Решение №04-04/10035 Решение по делу №016/06/33-992/2019 о нарушении законодатель... от 9 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/10035 от 09.07.2019 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика ГКУ «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан» – <…> (доверенность от 09.0.2019г. №4), в отсутствии представителей заявителя ООО «Стикс», о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО «Стикс» (вх. №10258/ж от 01.07.2019г.) на действия заказчика ГКУ «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан» при проведении закупки №0311200024919000324 на предмет: «На выполнение работ по ремонту автодорог общего пользования Республики Татарстан»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении электронного аукциона №0311200024919000324 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 13.056.2019г.

Заказчик – ГКУ «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан».

Начальная (максимальная) цена контракта – 34 988 376 ,00 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя об установлении заказчиком излишних требований к показателям товара.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В силу части 3 стати 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Включение заказчиком в Техническое задание требований к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к производителю товара, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, является излишним.

Кроме того, Согласно пункту 3 Письма ФАС России от 1 июля 2016 года NИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем, требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Согласно документации об аукционе в электронной форме заказчик устанавливает следующие требования к показателям материалов (товаров), используемых при выполнении работ, в том числе:

По позиции 1 «Песок природный»:

«Песок природный должен соответствовать требованиям ГОСТ 8736-2014 «Песок для строительных работ. Технические условия», СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги».

Песок 1 или 2 класса; модуль крупности: очень мелкий или мелкий или средний;*

Модуль крупности от 1,0-1,5 – очень мелкий; 1,5-2,0 – мелкий; 2,0-2,5 – средний.*

Полный остаток песка на сите с сеткой № 063*

-до 10% – очень мелкий;*

-от 10% до 30% – мелкий;*

-от 30% до 45% – средний*

Содержание зерен крупностью*

Класс и групп

 песка

Очень мелкий

Мелкий

Средний

II класс

I класс

II класс

I класс

II класс

свыше 10 мм

не > 0,5

не > 0,5

не > 0,5

не > 0,5

не > 5,0

свыше 5 мм

не > 10,0

не > 5,0

не > 10,0

не > 5,0

не > 15,0

менее 0,16 мм

не > 20,0

не > 10,0

не > 20,0

не > 5,0

не > 15,0

 

Содержание в песке пылевидных и глинистых частиц*

Класс и группа песка

Очень мелкий

Мелкий

Средний

II класс

I класс

II класс

I класс

II класс

не >5,0

не >3,0

не >5,0

не >2,0

не >3,0

 

 

Содержание в песке  глины в комках*

Класс и группа пе

ка

Очень мелкий

Мелкий

Средний

II класс

I класс

II класс

I класс

II класс

не >0,5

не >0,35

не >0,5

не >0,25

не >0,5

 

Коэффициент фильтрации (при оптимальной влажности и максимальной плотности) – не < 1,0 м/сут;*

Песок не должен содержать посторонних засоряющих примесей.

Величины суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов должна быть не более 370 Бк/кг.*».

Аналогичные требования к показателям материалов (товаров), используемых при выполнении, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства установлены заказчиком по остальным позициям технического задания.

Согласно пояснениям заказчика, требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам поставляемого товара были сформулированы Заказчиком в соответствии с положениями статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, с учетом потребностей Заказчика, исходя из специфики деятельности Заказчика.

Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Кроме того, на заседании Комиссии Татарстанского УФАС России представитель заказчика пояснил, что при подготовке технического задания заказчик руководствовался действующими ГОСТами.

Согласно пункта 2 части 11.2.2. при составлении заявки в части указания конкретных показателей используемых товаров (материалов) (в случае, если их предоставление предусмотрено документацией об аукционе) следует учитывать следующее: по товарам, по которым не указан товарный знак:

а) показатели, отмеченные в приложении к документации об аукционе  "Требования к показателям товаров (материалов), используемых при выполнении  работ" знаком "*" являются показателями, значения которых не могут изменяться. По этим показателям все значения, в том числе указанные в виде диапазона либо сопровождающиеся словами "не менее", "не более", "от", "до", "не ниже", "не выше" и т.п., являются конкретными и не должны изменяться участником закупки при подготовке заявки на участие в аукционе;

б) по показателям, не отмеченным знаком «*», по которым указаны варианты значений и (или) характеристик со словами "или", "либо" участнику аукциона следует выбирать и указывать в заявке конкретный вариант значения (характеристику), а в случае если предлагаемый товар (материал) соответствует сразу нескольким невзаимоисключающим вариантам значений (характеристик), то необходимо указать именно такое соответствие;

в) по иным показателям, не отмеченным знаком «*», предоставляются конкретные значения, без слов "не менее", "не более", "от", "до", "не ниже", "не выше" и т.п.

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что при заполнении первой части заявки у участников отсутствует необходимость иметь в наличии товар, показатели материалов согласно инструкции по заполнению заявки могут остаться неизменными, в соответствии с государственными стандартами.

Также, в ходе анализа документации Комиссия Татарстанского УФАС пришла к выводу, что требования к материалам идентичны требованиям, указанным в ГОСТ.

Заказчик установил требования к материалам в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе и в своей документации, при описании характеристик, руководствовался техническими регламентами и ГОСТами, указанными в аукционной документации.

Следовательно, требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам используемых материалов были сформулированы Заказчиком в соответствии с положениями статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, с учетом потребностей Заказчика.

Довод заявителя признан необоснованным.

2. Относительно довода заявителя о неверном указании периодичности выполнения работ в плане-графике, а также об отсутствии информации о планируемом сроке выполнения работ.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная данным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно части 1 статьи 21 Закона о контрактной системе Планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.

В соответствии с частью 11 статьи 21 Закона о контрактной системе Заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

Частью 3 статьи 21 Закона о контрактной системе установлено, что в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки:

1) идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона;

2) наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно);

3) дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований;

4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;

5) дата начала закупки;

6) информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;

7) информация о применении указанного в части 3 статьи 32 настоящего Федерального закона критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения указанного критерия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);

8) информация о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что заказчиком в плане-графике во вкладке «условия закупки» указано:

«Планируемый срок (сроки отдельных этапов) поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) – согласно контракта и тз.

Периодичность поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) – Один раз в год».

Правила формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требования к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд установлены Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд».

В соответствии с пунктом ж раздела 1 Постановления план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд (далее - закупки) представляет собой единый документ, который оформляется по форме согласно приложению. Указанная форма включает таблицу, содержащая в том числе следующую информацию с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 2 настоящих требований:

- периодичность либо количество этапов поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (если контрактом предусмотрено его исполнение поэтапно, в плане-графике закупок указываются сроки исполнения отдельных этапов (месяц, год), если контрактом предусмотрена периодичность поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг, в соответствующей графе плана-графика закупок указывается их периодичность - ежедневно, еженедельно, 2 раза в месяц, ежемесячно, ежеквартально, один раз в полгода и другая);

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4.2.1.4.2.6 Руководства пользователей Подсистемы ведения планов закупок и Подсистемы ведения планов-графиков закупок возможно указание другой периодичности выполнения работ:

«Заполните блок «Информация о поставке». При выборе из раскрывающегося списка в поле «Периодичность поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг)» значения «Другая периодичность» дополнительно отображается текстовое поля для ввода значения периодичности».

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указание периодичности выполнения работ «один раз в год» не противоречит требованиям действующего законодательства, поскольку нормативными документами допускается указание другой периодичности, отличающейся от установленных «ежедневно, еженедельно, 2 раза в месяц, ежемесячно, ежеквартально, один раз в полгода».

В соответствии с извещениями о проведении закупок заказчиком установлены конкретные сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.

Вместе с тем, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что указание заказчиком планируемого срока (сроки отдельных этапов) поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) «согласно контракта и тз» не противоречит действующему законодательству о контрактной системе.

Довод заявителя признан необоснованным.

Относительно довода заявителя о том, что в проекте контракта отсутствует пункт с указанием обязательства по проведению экспертизы.

Согласно части 3 статьи 94 Закона о контрактной системе, для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с письмом Министерства финансов  Российской Федерации от 26 октября 2017 г. № 24-03-08/70501 «О рассмотрении обращения» частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе установлено, что приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.

Пунктом 8 проекта контракта заказчиком установлен порядок приемки работ, в том числе:

«8.7. Приемка завершенного объекта осуществляется в течение десяти дней после получения Заказчиком уведомления Подрядчика о готовности объекта. Заказчик определяет состав и порядок работы приемочной комиссии.

В случае установления Заказчиком при приемке работ несоответствия качества выполненных Подрядчиком работ, Акт выполненных работ Заказчиком не подписывается до момента устранения выявленных нарушений.

Приемка законченного объекта в эксплуатацию осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства, определяющего правила приемки в эксплуатацию законченных объектов».

Согласно пояснениям заказчика, при приемке выполненных работ проводится внутренняя экспертиза с привлечением сотрудников заказчика, о чем делаются соответствующие записи в журнале производства работ.

Учитывая изложенное, если Заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки товаров, работ, услуг, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников Заказчика, является оформленный и подписанный Заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги.

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.

Кроме того, заявитель на заседание Комиссии Татарстанского УФАС России не явился, доказательств, подтверждающих свои доводы, не представил.

Вместе с тем, Комиссией Татарстанского УФАС России по результатам проведенной внеплановой документарной проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено следующее.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Пунктом 6.2.18 проекта контракта заказчиком установлено, что подрядчик обязан оформлять исполнительную документацию в соответствии с ГОСТ 32756-2014, РД-11-02-2006, РД-11-05-2007 и требованиями нормативной документации. В случае отсутствия форм исполнительной документации в указанных актах или в других действующих нормативно-технических документациях, использовать формы, приведенные в Сборнике форм исполнительной производственно-технической документации, утвержденной Распоряжением Росавтодора № ИС-478-р от 23.05.2002. Осуществлять своими силами операционный контроль выполняемых им работ, о результатах отчитываться перед Заказчиком при приемке выполненных работ.

Вместе с тем, Распоряжение Росавтодора от 23.05.2002 N ИС-478-р «Об утверждении Сборника форм исполнительной производственно-технической документации при строительстве (реконструкции) автомобильных дорог и искусственных сооружений на них» признано утратившим силу в связи с изданием Распоряжение Минтранса России от 11.12.2017 N МС-226-р.

Таким образом, заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Учитывая, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика, предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «Стикс» (вх. №10258/ж от 01.07.2019г.) на действия заказчика ГКУ «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан» при проведении закупки №0311200024919000324 на предмет: «На выполнение работ по ремонту автодорог общего пользования Республики Татарстан», необоснованной.

Признать в действиях заказчика ГКУ «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан» нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны