Решение №АЯ-04/5170 Решение по делу № 016/07/3-613/2020 от 21 апреля 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх. №АЯ-04/5170 от 21.04.2020 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |
в присутствии представителей:
заказчика – АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТАТЭНЕРГО" – <…> (доверенность № 119/20-305 от 21.05.2019г.), <…> (доверенность № 119/20-140 от 19.12.2019 г.);
- представитель заявителя – не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО «Автодвор» (вх.4245/ж от 30.03.2020г.), на действия заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТАТЭНЕРГО" при проведении закупки № 32008906524 на предмет: Поставка грузового автомобиля самосвала для нужд филиала АО "Татэнерго" Казанские тепловые сети,
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении открытого запроса цен в электронной форме № 32008906524 на предмет: Поставка грузового автомобиля самосвала для нужд филиала АО "Татэнерго" Казанские тепловые сети было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 20.02.2020 года.
Заказчик – АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТАТЭНЕРГО".
Начальная (максимальная) цена контракта – 9 100 000,00 рубль.
Суть жалобы, по мнению заявителя, Заказчиком была неправомерно отклонена заявка участника.
На заседании Комиссии Заказчиком были представлены письменные пояснения и материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.
Выводы Комиссии относительно довода Заявителя о том, что Заказчик неправомерно отклонил участника закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Заказчик при осуществлении закупочной деятельности руководствуется Положением о закупках АО «Татэнерго».
Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:
1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;
4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;
6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
7) порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;
8) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки);
9) требования к участникам такой закупки;
10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии;
11) формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке;
12) дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки;
13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;
14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;
15) описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона;
16) иные сведения, определенные положением о закупке.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Заявка ООО «Автодвор» была отклонена согласно протокола от 25.03.2020, размещенным в единой информационной системе (далее – ЕИС) 26.03.2020 на основании пп.1.3.3.2 п.2.2.4 Положения о закупках Заказчика поскольку предложение не соответствует критерию отбора, указанному в п.1 приложения 1 к Документации о конкурентной закупке, а именно: п.10.2 Приложения 1 к документации о закупки, поскольку не представлен документ, подтверждающий соответствие продукции требованиям документации - копия документа о наличии в г.Казань сервисного центра, который уполномочен заводом-изготовителем товара для оказания услуг сервиса (предоставлен документ, подтверждающий наличие сервисного центра за пределами города в с.Осиново Зеленодольского района).
Согласно подпункту 1.3.3.2 пункта 2.2.4 Положения по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке или первых частей заявок на участие в закупке на предмет соответствия критериям отбора закупочная комиссия отклоняет предложение если соблюдается хотя бы одно из следующих условий:
- предложение не соответствует хотя бы одному критерию отбора
Комиссия Татарстанского УФАС России, изучив заявки участников установила, что участник №1 - ООО «Автодвор» в составе заявки предложил сервисный центр за пределами города Казань – РЦ АО «ТФК «КАМАЗ», РТ, Зеленодольский район, с.Осиново, ул.Полевая, д.30. Участником №2 ООО "АВТОДОР-МОТОРС" был предложен сервисный центр, расположенный в городе Казань: ООО "АВТОДОР-МОТОРС", РТ, г.Казань, ул.Автосервисная, д. 19.
В соответствии с пунктом 2 приложения 1 к документации о конкурентной закупке установлено следующее место поставки товара:
Наименование и адрес филиала, для нужд которого будут поставляться товары:
- филиал АО «Татэнерго» Казанские тепловые сети, 420034, РТ, г. Казань, ул. Лушникова, 13
Место поставки товара: 420034, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Тэцевская д.3».
Предметом закупки является грузовой автомобиль самосвал. Согласно пояснениям Заказчика данный автомобиль в течение гарантийного срока должен обслуживаться в сервисном центре, уполномоченном заводом-изготовителем автомобиля.
В пункте 8.2 приложения 1 документации о конкурентной закупке Заказчиком установлено требование о наличии сервисного центра, который уполномочен заводом-изготовителем товара для оказания услуг сервиса (в том числе технического обслуживания и ремонта) в отношении данного товара, расположенного в черте города, указанного в пункте 2 технического задания, в котором расположен филиал Заказчика, для нужд которого приобретается товар.
Согласно пояснениям Заказчика сервисный центр должен находиться в городе Казани, где Заказчиком будет эксплуатироваться приобретаемый автомобиль. Данное требование установлено в целях сокращения расходов Заказчика на доставку автомобиля до сервисного центра (стоимость ГСМ, зарплата водителя за время в пути, альтернативные издержки от невозможности использовать автомобиль по назначению в течение времени его проезда до сервисного центра и обратно).
Кроме того, следует отметить, что указанное требование установлено в целях исключения из расходов заказчика платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т по государственной системе «Платон».
Так, в соответствии со статьей 31.1. Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.
Заказчик так же отметил, что закупаемое транспортное средство является грузовым и его использование предполагается в пределах автомобильных дорог только местного и регионального значения. Заказчиком было установлено требование о нахождении сервисного центра в пределах города Казань в том числе в целях исключения его выезда на дороги федерального значения, и исключения, в связи с этим, расходов заказчика на оплату сбора, установленного статьей 31.1 ФЗ №257-ФЗ.
В своей жалобе ООО «Автодвор» приводит данные с сайта ПАО КАМАЗ о наличии в черте города лишь двух сервисных центров.
Однако в соответствии с п.8.2 приложения 1 и приложением 4 к документации о конкурентной закупке требовалась поставка грузового самосвала с определенными характеристиками (год выпуска, грузоподъемность, мощность и объем двигателя и так далее), а не автомобиля какого-либо конкретного товарного знака (например, КАМАЗ).
При предъявлении в документации о закупке требования о наличии сервисного центра в г.Казань Заказчик не требовал наличие данного центра в собственности. Также в документации о закупке не требовалось, чтобы участник закупки имел статус уполномоченного сервисного центра.
Таким образом, в закупке могло участвовать любое лицо, которое могло привлечь сервисный центр по договору. Количество лиц, которые могли заключить договоры с сервисными центрами в городе Казань, уполномоченными любыми изготовителями, не является ограниченным, так как любое лицо могло заключить такой договор. Так, по данным сайта КАМАЗ, на которые ссылается ООО «Автодвор», в городе Казань 2 (два) сервисных центра КАМАЗ, договор с любым из которых могло заключить любое лицо.
Исходя из вышеизложенного, требование документации о закупке о необходимости наличия уполномоченного любым изготовителем сервисного центра в городе Казань, не создает препятствий для участия в закупке.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО «Автодвор» (вх.4245/ж от 30.03.2020г.), на действия заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТАТЭНЕРГО" при проведении закупки № 32008906524 на предмет: Поставка грузового автомобиля самосвала для нужд филиала АО "Татэнерго" Казанские тепловые сети необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |