Решение №04-04/14240 РЕШЕНИЕ по делу №016/06/64-1522/2019 о нарушении законодател... от 20 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № 04-04/14240 от 20.09.2019 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев жалобу  заявителя ООО «УралСтрой» (вх. 14417/ж  от 05.09.2019г.) на действия заказчика ГКУ "ФОНД ГАЗИФИКАЦИИ, ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ И РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН"    при проведении закупки № 0311200027219000028 на предмет: Капитальный ремонт инженерных систем водоотведения в населенных пунктах Республики Татарстан, в присутствии (отсутствии):

-  Заявителя – не явился, извещен;

- Заказчика – <…> (доверенность №19/1 от 11.01.2019г.);

УСТАНОВИЛА:

Извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме №0311200027219000028  от 28.08.2019г. было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru.

Заказчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ФОНД ГАЗИФИКАЦИИ, ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ И РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН".

Наименование предмета закупки: Капитальный ремонт инженерных систем водоотведения в населенных пунктах Республики Татарстан.

Начальная (максимальная) цена контракта: 293 070 380 ,00 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, аукционная документация размещена с нарушением норм действующего законодательства о контрактной системе.

Изучив представленные материалы, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено следующее.

Согласно статье 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг.

Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Таким образом, в Законе о контрактной системе предусмотрено право Правительства РФ устанавливать к участникам закупок дополнительные требования.

При этом определен исчерпывающий перечень возможных дополнительных требований и перечень документов, которые подтверждают соответствие Участников закупок таким требованиям. 

Примером реализации указанных пунктов статьи 31 Закона о контрактной системе может служить постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям».

В аукционной документации Заказчиком установлены дополнительные требования, предъявляемые участникам аукциона (в соответствии с частью 2 статьи 31  Федерального закона № 44- ФЗ ):

 

Наименование товаров, работ, услуг

Дополнительные требования к участникам закупки

Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям

Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей

 

наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять:

не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей;

 

 

копия исполненного контракта (договора);

копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке

Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей

 

наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта.

При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей;

 

копия исполненного контракта договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке

Учитывая, что Заказчику необходимо выполнить работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта, а также работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу нелинейного объекта, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком правомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки.

Следовательно, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

В ходе проведения внеплановой документарной проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Татарстанского УФАС России выявлены следующие нарушения.

Согласно приложению №2 к «Описание объекта закупки» Заказчиком установлено следующее:

№ п/п

Наименование объектов муниципальных образований

Лимит финансирования  по  РКМ 1634-р от 09.07.19 г

Лимит финансирования  по  РКМ 1188-р от 24.05.19 г

Лимит финансирования  по РКМ РТ № 1550-р от 02.07.19г

 

Апастовский район

7 086 000,00

 

 

1

Капитальный ремонт очистных сооружений канализации пгт. Апастово

7 086 000,00

 

 

 

Буинский район

 

44 917 850,00

 

2

Капитальный ремонт очистных сооружений с расширением сетей канализации г. Буинска

 

44 917 850,00

 

 

Зеленодольский район

 

 

50 066 530,00

3

Капитальный ремонт канализационного коллектора по ул. К.Маркса - Космонавтов в г. Зеленодольске

 

 

50 066 530,00

 

Новошешминский

34 000 000,00

 

 

4

Капитальный ремонт биологических очистных сооружений с. Новошешминск

34 000 000,00

 

 

 

Нурлатский

110 000 000,00

 

 

5

Капитальный ремонт систем водоотведения г.Нурлат

110 000 000,00

 

 

 

Рыбно-Слободский район

47 000 000,00

 

 

6

Капитальный ремонт очистных сооружений канализации в пгт. Рыбная Слобода

47 000 000,00

 

 

 

Итого

198 086 000,00

44 917 850,00

50 066 530,00

Таким образом, Заказчиком объединены в один лот объекты, у которых разный лимит финансирования  по  РКМ (1634-р от 09.07.19 г.; №1188-р от 24.05.19 г.; № 1550-р от 02.07.19г.).

Кроме того, согласно документации по вышеуказанному электронному аукциону на выполнение работ по капитальному ремонту инженерных систем водоотведения в населенных пунктах Республики Татарстан, предметом закупки являются общестроительные, монтажные, пусконаладочные работы, а также благоустройство, электроснабжение, водопровод, отопление, освещение, видеонаблюдение и т.д.

Следовательно, заказчик необоснованно укрупнил лот функционально  не связанных и не схожих между собой объекты и работы, что могло привести к ограничению конкуренции.

Заказчиком в извещении и в документации установлены дополнительные требования к участникам в соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. №99: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в документации об аукционе.

Таким образом, учитывая, что начальная максимальная цена контракта составляет 293 070 380,00 руб., 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта – 117 228 152 рублей. В случае если бы заказчик не укрупнил лот, данная сумма была бы значительно ниже, что привело бы к увеличению количества участников.

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Кроме того, согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: Статья 33. Правила описания объекта закупки: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Исходя из буквального толкования и смысла вышеуказанных норм, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

Укрупнения лотов проявляет себя в вытеснении малых, экономически слабых хозяйствующих субъектов, не способных либо освоить такой крупный лот, либо выполнить требование об обеспечении исполнения контракта.

Объединение в один лот различные объекты строительства, расположенные в различных муниципальных образованиях Республики Татарстан, обладающих индивидуальными, различными потребительскими и функциональными свойствами, ведет к отказу от участия в торгах лиц, заинтересованных в строительстве объекта с определенными потребительскими и функциональными характеристиками.

Это свидетельствует об ограничении конкуренции на рынке выполнения работ по капитальному ремонту инженерных систем водоотведения в населенных пунктах Республики Татарстан, а также приводит к сокращению числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.

В подтверждение вышеизложенного, можно привести следующее обстоятельство: на момент проведения аукциона, ценовое предложение поступило только от одного участника (АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ И РАЗВИТИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН"), несмотря на то, что рынок выполнения работ по строительству является конкурентным.

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что заказчик необоснованно укрупнил лот по объектам функционально не связанных и не схожих между собой, что привело к ограничению конкуренции и нарушению требований пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Учитывая, что выявленные нарушения могли повлиять на результаты определения победителя, Комиссия Татарстанского УФАС России решила выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу заявителя ООО «УралСтрой» (вх. 14417/ж  от 05.09.2019г.) на действия заказчика ГКУ "ФОНД ГАЗИФИКАЦИИ, ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ И РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН"    при проведении закупки № 0311200027219000028 на предмет: капитальный ремонт инженерных систем водоотведения в населенных пунктах Республики Татарстан, необоснованной;

2. Признать заказчика ГКУ "ФОНД ГАЗИФИКАЦИИ, ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ И РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН"    при проведении закупки № 0311200027219000028 на предмет: капитальный ремонт инженерных систем водоотведения в населенных пунктах Республики Татарстан  нарушившим пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на часть 1 статьи 33  Закона о контрактной системе Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

3. Выдать Предписание об устранении выявленных нарушений;

4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны