ограничению конкуренции.

В настоящее время земельный участок с кадастровым номером 16:39:021001:617 находится в собственности <…>, а также сведения о границе населенного пункта Азьмушкинского сельского поселения Тукаевского муниципального района внесены в федеральную государственную систему ведения Единого государственного реестра недвижимости, таким образом, категория земельного участка с кадастровым номером 16:39:021001:617 изменена на категорию населенных пунктов.

Исходя из вышеизложенного, Комиссией Татарстанского УФАС России не установлены основания для выдачи предписания по делу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь части 4 статьи 16, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции",

решила:

Признать Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан и <…> нарушившими требования статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части достижении антиконкурентного соглашения, реализация которого привела или могла привести к ограничению конкуренции.

Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны