Решение №04-04/16462 Решение по делу № 016/10/18.1-1877/2019 от 5 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/16462 от 05.11.2019 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев жалобу заявителя <…> (вх. 17236/ж от 21.10.2019г.) на действия организатора торгов -  ООО «Центр-Р.И.Д.» при проведении торгов на право приобретения имущества ПАО «Татфондбанк» менее ста тысяч рублей от 21.08.2019 г. (сайт https://www.asv.org.ru), в отсутствии:

- <…>– не явился, извещен надлежащим образом;

- ООО «Центр-Р.И.Д.» - не явился, извещен надлежащим образом,

У С Т А Н О В И Л А:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступила жалоба <…> (вх. 17236/ж от 21.10.2019г.) на действия организатора торгов -  ООО «Центр-Р.И.Д.» при проведении торгов на право приобретения имущества ПАО «Татфондбанк» менее ста тысяч рублей от 21.08.2019 г. (сайт https://www.asv.org.ru).

Извещение о проведении торгов опубликовано на сайте https://www.asv.org.ru 21.08.2019 г.

Предмет торгов - право приобретения имущества ПАО «Татфондбанк» менее ста тысяч рублей.

Суть жалобы: по мнению заявителя, реализация имущества проводится с нарушением норм действующего законодательства.

Данная жалоба рассматривается в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

При этом данной нормой не установлены ограничения распространения данных требований только в отношении лиц, подпадающих под действие Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ) и Закона о контрактной системе (44-ФЗ), также в данной норме не указаны исчерпывающие виды торгов, на которые данные требования распространяются.

Следовательно, частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлены общие требования и запреты на действия всех субъектов правоотношении (в том числе хозяйствующих субъектов), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Порядок проведения аукциона в электронной форме по продаже имущества должника регулируется Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), а также Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 N 495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. N 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России».

Изучив доводы сторон, а также представленные сторонами документы и материалы, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя о том, что организатор торгов не предоставил в сообщении о торгах исчерпывающий список условий для участия в них.

Согласно доводу заявителя, организатор торгов ООО ЦЕНТР - Р.И.Д разместил извещение о проведении торгов на право приобретения имущества ПАО «Татфондбанк» балансовой стоимостью менее ста тысяч рублей в котором имеется абзац: «Заявитель вносит сумму на расчетный счет Организатора аукциона за обработку данных за один лот 800 руб. 00 коп., за все лоты - 2000 руб. 00 коп. (НДС не облагается)», однако на официальном сайте АСВ, где опубликовано данное извещение, данный абзац отсутствует.

ООО «Центр - Р.И.Д.» проводит торги малоценным имуществом на основании Правил, установленных Приложением №42 к Порядку реализации активов ликвидируемых кредитных организаций «Правила проведения аукциона в неэлектронной форме на право приобретения имущества ликвидируемых кредитных организаций», утвержденных Решением Правления Агентства от 16 марта 2017 г. (протокол № 30).

Порядок продажи имущества должника установлен положениями статьи 139 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту - Закон о банкротстве).

Согласно части 3 статьи 139 Закона о банкротстве после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Оценка имущества должника осуществляется в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона. Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника.

В соответствии с частью 3 статьи 111 Закона о банкротстве продаже на торгах, проводимых в электронной форме, подлежат:

- недвижимое имущество;

- ценные бумаги;

- имущественные права;

- заложенное имущество;

- предметы, имеющие историческую или художественную ценность;

- вещь, рыночная стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, в том числе неделимая вещь, сложная вещь, главная вещь и вещь, связанная с ней общим назначением (принадлежность).

Регулирующим органом могут быть определены иные виды имущества (в том числе имущественных прав), подлежащие обязательной продаже на торгах, проводимых в электронной форме.

В силу части 3 статьи 111 Закона о банкротстве определен исчерпывающий перечень имущества подлежащего реализации в порядке статьи 110 Закона о банкротстве, в который не входит малоценное имущество.

Указанный порядок в соответствии со статьей 110 Закона о банкротстве устанавливает обязательные нормы при проведении торгов имуществом должников, указанного в пункте 3 статьи 111 Закона о банкротстве при проведении первых, повторных торгов, а также торгов, проводимых в форме публичного предложения.

В соответствии с частью 5 статьи 139 Закона о банкротстве имущество должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства составляет менее чем сто тысяч рублей, продается в порядке, установленном решением собрания кредиторов или комитета кредиторов.

Комиссия Татарстанского УФАС России установила, что в отношении реализации малоценного имущества ПАО «Татфондбанк», балансовой стоимостью менее, чем сто тысяч рублей, решением комитета кредиторов установлен иной порядок реализации имущества, к которому не применяются нормы, установленные статьями 28, 110 Закона о банкротстве, поскольку применяется особый порядок, предусмотренный Правилами.

В соответствии с указанным, в данном случае не подлежат применению:

Положения статьи 28 Закона о банкротстве по опубликованию в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве и в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации, не применимы в данном случае в связи с тем, что в соответствии с частью 5 статьи 139 Закона о банкротстве и Правилами, утвержденными Решением Правления Агентства от 16 марта 2017 г. (протокол № 30), установлен иной порядок опубликования комитетом кредиторов.

Информация о проведении торгов на право приобретения имущества ПАО «Татфондбанк» менее ста тысяч рублей от 21.08.2019г., опубликована на сайте электронной площадки в публичном доступе в сети Интернет по адресу: https://torgi.centerr.ru/Tender/T-0000191/1, а также на официальном сайте Агентства в публичном доступе в сети Интернет по адресу: https://www.asv.org.ru/.

Положениями статьями 110, 139 Закона о банкротстве установлен порядок продажи при проведении первых, повторных торгов, а также торгов, проводимых в форме публичного предложения в отношении исчерпывающего перечня имущества в силу пункта 3 статьи 111 Закона о банкротстве, в который не входит малоценное имущество.

Решением комитета кредиторов установлен иной порядок проведения торгов, в соответствии с Правилами. В данном случае реализации малоценного имущества ПАО «Татфондбанк» продается с торгов в форме аукциона с увеличением начальной цены на шаг увеличения и понижением начальной цены на шаг понижения (в случае отсутствия увеличения начальной цены) и аукциона на повышение на шаг повышения (в случае наличия ценовых предложений при понижении начальной цены) (англо-голландский аукцион).

Данный вид торгов не предусмотрен Законом о банкротстве. Порядок реализации малоценного имущества не содержит каких-либо ограничений на возможность взимания платы при допуске участников к торгам. Условиями проведения торгов может быть предусмотрена плата за рассмотрение документов на участие в торгах, а также иные сборы, установленные организатором торгов.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что организатор торгов вправе самостоятельно устанавливать комиссионные сборы как за право участия в торгах, так и за рассмотрение документов, обработку данных заявителей и т.д.

Кроме того, Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что в данном случае реализация малоценного имущества путем проведения торгов является правом, а не обязанностью конкурсного управляющего. Проведение торгов не является обязательным, ровно как иные требования законодательства, регулирующие проведение торгов, если торги, в соответствии с законодательством, являются обязательными.

Сообщение в форме извещения о проведении торгов, организатором которых выступало ООО «Центр - Р.И.Д.», было опубликовано на сайте электронной площадки в публичном доступе в сети Интернет по адресу: https://torgi.centerr. ru/Tender/T-0000191/1.

В извещении указано, что заявитель вносит сумму на расчетный счет Организатора аукциона за обработку данных за один лот - 800 руб. 00 коп., за все лоты - 2000 руб. 00 коп.

Согласно пояснениям организатора торгов, иные участники аукциона добросовестно исполнили указанное условие. Применение иных условий к отдельно взятому заявителю повлекло бы нарушение прав иных участников, которые произвели оплату, что является недопустимым. В соответствии с пояснениями организатора торгов Заявитель участвовал в вышеуказанных торгах по 4 (Четырем) лотам через своего представителя <…>по доверенности (представили скрин-шот). Заявитель имел возможность произвести оплату и указанной возможностью воспользовался.

Согласно письменным пояснениям организатора торгов, Заявитель при подаче заявки на участие в аукционе в соответствии с требованиями, указанными в извещении о проведении торгов принял на себя обязательство соблюдать их. Заявитель был допущен к участию в торгах и признан победителем торгов по лоту 143.

При проведении торгов малоценным имуществом отсутствуют механизмы (задаток, финансовые гарантии), которые бы обеспечивали добросовестность участников торгов как в процедуре проведения торгов, так и при заключении договора по итогам торгов.

Условия проведения торгов фактически являются публичной офертой, данными условиями определено взимание платы. Заявитель имеет право не принимать участие в торгах, а также имеет альтернативу в виде приобретения имущества, реализуемого на торгах, в иных торговых точках, магазинах, розничной сети.

Вышеуказанное подтверждается судебной практикой, а именно: Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.10.2017 по делу №°А07-11618/2012, оставленное в силе Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2017 №18АП-14109/2017, Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 12.04.2018 №Ф09-6461/13, Определением Верховного Суда РФ от 17.07.2018 №309-ЭС18-9639.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23 и 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя <…> (вх. 17236/ж от 21.10.2019г.) на действия организатора торгов -  ООО «Центр-Р.И.Д.» при проведении торгов на право приобретения имущества ПАО «Татфондбанк» менее ста тысяч рублей от 21.08.2019 г. (сайт https://www.asv.org.ru) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны