Решение №04-04/331 Решение по делу №016/07/3-1858/2023 от 18 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/331 от 18.01.2024 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстана» – <…> – [должностное лицо] (по доверенности), в отсутствие представителя заявителя ООО «ЛВД», о месте и времени рассмотрения жалобы извещенного надлежащим образом, рассмотрев в режиме видеоконференции жалобу ООО «ЛВД» (вх. №13564 от 18.12.2023 г.) на действия ГУП "ТАТТЕХМЕДФАРМ" при проведении открытого аукциона в электронной форме №32313053478 на предмет: «Поставка расходных материалов»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме №32313053478 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 06.12.2023 года.

Заказчик – ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстана».

Начальная (максимальная) цена договора – 28 846 335,75 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, на заседании Комиссии Татарстанского УФАС России 15 января 2024 года представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя об установлении заказчиком требований к товару, которым соответствует единственный производитель.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

В соответствии с пунктом 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно доводам заявителя, техническое задание сформировано заказчиком таким образом, что по совокупности характеристик, описывающих позиции 11-13, 21, 22, 27-31, 84, 85 подходит единственный производитель, например:

 

Возможный вариант наименования
(эквивалент)

Технические характеристики, требования к форме выпуска и фасовке

11

ETHIBOND EXCEL колюще-режущая игла, 1/2 окружности, нить с прокладкой

Нить стерильная хирургическая, синтетическая, нерассасывающаяся, полифиламентная, изготовленная из полиэтилентерефталата (полиэстер) с покрытием из полибутилата, что обеспечивает снижение трения при проведении через плотные ткани. Нить окрашена в контрастный цвет для улучшения визуализации в ране. Метрический размер 3, условный размер 2/0. Длина нити 75 см. Количество отрезков нити в стерильном внутреннем вкладыше - 10 (5 окрашенных, 5 неокрашенных). Каждый отрезок атравматически соединен с двумя иглами. Иглы колющие с режущим кончиком острия для облегчения проведения игл сквозь плотные фиброзные участки ткани, 1/2 окружности, 17 мм длиной. Нить снабжена прокладками из PTFE прямоугольной формы размером 6х3х1,5 мм для предупреждения прорезывания нити при ее затягивании. Стерильный внутренний вкладыш с шовным материалом упакован в индивидуальную одинарную стерильную полимерно-бумажную упаковку, которая представляет собой пакет из медицинской бумаги и прозрачного полимера, обеспечивающую сохранение стерильности шовного материала и его функциональных свойств, обеспечивающую доступ к внутреннему вкладышу в одно движение для минимизации временных затрат на манипуляции с нитью. Групповая упаковка (коробка) содержит 6 штук.

12

ETHIBOND EXCEL колюще-режущая игла, 1/2 окружности, нить с прокладкой

Нить стерильная хирургическая, синтетическая, нерассасывающаяся, полифиламентная, изготовленная из полиэтилентерефталата (полиэстер) с покрытием из полибутилата, что обеспечивает снижение трения при проведении через плотные ткани. Нить окрашена в контрастный цвет для улучшения визуализации в ране. Метрический размер 3, условный размер 2/0. Длина нити 75 см. Количество отрезков нити в стерильном внутреннем вкладыше - 10 (5 окрашенных, 5 неокрашенных). Каждый отрезок атравматически соединен с двумя иглами. Иглы колющие с режущим кончиком острия для облегчения проведения игл сквозь плотные фиброзные участки ткани, 1/2 окружности, 26 мм длиной. Нить снабжена прокладками из PTFE прямоугольной формы размером 6х3х1,5 мм для предупреждения прорезывания нити при ее затягивании. Стерильный внутренний вкладыш с шовным материалом упакован в индивидуальную одинарную стерильную полимерно-бумажную упаковку, которая представляет собой пакет из медицинской бумаги и прозрачного полимера, обеспечивающую сохранение стерильности шовного материала и его функциональных свойств, обеспечивающую доступ к внутреннему вкладышу в одно движение для минимизации временных затрат на манипуляции с нитью. Групповая упаковка (коробка) содержит 6 штук.

13

ETHIBOND EXCEL колюще-режущая игла, 1/2 окружности, нить с прокладкой

Нить стерильная хирургическая, синтетическая, нерассасывающаяся, полифиламентная, изготовленная из полиэтилентерефталата (полиэстер) с покрытием из полибутилата, что обеспечивает снижение трения при проведении через плотные ткани. Нить окрашена в контрастный цвет для улучшения визуализации в ране. Метрический размер 3, условный размер 2/0. Длина нити 90 см. Количество отрезков нити в стерильном внутреннем вкладыше - 4. Каждый отрезок атравматически соединен с двумя иглами. Иглы колющие с режущим кончиком острия для облегчения проведения игл сквозь плотные фиброзные участки ткани, 1/2 окружности, 26 мм длиной. Нить снабжена прокладками из PTFE прямоугольной формы размером 6х3х1,5 мм для предупреждения прорезывания нити при ее затягивании. Стерильный внутренний вкладыш с шовным материалом упакован в индивидуальную одинарную стерильную полимерно-бумажную упаковку, которая представляет собой пакет из медицинской бумаги и прозрачного полимера, обеспечивающую сохранение стерильности шовного материала и его функциональных свойств, обеспечивающую доступ к внутреннему вкладышу в одно движение для минимизации временных затрат на манипуляции с нитью. Групповая упаковка (коробка) содержит 12 штук.

Заявитель указывает, что в полной мере данным требованиям Заказчика соответствует только производитель «Этикон, Эл-Эл-Си», который, в свою очередь, на данный момент приостановил поставки на территорию РФ.

Также согласно доводу Заявителя по позициям 21, 22, 27-31 технического задания требованиям Заказчика может соответствовать только производитель «Джонсон & Джонсон Интернешнл», который также приостановил свои поставки на территорию РФ.

Согласно пояснениям заказчика, ГУП «Таттехмедфарм» руководствуется Положением о закупках товаров, работ, услуг государственного унитарного предприятия «Медицинская техника и фармация Татарстан и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Медицинские изделия, подходящие по качественным характеристикам, согласно анализу рынка и представленных в адрес Заказчика коммерческих предложений, имеются в свободном доступе у различных поставщиков, таких как ООО «ВЕГА» и ООО «Торговая медицинская компания».

Также согласно пояснениям заказчика, предметом настоящего аукциона является право на заключение контракта на поставку товара, а не на его изготовление, поэтому участником размещения заказа может выступить любое юридическое или физическое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребностям Заказчика. Определение эквивалентности товаров и дача пояснений по данному вопросу не включено действующим законодательством в компетенцию Заказчика. Проверка эквивалентности будет производиться на этапе рассмотрения заявок.

Из буквального толкования положений Закона о закупках (части 6, 6.1 статьи 3) следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о закупках, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работа, услугам, чтобы с одной стороны повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствует их потребности, а с другой стороны необоснованно не ограничить количество участников.

В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Проанализировав положения технического задания и представленную документацию, Комиссией установлено, что указанные Заказчиком в описании объекта закупки требования к характеристикам товара обусловлены потребностями потенциальных потребителей соответствующих медицинских изделий.

Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что закупка проводится для нужд медицинского учреждения, которому необходимо в наибольшей степени соответствовать потребностям пациентов и качественно оказывать услуги медицинской помощи.

С учетом изложенных обстоятельств, Комиссия Татарстанского УФАС России не находит в действиях Заказчика нарушений норм действующего законодательства в описании объекта проводимой закупки.

Заявитель на заседание Комиссии Татарстанского УФАС России не явился, доказательств, подтверждающих обоснованность жалобы, не предоставил. Довод признан необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу заявителя ООО «ЛВД» (вх. № 13564 от 18.12.2023 г.) на действия ГУП "ТАТТЕХМЕДФАРМ" при проведении открытого аукциона в электронной форме №32313053478 на предмет: «Поставка расходных материалов» необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны