Решение №АЯ-04/486 Решение по делу № 016/07/3-2485/2021 от 17 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/486 от 17.01.2022 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "РИТУАЛ" ГОРОДА КАЗАНИ – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 10.01.2022 г. №1), представителя заявителя ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ДЕПО ТРАКЦЕНТР» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 10.01.2022г. №10/01/2022), рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу заявителя ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ДЕПО ТРАКЦЕНТР» (вх. № 17403/ж от 28.12.2021г.) на действия Заказчика - МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "РИТУАЛ" ГОРОДА КАЗАНИ при проведении закупки № 32110906237 на предмет: услуги, по обслуживанию и ремонту автомашин, включающие поставку товара

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении аукциона в электронной форме №32110906237 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 06.12.2021 года.

Заказчик – МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "РИТУАЛ" ГОРОДА КАЗАНИ.

Начальная (максимальная) цена договора – 2 000 000,00 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, на заседании Комиссии представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке в электронном виде, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Относительно довода жалобы заявителя о том, что заказчиком, аукционной Комиссией неправомерно отказано в допуске к участию в аукционе участнику с порядковым номером заявки №2.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной деятельности заказчик МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "РИТУАЛ" ГОРОДА КАЗАНИ руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд МУП «Ритуал» г. Казани (далее – Положение).

Согласно пункту V.6.26 Положения, заявка на участие в аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, в случае непредставления документов и информации, предусмотренных документацией об аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

В соответствии с протоколом №32110906237 рассмотрения первых частей заявок от 24.12.2021г., заявителю (порядковый номер заявки №2) отказано в допуске к участию в закупке на следующем основании:

- «На основании п.V.6. Положения МУП «Ритуал» г. Казани от 01.12.2021 года вынесено решение о несоответствии заявки требованиям извещения и документации о проведении электронного аукциона, а именно: согласно п.5, п.п. Б ч.2 п.12 Документации закупки по позиции: 2169 (ВЫСОКОВОЛЬТНЫЕ ПРОВОДА С НАКОНЕЧНИКАМИ КОМПЛЕКТ (ЗМЗ-511 или «Эквивалент») не указаны конкурентные характеристики товара».

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

- требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 1, 3 части 6.1. статьи 3 при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

- в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

- в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)".

В соответствии с файлом формата excel «Обоснование НМЦК», размещенным заказчиком в составе аукционной документации, в рамках настоящего контракта исполнителю, в том числе, необходимо поставить 4874 товарных позиций запасных частей и расходных материалов.

Так, в соответствии с позицией №2169, к поставке требуются «ВЫСОКОВОЛЬТНЫЕ ПРОВОДА С НАКОНЕЧНИКАМИ КОМПЛЕКТ (ЗМЗ-511 или «Эквивалент»)».

Вместе с тем, по мнению заявителя, заявка участника №2 отклонена аукционной Комиссией неправомерно, т.к. открывая файл формата excel «Обоснование НМЦК», по умолчанию мы видим следующее – «ВЫСОКОВОЛЬТНЫЕ ПРОВОДА С НАКОНЕЧНИКАМИ КОМПЛЕКТ» (рис. 1). Между тем, только при двойном клике по данной строке (2179) потенциальный участник может ознакомиться с полными данными по указанной позиции – «ВЫСОКОВОЛЬТНЫЕ ПРОВОДА С НАКОНЕЧНИКАМИ КОМПЛЕКТ (ЗМЗ-511 или «Эквивалент») (рис. 2). Однако по иным строкам аналогичный перенос не установлен: текст в полном объеме доступен при открытии файла по умолчанию.

В свою очередь представитель заказчика пояснил, что вышеуказанный текстовый документ был составлен на операционной системе macOS Monterey версия 12.01 в программе NAMBERS. Таким образом, воспроизведение файлов с помощью иных версий excel, на других операционных системах может повлечь изменение отображаемой по умолчанию информации. Однако данный формат, в соответствии с п. 9 общих положений, установленных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 №908 "Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке", обеспечивает возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускает после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста.

Комиссия Татарстанского УФАС России, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что в соответствии с пунктом 12 Информационной карты, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, должна содержать: конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Исходя из п. 14 Информационной карты, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе единая комиссия принимает решение о допуске участника конкурентной закупки, подавшего заявку на участие в аукционе, к участию в нем или об отказе в допуске к участию в таком аукционе. Участник открытого аукциона не допускается к участию в случае несоответствия информации требованиям п.12 документации об аукционе (требования к 1-й части заявки).

Вместе с тем, согласно п. 4 Информационной карты, Исполнитель обязуется оказать услуги, по обслуживанию и ремонту автомашин Заказчика, включающие поставку товара (далее - «Услуги и/или Работа»), в соответствии с Техническим заданием, проектом Договора и Обоснования НЦМК к настоящей документации.

Таким образом, Комиссией установлено, что перечень необходимых к поставке запасных частей и расходных материалов установлен заказчиком только в файле excel «Обоснование НМЦК». Вместе с тем, товарные позиции не имеют конкретизации относительно максимальных и (или) минимальных значений, а также неизменных показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Учитывая изложенное, предельно необходимые заказчику значения показателей в аукционной документации не установлены, вследствие чего участники закупки лишены возможности определить необходимую заказчику степень детализации первой части заявки. Следовательно, неуказание значений участниками в составе первых частей заявки не может быть расценено как несоответствие заявки требованиям документации, в части отсутствия конкретных характеристик.

Кроме того, неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.

Аналогично практике закупочных процедур, осуществляющихся в рамках Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России (Письмо ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке"), целесообразно:

1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;

2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);

3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;

4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).

Кроме того, отмечая тот факт, что из 4874 строк товарных позиций только одна имеет текстовый перенос, Комиссия Татарстанского УФАС России дополнительно сообщает, что положения документации не должны вводить участников в заблуждение, не позволяя надлежащим образом сформировать заявку на участие в закупке.

Учитывая изложенное, отказ комиссии заказчика по закупкам в допуске к участию заявителя по причине того, что указанный участник не соответствует требованиям в рассматриваемом случае является неправомерным, не несет за собой никаких объективных, существенных последствий, ограничивает конкуренцию и не отвечает принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Учитывая вышеизложенное, довод заявителя признан обоснованным, заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта V.6.26 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд МУП «Ритуал» г. Казани.

Учитывая, что выявленное нарушение действующего законодательства могло повлиять на определение поставщика по рассматриваемой закупке, Комиссия приняла решение выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу заявителя ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ДЕПО ТРАКЦЕНТР» (вх. № 17403/ж от 28.12.2021г.) на действия Заказчика - МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "РИТУАЛ" ГОРОДА КАЗАНИ при проведении закупки № 32110906237 на предмет: услуги, по обслуживанию и ремонту автомашин, включающие поставку товара обоснованной.

Признать заказчика МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "РИТУАЛ" ГОРОДА КАЗАНИ нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пункта V.6.26 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд МУП «Ритуал» г. Казани.

Выдать заказчику МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "РИТУАЛ" ГОРОДА КАЗАНИ предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны