Решение №АБ-04/6664 Решение по делу №016/06/64-818/2020 о нарушении законодатель... от 21 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № АБ-04/6664 от 21.05.2020 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ФЕДЕРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ВОЛГО-ВЯТСКОГО РЕГИОНА ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА» – <…> (доверенность №137 от 26.12.2019 г.), <…> (доверенность №74 от 14.04.2020 г.), <…> (доверенность №75 от 15.04.2020 г.), в отсутствие заявителя ИП Хачатуряна А.С., о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом, рассмотрев жалобу заявителя ИП Хачатуряна А.С. (вх. №6468/ж от 12.05.2020 г.) на действия заказчика ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» при проведении закупки №0311100007220000081 на предмет: «Ремонт водопропускных труб на км 126+416, км 127+123, км 142+804 автомобильной дороги Ульяновск- Димитровград- Самара, Ульяновская область»

У С Т А Н О В И Л А:

Изменения извещения о проведении электронного аукциона №0311100007220000081 размещены на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 01.05.2020 г.

Начальная (максимальная) цена контракта – 29 520 510,00 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя об отсутствии установления в аукционной документации требований к участникам в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 №99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям"(далее – Постановление) установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (Приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99).

Пунктом 2(3) приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки при выполнении работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.

Предметом закупки является ремонт водопропускных труб на км 126+416, км 127+123, км 142+804 автомобильной дороги Ульяновск- Димитровград- Самара, Ульяновская область.

Начальная (максимальная) цена контракта – 29 520 510,00 руб.

Извещением о проведении закупки Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам аукциона, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона №44-ФЗ:

«3 Требования к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ

Документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона: копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог; копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

3.1  Требования в соответствии с п. 2.3 приложения № 1 ПП РФ № 99

Наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом ""О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"" или Федеральным законом ""О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка».

            При этом, в пункте 6.3 информационной карты аукционной документации дополнительные требования, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона и Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99, Заказчиком не установлены.

            Таким образом, извещение и аукционная документации заказчика содержат противоречивые сведения в части дополнительных требований к участникам закупки.

            Согласно пояснениям Заказчика при формировании документации была допущена опечатка, дополнительные требования Заказчиком были установлены.

            Вместе с тем, пункт 6.3 информационной карты аукционной документации не соответствует положениям части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, а также противоречит информации, указанной в извещении.

            Таким образом, Заказчиком нарушены требования части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

            Довод заявителя признан обоснованным.

Относительно довода заявителя об установлении в документации нормативно-технических документов, утративших силу.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о Контрактной системе Заказчиком при описании в документации о закупке объекта закупки Заказчик должен руководствоваться следующим правилом: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В приложении №3 проекта контракта установлен перечень нормативно-технических документов, обязательных при выполнении работ.

Так, в пункте 118 перечня указан "ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утративший силу с 1 апреля 2020 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 20.12.2019 N 1425-ст.

В пункте 174 перечня указан СП 52.13330.2011, утративший силу с 8 мая 2017 года, за исключением пунктов, включенных в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521, до внесения соответствующих изменений в указанный Перечень, в связи с изданием Приказа Минстроя России от 07.11.2016 N 777/пр, утвердившего новый Свод правил СП 52.13330.2016.

Согласно пояснениям Заказчика ГОСТ Р 52289-2004 включен в перечень документов по стандартизации, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 04.11.2017 №2438-р, СП 52.13330.2011 включен в перечень национальных стандартов и сводов правил, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521. В п.6.4 проекта контракта было предусмотрено условие о том, что при издании вновь нормативно-технических документов, не предусмотренных Перечнем нормативно-технических документов, и (или) отмены части нормативно-технических документов, а также возникающих вопросов с использованием нормативно-технических документов Заказчик имеет право давать пояснения о необходимости применения или не применения нормативно-технических документов, в том числе по запросу Подрядчика.

Вместе с тем, с окончанием действия ГОСТ Р 52289-2004 31.03.2020г. Приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1425-ст "Об утверждении национального стандарта Российской Федерации" утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" с датой введения в действие 1 апреля 2020 г., взамен ГОСТ Р 52289-2004.

Относительно СП 52.13330.2011 в аукционной документации Заказчиком не установлено в отношении каких пунктов действует установленный Свод Правил.

Кроме того, первоначальная редакция извещения о проведении электронного аукциона №№0311100007220000081 была размещена в ЕИС 28.04.2020г., то есть, после утраты силы вышеуказанных нормативно-технических документов.

Следовательно, у Заказчика изначально имелась возможность проверить актуальность установленных стандартов.

Заказчиком данных мероприятий осуществлено не было и формально в документации была отражена лишь ссылка на необходимость применения новых стандартов без указания сведений о том, какие стандарты необходимо применять взамен утративших силу.

Комиссия отмечает, что указанная ссылка справедлива в тех случаях, когда те или иные стандарты утрачивают силу уже после размещения документации и (или) извещения в ЕИС, но не в случае утраты их силы задолго до формирования и размещения документации в ЕИС.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установление недействующих стандартов в техническом задании не освобождает заказчика от обязанности соблюдения требований, регламентированных пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки в документации.

Действия Заказчика нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Таким образом, заказчик, установив недействующие стандарты соответствия, нарушил требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Довод заявителя признан обоснованным.

Учитывая, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика, предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу заявителя ИП Хачатуряна А.С. (вх. №6468/ж от 12.05.2020г.) на действия заказчика ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» при проведении закупки №0311100007220000081 на предмет: «Ремонт водопропускных труб на км 126+416, км 127+123, км 142+804 автомобильной дороги Ульяновск- Димитровград- Самара, Ульяновская область» обоснованной.

Признать заказчика ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 2 части 1 статьи 33, части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выдавать.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны