Решение №АЯ-08/10144 Решение  по делу №016/05/5-670/2020 о нарушения законодатель... от 31 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № АЯ-08/10144 от 31.07.2020

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев материалы дела в отношении ИП <…> (<…>) по факту распространения рекламы комиссионного магазина «Победа» по адресу: <…> с текстом: «Мы лучше, чем ЛОМБАРД», которое имеет признаки нарушения пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006г. № 38-ФЗ «О рекламе»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) поступило обращение <…> (вх. 5020 от 14.04.2020 г.) перенаправленное из Муниципального казенного учреждения «Управление административно-технической инспекции при Исполнительном комитете муниципального образования города Набережные Челны» по факту распространения рекламы комиссионного магазина «Победа» по адресу: <…> с текстом: «Мы лучше, чем ЛОМБАРД», которое имеет признаки нарушения пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006г. № 38-ФЗ «О рекламе».

На территории Республики Татарстан осуществляет деятельность  комиссионный  магазин  «Победа».  На территории г. Набережные Челны комиссионный магазин располагается на следующих адресах:

- Набережные Челны, проспект Мусы Джалиля, 46;

- Набережные Челны, проспект Мусы Джалиля, 96/1;

- Набережные Челны, Сармановский тракт, 64;

- Набережные Челны, улица Хади Такташа, 22;

- Набережные Челны, проспект Вахитова 10А (ост. Глобус);

- Набережные Челны, Московский проспект, 130А;

- Набережные Челны, проспект Сююмбике, 81А;

- Набережные Челны, проспект Сююмбике, 58А;

- Набережные Челны, улица Татарстан, 18/99;

- Набережные Челны, Набережночелнинский проспект, 80;

- Набережные Челны, проспект Дружбы Народов, 9Б;

- Набережные Челны, проспект Мира, 33А;

- Набережные Челны, проспект Раиса Беляева, 45А;

- Набережные Челны, проспект Сююмбике, 53.

По адресу <…> на двери комиссионного магазина «Победа» указано следующее: «Мы лучше, чем ЛОМБАРД».

Согласно ответу Волго-Вятского управления Центрального Банка Российской Федерации ИП <…> (<…>) не имеет статуса кредитной организации или некредитной финансовой организации, не состоит в государственных реестрах, ведение которых осуществляется Банком России (в том числе, в Государственном реестре ломбардов), не поднадзорна Банку России, и не относится к субъектам, которым в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее — Закон № 353-ФЗ) предоставлено право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских кредитов (займов).

Реклама комиссионного магазина «Победа», размещенная по адресу: <…> содержит некорректное сравнение со всеми ломбардами за счет использования фразы «мы лучше, чем ЛОМБАРД» и отсутствия критерия сравнения, имеющего объективное подтверждение, что может свидетельствовать о наличии признаков нарушения требований пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 Закона 38-ФЗ.

Также необходимо отметить, что присутствующее в рекламе слово «ЛОМБАРД» вводит в заблуждение потребителей, поскольку выполнено крупным размером шрифта и потребители могут полагать, что в магазине оказываются финансовые услуги.

В рассматриваемой рекламе присутствуют сведения «Мы лучше, чем ЛОМБАРД», то есть сопоставляется комиссионный магазин «Победа» с любым ломбардом.  

Статья 5 Федерального закона «О рекламе» входит в состав общих требований, которым должна соответствовать реклама любых товаров. Соответственно, приведенные в данной статье нормы применяются к рекламе, распространяемой любыми способами, с помощью любых средств.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В данной норме запрещается приведение в рекламе некорректного сравнения. При этом необходимо заметить, что сравнение как таковое в рекламе не запрещается. Однако приводимое в рекламе сравнение должно соответствовать закону.

Сравнение предполагает такую подачу информации, в которой сопоставляются два и более явления, исследуются их параметры, сходство или различие. Применительно к сравнению товаров это может осуществляться как путем прямого сопоставления конкретных характеристик, свойств, параметров изделий, так и уподобления одного изделия другому либо указанием на их различность. К некорректному сравнению должно относиться такое, которое противопоставляется корректному. В толковом словаре термин «корректный» определяется как «вежливый, тактичный, учтивый», а также «правильный, точный». Соответственно для целей определения понятия некорректного сравнения необходимо понимать неточное, неправильное сравнение. При этом приводимые в таком сравнении сведения являются в принципе достоверными, однако их компоновка или выбор создают определенную несовместимость. Так, некорректным может быть признано сравнение, которое основано на несопоставимых фактах, при котором создается общее, вводящее в заблуждение впечатление (относительно самой возможности сравнения), при сравнении необъективных характеристик. (Письмо ФАС России от 30.09.2011 N АК/37027).

Комиссионный магазин «Победа» принимает товары на комиссию и реализует эти товары по договору розничной купли-продажи.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196ФЗ «О ломбардах» (далее Закон №196-ФЗ) ломбардом является юридическое лицо специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом от 19.07.2007 № 196ФЗ «О ломбардах».

Таким образом, природа услуг комиссионного магазина «Победа», в котором осуществляет деятельность ИП <…>, принимающий товары на комиссию и реализующий эти товары по оговору розничной купли-продажи и природа услуг ломбардов различны.

В данном случае некорректным сравнением будет сопоставление услуг комиссионного магазина «Победа» и услуг ломбардов, в то время как их природа и качественные показатели различны и не могут сопоставляться.

Согласно государственному реестру ломбардов Банка России на территории Республики Татарстан в г. Набережные Челны осуществляют деятельность ломбардов 40 организаций, такие как:

- ООО «ЗОЛОТОЙ ЛОМБАРД»;

- ООО «ЛОМБАРД СПУТНИК-М»;

- ООО «ЛОМБАРД "КОРЕЙКО»;

- ООО «ЛОМБАРД КОРОНА»;

- ООО «ЛОМБАРД ЦАРИЦА»;

- и др.

С учетом изложенного, реклама комиссионного магазина «Победа», в которой присутствуют сведения: «Мы лучше, чем ЛОМБАРД» нарушает пункт 1 части 2 статьи 5   Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» за нарушение пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 5 данного закона несет ответственность рекламодатель.

В данном случае рекламодателем является ИП <…> (<…>).

По данным, содержащимся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей:

- Индивидуальный предприниматель <…>, <…>.

Информация с текстом: «Мы лучше, чем ЛОМБАРД» не является вывеской в связи со следующим.

Согласно п. 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Информация с текстом: «Мы лучше, чем ЛОМБАРД» направлена на привлечение внимания к деятельности комиссионного магазина «Победа». В связи с тем, что комиссионный магазин «Победа» не вправе осуществлять деятельность ломбарда, такая информация признается рекламой, а не вывеской.

Определение о возбуждении дела – ИП <…>, не получено, направлено по адресу регистрации ИП <…> (<…>) заказным письмом с уведомлением.

Однако конверт с указанным определением вернулся в адрес Татарстанского УФАС России 30.06.2020 г., что в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и в соответствии с частью 3 статьи 23 и статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, считается надлежащим извещением лица, поскольку, согласно ответу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Республике Татарстан, место нахождения ИП <…> (<…>.

Согласно части 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

При этом, статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо, а соответственно и индивидуальный предприниматель несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу регистрации, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя.

Сообщения, доставленные по адресу регистрации, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Вместе с тем, 15 мая 2020 года Управлением в адрес ИП <…> были направлены определения об отложении и продлении рассмотрения дела. ИП <…> конверт получила 26 мая 2020 года, согласно вернувшемуся почтовому уведомлению. Однако явку не обеспечила.

На основании вышеизложенного ИП <…> <…>надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения настоящего дела.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать ИП <…>  (ИНН <…>) нарушившей пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» в части некорректного сравнения со всеми ломбардами за счет использования фразы «мы лучше, чем ЛОМБАРД».

Выдать предписание об устранении нарушений пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе», в связи с непредставлением доказательств устранения нарушения.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны