Решение №АЯ-04/4698 Решение по результатам проведенной внеплановой документарной... от 20 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/4698 от 20.04.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

проведя внеплановую документарную проверку в отношении заказчика – Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» (ИНН 1660061210, 420073, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Шуртыгина, д.15) о соблюдении требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг при проведении закупки №0311100007221000026 на предмет: Ремонт водопропускной трубы на км 53+606 автомобильной дороги А-295 Йошкар-Ола –Зеленодольск - автомобильная дорога М-7 "Волга", Республика Марий Эл,

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме №0311100007221000026 на предмет: «Ремонт водопропускной трубы на км 53+606 автомобильной дороги А-295 Йошкар-Ола-Зеленодольск - автомобильная дорога М-7 "Волга", Республика Марий Эл» размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов https://zakupki.gov.ru/ 18.03.2021 г.

Начальная (максимальная) цена контракта – 7 583 520,00 рублей.

Дата и время начала срока подачи заявок 18.03.2021 16:03  (МСК)

Дата и время окончания срока подачи заявок 09.04.2021 09:00 (МСК)

Дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок 12.04.2021 в 09:00

Дата подачи окончательных предложений 14.04.2021

Дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок 15.04.2021 в 09:00

Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.4 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 (далее – Правила).

Согласно пункту 4 Правил в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;

расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;

стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);

предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

В соответствии с пунктом 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.

Согласно пункту 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» в том числе могут быть:

а) качество товаров (качество работ, качество услуг);

б) функциональные, потребительские свойства товара;

в) соответствие экологическим нормам.

Пунктом 25 информационной карты заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости таких критериев, порядок расчёта рейтинга заявки на основании указанных критериев:

С целью выявления победителя конкурса (лучших условий исполнения контракта) конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок участников конкурса по следующим критериям:

Критерии

Значимость критерия, %

1. Нестоимостные критерии

 

1.1.Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки

30

1.2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

10

2. Стоимостные критерии

 

2.1. Цена контракта

60

Всего:

100

 

1. Оценка заявок по нестоимостным критериям оценки

1.1. Оценка заявок по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки».

Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок по следующей системе:

В отношении нестоимостного критерия оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» устанавливается следующий показатель:

 Качество работ (величина значимости показателя 100%, коэффициент значимости показателя – 1).

Оценивается предложение участника открытого конкурса о качестве работ, содержащее подробную информацию о процессе выполнения работ, с привязкой к Объекту.

 

Оценка заявок выставляется в баллах от 0 до 100 (при этом максимальное значение данного показателя составляет 100 баллов) в соответствии с установленной Шкалой оценки показателя.

 

Шкала оценки показателя «Качество работ»

Показатель оценки

Значение по показателю

Количество баллов, присуждаемое за определенное значение показателя

Предложение о качестве работ, содержащее подробную информацию о процессе выполнения работ, с привязкой к Объекту.

-не предоставлено предложение  о качестве работ; или

-представлено только скопированный проект контракта и (или) Техническое задание; или

- наличие в представленном предложении противоречий, несоответствий требованиям нормативно-технической документации; или

- наличие в представленном предложении противоречий, несоответствий требованиям конкурсной документации; или

- наличие в представленном предложении недостоверной информации; или

-представлено предложение без привязки к Объекту

0 баллов

- представленное предложение содержит описание не по всем позициям, указанным в п.24 Информационной карты и обязательным к представлению

20 баллов

- представлено предложение о качестве работ, содержащее подробную информацию о процессе выполнения работ, с привязкой к Объекту, по всем позициям, указанным в п.24 Информационной карты и обязательным к представлению

100 баллов

 

Рейтинг заявки (предложения) по нестоимостному критерию оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» определяется путем умножения баллов, присвоенных по показателю «Качество работ», на соответствующий указанному критерию оценки коэффициент значимости.

 

Кроме того, пунктом 24 информационной карты заказчиком установлены требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме:    

а) Предложение участника закупки в отношении объекта закупки может быть составлено с использованием примерной формы «Предложение о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки» (Приложение № 5 к конкурсной документации);

б) Для обеспечения возможности получения баллов по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» участник закупки должен предоставить в заявке на участие в конкурсе описание предлагаемых к выполнению работ, соответствующее требованиям конкурсной документации, условиям пунктов 24, 25 настоящей таблицы. Описание предлагаемых к выполнению работ может предоставляться в текстовой форме, в виде эскизов, рисунков, чертежей, таблиц, технических данных и включает следующую информацию: предложение о качестве работ, содержащее подробную информацию о процессе выполнения работ, с привязкой к Объекту. 

В предложении участник закупки описывает выполняемые работы в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, обязательной при выполнении работ (Приложение № 8 к проекту государственного контракта), условиями проекта государственного контракта (Приложение № 1 к конкурсной документации) и Техническим заданием  (Приложение № 4 к конкурсной документации).

 

Для получения количества баллов по показателю участник закупки должен представить в предложении о качестве работ следующую информацию:

Раздел 1. «Система организации оценки уровня содержания автомобильной дороги, контроля качества выполненных работ по содержанию», включающий в себя:

-цели и задачи контроля качества выполнения работ;

-описание системы управления качеством;

-входной контроль изделий, материалов и оборудования, применяемых при выполнении работ по содержанию автомобильной дороги;

-операционный контроль отдельных процессов или производственных операций при выполнении работ;

-приемочный контроль выполнения работ;

-процедуры приемки выполненных работ по содержанию;

-порядок оценки фактического уровня содержания Объекта.

Раздел 2. «Организация дорожного движения при выполнении работ по содержанию», включающий в себя:

-состав, объем и периодичность работ;

-порядок назначения ответственных за организацию дорожного движения лиц;

-перечень возможных сценариев и условий движения;

-порядок действий по организации дорожного движения при смене сценариев и условий движения;

-порядок действий ответственных лиц при отказе системы (внештатные ситуации);

-порядок использования автоматизированной системы управления движением;

-порядок использования информационно-навигационных систем;

-порядок передачи участникам движения сведений о транспортной обстановке;

-порядок организации работы службы, фиксирующей запросы пользователей автомобильной дороги;

-методы и средства управления дорожным движением при возникновении технологических аварий, ДТП, образования заторов.

Раздел 3. «Материально-технические и трудовые ресурсы для организации и выполнения работ по содержанию», включающий в себя:

-состав машин, механизмов и навесное оборудование;

-номенклатура материалов;

-трудовые ресурсы;

-производственные базы и заводы.

Раздел 4. «Организация выполнения работ по содержанию», включающий в себя:

-цели и задачи выполнения работ по содержанию;

-периодичность, цикличность и сроки выполнения работ по содержанию;

-технологии выполнения работ по содержанию;

-процедуры функционального взаимодействия с Заказчиком при выполнении работ по содержанию;

-ведение документооборота, формирование учетно-отчетной и исполнительной документации.

Раздел 5. «Охрана труда и техника безопасности при выполнении работ по содержанию», включающий в себя:

-техника безопасности при использовании дорожных машин;

-техника безопасности при выполнении работ по содержанию в весенне-летне-осенний и зимний периоды;

-техника безопасности на производственных базах и заводах;

-техника безопасности при использовании веществ, обладающих токсичными свойствами;

-охрана труда при использовании инструментов;

-охрана труда при выполнении работ по содержанию.

Раздел 6. «Охрана окружающей среды при выполнении работ по содержанию», включающая в себя:

-охрана прилегающих водоемов от загрязнения сточными водами;

-охрана лесов, растений и животных;

-организация защиты окружающей среды при выполнении работ по содержанию;

-организация защиты от шумовых воздействий.

       Баллы по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» присуждаются заявке участника закупки в соответствии с пунктами 24, 25 настоящей таблицы в случае соответствия описания предлагаемых к выполнению работ требованиям, изложенным в настоящем пункте таблицы.

Вместе с тем, Инспекция Татарстанского УФАС России, рассмотрев показатель «Качество работ: Предложение о качестве работ, содержащее подробную информацию о процессе выполнения работ, с привязкой к Объекту» приходит к выводу, что установленный порядок и шкала оценки не позволяют выявить наилучшее предложение условий исполнения контракта, оставляют оценку заявок на субъективное усмотрение конкурсной комиссии, а также не указано каким требованиям действующего законодательства должно соответствовать предложение, и каким образом конкурсная комиссия оценит предложение участника закупки с точки зрения наибольшей эффективности и достижения наилучшего результата.

В целях применения Закона о контрактной системе, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны закупочной комиссии в целях определения победителя проводимой закупки.

В этой связи, в закупочной документации должны быть раскрыты сведения о порядке формирования и подачи заявок, разрешения вопроса об их соответствии закупочной документации и отклонения таких заявок, порядке определения победителя закупки (с указанием всех осуществляемых закупочной комиссией в этих целях действий, включая сведения о порядке присвоения заявкам балльных оценок в случае их сопоставления по набранным баллам), а также о порядке заключения контракта по результатам проведенной закупки.

Обратное неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны заказчиков, стремящихся, используя несовершенство действующего законодательства, заключить контракты именно с заранее определенными лицами.

Критерии начисления баллов, а также вес (ценность) в баллах каждой разновидности документов являются необходимыми для участников закупки, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

При этом в силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).

В соответствии со статьями 69 и 72 Бюджетного кодекса закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд производятся за счет бюджетных ассигнований (расходы бюджетов), осуществление которых согласно статье 34 Бюджетного кодекса должно отвечать принципу эффективности - необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

С учетом названных положений бюджетного законодательства к числу основных принципов контрактной системы согласно статье 6, части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования).

Следовательно, закрепленный в статье 8 Закона о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Закона о контрактной системе, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан - жителей соответствующих публично-правовых образований, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов.

Руководствуясь изложенным, Инспекция приходит к выводу, что установление в закупочной документации критерия «Качество работ» не соответствует положениям части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе, статьи 34 Бюджетного кодекса, поскольку не позволяет дать объективную и достоверную оценку способности соответствующего участника исполнить государственный контракт с соблюдением качества и сроков.

В настоящем случае рассмотрение заявок участников закупки основано исключительно на субъективном усмотрении конкурсной комиссии и не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников конкурса.

Установленный заказчиком критерий оценки предрешает исход закупки, создает преимущественные условия для определенных участников закупки.

Разработанный таким образом порядок оценки не дает возможность участникам закупки, претендующим на заключение контракта, подготовить предложение по подкритерию «качество работ» в аспекте получения по нему объективно предсказуемого количества баллов. Установление критерия подобным образом может повлечь присвоение баллов в произвольном порядке, исходя из субъективной оценки членов конкурсной комиссии заказчика, следствием чего может явиться неверное определение исполнителя по контракту и привести к неэффективности осуществленной закупки.

Данный порядок оценки препятствует выявлению лучших условий исполнения контракта, т.к. позволяет оценить одно и то же содержание заявки как в 40 баллов, так и в 0 баллов. Фактически установленный порядок оценки провоцирует произвольное толкование членами конкурсной комиссии его положений.

Кроме того, этот порядок оценки вынуждает участников закупки подробно и описывать выполняемые работы в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, обязательной при выполнении работ, хотя соблюдение этих нормативных актов в любом случае является обязанностью подрядчика.

Порядок оценки не содержит положений, которые могут улучшить качество результата работ, при этом от наличия в заявке указанных описаний зависит количество присуждаемых им баллов. Следовательно, отсутствует объективное соотношение (зависимость) как между содержанием заявки и количеством баллов, так и между содержанием заявки и качеством результата работ.

В рассматриваемом случае документация содержит неоднозначный и необъективный порядок оценки, не позволяющий выявить лучшие условия исполнения контракта с соблюдением требований статьи 32 и пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, действия заказчика по установлению ненадлежащих критериев оценки заявок на участие в закупке нарушают требования статьи 8, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать заказчика Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» нарушившим требования статьи 8, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Выдать заказчику Федеральному казенному учреждению «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

3. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ФЕДЕРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ВОЛГО-ВЯТСКОГО РЕГИОНА ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА"
ИНН 1660061210, ОГРН 1021603620323