Предупреждение №ИП-06/16286 Предупреждение №П06-108/2019 о прекращении действий (бездейс... от 31 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП-06/16286 от 31.10.2019

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее- Татарстанское УФАС России) поступило обращение Государственного комитета Республики Татарстан    по тарифам  (вх.№13967 от 28.08.2019) по вопросу законности заключения договора эксплуатации водозаборного сооружения и водопроводных сетей №001 от 01 июля 2019 года.

Для объективного рассмотрения обращения Татарстанским УФАС России был сделан запрос информации в адрес Главы Тихоновского сельского поселения Менделеевского муниципального района Республики Татарстан (исх.№ИП-06/13542 от 10.09.2019).

В адрес Татарстанского УФАС России поступили ответы на запросы (вх.15326 от 20.09.2019 и вх.№16041 от 02.10.2019).

На основании обращения и информации, представленной Главой Тихоновского сельского поселения Менделеевского муниципального района Республики Татарстан, Татарстанское УФАС России уставило следующее.

Между Исполнительным комитетом Тихоновского сельского поседения Менделеевского муниципального района Республики Татарстан (далее- Исполнительный комитет) и ТСЖ «Тихоново-Сервис» заключён договор эксплуатации водозаборного сооружения и водопроводных сетей №001 от 01 июля 2019 года, согласно пункту 1.1 которого Исполнительный комитет передал на безвозмездной основе без проведения конкурса  объекты водоснабжения, находящиеся в собственности Тихоновского сельского поселения Менделеевского муниципального района Республики Татарстан, а именно:

-скважину №1, расположенную на земельном участке с кадастровым номером <…>;

-скважину №2, расположенную на земельном участке с кадастровым номером <…>;

-водопроводные сети, протяжённостью 4507 метров, находящиеся по адресу: Менделевский район, Тихоновское сельское поселение, с. Тихоново.

Также пунктом 4.1  договора №001 от 01 июля 2019 года установлено, что   пользователь, в надлежащем порядке выполнивший обязанности по договору, имеет преимущество перед другими лицами- право на возобновление договора аренды.

Согласно пункту 4.3 договора №001 от 01 июля 2019 года по истечении срока действия договора, если пользователь продолжает пользоваться Объектом и при отсутствии возражений со стороны правообладателя, договор считается возобновлённым на тех же условиях на неопределённый срок. В этом случае каждая из сторон вправе отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц.

Таким образом, согласно договору №001 от 01 июля 2019 Исполнительный комитет передал ТСЖ «Тихоново-Сервис» объекты водоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности, без проведения конкурса на безвозмездной основе на неопределённый срок.

Согласно части 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие  закону и иным  правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В то же время, частью 3 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, в том числе находящимся в государственной собственности.

Указанная передача объектов водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности не соответствует Федеральному закону от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- Закон о защите конкуренции) и Федеральному закону от  07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее- Закон о водоснабжении и водоотведении).

Частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении и водоотведении.

В соответствии с частью 6  статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

В соответствии с частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, объекты водоснабжения, переданные согласно договору №001 от 01 июля 2019 без проведения конкурса на безвозмездной основе на неопределённый срок, могли быть переданы исключительно по результатам проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения (так как между датой заключения договора и вводом объектов водоснабжения в эксплуатацию прошло более 5 лет).

Кроме того, в соответствии счастью 2 статьи 41.2 Закона о водоснабжении и водоотведении устанавливает, что договор аренды объектов водоснабжения должен содержать условие о размере арендной платы.

Следовательно, безвозмездная передача объектов водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, действующим законодательством не предусмотрена.

Действия по передаче в аренду объектов холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов могут быть рассмотрены на предмет нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Передача государственного или муниципального имущества конкретному субъекту без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеуказанные права в отношении государственного или муниципального имущества.

Передача прав владения и пользования в отношении государственного или муниципального имущества путем проведения конкурса или аукциона позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и пользования в отношении данного имущества лиц.

В рассматриваемом случае  договор №001 от 01 июля 2019 года заключен с нарушением антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии  с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15  Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь вышеизложенным, а также статьёй 39.1 Закона о защите конкуренции, Татарстанское УФАС России предупреждает Исполнительный комитет Тихоновского сельского поселения Менделеевского муниципального района Республики Татарстан   о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства путём:

- прекращения прав владения и пользования ТСЖ «Тихоново-Сервис» объектами водоснабжения, переданными согласно договору №001 от 01 июля 2019;

- возврата указанных объектов водоснабжения во владение и пользование Тихоновского сельского поселения Менделеевского муниципального района Республики Татарстан.

Предупреждение должно быть исполнено в течение 90 дней с момента получения.

Об исполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня его исполнения, но не позднее окончания срока, установленного для его исполнения, представив подтверждающие документы.

<…>                                                                                                   [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны