Решение №04-04/4354 РЕШЕНИЕ по делу №016/07/3-571/2023 от 2 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/4354 от 02.05.2023 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика МКП "ВОДОКАНАЛ" - <…> – [должностное лицо] (по доверенности), в присутствии представителей заявителя ООО «Экоэнерго» <…> – [должностное лицо] (по доверенности), <…> – [должностное лицо] (по доверенности), рассмотрев по видеоконференции жалобу заявителя ООО «Экоэнерго» (вх.№4090/ж от 20.04.2023 г.) на действия МКП «ВОДОКАНАЛ» при проведении закупки №32312274645 на предмет: «Поставка химреагентов (ингибитор коррозии и отложений)»

УСТАНОВИЛА:

Дата размещения текущей редакции извещения о проведении закупки №32312274645 в Единой информационной системе - 10.04.2023 года.

Способ проведения закупки - запрос котировок в эл.форме.

Объект закупки - Поставка химреагентов (ингибитор коррозии и отложений).

Начальная (максимальная) цена договора — 392 000,00 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства, а именно, Заказчиком была неправомерно отклонена заявка участника, ввиду необоснованного описания объекта закупки, а именно, отсутствия указания в закупочной документации запрета на поставку эквивалентной продукции.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

В соответствии с указанными положениями Закона о закупках, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, а также позиции заказчика, изучив представленные сторонами материалы, приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд «ВОДОКАНАЛ» (далее – Положение), утвержденным директором «ВОДОКАНАЛ» 01.02.2023г., а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно пунктам 2, 9, 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

- требования к участникам такой закупки;

- описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с положениями части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с итоговым протоколом 32312274645-01 от 17.04.2023 на участие в закупке была подана единственная заявка ООО «Экоэнерго», признанная несоответствующей требованиям документации по следующему основанию:

 «несоответствие продукции, указанной в заявке на участие в закупке требованиям документации».

Конкурентная закупка была признана несостоявшейся в связи с тем, что по результатам ее проведения все заявки на участие были отклонены.

В соответствии с пунктом 19 раздела 12 Положения о закупке, в связи с тем, что процедура закупки (конкурс, аукцион в электронной форме, запрос котировок, запрос предложений), проведенная в соответствии со способами закупки, установленными настоящим Положением, признана несостоявшейся, и договор не заключен (Заказчик на основании не менее двух коммерческих предложений от поставщиков (исполнителей, подрядчиков) выбирает единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), предложение которого соответствует требованиям документации, потребности заказчика и не превышает начальную (максимальную) цену закупки, признанной несостоявшейся) 19 апреля 2023г. между Заказчиком и ООО «Композит-трейд» был заключен договор №КТ/4-23 на поставку ингибитора коррозии и отложений марки RUTROL 3550.

По мнению заявителя, отклонение заявки Заказчиком было осуществлено неправомерно, поскольку техническое задание закупочной документации не подразумевало запрета на поставку эквивалентной продукции, и участником был предложен к поставке полностью аналогичный товар.

В техническом задании закупочной документации заказчиком было установлено следующее техническое требование к товару, а именно указан конкретный товарный знак ингибитора:

 

№ п/п

Наименование объекта закупки (товара)

Наименование показателя товара

Ед. изм. (ОКЕИ)

Кол-во

1

 

Ингибитор коррозии и

отложений

RUTROL 3550

Назначение - химический реагент, предназначенный для обработки сетевой воды в закрытых системах теплоснабжения. Данный реагент эффективно связывает растворенный кислород, даже при низких температурах, повышает уровень рН в сетевой воде, поглощает свободную двуокись углерода и защищают от коррозии элементы оборудования. Синтетические полимеры, входящие в состав реагента, предотвращают формирование накипи на внутренних поверхностях водогрейных котлов, трубопроводов, теплообменников.

Свойства:

Внешний вид – жидкость от бесцветного до темно-желтого цвета

Плотность – 0,98 – 1,03 кг/куб.дм

рН – 12 -13,5

Легко растворим в воде.

Упаковка – в ПЭ канистрах по 20 кг.

В реагенте отсутствуют сульфит- и фосфат-ионы

Реагент выдерживает несколько циклов замораживания-размораживания при комнатной температуре.

Концентрация свободных гидроксид-ионов не превышает 1,5%

килограмм

700,00

 

Положениями закупочной документации не было установлено запрета на поставку эквивалентного товара, при этом, в закупочной документации отсутствовало использование слова "(или эквивалент)"при указании конкретного товарного знака ингибитора в техническом задании.

Согласно представленным пояснениям Заказчика закупка ингибитора конкретной марки осуществлялась на основании подпункта «б» пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках (закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование). Так, согласно техническому отчету по режимной наладке водоподготовительной установки и водно-химического режима водогрейных котлов типа Термотехник ТТ-100, установленной у Заказчика, производителем было определено применение ингибитора коррозии и отложений марки RUTROL 3550, что и было отражено в техническом задании документации. Согласно представленным пояснениям Заказчика указанный реагент RUTROL 3550 используется в течении длительного времени. Технические характеристики, химический состав полностью соответствуют паспортным, эксплуатационным требованиям водоподготовительного оборудования котельной. Реагент в ходе эксплуатации подтвердил заявленные параметры, указанные заводом-производителем в технической документации. Данный товар относится к расходным материалам к водоподготовительному оборудованию, в связи с чем заказчиком был применен только тот товар, который был заявлен в технической документации оборудования. Применение эквивалентов требует согласования с производителем котлов, на что необходимо дополнительное время, которого из-за малых запасов оставшегося реагента у предприятия не было.

При уточнении на заседании Комиссии Заказчиком было пояснено, что испытания по работе эквивалентных ингибиторов на установленном оборудовании Заказчиком не проводились. Рассматриваемая закупка Заказчиком проводится впервые. В ходе заседания Комиссии представителем Заказчика было озвучено, что для уточнения вопроса о возможности использования на оборудовании эквивалентного ингибитора Заказчиком был осуществлен запрос производителю оборудования, по результатам которого производителем была подтверждена возможность установки аналогичного расходного материала. В подтверждение изложенного Заказчиком была представлена электронная переписка между техническими специалистами со стороны Заказчика и Производителя установленного оборудования.

Комиссия отмечает, что представленная переписка по электронной почте между специалистами не является подтверждением возможности поставки эквивалента на установленном оборудовании Заказчика. Заказчиком не был представлен официальный ответ организации, подтверждающий изложенные обстоятельства представителем Заказчика в ходе заседания Комиссии.

 Следовательно, в рассматриваемом случае возможность поставки товара эквивалентной марки не подтверждена.

Между тем, отсутствие указания в закупочной документации соответствующего обоснования включения в описание предмета закупки товарного знака конкретного товаропроизводителя в связи необходимостью совместимости и взаимодействия с оборудованием, используемым Заказчиком, либо возможности поставки эквивалента, привели к отклонению заявки заявителя.

Указанное описание объекта закупки не отвечает требованиям объективного описания предмета закупки, что как следствие ввело в заблуждение участника закупки при подаче заявке.

Заказчиком были допущены нарушения требований пункта 1 части 1, части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Довод заявителя признан обоснованным.

Учитывая, что Заказчиком 19 апреля 2023г. был заключен договор поставки с единственным поставщиком на основании пункта 19 раздела 12 Положения о закупке, оснований для выдачи предписания не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя ООО «Экоэнерго» (вх.№4090/ж от 20.04.2023г.) на действия МКП «ВОДОКАНАЛ» при проведении закупки №32312274645 на предмет: «Поставка химреагентов (ингибитор коррозии и отложений)» обоснованной.

Признать заказчика МКП «ВОДОКАНАЛ» нарушившим требования пункта 1 части 1, части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны