Решение №АЯ-04/5292 РЕШЕНИЕ по делу №016/07/3-687/2021 от 29 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/5292 от 29.04.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика АО "ТАТЭНЕРГО" -  <…> – [должностное лицо] (доверенность №119/20-57 от 29.12.2020 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность №119/20-27 от 29.12.2020 г.), в присутствии представителей заявителей ООО «ПРОМ ЭНЕРГО КОМПЛЕКТ» - <…> – [должностное лицо] (доверенность №б/н от 27.04.2021 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность №б/н от 27.04.2021 г.), рассмотрев посредством видеоконференции жалобы ООО «ПРОМ ЭНЕРГО КОМПЛЕКТ» (вх. №5445/ж от 19.04.2021 г., вх.№5623 от 22.04.2021г.) на действия заказчика АО "ТАТЭНЕРГО" при проведении закупки №32110111499 на предмет: «Выполнение строительно-монтажных работ (с поставкой оборудования подрядчиком), пусконаладочных работ по объекту капитального строительства «Открытое распределительное устройство на напряжение 500 кВ (ОРУ-500 кВ). Модернизация разъединителей (2, 3, 4 этапы строительства)» для нужд филиала АО "Татэнерго" Нижнекамская ГЭС»,

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении закупки №32110111499 размещено в Единой информационной системе 14.04.2021 года.

Способ проведения закупки:         Открытый запрос цен в электронной форме.

Заказчик –     АО «ТАТЭНЕРГО».

Начальная (максимальная) цена контракта —     124 248 418,70 руб.

Суть жалоб, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

В соответствии с указанными положениями Закона о закупках, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, а также позиции заказчика, изучив представленные сторонами материалы, приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «ТАТЭНЕРГО» (далее – Положение), утвержденным Советом директоров Протоколом №6 от 24.02.2021г., а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Относительно пунктов 1, 2, 6 жалобы, указывающих о неправомерном требовании Заказчика на представление оборудования (разъединители) конкретного производства без возможности поставки эквивалентного товара.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 3 Закона о закупках Конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий, а именно:

- описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

В соответствии с положениями части 6.1 статьи Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Объектом рассматриваемой закупки является выполнение строительно-монтажных работ (с поставкой оборудования подрядчиком), пусконаладочных работ по объекту капитального строительства «Открытое распределительное устройство на напряжение 500 кВ (ОРУ-500 кВ). Модернизация разъединителей (2, 3, 4 этапы строительства)» для нужд филиала АО "Татэнерго" Нижнекамская ГЭС.

В составе проектной документации, размещенной в ЕИС, на странице 1, 3, 5, 7 (лист 1, 3, 5, 7) подраздела № 5.009.059-ССО.002 «Спецификация оборудования, изделий, материалов. Первичные соединения» раздела № 5.009.059-ЭТ.01 «Первичные соединения» рабочей документации № 5.009.059 в спецификации оборудования, изделий и материалов было указано оборудование конкретной марки, а именно, «Разъединитель полупантографного типа РПГ.1-500.II/3150УХЛ1», «Разъединитель полупантографного типа РПГ.2-500.II/3150УХЛ1», «Шинная опора ШО-500.II-8УХЛ1» производства завода-изготовителя ЗАО «ЗЭТО», г.Великие Луки (Спецификация № 5.009.059-ССО.002).

В пункте 8.2 приложения 1 к документации о конкурентной закупке «Техническое задание» (строка 4, столбец 4 п.8.2) были установлены следующие требования к техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) работы, услуги, к результатам работы, основания установления данных требований :

«…..Иные требования Заказчика, связанные с определением соответствия предлагаемой продукции потребностям Заказчика обоснованы следующим:

- необходимостью совместимости с товарами, используемыми Заказчиком, а именно модернизируемым объектом;

- необходимостью обеспечения взаимодействия с товарами, используемыми Заказчиком, а именно модернизируемым объектом;

- ч.6 ст.52, ч.13 ст.48 Градостроительного кодекса РФ, п.4 «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87);

- проектной (рабочей) документацией 5.009.059 (прилагается);

- не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки, чем указание в настоящей документации о закупке товарного знака (знака обслуживания, фирменного наименования, патента, полезной модели, промышленного образца, наименования страны происхождения товара, изготовителя товара)».

Частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ установлено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Согласно пункту 4 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.

В соответствии с пунктом 4.7 ГОСТ 21.110-2013 "Межгосударственный стандарт. Система проектной документации для строительства. Спецификация оборудования, изделий и материалов" в спецификацию оборудования, изделий и материалов проектной документации по каждой номенклатурной позиции оборудования, изделий и материалов содержатся заполненные графы "Наименование и техническая характеристика", "Тип, марка, обозначение документа, опросного листа", "Код продукции", "Поставщик" (завод-изготовитель), "Ед. измерения", "Количество".

Проектная и рабочая документация № 5.009.059 «ОРУ-500 кВ.  Модернизация разъединителей» Нижнекамской ГЭС на объект «ОРУ-500 кВ.  Модернизация разъединителей» Нижнекамской ГЭС была разработана проектными организациями ООО Инженерный центр «ЭНЕРГОПРОГРЕСС», ООО «КЭР-Инжиниринг», ООО «СМП Центр». Данные проектные организации соответствуют требованиям законодательства РФ, предъявляемым к проектным организациям. В частности, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования:

Наименование члена саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования

Наименование саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования

Регистрационный номер записи в Государственном реестре саморегулируемых организаций

ООО Инженерный центр «ЭНЕРГОПРОГРЕСС»

Ассоциация в области архитектурно-строительного проектирования «Саморегулируемая организация «СОВЕТ ПРОЕКТИРОВЩИКОВ» (Ассоциация «СРО «СОВЕТ ПРОЕКТИРОВЩИКОВ»)

СРО-П-011-16072009

ООО «КЭР-Инжиниринг»

Саморегулируемая организация Ассоциация «Объединение проектных организаций «Энергетическое Сетевое Проектирование» (СРО Ассоциация «Э.С.П.»)

СРО-П-093-18122009

ООО «СМП Центр»

Саморегулируемая организация Ассоциация проектировщиков

«Содействия организациям проектной отрасли»

(СРО АП СОПО)

СРО-П-166-30062011

 

В соответствии с указанными требованиями законодательства в «Сборниках спецификаций оборудования и материалов» рабочей документации проектировщиками были предусмотрены и указаны определенные оборудование, материалы и их изготовители.

Согласно Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии обязаны соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающих соответствующие требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок (пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ).

Требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе: «Правила технологического функционирования электроэнергетических систем», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2018 N 937, «Требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок "Методические указания по устойчивости энергосистем"», утвержденные приказом Минэнерго России от 03.08.2018 N 630.

Согласно пункту 19 «Правил технологического функционирования электроэнергетических систем» и пункту 5 «Требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок "Методические указания по устойчивости энергосистем"» проектирование строительства (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства классом напряжения 110 киловольт и выше, объектов по производству электрической энергии и технологическом присоединении указанных объектов электроэнергетики к электрическим сетям подлежат расчетной проверке выполнения требований к устойчивости энергосистемы (установившихся режимов, статической устойчивости в доаварийных и послеаварийных режимах, динамической устойчивости генерирующего оборудования), расчетной проверке мероприятий по ее обеспечению и подлежат согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления (то есть с Системным оператором РАО «ЕЭС России»).

Проектная и рабочая документация № 5.009.059 «ОРУ-500 кВ.  Модернизация разъединителей» Нижнекамской ГЭС с применением разъединителей полупантографного типа РПГ на напряжение 500 кВ была согласована письмом ОАО «Системный оператор Единой Энергетической Системы» от 21.04.2016г. № О5-б2-III-19-2153.

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" при выполнении рассматриваемых работ Заказчик может использовать только разъединители и шинные опоры, указанные в рабочей документации, прошедшей согласование у Системного оператора, которое подтверждает надлежащее взаимодействие и совместимость данного оборудования с оборудованием АО «Татэнерго» в целях обеспечения надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики.

Рабочая документация была включена заказчиком в состав документации о закупке №32110111499 в качестве приложения 4.

Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.

В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.

Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.

Документацией о закупке не устанавливалось никаких квалификационных требований к участникам закупки, обоснование установления обжалуемых требований было указано в документации Заказчика.  В рассматриваемой закупке имело право участвовать любое лицо, которое имело возможность предложить один из указанных в документации о закупке товаров.

Следует отметить, что на участие в рассматриваемой закупке была подано 4 заявки, 3 из которых предложили товар, соответствующий требованиям документации о конкурентной закупке.

По результатам анализа закупочной документации установлено, что указание Заказчиком в документации о закупке определенной марки разъединителя соответствует положениям ч.6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, доводы заявителя признаны необоснованными.

2.Относительно пункта 3 жалобы о применении стандартов организации СТО НОСТРОЙ, не относящихся к документам, разрабатываемым и применяемым в национальной системе стандартизации и об отсутствии приведения содержания данных стандартов в документации о закупке.

В пункте 8.2 приложения 1 к документации о конкурентной закупке «Техническое задание» (строка 4, столбец 4 п.8.2) были установлены дополнительно следующие технические регламенты, обосновывающие основания установления требований:

-СТО 56947007-29.240.044.2010 «Методические указания по обеспечению электромагнитной совместимости на объектах электросетевого хозяйства».

- СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011 «Организация строительного производства. Подготовка и производство строительных и монтажных работ».

- СТО НОСТРОЙ 2.10.64-2012 «Сварочные работы. Правила, контроль выполнения и требования к результатам работ».

- СТО НОСТРОЙ 2.20.149-2014 «Организация строительства и реконструкции объектов электросетевого хозяйства. Общие требования».

Согласно статье 14 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" к документам по стандартизации в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся:

1) документы национальной системы стандартизации;

2) общероссийские классификаторы;

3) стандарты организаций, в том числе технические условия;

4) своды правил;

5) документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона».

В соответствии с п.4 ст.16.1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" допускается применение стандартов организаций для подтверждения соответствия требованиям технических регламентов.

В соответствии с п.1 ст.16.1 закона №184-ФЗ письмом Ростехнадзора от 14.08.2012 N 00-02-05/2054 "О стандартах СРО, разработанных НОСТРОЙ" стандарты НОСТРОЙ включены в перечень, которым закрепляются документы по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.

Согласно представленным пояснениям Заказчика положения данных стандартов, в соответствии с которыми должны выполняться работы (наряду с положениями других нормативных документов), были предусмотрены в проектной документации, имеющейся в приложении 4 к документации о конкурентной закупке. В данной проектной документации указаны конкретные требования к техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) закупаемых работ, как это требуется согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Учитывая изложенное, необходимость включения в состав документации о конкурентной закупке полных текстов стандартов СТО НОСТРОЙ у Заказчика отсутствовала.

Комиссия по результатам анализа приходит к выводу о соблюдении Заказчиком требований законодательства о закупках при установлении стандартов СТО НОСТРОЙ в техническом задании закупочной документации.

Довод заявителя признан необоснованным.

3.Относительно довода заявителя об изменении предмета закупки в разъяснении документации о конкурентной закупке.

В соответствии с частью 4 статьи 3.2 Закона о закупках разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.

Согласно запросу разъяснений от 14.04.2021г. был подан следующий вопрос в адрес Заказчика:

«Поскольку в приложении 4 к настоящей Документации о закупке указан товарный знак (фирменное наименование товара), то в таком случае допускается предложение товаров, являющихся эквивалентами вышеуказанных товаров. В связи с этим Просим Вас подтвердить возможность применения эквивалентного оборудования при подаче ценового предложения Участником».

Согласно ответу на указанный запрос Заказчиком был дан следующий ответ:

«В соответствии с внесенными изменениями в Документацию о конкурентной закупке поставка эквивалентного оборудования не допускается.

Соответствующие обоснования согласно п.1 ч.10 ст.4 и ч.6.1 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ приведены в пп.8.2 п.8 приложения 1 к документации о конкурентной закупке, а именно:

Иные требования Заказчика, связанные с определением соответствия предлагаемой продукции потребностям Заказчика обоснованы следующим:

- необходимостью совместимости с товарами, используемыми Заказчиком, а именно модернизируемым объектом;

- необходимостью обеспечения взаимодействия с товарами, используемыми Заказчиком, а именно модернизируемым объектом;

- ч.6 ст.52, ч.13 ст.48 Градостроительного кодекса РФ, п.4 «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87);

- проектной (рабочей) документацией 5.009.059 (прилагается);

- не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки, чем указание в настоящей документации о закупке товарного знака (знака обслуживания, фирменного наименования, патента, полезной модели, промышленного образца, наименования страны происхождения товара, изготовителя товара)».

14.04.2021 в документацию о конкурентной закупке в Единой информационной системе и на электронной торговой площадке было внесено изменение, согласно которому из документации о конкурентной закупке было исключено положение о допустимости предложения эквивалентов и указано, что «не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки, чем указание в настоящей документации о закупке товарного знака (знака обслуживания, фирменного наименования, патента, полезной модели, промышленного образца, наименования страны происхождения товара, изготовителя товара)».

В действующей редакции извещения от 14.04.2021г. был размещен файл «Изменение в Документацию о закупке 1 (1)».

Таким образом, отвечая на запрос разъяснений положений документации о конкурентной закупке 14.04.2021 Заказчик учел в ответе на данный запрос редакцию документации о конкурентной закупке с учетом внесенных в нее изменений.

Данный ответ был размещен в Единой информационной системе и на электронной торговой площадке 14.04.2021.

Исходя из вышеизложенного, разъяснение положений документации о конкурентной закупке не изменяло положения документации о конкурентной закупке и извещения об осуществлении конкурентной закупки, а соответствовало их редакции, действующей на дату размещения разъяснений положений документации о конкурентной закупке.

Довод заявителя признан необоснованным.

4. Относительно пунктов 4, 5 жалобы о наличии на рынке эквивалентного оборудования, совместимого с модернизируемым объектом согласно Технического регламента ТС «Электромагнитная совместимость технических средств».

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Технический регламент «Электромагнитная совместимость технических средств» устанавливает требования по электромагнитной совместимости технических средств в целях обеспечения на единой таможенной территории Таможенного союза защиты жизни и здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) технических средств.

При этом, данный Технический регламент не раскрывает технических параметров оборудования, таких как номинальный ток, напряжение, ток термической стойкости, требования к изоляции и длине пути утечки, типу привода и другим конструктивным и техническим особенностям оборудования (разъединителей на напряжение 500 кВ), использованных при проектировании объекта капитального строительства.

По мнению Заказчика, сравнение оборудования на эквивалентность только по наличию сертификата соответствия Техническому регламенту таможенного союза «Электромагнитная совместимость технических средств» является неправильным.

Предметом закупки не поставка товаров, а выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ (с поставкой товаров) согласно проектной и рабочей документации, представленной в Приложении 4 к документации о конкурентной закупке.

В пп.8.2 п.8 «Технического задания» (Приложение 1 к документации о конкурентной закупке) установлены и требования к применяемым техническим средствам по электромагнитной совместимости, и требования к работам с применением технических средств, и требования к работоспособности объекта капитального строительства в целом, создаваемого по результату работ согласно проектной и рабочей документации, представленной в Приложении 4 к документации о конкурентной закупке.

Объем закупки предусматривает выполнение работ по 2, 3 и 4 этапу строительства объекта капитального строительства «Открытое распределительное устройство на напряжение 500 кВ (ОРУ-500 кВ).  Модернизация разъединителей».

Из представленных пояснений Заказчика установлено, что первый этап строительства уже завершен. По результатам данного этапа Заказчиком были закуплены и смонтированы и используются разъединители и шинные опоры, произведенные заводом-изготовителем ЗАО «ЗЭТО», г.Великие Луки.

Последующее применение оборудования, отличающегося от ранее установленного, приведет к удорожанию дальнейшей эксплуатации объекта из-за необходимости закупки и содержания дополнительного комплекта запасных частей. Применение разного оборудования на одном ОРУ при дальнейшей эксплуатации объекта может привести к снижению надежности и различным инцидентам в нормальной работе ОРУ (авариям), что связано с отличием инструкций на оперативное управление различных типов разъединителей. Это, в свою очередь, приведет к дополнительным расходам на устранение инцидентов и их последствий.

Таким образом, в рассматриваемом случае важно учитывать весь объем закупаемых работ и требований к результату работ, предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

Необходимость соответствия товара исключительно Техническому регламенту ТС «Электромагнитная совместимость технических средств» недостаточна для установления возможности замены оборудования, предусмотренного проектом.

Преобладающим фактором при формировании условий документации о закупке является потребность заказчика в определенном товаре (работе, услуге), что согласуется с целями и принципами правового регулирования Закона о закупках.

Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников торгов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.

Законодатель наделил заказчика правом самостоятельно устанавливать требования к претендентам, к составу их заявок и определять перечень документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям.

Возможность устанавливать параметры и условия выполнения работ при размещении закупок исходит и вытекает из собственных потребностей Заказчика, которые являются его законодательно закрепленным правом и определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Соответственно, заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие, технические и функциональные характеристики выполнения работ, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций.

В рассматриваемом случае, как было установлено ранее, совокупный перечень работ и оборудование, используемые Заказчиком при их выполнении, были обусловлены необходимостью достижения единого результата в определенные сроки в целях достижения заданных результатов обеспечения собственных нужд и определены проектной документацией. 

Заказчиком при установлении требований в аукционе никаких необоснованных ограничений к участникам не предъявлялось, на участие в закупке было подано 4 заявки от участников, которые выразили свое согласие на выполнение работ в рамках объекта закупки.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что установленные требования и условия выполнения работ в рамках объекта закупки были сформулированы Заказчиком в непротиворечие с требованиями Закона о закупках, с учетом потребностей Заказчика.

Доводы заявителя признаны необоснованными.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобы заявителя ООО «ПРОМ ЭНЕРГО КОМПЛЕКТ» (вх. №5445/ж от 19.04.2021г., вх.№5623 от 22.04.2021г.) на действия заказчика АО "ТАТЭНЕРГО" при проведении закупки №32110111499 на предмет: «Выполнение строительно-монтажных работ (с поставкой оборудования подрядчиком), пусконаладочных работ по объекту капитального строительства «Открытое распределительное устройство на напряжение 500 кВ (ОРУ-500 кВ). Модернизация разъединителей (2, 3, 4 этапы строительства)» для нужд филиала АО "Татэнерго" Нижнекамская ГЭС» необоснованными.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны