Решение №АЯ-06/17260 РЕШЕНИЕ по делу №016/01/15-596/2020 от 31 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № АЯ-06/17260 от 31.12.2020

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/01/15-596/2020 законодательства по признакам нарушения Исполнительным комитетом муниципального образования г. Набережные Челны части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в непринятии решения о проведении торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в составе остановочных павильонов на территории г. Набережные Челны, в отсутствие

– представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны, извещенного надлежащим образом;

УСТАНОВИЛА:

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения; предупреждает нарушения антимонопольного законодательства; осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015, территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Татарстанским УФАС России был проведен анализ рынка наружной рекламы муниципального образования г. Набережные Челны.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в адрес Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны (далее также - Исполнительный комитет) были направлены запросы информации (исх. № ИП-06/12611 от 23.08.2019, № ИП-06/14564 от 22.09.2019).

По итогам рассмотрения и изучения документов, представленных Исполнительным комитетом муниципального образования г. Набережные Челны, Татарстанским УФАС России установлено следующее.

Постановлением Исполнительного комитета №933 от 17.02.2014 «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории города Набережные Челны» утверждена схема размещения рекламных конструкций (далее – Схема). Согласно представленной Исполнительным комитетом муниципального образования город Набережные Челны действующей Схеме и сведений о размещаемых рекламных конструкция на территории г. Набережные Челны, на территории муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан всего 966 обозначенных точек под рекламные конструкции.

Схема предполагает следующие виды рекламных конструкций:

– щитовая конструкция (3м х 6м - 2 стороны, 3м х 6м - 3 стороны и состоящая из 11 отдельных информационных полей размером 1.5м х12м);

– афишная конструкция;

– стела;

– фоновая конструкция.

Из представленного Исполнительным комитетом реестра действующих разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Набережные Челны следует, что всего было выдано разрешений на установку рекламных конструкций в количестве 457 шт., 426 из которых расположены на муниципальной земле, 31 - на частной.

Согласно информации, предоставленной Исполнительным комитетом, на территории города Набережные Челны всего 357 мест остановок общественного транспорта, которые обслуживаются МУП «ПАД» на основании муниципальных контрактов на выполнение работ по текущему содержанию, ремонту и техническому обслуживанию автомобильных дорог местного значения и подземных переходов, в рамках которых проводится уборка и обслуживание остановочных павильонов.

При этом некоторые остановочные павильоны предусматривают размещение рекламных информационных полей. 

В сведениях о размещаемых рекламных конструкциях, прилагаемых к схеме размещения рекламных конструкций на территории города Набережные Челны, тип, вид рекламной конструкции на остановочном павильоне указан как фоновая конструкция (фоновые конструкции).

Рекламные информационные поля, устанавливаемые на конструкции остановочного павильона, согласно Положению о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, утвержденному Решением Городского Совета от 30.05.2013 № 25/8, являются фоновыми конструкциями. При этом сами остановочные павильоны рекламными конструкциями не являются.

В соответствии с пунктом 15.1 статьи 15 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Согласно статье 4 Закона о рекламе, отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы регулируются данным Федеральным законом, а также принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее – рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

В соответствии с частью 5.1 статьи 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.

Таким образом, вышеуказанная норма устанавливает единственный способ заключения договоров на установку рекламных конструкций на земельном участке, здании, недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности – торги, и не содержит каких-либо исключений.

Частью 9 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 статьи 19 Закона о рекламе законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

Согласно пункту 2 части 11 статьи 19 Закона о рекламе, к заявлению на выдачу разрешения на установку рекламной конструкции прилагается, в том числе, подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества.

Вместе с тем, согласно части 17 статьи 19 Закона о рекламе, разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Таким образом, по смыслу положений части 17 статьи 19 Закона о рекламе орган местного самоуправления в момент принятия решения о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции должен обладать информацией о дате заключения договора на установку рекламной конструкции и сроке его действия.

Таким образом, необходимыми условиями установки рекламной конструкции являются разрешение, выдаваемое органом местного самоуправления, на территории которого предполагается осуществить её установку, и договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенный ранее выдачи соответствующего разрешения на основании проведения процедуры торгов.

Решением Горсовета муниципального образования г. Набережные Челны от 30.05.2013 N 25/8 утверждено Положение о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан (далее также – Положение от 30.05.2013 N 25/8).

Положением от 30.05.2013 N 25/8 устанавливаются общие требования к рекламным конструкциям, их установке и эксплуатации, оформлению разрешительных документов на их установку и эксплуатацию.

Согласно пункту 42 Положения от 30.05.2013 N 25/8 договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности города Набережные Челны, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, заключается Исполнительным комитетом города Набережные Челны на основе торгов.

На территории г. Набережные Челны Схемой предусмотрено 120 остановочных павильонов, на которых предусматривается возможность размещения рекламной информации.

Управлением установлено, что аукцион на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на остановочных павильонах на территории города Набережные Челны был проведен 15 мая 2018 г., по результатам которого были заключены договоры в отношении 45 остановочных павильонов.

В ходе проведения контрольных мероприятий Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан был составлен акт фиксации рекламных конструкций по состоянию на 4 октября 2019 года, которым зафиксированы факты размещения рекламных информационных полей, устанавливаемых на конструкции остановочного павильона, на установку и эксплуатацию которых Исполнительным комитетом муниципального образования г. Набережные Челны не было выдано разрешения:

1) остановка «Университетская (11 комплекс), пр. Сююмбике, в сторону Нового города;

2) остановка «Форт Диалог», пр. Московский в сторону Нового города;

3) остановка «Дворец спорта», пр. Чулпан, в сторону Нового города;

4) остановка «Татарстан», пр. Сююмбике, в сторону п. ГЭС;

5) остановка «Проспект Сююмбике», пр. Сююмбике, в сторону п. ГЭС;

6) остановка «Электротехников», пр. Набережночелнинский, в сторону Нового города.

В силу Главы 2 Положения от 30.05.2013 N 25/8 Исполнительный комитет города Набережные Челны выдает предписания на демонтаж рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения, срок действия которого не истек, в установленных законом случаях осуществляет демонтаж рекламных конструкций, их хранение или уничтожение за счет местного бюджета, участвует в пределах своих полномочий в осуществлении контроля за соблюдением требований к установке и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Набережные Челны.

Так, Управлением у Исполнительного комитета была запрошена информация о выданных предписаниях на демонтаж рекламных конструкций на остановках.

Как следует из пояснений Исполнительного комитета, информация по рекламным конструкциям на остановочных павильонах, эксплуатируемым без соответствующего разрешения, была направлена в муниципальное казенное учреждение «Управление административно-технической инспекции при Исполнительном комитете муниципального образования город Набережные Челны» для решения вопроса о привлечении к административной ответственности. Также сообщено, что предписания о демонтаже рекламных конструкций на остановочных павильонах не выдавались, поскольку рекламные информационные поля являются частью проекта остановочного павильона.

Информация об использовании иных способов защиты прав и интересов муниципального образования от неправомерных действий хозяйствующих субъектов, которые осуществляют предпринимательскую деятельность с использование муниципального имущества (остановочные павильоны) в отсутствие соответствующей разрешительной документации, в Управление Исполнительным комитетом не представлено.

По мнению Татарстанского УФАС России, бездействие Исполнительного комитета содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства ввиду следующего.

В силу Главы 2 Положения от 30.05.2013 N 25/8 Исполнительный комитет города Набережные Челны выступает заказчиком по проведению торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности города Набережные Челны, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена и определяет порядок подготовки и проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Набережные Челны.

Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования "г. Набережные Челны" от 20.02.2014 N 1026 утвержден Порядок подготовки и проведения аукционов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Набережные Челны (далее также –Порядок от 20.02.2014 N 1026).

Порядок от 20.02.2014 N 1026 в соответствии со статьей 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 10 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", пунктом 43 Положения о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, утвержденного решением Городского Совета от 30.05.2013 N 25/8, определяет порядок подготовки и проведения аукционов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Набережные Челны на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности, либо на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

Таким образом, в силу нормативно-правовых актов муниципального образования г. Набережные Челны Исполнительный комитет наделен полномочиями по принятию решения о проведении торгов на право заключения договора на размещение и эксплуатацию рекламных конструкций.

Как было отмечено ранее, Схема предусматривает возможность размещения рекламного информационного поля в составе 120 остановочных павильонов, вместе с тем торги на право заключения договора на размещение и эксплуатацию рекламных конструкций в составе остановки были проведены Исполнительным комитетом только в отношении 45.

Антимонопольным органом у Исполнительного комитета запрошены причины, по которым не все остановочные павильоны, на которых, согласно схеме, предполагается размещение рекламной информации, были отторгованы.

Согласно позиции Исполнительного комитета, часть рекламных конструкций на остановочных павильонах не была проторгована по причине несоответствия на момент проведения аукциона остановочных павильонов необходимым техническим требованиям.

По мнению Татарстанского УФАС России, указанный довод не может быть принят во внимание, так как органом местного самоуправления не приведены причины, по которым потенциальные победители торгов не смогут привести соответствующие структурные элементы остановочных павильонов в соответствии с техническими требованиями. Кроме того, Исполнительный комитет не указал каким именно техническим требованиям не соответствуют остановочные павильоны.

Таким образом, по состоянию на момент изучения Татарстанским УФАС России представленных материалов, 75 остановочных павильона[1] предназначены для размещения рекламной информации, вместе с тем в результате бездействия Исполнительного комитета выведены из гражданского оборота, доступ к ним для добросовестных хозяйствующих субъектов ограничен.

На основании вышеизложенного, в связи с наличием в бездействии Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны признаков нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в непринятии решения о проведении аукционов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в составе остановочных павильонов на территории города Набережные Челны, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдало предупреждение П06-4/2020 (исх. №ИП-06/892 от 28.01.2020) о необходимости прекращения указанного нарушения путем проведении аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в составе остановочных павильонов на территории города Набережные Челны, в отношении которых на момент получения настоящего предупреждения отсутствуют действующие договоры.

Предупреждение необходимо было выполнить в течение 60 дней с момента получения.

30 марта 2020 г. Татарстанским УФАС России было получено ходатайство от Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны о продлении срока исполнения предупреждения.

Однако, по мнению Татарстанского УФАС России, Исполнительным комитетом муниципального образования г. Набережные Челны не приняты все зависящие от него меры по проведению аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в составе остановочных павильонов на территории города Набережные Челны, а именно: за период срока исполнения предупреждения (60 дней) не утверждено и не представлено постановление Исполнительного комитета «О проведении электронного аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Набережные Челны», также не произведена оценка стоимости начальной цены и стоимости квадратного метра информационного поля рекламных конструкций на остановочных павильонах, без проведения которой, по мнению ответчика, не представляется возможным формирование аукционной документации по проведению электронного аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Набережные Челны.

Исходя из вышеизложенного, невозможно определить дальнейшие сроки исполнения предупреждения № П06-4/2020 Исполнительным комитетом муниципального образования г. Набережные Челны.

Кроме того, в ходатайстве не отражены основания, по которым Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны лишен возможности исполнить предупреждение в установленный им срок.

Таким образом, в соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании вышеизложенного, издан приказ Татарстанского УФАС России № 01/93-к от 17.04.2020 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела № 016/01/15-596/2020 по признакам нарушения Исполнительным комитетом муниципального образования г. Набережные Челны ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в непринятии решения о проведении аукционов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в составе остановочных павильонов на территории города Набережные Челны.

В ходе рассмотрения дела № 016/01/15-596/2020 Комиссией Татарстанского УФАС России установлено следующее.

Согласно устным пояснениям представителя Исполнительного комитета, озвученным в ходе заседания Комиссии Татарстанского УФАС России 2 июня 2020 г., причинами непроведения аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования г. Набережные Челны является то, что в настоящий момент Исполнительным комитетом разрабатывается проект внедрения по проспектам г. Набережные Челны системы «Умные остановки», в связи с чем рассматривается вопрос о замене всех остановочных павильонов.

Кроме того, представителем Исполнительного комитета г. Набережные Челны пояснено, что в настоящий момент проведение аукционов невозможно в связи с Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 №239 «О мерах о обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», а также в связи с решением Президента Республики Татарстан об осуществлении органами местного самоуправления финансирования только по первоочередным задачам.

При этом Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что предупреждение о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем проведения аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в составе остановочных павильонов на территории г. Набережные Челны, в отношении которым на момент получения предупреждения отсутствуют действующие договоры, было выдано 28 января 2020 г.

В свою очередь, согласно устным пояснениям представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны меры по исполнению предупреждения Татарстанского УФАС России начали предприниматься только в марте 2020 г., в частности 16 марта 2020 г. началась подготовка отчетности, а после были проведены совещания по вопросу, указанному в предупреждении.

Таким образом, по мнению Комиссии Татарстанского УФАС России, Исполнительным комитетом муниципального образования г. Набережные Челны не своевременно были предприняты меры по исполнению предупреждения.

Кроме того, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что Прокуратурой г. Набережные Челны с августа по сентябрь 2019 г. проведена проверка законодательства о рекламе Исполнительным комитетом г. Набережные Челны, по итогам которой органу местного самоуправления выдано представление об устранении нарушений законодательства о рекламе.

В частности, в ходе проведения проверки Прокуратурой г. Набережные Челны выявлены нарушения при выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, нарушения сроков приостановления предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, нарушения сроков заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и т.д.

Более того, при проведении проверки Прокуратурой г. Набережные Челны выявлены случаи размещения рекламных конструкции, аукционы по которым не состоялись, соответственно, отсутствуют договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а также разрешения на их установку и эксплуатацию не выдавались. В частности, самовольные рекламные конструкции установлены на ряде остановочных павильонов г. Набережные Челны, органом местного самоуправления в свою очередь меры по устранению нарушений не принимаются.

Вышеуказанное подтверждает доводы Комиссии Татарстанского УФАС России о нарушении действующего законодательства.

Также следует отметить, что, согласно предоставленному Исполнительным комитетом в ответ на запрос Татарстанского УФАС России реестру действующих разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории г. Набережные Челны, а также реестру действующих договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории г. Набережные Челны (вх.16433 от 09.10.2019 г.), рынок размещения и эксплуатации рекламных конструкций является высококонкурентным.

Так, в соответствии с представленной информацией, договоры заключены со следующими хозяйствующими субъектами:

– ООО «РИМ» (ИНН 1655294579);

– ООО «КМ сервис» (ИНН 1650161945);

– ИП Малыгина Ю.Г. (ИНН 165031364537);

– ООО «ТД Челны-хлеб» (ИНН 1650279016);

– ООО «Реклама Центр» (ИНН 1650171069);

– ООО «РА Цвет» (ИНН 6316204280);

– ООО «Фирма Лариса-Сити» (ИНН 1655025992);

– Валиахметов И.М. (ИНН 165043368773);

– ООО «Мицар-1» (ИНН 16501037354);

– ООО «ТП-Закамье» (ИНН 1650304819);

– Мурадымов Р.К. (ИНН 165002567067);

– ООО «Вектор+» (ИНН 1655150753);

– ООО «КП Реклама» (ИНН 1655383638);

– ИП Щеглов С.В. (ИНН 631504926905);

– ООО «Летер» (ИНН 1650273060);

– ООО «Домкор» (ИНН 1650121364);

– ООО «Реклама Центр 1» (1650171069);

– ИП Даутов Н.М. (ИНН 165000310901);

– ИП Стрыгин В.А. (ИНН 165001267536);

– ИП Бочкарев О.П. (ИНН 135043368773);

– ООО «Деск Медиа» (ИНН 1650336433);

– ООО «Дали-С» (ИНН 1650262710);

– АО «Торговый квартал Набережные Челны» (ИНН 1650121029);

– ООО «Альтернатива+» (ИНН 1644047948);

– ООО «Диана и К» (ИНН 1650065423);

– Мурадымов Р.К. (ИНН 165002567067);

– ИП Хусаинов А.Р. (ИНН 165053516960);

– ИП Загитов М.Ф. (ИНН 165002014256);

– ООО «Гранат Авто» (ИНН 1650185752);

– ООО «Фирма Имавто» (ИНН 1650140374);

– ООО «Медстрой» (ИНН 1650113003);

– ПАО «Акибанк» (ИНН 1650002455);

– ООО «Саха-Автосервис» (ИНН 1650004614);

– ООО «Лифтборд-Челны» (ИНН 1650218214);

– ИП Юнусов И.М. (ИНН 165024096372);

– ООО «Три на шесть» (ИНН 0278149099).

Все вышеуказанные хозяйствующие субъекты являются потенциальными участниками конкурентных процедур при условии проведения их органом местного самоуправления с целью предоставления права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в составе остановочных павильонов г. Набережные Челны.

Возможность приобретения товара, оказания услуг, работ должна быть доступна всем заинтересованным субъектам, осуществляющих (желающих осуществлять) деятельность на территории муниципального образования г. Набережные Челны, следовательно, потенциально имеется большое число покупателей товара, ограниченное только территориальными границами г. Набережные Челны.

В рассматриваемом случае, в целях недопущения указанных обстоятельств и защиты интересов муниципального образования в сфере размещения наружной рекламы, поддержания и развития конкуренции на указанной товарном рынке необходимо было принять решение о проведении торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в составе остановочных павильонов г. Набережные Челны.

При наличии действующих договоров на право размещения рекламных конструкций в составе остановочных павильонов минимизируется возможность использования муниципального имущества со стороны недобросовестных хозяйствующих субъектов, так как победители торгов будут заинтересованы в охране собственных прав на использование таких остановок.

Процедура проведения торгов на право установки и эксплуатации рекламных конструкций, предусмотренная законодательством Российской Федерации о рекламе, направлена на развитие и поддержание рыночной экономики и конкурентных отношений в сфере наружной рекламы на территории регионов Российской Федерации, обеспечивает недискриминационные (равные) условия доступа всех участников экономических отношений, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере наружной рекламы, снижает барьеры входа в данную сферу экономической деятельности и вероятность создания в данном секторе экономики региона Российской Федерации условий недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

Проведение органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов на право установки и эксплуатации рекламных конструкций повышает экономическую эффективность и конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, обеспечивает развитие и поддержание достигнутого уровня конкуренции на местном региональном уровне, а также способствует экономическому развитию всего муниципального образования.

Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы.

По итогам заседания Государственного совета Российской Федерации по вопросу приоритетных направлений деятельности субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции в стране, состоявшемся 5 апреля 2018 года, сфера наружной рекламы включена в перечень приоритетных направлений деятельности субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции в Российской Федерации, указанных в Докладе Государственному Совету Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции к признакам ограничения конкуренции относятся сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Исходя из характера и субъектного состава, подлежащих урегулированию отношений, торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций проводятся в целях предоставления равных возможностей участия лицам, ведущим бизнес в сфере рекламы, развития между ними добросовестной конкуренции; соблюдения требований законодательства о конкуренции и рекламе; обеспечения гласности и прозрачности, предотвращение коррупции при предоставлении мест для размещения рекламных конструкций на объектах недвижимости, находящихся в публичной собственности.

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Непроведение торгов не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем, что в свою очередь приводит к ограничению допуска всех возможных лиц, претендующих на заключение договоров на размещение рекламных конструкций, к участию в торгах.

Соответственно, бездействие Исполнительного комитета нарушает принципы состязательности сторон, при которых заинтересованные лица могут проявить интерес и участвовать в процедуре предоставления права на размещение и установки рекламной конструкции.  

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия), существенно снижается возможность конкуренции.

Вышеуказанные действия Исполнительного комитета недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с частью 5.1. статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Для определения товарного рынка необходимо установление его продуктовых и географических границ.

Определение продуктовых и географических границ товарного рынка осуществляется в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 1.3 Порядка, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции (за исключением пункта 11 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции), анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.7 настоящего Порядка.

Согласно пункту 10.7 Порядка, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка. При определении таких границ могут приниматься во внимание, в частности:

- границы территории, на которой осуществляют свои полномочия соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать негативное влияние соответствующие акты, действия (бездействие);

- границы территорий, на которые поставляется товар и с которых поставляется товар;

г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

На основании пунктов 2.1, 2.2 Порядка временным интервалом исследования целесообразности принять 2019 гг. – период, в который были проанализированы сложившиеся рыночные отношения на товарном рынке, на котором усматриваются признаки нарушения в действиях ответчика.

В силу пункта 3 Порядка в рассматриваемом случае продуктовые границы можно определить, как рынок размещения и эксплуатации рекламных конструкций в составе остановочных павильонов.

Географические границы в соответствии с подпунктом «в» пункта 10.7 Порядка определяются как административно-территориальные границы муниципального образования г. Набережные Челны.

Ввиду того, что товарный рынок является высоконкурентным, что подтверждается материалами дела, непроведение органом местного самоуправления конкурентных процедур на право заключения договора на размещение и эксплуатацию рекламных конструкций влияет на состояние конкуренции на указанном товарном рынке, так как места под размещение рекламных конструкций их собственниками используются неправомерно, в обход действующего законодательства Российской Федерации.

Кроме того, непроведение торгов и, соответственно, отсутствие заключенных по их результатам договоров на размещение и эксплуатацию рекламных конструкций приводит к недополучению бюджетом муниципального района денежных средств, которые могли быть получены при заключении договоров и определении суммы арендной платы.

Самостоятельные действия хозяйствующего субъекта по размещению и эксплуатации рекламной конструкции в обход действующего законодательства – без договоров, заключенных на основании проведения конкурентных процедур, а также без выданных разрешений – не предполагают предоставления ему органом местного самоуправления конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами.

Вследствие бездействия Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны, хозяйствующие субъекты, своевольно эксплуатирующие рекламные конструкции в обход действующего законодательства, в течение определенного периода времени находятся в преимущественном положении по сравнению с хозяйствующими субъектами-конкурентами, поскольку имели возможность беспрепятственно, без участия в торгах на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в составе остановочных павильонов, без заключения указанных договоров, без осуществления оплаты по таким договорам.

В соответствии со ст. 48.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссией в адрес ответчика было направлено заключение об обстоятельствах дела №016/01/15-596/2020.

Возражения на заключение об обстоятельствах дела в адрес Татарстанского УФАС России от Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны не поступали.

Исходя из устных и письменных пояснений Исполнительного комитета следует, что органом местного самоуправления торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в составе остановочных павильонов на территории г. Набережные Челны после 2018 г. не проводились.

Кроме того, на момент рассмотрения настоящего дела указанные торги также не были проведены.

15 декабря 2020 г. в адрес Татарстанского УФАС России поступило ходатайство от Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны (вх. №17256 от 15.12.2020 г.) об отложении рассмотрения настоящего дела. Комиссией указанное ходатайство было рассмотрено и отклонено в связи с отсутствием подтверждающих сведений и материалов, отражающих уважительности причины невозможности обеспечения явки представителя ответчика на заседание Комиссии Татарстанского УФАС России.

Помимо вышеизложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России считает необходимым отметить, что в целях заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в составе остановочных павильонов на территории г. Набережные Челны предусматривается проведение не только аукционов, но и иные способы отбора поставщика, исполнителя.

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о целесообразности квалифицировать действия Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны как нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в непринятии решения о проведении торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в составе остановочных павильонов на территории г. Набережные Челны. 

В соответствии с пунктом 2 статьи 22, части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения, в том числе в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

В силу подпунктов «б», «г» пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Согласно пункту 4 статьи 41 Закона о защите конкуренции, на основании решения комиссия выдает предписание. Предписание оформляется в виде отдельного документа для каждого лица, которому надлежит осуществить определенные решением действия в установленный предписанием срок.

Соответствующие предписания, адресованные хозяйствующим субъектам, органам местного самоуправления, должны быть направлены на реальное восстановление конкурентной среды, претерпевшей негативное воздействие со стороны лиц, допустивших нарушение антимонопольного законодательства.

Учитывая фактические обстоятельства совершенного правонарушения, а также информацию и документы, представленные участниками по делу, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о целесообразности выдачи Исполнительному комитету муниципального образования г. Набережные Челны предписания о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 1 статьи 15, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Татарстанского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать МКУ «Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны Республики Татарстан» (423805, РТ, г. Набережные Челны, пр-кт Хасана Туфана, 23, ИНН 1650135166, ОГРН 1051614258740) нарушившим требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части непринятия решения о проведении торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в составе остановочных павильонов на территории г. Набережные Челны;

Выдать МКУ «Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны Республики Татарстан» предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу;

Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Приложение: №1 на 3 л. в 1 экз.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 


[1] конкретные адреса местонахождения остановочных павильонов указаны в Приложении №1 к настоящему Решению

Связанные организации

Связанные организации не указаны