Решение №АЯ-04/13809 Решение по делу №016/07/3-1824/2023 от 25 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/13809 от 25.12.2023 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика ООО ИЦ «ЭНЕРГОПРОГРЕСС» –<…> – [должностное лицо] (по доверенности), <…> – [должностное лицо] (по доверенности), <…> – [должностное лицо] (по доверенности), в присутствии представителя заявителя ООО «Профпроект+» – <…> – [должностное лицо] (по доверенности), рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО «Профпроект+» (вх. №13322/ж от 12.12.2023 г.) на действия заказчика ООО ИЦ «Энергопрогресс» при проведении закупки №32313051818 на предмет: «Выполнение работ по изготовлению фасонных изделий и нанесению ППУ изоляции на давальческую трубу и фасонные изделия с доставкой на объект капитального строительства: «Строительство магистрального тепловода №5 от КТЭЦ-1 до котельной «Горки». Пусковой комплекс №2, этап №5 в г.Казани Республики Татарстан» для нужд ООО ИЦ «Энергопрогресс»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении закупки №32313051818 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 06.12.2023 года.

Заказчик – ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР "ЭНЕРГОПРОГРЕСС".

Способ осуществления закупки - Открытый запрос цен в электронной форме (с 21.06.2021).

Начальная (максимальная) цена договора: 13 629 475,31 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупке ИЦ «Энергопрогресс» (далее – Положение), а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителей на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

1.Относительно довода заявителя об установлении ненадлежащего критерия оценки.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Так, по мнению заявителя, Заказчиком в закупочную документацию необоснованно были включены следующие показатели оценки по критерию «благонадежность участника», ограничивающие конкуренцию:

«Наличие административных, производственных и складских площадей (собственных или арендованных) – не менее 800 м».

Из представленных пояснений Заказчиком следовало следующее обоснование оспариваемого заявителем пункта установленного показателя оценки по критерию «благонадежность участника».

Расчет площадей производился из учета размера минимальных производственных площадей для размещения линии по производству изделий в ППУ изоляции.

На основании п.5.2 (Требования к сырью, материалам и покупным изделия), п.4.3 (Основные параметры и размеры) ГОСТ 30732-2020:

«4.3 Наружные диаметр стальных труб d должен быть от 32 до 1420 мм, Длина стальных труб L для диаметров 273 мм и выше – от 10,0 до 12,2 м включительно».

Согласно Приложению №5 к документации о закупке сырье Заказчика, а именно, давальческая труба передается Исполнителю с наружным диаметром 820 мм в отрезках по 12 м.

Исходя из требований к сырью по ГОСТ 30732-2020, возможно рассчитать примерную площадь производственного помещения для размещения технологической линии.

Цех по производству трубы в ППУ ПЭ, состоящий из следующих участков:

1)         Экструзионная линия с учётом охлаждающих ванн, системой коронации и нарезки оболочки под необходимую длину - 1 шт., 6*72 м = 432 м2,

2)         Дробеметная линия - 1 шт., 6*36 м = 216 м2,

3)         Линия изоляции прямых труб - 1 шт., 12*36 м = 432 м2,

4)         Камера термостабилизации трубы стальной в ПЭ - 1 шт., 6*15 м = 90 м2,

5)         Реакционная заливочная линия - 1 шт., 12*24 м = 288 м2,

6) Складирование готовой продукции в теплом помещении 12*30 м = 360 м2.

Итого по цеху производства трубы в ППУ ПЭ - 1 818 м2.

Цех фасонных изделий, состоящий из:

1)         Участок раскройки листового металлопроката – 1 шт., 12*24 м = 288 м2,

2)         Участок раскройки трубной продукции – 1 шт., 6*36 м = 216 м2,

3)         Участок сварочной сборки металлопроката – 1 шт., 12*24 м = 288 м2,

4)         Участок сварочной сборки ПЭ продукции – 1 шт., 12*24 м = 288 м2,

5)         Сборка фасонных изделий – 1 шт., 12*12 м = 144 м2,

6)         Заливка фасонных изделий – 1 шт., 12*12 м = 144 м2,

7)         Складирование готовой продукции в теплом помещении 12*24 м = 288 м2.

Итого по цеху фасонных изделий - 1 656 м2.

Итого – 3 474 м2 (без учета возможности размещения дополнительного оборудования, материалов и комплектующих, административных помещений, открытых складских помещений).

Наличие производственных площадей подтверждает полный цикл производства изделий в ППУ изоляции исходя из размещения технологического оборудования.

На основании изложенных обстоятельств в совокупности, по результатам анализа Комиссия приходит к следующим выводам.

Все участники закупки находятся в равных условиях относительно требования о поставке товара, оказания услуги, соответствующего условиям документации.

В силу положений пункта 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Требования, установленные заказчиком в равной мере были отнесены ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке.

На участие в рассматриваемой закупке были поданы заявки от 3 участников. Все участники, подавшие заявки на участие, согласились с условиями, установленными заказчиком в извещении.

Все основные условия и порядок заключения договора были сформулированы и отражены Заказчиком в закупочной документации в достаточном объеме и в надлежащей форме, не противоречащей требованиям действующего законодательства.

Учитывая, что заявителем не было представлено достаточных доказательств, подтверждающих изложенное в доводе, в указанном случае довод заявителя не находит подтверждения и признан необоснованным.

2.Относительно довода заявителя об указании в документации недействующего нормативного акта.

В соответствии с пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В закупочную документацию были включены следующие показатели оценки по критерию «благонадежность участника»:

«Участник и Учредитель участника – юридического лица не является оффшорной компанией.

В целях применения настоящего критерия применяется Перечень оффшорных зон, утверждённый Приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н "Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)"».

Вместе с тем, Приказ Минфина России от 13.11.2007 N 108н утратил силу с 1 июля 2023 года в связи с изданием Приказа Минфина России от 05.06.2023 N 86н.

Таким образом, в закупочной документации был указан утративший силу документ.

Довод заявителя признан обоснованным.

Заказчиком нарушены требования пунктов 1, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Учитывая, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика, Комиссия не находит оснований для выдачи предписания об устранении нарушений.

3.Относительно довода заявителя о ненадлежащем способе определения поставщика.

По мнению заявителя, в рассматриваемом случае Заказчику необходимы работы по изготовлению фасонных изделий и нанесению ППУ изоляции, что по своей правовой природе являются отношениями подряда.  При этом, фактически, Заказчику требуется готовый товар, а именно труба с нанесенной изоляцией, что представляет собой отношения поставки. Учитывая изложенное, при выборе аукциона, как способа закупки, Заказчик смог бы получить именно тот товар, на который, в конечном итоге, направлена закупка и что является реальной потребностью.

Согласно представленным пояснениям Заказчика выбранный способ определения поставщика позволяет всесторонне оценить квалификацию потенциального участника и его возможность качественно выполнить работу, что важно при проведении указанной закупки. В данном случае аукцион не позволит оценить квалификацию потенциального участника и его возможность качественно выполнить работу, так как сопоставление заявок и подведение итогов закупки проводится исходя из единственного критерия оценки - цена.

Предметом закупки является выполнение работ по изготовлению изделий в ППУ изоляции.

Избрание и выбор способа определения поставщика полностью отнесены к полномочиям Заказчика, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

В рассматриваемом случае выбор способа определения поставщика не противоречит действующему законодательству и Положению Заказчика.

Довод заявителя признан необоснованным.

4.Относительно довода заявителя об установлении избыточных требований к порядку выполнения работ.

По мнению заявителя, предусмотренное Заказчиком содержание ТУ, в соответствии с которым должны быть выполнены работы Заказчика, идентично содержанию ГОСТ 30732-2020, в связи с чем установление обязанности Исполнителя соблюдать требования ТУ влечет установление избыточных требований к участнику закупки, так как участник обязан подтвердить соответствие продукции не только ГОСТ 30732-2020, но и ТУ Заказчика, хотя как было указано, содержание двух документов является идентичным.

В соответствии с подп. «б» п. 2.1 проекта договора Заказчиком было установлено требование о том, что в течение всего срока действия настоящего Договора Исполнитель обязуется обеспечить высокое качество выполняемых Работ/услуг в соответствии с ГОСТ 30732-2020 и ТУ Заказчика (Приложение № 1 к проекту договора).

В соответствии с п. 9.2 проекта договора исполнитель обязуется предоставить следующие товаросопроводительные документы, в том числе: сертификат качества.

Оценка соответствия продукции осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона № 184-ФЗ Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона № 184-ФЗ добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия документам по стандартизации, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Согласно представленным пояснениям Заказчика, размещая рассматриваемую закупку на выполнение работ по изготовлению изделий в ППУ изоляции, Заказчик также ориентирует Исполнителя на собственный внутренний технический регламент, а именно на ТУ Заказчика.

ТУ было разработано Заказчиком в соответствии с ГОСТ 30732-2020. ТУ Заказчика детализировало отдельные виды параметров, установленных ГОСТом.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречит принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

В силу положений пункта 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Включение заказчиком в Документацию о закупке дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки, безусловно, сужает круг потенциальных участников проводимых закупок.

Вместе с тем, такие действия могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства, Закона о закупках лишь в случае, когда они привели к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки.

При установлении данных требований Заказчик руководствовался необходимостью обеспечения защиты собственных интересов, защиты от недобросовестных поставщиков, контроля за целевым использованием денежных средств и обоснованностью осуществления расходов по договору.

Требования, установленные заказчиком в целях исключения риска неисполнения договора, в равной мере были отнесены ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке.

Кроме того, как следовало из представленных сведений Заказчиком, на участие в закупке были поданы заявки от 3 организаций, следовательно, имелись потенциальные участники, намеревающиеся принять условия, установленные Заказчиком.

Учитывая, что заявителем не было представлено достаточных доказательств, подтверждающих изложенное в жалобе, довод заявителя не находят подтверждения и признан необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу заявителя ООО «Профпроект+» (вх. №13322/ж от 12.12.2023г.) на действия заказчика ООО ИЦ «Энергопрогресс» при проведении закупки №32313051818 на предмет: «Выполнение работ по изготовлению фасонных изделий и нанесению ППУ изоляции на давальческую трубу и фасонные изделия с доставкой на объект капитального строительства: «Строительство магистрального тепловода №5 от КТЭЦ-1 до котельной «Горки». Пусковой комплекс №2, этап №5 в г.Казани Республики Татарстан» для нужд ООО ИЦ «Энергопрогресс» частично обоснованной по доводу 2 жалобы.

2.         Признать заказчика ООО ИЦ «Энергопрогресс» нарушившим требования пунктов 1, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3.         Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.

4.         Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны