Решение №АЯ-04/4756 РЕШЕНИЕ по делу №016/07/3-610/2021 от 20 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/4756 от 20.04.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика ФГБОУ ВО "КНИТУ-КАИ" -  <…> – [должностное лицо] (доверенность №8-07/20-Д от 23.07.2020 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность №09-01/21-Д от 13.01.2021 г.), в присутствии представителей заявителя ООО «Тест-С.-Петербург» - <…> – [должностное лицо] (довереность №б/н от 01.04.2021 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность №б/н от 07.04.2021 г.), рассмотрев после перерыва посредством видеоконференции жалобу заявителя ООО «Тест-С.-Петербург»  (вх. №4009/ж от 29.03.2021 г.) на действия заказчика ФГБОУ ВО "КНИТУ-КАИ" при проведении закупки №32110071471 на предмет: «109_Оказание услуг по аудиту СМК на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015) путем проведения ресертификационной проверки СМК на соответствие требованиям ISO 9001:2015 в системе добровольной сертификации, аккредитованным органом по аккредитации RvA в отношении продукции и услуг, указанных в сертификате соответствия»

УСТАНОВИЛА:

Дата размещения текущей редакции извещения о проведении закупки №32110071471 в Единой информационной системе - 16.03.2021 года.

Способ проведения закупки - открытый аукцион в электронной форме.

Объект закупки - 109_Оказание услуг по аудиту СМК на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015) путем проведения ресертификационной проверки СМК на соответствие требованиям ISO 9001:2015 в системе добровольной сертификации, аккредитованным органом по аккредитации RvA в отношении продукции и услуг, указанных в сертификате соответствия.

Заказчик –     ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.Н. ТУПОЛЕВА-КАИ".

Начальная (максимальная) цена договора — 302 666,67 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил на Заседании Комиссии 07 апреля 2021 года устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

На заседании Комиссии Татарстанского УФАС России был объявлен перерыв до 14 апреля 2021 года.

14 апреля 2021 года Заказчиком заявлено ходатайство о привлечении к участию в рассмотрении жалобы в качестве третьего лица Ассоциацию по сертификации «Русский Регистр».

Согласно части 14 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 настоящей статьи.

Частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 настоящей статьи.

Таким образом, учитывая, ограниченные сроки рассмотрения жалобы в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, а именно установленные действующим законодательством сроки рассмотрения жалобы заявителя истекали 16 апреля 2021 года (жалоба поступила 29 марта 2021 года), Татарстанским УФАС России было принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства ФГБОУ ВО "КНИТУ-КАИ".

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

В соответствии с указанными положениями Закона о закупках, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупке ФГБОУ ВО "КНИТУ-КАИ" (далее – Положение), утвержденным Заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации 13.12.2018г., а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Комиссия по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, а также позиции заказчика, изучив представленные сторонами материалы, приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя о неправомерном установлении требования о проведении ресертификационной проверки по системе добровольной сертификации, аккредитованным органом по аккредитации RvA.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Техническим заданием аукционной документации были определены следующие требования к оказываемым услугам:

 

№ п/п

Наименование услуги

Описание

Ед. измерения

Кол-во

1

2

            3

4

5

1

 

Оказание услуг по аудиту СМК на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015) путем проведения ресертификационной проверки СМК на соответствие требованиям ISO 9001:2015 в системе добровольной сертификации, аккредитованным органом по аккредитации RvA в отношении продукции и услуг, указанных в сертификате соответствия.

Сбор и обработка информации о функционировании системы менеджмента качества образовательной и научной деятельности и определения адекватности системы менеджмента качества требованиям ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015) с целью ресертификационной проверки, а также выдачи и регистрации сертификата соответствия СМК образовательной и научной деятельности в системе добровольной сертификации, аккредитованным органом по аккредитации RvA.

Анализ документации СМК, Планирование аудита, определение структурных подразделений подлежащих аудиту и объема аудита.

Сбор и обработка информации в форме аудита, принятие решения о соответствии/несоответствии системы менеджмента качества  требованиям ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015).

усл.ед

1

 

 

Согласно представленным пояснениям Заказчика Заказчик имеет сертификат соответствия системы менеджмента ISO 9001:2015, выданный органом по сертификации Ассоциацией Русский Регистр, аккредитованным органом по аккредитации RvA. Заказчику целесообразно поддерживать преемственность сертификации под аккредитацией RvA, так как это позволит не проводить первый этап оказания услуг, а именно, анализ документации, который проводится в обязательном порядке при новой сертификации другим органом.

Согласно доводам Заявителя Голландский совет по аккредитации RvA не служит единственным органом по аккредитации, оказывающим услуги по аудиту СМК на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015) путем проведения ресертификационной проверки СМК на соответствие требованиям ISO 9001:2015. Установленное же Заказчиком дополнительное условие о необходимости сертификации органа по аккредитации RvA обеспечивает неконкурентное преимущество тем участникам, которые сотрудничали с конкретной организацией и являются их аккредитованным органом (а именно, исходя из доводов жалобы в настоящее время только одно зарегистрированное в России юридическое лицо имеет аккредитацию в RvA - Ассоциация по сертификации «Русский Регистр», ИНН 7825457880). RvA не является монополистом на оказываемом рынке услуг и Заказчиком не принимается во внимание факт наличия ряда организаций, являющихся равноправными членами Международного Аккредитационного Форума (IAF) и оказывающих аналогичные услуги, полностью отвечающие потребностям Заказчика, а именно, Austria - Akkreditierung Austria; Belgium – BELAC, Bulgaria - BAS; Czech Republic - CAI (Czech Accreditation Institute); Denmark - DANAK; Finland - FINAS Finnish Accreditation Service; France - Comite Francais d'Accreditation, (COFRAC); Germany - Deutsche Akkreditierungsstelle GmbH (DAkkS); Greece - ESYD; Ireland - Irish National Accreditation Board INAB; Italy - ACCREDIA; Luxembourg - OLAS; Norway - Norwegian Accreditation (NA); Poland - РСА (Polish Centre for Accreditation); Portugal - Portuguese Institute for Accreditation (IPAC); Romania - Romanian Accreditation Association (RENAR); Slovakia - SNAS (Slovak National Accreditation Service); Slovenia - Slovenska Akreditacija (SA); Spain - Entidad Nacional de Acreditacion (ENAC); Sweden - Swedish Board for Accreditation and Conformity Assessment (SWEDAC); Switzerland - State Secretariat for Economic Affairs, Swiss Accreditation Service (SAS); Turkey- Turkish Accreditation Agency (TURKAK); United Kingdom - United Kingdom Accreditation Service (UKAS), входящих в перечень Международного Аккредитационного Форума (IAF), и подписавших Многостороннее соглашение о признании (Multilateral Recognition Arrangements (MLA).

В свою очередь, Заявитель жалобы является органом по сертификации, имеющем аккредитацию от члена Международного Аккредитационного Форума (IAF) – Итальянского национального органа по аккредитации ACCREDIA.

            Предметом настоящей закупки является оказание услуг по аудиту СМК на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015) путем проведения ресертификационной проверки СМК на соответствие требованиям ISO 9001:2015 в системе добровольной сертификации, аккредитованным органом по аккредитации RvA в отношении продукции и услуг, указанных в сертификате соответствия.

Разделом «Требования к качеству услуг» Технического задания Заказчиком были определены следующие требования к качеству:

«Качество оказываемых услуг должно полностью соответствовать требованиям нормативно-технической документации, действующей на территории РФ, услуги оказываются в соответствии с требованием международного стандарта ISO/IEC 17021-1:2015, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017 и всех иных обязательных нормативных документов, устанавливающих требования к порядку проведения работ (включая документы IAF). При оказании услуг должны быть выполнены требования по нотификации органом по сертификации, имеющем аккредитацию от члена Международного Аккредитационного Форума (IAF), аккредитацию органа по сертификации в национальной системе сертификации, аккредитацию в системе добровольной сертификации продукции и систем качества предприятий оборонных отраслей промышленности, являющегося членом Международной сертификационной сети IQNet, зарегистрировавшего в установленном порядке систему сертификации. Аккредитация должна предусматривать возможность сертификации в области образования».

Таким образом, потребность Заказчика заключается в оказании услуг по аудиту СМК на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015) путем проведения ресертификационной проверки СМК на соответствие требованиям ISO 9001:2015 органом по сертификации, имеющем аккредитацию от члена Международного Аккредитационного Форума (IAF).

При этом, в целях возможности участия в закупке организация, оказывающая услугу, должна быть аккредитована Голландским советом RvA, тем самым ставя в более выгодное положение тех участников закупки, которые ранее уже работали с данной органом, хотя выполнение услуг по аудиту СМК на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015) не отличается от выполнения таких же работ других органов по сертификации, имеющих аккредитацию от члена Международного Аккредитационного Форума (IAF) и являющихся членами Международного Аккредитационного Форума (IAF).

Международный Аккредитационный Форум (IAF) — это глобальная ассоциация органов по аккредитации и других органов по оценке соответствия в различных областях, включая системы менеджмента, продукцию, услуги и персонал.

В Международный Аккредитационный Форум (IAF) входит множество органов по аккредитации подписавших Многостороннее соглашение о признании (Multilateral Recognition Arrangements (MLA) между своими членами. Главной целью соглашения MLA является обеспечение международного признания сертификатов соответствия, выдаваемых различными органами по сертификации систем менеджмента, аккредитованными членами IAF. Органы по аккредитации созданы во многих странах с главной целью обеспечения надзора со стороны авторитетного органа.

Согласно официальным данным, размещенным на сайте IAF, целью MLA является обеспечение признания аккредитаций и сертификатов, выданных органами по сертификации / регистрации, аккредитованными членами MLA, другими членами MLA. Цель состоит в том, что MLA будет охватывать все органы по аккредитации во всех странах мира, тем самым устраняя необходимость для поставщиков продуктов или услуг, которые должны быть сертифицированы в каждой стране, где они продают свои продукты или услуги (сертифицированы после того, как будут приняты повсюду).

Членство в MLA основано на коллегиальной оценке каждого кандидата на членство в MLA и постоянном наблюдении за каждым членом для обеспечения и подтверждения того, что все члены MLA осуществляют свои программы аккредитации и применяют Руководящие принципы, последовательно и в эквивалентной форме. способ.

Программы аккредитации членов MLA основаны на соответствующих руководствах ISO / IEC. Чтобы гарантировать, что различные программы работают одинаково, IAF издает Руководство по применению различных руководств ISO / IEC. Документы Руководства IAF основаны на опыте органов по аккредитации в применении Руководств ISO / IEC на практике и представляют собой согласие между членами IAF относительно передовой практики применения этих Руководств. Органы по аккредитации, которые являются членами MLA, должны принять Руководство IAF как часть своих общих правил работы.

Орган по аккредитации Членство в IAF открыто для органов, которые проводят и администрируют программы, с помощью которых они аккредитуют органы для сертификации / регистрации систем качества, продуктов, услуг, персонала, систем экологического менеджмента, а также других программ оценки соответствия. Члены органа по аккредитации должны заявить о своем общем намерении присоединиться к Соглашению о многостороннем признании (MLA) IAF, признавая эквивалентность аккредитации других членов своей собственной.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что установленное Заказчиком требование об аккредитации органом RvA не может быть применен в равной степени к участникам закупки, поскольку участник закупки, не имеющий соответствующее аккредитацию с RvA, попросту не сможет принять участие в закупке.

Подобными действиями заказчик может ограничить число участников закупки, так как отсутствие вышеуказанного документа, подтверждающего опыт работы с определенной организацией, а именно с RvA, не свидетельствует о невозможности исполнить договор либо об отсутствии положительного опыта выполнения аналогичных работ и квалифицированного персонала у участника закупки.

Кроме того, в описании технического задания было установлено требование о необходимости анализа документации СМК.

Это опровергает позицию Заказчика о целесообразности поддерживания преемственности сертификации под аккредитацией RvA в целях отсутствия необходимости проведения первичного этапа анализа документации, поскольку из установленных требований технического задания следует, что организация также должна будет произвести указанный анализ.

Комиссия приходит к выводу, что устанавливаемые заказчиком требования к участникам закупки, в соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, должны в равной степени применяться ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Таким образом, действия Заказчика не отвечают целям равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки и приводят к ограничению допуска к участию в закупке путем установления требований к участникам закупки об  осуществлении аккредитации органом RvA, что не обеспечивает равные права и возможности для участников.

Таким образом, довод заявителя признан обоснованным.

Заказчиком нарушены требования пунктов 2, 4 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении нарушений действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя ООО «Тест-С.-Петербург»  (вх. №4009/ж от 29.03.2021г.) на действия заказчика ФГБОУ ВО "КНИТУ-КАИ" при проведении закупки №32110071471 на предмет: «109_Оказание услуг по аудиту СМК на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015) путем проведения ресертификационной проверки СМК на соответствие требованиям ISO 9001:2015 в системе добровольной сертификации, аккредитованным органом по аккредитации RvA в отношении продукции и услуг, указанных в сертификате соответствия» обоснованной.

Признать заказчика ФГБОУ ВО "КНИТУ-КАИ" нарушившим требования пунктов 2, 4 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Заказчику ФГБОУ ВО "КНИТУ-КАИ" выдать предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны