Определение №ВЧ-08/8248 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела №016/05/5-1108/2023 по призна... от 9 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №ВЧ-08/8248 от 09.08.2023 г.

Председатель Комиссии антимонопольной службы по Республике Татарстан, по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, <…> – [должностное лицо], рассмотрев материалы дела в ООО «Медицинско – правовая компания» (юридический адрес: 655024, г. Омск, ул. Т.К. Щербанева, д. 25, оф. 204, ИНН 5505209691, ОГРН 1105543037082, дата присвоения ОГРН 01.12.2010, КПП 550301001) по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения пункта 3 и 6 части 3, пункта 1 части 4 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – ФЗ «О рекламе»),

УСТАНОВИЛ:

В ходе проведения мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан установлен факт распространения рекламы в сети Интернет, с текстом: «Помощь в освобождении от призыва. Без взяток и подкупа! Помогли уже 100 000+ призывникам. С нами на службу не уходят! Работаем более 10 лет. Без взяток и подкупа. Помогаем более 10 лет. Консультация 0₽. 98% наших клиентов. Помогаем 10+ лет. Помогаем призывникам уже 10+ лет. 90+ офисов по России. Личный менеджер. На связи 24/7, ответит на все вопросы и поможет. Бьемся за вас. Юрист оспорит решение военкомата, если признают годным. Врачи и юристы. Дипломированные врачи и юристы с опытом работы в военкоматах. Анализ личного дела. Проведем полный аудит призывной истории. 40000+ отзывов. Нам доверяют и мы не подводим. Рассрочка до 12 месяцев. Проценты берем на себя».

<…>

Указанное рекламное объявление представляет собой гиперссылку для перехода на сайт юридической компании https://land.priziva.net/consult-sem-22?utm_source=sem_yd_search&utm_medium=cpc&utm_campaign=76495468|consult_kazan_search_tgb_transakcionnie&utm_content=4974088022_12447249053_desktop_|pid|40008086264_40008086264|cid|76495468|gid|4974088022|aid|12447249053|adp|no|pos|premium4|src|search_none|dvc|desktop_43_%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8C_premium_4&utm_term=%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%D1%82%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D1%8B%D0%B2%D0%B0&z1=osvobozhdenie&roistat_referrer=none&roistat_pos=premium_4&roistat=direct5_search_12447249053_%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%D1%82%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D1%8B%D0%B2%D0%B0&_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTs3NjQ5NTQ2ODsxMjQ0NzI0OTA1Mzt5YW5kZXgucnU6cHJlbWl1bQ&yclid=14489262009166331903.

Фотоизображение сайта предоставлено ниже:

<…>   

Администратором доменного имени является – ИП <…>.

Согласно информации, размещенной на сайте данные услуги, оказывает ООО «МПК». ИНН 5505209691 ОГРН 1105543037082, 644024, г. Омск, ул. Т.К.Щербанева, д. 25, офис 204). В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Медико-правовая компания» является деятельность в области права.

При этом, как следует из фактических обстоятельств, рекламное объявление, размещенное в сети Интернет, представляет собой текстовое сообщение небольшого размера, функцией которого является перевод пользователя на сайт лица, разместившего объявление. Само объявление не может рассматриваться отдельно от сайта, на который он ведет, и не является сам по себе основанием для принятия лицом, его увидевшим, решения воспользоваться услугой либо приобрести товар. Фактически объявление, неразрывно связанное с сайтом, является частью того сайта, который открывается после «клика» на объявление, и не может рассматриваться в отрыве от самого сайта.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Объектом рекламирования являются услуги по освобождению граждан от военной службы по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации и получению военного билета без прохождения службы.

Информация со сведениями: «Помощь в освобождении от призыва. Без взяток и подкупа! Помогли уже 100 000+ призывникам. С нами на службу не уходят! Работаем более 10 лет. Без взяток и подкупа. Помогаем более 10 лет. Консультация 0₽. 98% наших клиентов. Помогаем 10+ лет. Помогаем призывникам уже 10+ лет. 90+ офисов по России. Личный менеджер. На связи 24/7, ответит на все вопросы и поможет. Бьемся за вас. Юрист оспорит решение военкомата, если признают годным. Врачи и юристы. Дипломированные врачи и юристы с опытом работы в военкоматах. Анализ личного дела. Проведем полный аудит призывной истории. 40000+ отзывов. Нам доверяют и мы не подводим. Рассрочка до 12 месяцев. Проценты берем на себя», в силу статьи 3 Закона о рекламе является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, которые оказывает рекламодатель.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Одним из основных признаков рекламы является ее направленность на неопределенный круг лиц.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования.

Такой признак рекламной информации, как предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Как следует из фактических обстоятельств, реклама размещалась в системе «Яндекс».

Таким образом, установлено, что место и способ распространения рассматриваемой рекламы являются общедоступными для неопределенного круга лиц - потребителей рекламы. Каких-либо ограничений по территории ее распространения и кругу лиц потребителей рекламы, антимонопольным органом не установлено, рассматриваемая информация содержит объект рекламирования, распространялась неопределенному кругу лиц и, исходя из содержания, была направлена на привлечение внимания потребителей к услугам, а, следовательно, является рекламой в понимании пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе.

В то же время, согласно частям 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 22 Закона о воинской обязанности воинская обязанность предусматривает воинский учет, прохождение военной службы по призыву граждан мужского пола от 18 до 27 лет, не освобожденных от исполнения воинской обязанности и подлежащим призыву на военную службу по состоянию здоровья, и не имеющих освобождения или законной отсрочки от военной службы по призыву, основания для которых предусмотрены в статьями 23 и 24 Закона о воинской обязанности.

При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона о воинской обязанности принятие решения об освобождении граждан от исполнения воинской обязанности в связи с наличием на то законных оснований возлагается на призывную комиссию.

Согласно статье 8 Закона о воинской обязанности исключительными полномочиями по выдаче военных билетов обладает военный комиссариат района (города).

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о воинской обязанности врачи специалисты, участвующие в медицинском освидетельствовании, медицинском обследовании и медицинском осмотре граждан, члены призывных комиссий, должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, способствующие своими действиями уклонению граждан от исполнения воинской обязанности либо незаконному призыву граждан на военную службу, а также препятствующие исполнению гражданами воинской обязанности или не исполняющие обязанности, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона о воинской обязанности в случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссариат направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также, в соответствии с частью 1 статьи 328 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы.

Между тем, распространенная реклама содержит информацию об оказании услуг для лиц, не желающих проходить военную службу.

Исходя из содержания распространяемой рекламы может сложиться негативное отношение к службе в армии, а также о возможности платного приобретения военного билета.

Также на спорном сайте также размещена следующая информация: «+110 000 довольных клиентов», однако в указанном сайте отсутствует информация, подтверждающая приведенные цифры.

Кроме того, в рекламе указана информация с текстом: «С нами на службу не уходят!», речь идет о предоставлении гарантий в получении военного билета. Указание подобной информации предполагает, что у услуг, оказываемых рекламодателем, есть определенный результат. В контексте рекламы юридической помощи для призывников такой результат заключается в освобождении от прохождения от военной службы.

Иными словами, указание на освобождение по договору создает у потребителя впечатление того, что рекламодатель может обеспечить ему освобождение от призыва, что противоречит природе юридических услуг, исполнитель которых не может гарантировать желаемый для клиента результат.

В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара.

Кроме того, на сайте есть указание на то, что Общество является «№1 на рынке медицинской и юридической помощи призывникам по объему заключенных договоров в 2019 году на основе собственной оценки рынка».

Фотоизображение представлено ниже:

<…>

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», при рассмотрении дел о признании рекламы недостоверной судам необходимо исходить из следующего.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов "лучший", "первый", "самый", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В нарушение данной правовой нормы в тексте рекламы отсутствует существенная информация о том, каким способом в данном случае оказывается помощь в освобождении от армии, в связи с чем, искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Кроме того, рассматриваемая реклама побуждает к совершению противоправных действий, что недопустимо в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 5 Закона «О рекламе».

Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае усматриваются признаки нарушения пункта 3 и 6 части 3, пункта 1 части 4 и части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

На основании части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных пунктами 3 и 6 части 3, пунктом 1 части 4 и части 7 статьи 5 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, предусмотренных вышеуказанными нормами, несет ответственность рекламопроизводитель, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В связи с указанными обстоятельствами Управление возбуждает данное дело в отношении ООО «Медико-правовая компания» (ИНН: 5505209691).

Ввиду изложенного и на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», а также в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу №016/05/5-1108/2023 по признакам нарушения пункта 3 и 6 части 3, пункта 1 части 4 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2.            Признать лицами, участвующими в деле:

- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО «Медицинско – правовая компания», юридический адрес: 655024, г. Омск, ул. Т.К. Щербанева, д. 25, оф. 204, ИНН 5505209691, ОГРН 1105543037082, дата присвоения ОГРН 01.12.2010, КПП 550301001);

- лицо, располагающее сведениями - ИП <…>, ФКУ «Военный комиссариат Республики Татарстан».

3. Назначить дело №016/05/5-1108/2023 к рассмотрению на 06 сентября 2023г. в 13 часов 30 минут по адресу: г. Казань, ул. Московская, д. 55, 2-й этаж, зал заседаний.

4. ООО «Медицинско – правовая компания», ИП <…>, в срок до 1 августа (включительно) представить в Татарстанское УФАС России надлежащим образом заверенные копии следующих документов и материалов (на электронную почту to16@fas.gov.ru, to16-<…>@fas.gov.ru) согласно следующему перечню:

информацию о видах деятельности, фактических осуществляемых обществом в период с 2021 года по настоящее время;

копии всех договоров на изготовление, размещение и распространение вышеуказанного рекламного материала, с приложением документов, подтверждающих исполнение указанного договора (акт выполненных работ, счет на оплату, платежное поручение и т.д.), в том числе документы и договоры, на распространение вышеуказанного рекламного материала;

сведения о лице, утвердившем рекламный макет, пояснения лица;

паспортные данные лица (лицевая сторона, прописка), утвердившем рекламный макет;

информацию о лице, изготовившем вышеуказанную рекламу;

письменные пояснения относительно факта, на основании которого сделан вывод о том, что ООО «Медицинско – правовая компания» «№1 на рынке медицинской и юридической помощи призывникам по объему заключенных договоров в 2019 году на основе собственной оценки рынка», с приложением подтверждающих документов;

иные документы и сведения, имеющие значение для дела, при наличии возражений – нормативное и документальное их обоснование.

5. Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Татарстан» в срок до 1 августа (включительно) представить в Татарстанское УФАС России (на электронную почту to16@fas.gov.ru, с дублированием to16-<…>@fas.gov.ru) письменную позицию по рассматриваемым Управлениям обстоятельствам.

При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер, указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.

Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт наложение административного штрафа, предусмотренную частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Явка лиц, в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, обязательна.

ВНИМАНИЕ: В целях предотвращения угрозы распространения вируса COVID-19 (коронавирус) Управление рекомендует представлять свои интересы путем направления письменных пояснений, без непосредственного присутствия (по возможности) на заседании, либо подключением к TrueConf. В случае принятия решения о явке на заседание Комиссии просим обязательно обеспечить меры предосторожности и на заседании использовать медицинскую маску (иные средства защиты).

Об участии посредством удаленного доступа необходимо предварительно проинформировать ответственного исполнителя с направлением документов, подтверждающих полномочия для участия в рассмотрении настоящего дела.

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны