Решение №АЯ-04/14798 Решение по делу №016/07/3-1905/2020 от 22 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № АЯ-04/14798 от 22.10.2020 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика АО «Татэнергосбыт» - <…> – [должностное лицо] (№ 119-14/881 от 11.06.2020 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность №119-14/925 от 29.07.2020 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность №119-14/924 от 29.07.2020 г.), в присутствии представителя заявителя ООО «Энергоконсалтинг» - <…> – [должностное лицо] (директор), <…> – [должностное лицо] (доверенность 06.10.2020 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 19.10.2020 г.), рассмотрев жалобу (вх.№13704/ж от 01.10.2020 г.) на действия заказчика при проведении закупки, с номером извещения №32009511205 на предмет: Право заключения договора на выполнение работ по созданию и внедрению программно-аппаратного комплекса «Центр сбора, обработки и хранения информации интеллектуальной системы учета электроэнергии АО «Татэнергосбыт» (верхний уровень ИСУЭ)»,

УСТАНОВИЛА:

21 сентября 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru была размещена закупка с номером извещения №32009511205 на предмет: Право заключения договора на выполнение работ по созданию и внедрению программно-аппаратного комплекса «Центр сбора, обработки и хранения информации интеллектуальной системы учета электроэнергии АО «Татэнергосбыт» (верхний уровень ИСУЭ)».

Начальная (максимальная) цена лотов - 34 486 884,00 рублей.

Дата окончания срока подачи заявки – 07.10.2020г.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы, пояснений заказчика и изучения документации приходит к следующим выводам.

По мнению заявителя, заказчик нарушил действующее законодательство в части составления аукционной документации, ограничивающей конкуренцию.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Часть 6.1 статьи 3 Закона о закупках гласит, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Исходя из положений документации, заказчику необходимо выполнение работ по созданию и внедрению программно-аппаратного комплекса «Центр сбора, обработки и хранения информации интеллектуальной системы учета электроэнергии АО «Татэнергосбыт» (верхний уровень ИСУЭ) созданной и функционирующей на базе ПК «Энергосфера».

Исходя из жалобы заявителя, закупка заказчиком программного комплекса «Энергосфера» является ограничением конкуренции, так как существует множество иных программных комплексов, например ПК «Пирамида».

Согласно пояснениям заказчика, рассматриваемый аукцион проведен в целях расширения уже имеющейся у АО «Татэнергосбыт» интеллектуальной системы учета электроэнергии, созданной и функционирующей на базе ПК «Энергосфера». С целью выбора данного программного комплекса для построения ИСУЭ АО «Татэнергосбыт» было принято решение о проведении пилотного проекта на базе нескольких многоквартирных домов. В рамках плана мероприятий в целях отбора для пилотного проекта программного комплекса заказчик произвел анализ существующего рынка программных продуктов и определил для исследования 5 программных комплексов: ПК «Энергосфера», ПО «Пирамида 2.0», ПО «АльфаЦентр», ПТК «Арго:Энергоресурсы», ИС «Инфосфера».

В рамках пилотного проекта заказчиком было выявлено, что наиболее оптимальным, отвечающим всем требованиям, является создание комплекса интеллектуальной системы учета на базе ПК «Энергосфера».

В связи с указанным, заказчиком были приобретены лицензии ПК «Энергосфера».

Таким образом, имеющимся у заказчика потребностям соответствуют исключительно создание и внедрение программно-аппаратного комплекса на базе продукта «Энергосфера», и только этот комплекс обеспечивает совместимость и взаимодействие с действующей интеллектуальной системой учета, реализованной в рамках пилотного проекта и в настоящее время используемой АО «Татэнергосбыт»,

Построение ЦОИ ИСУЭ на базе другого программного обеспечения, отличного от ПК «Энергосфера», ввиду особенностей архитектуры и функционирования каждого программного продукта, а соответственно наличия особенностей интеграции с используемыми в АО «Татэнергосбыт»информационными системами и комплексами, фактически потребует создания еще одного экземпляра ИСУЭ, дополнительно к уже имеющейся системе, созданной в рамках пилотного проекта. Это повлечет за собой дополнительные временные и финансовые затраты на тестирование функционала «иного программного обеспечения», его внедрение, интеграцию с информационными системами АО «Татэнергосбыт» а тате техническое обслуживание и содержание уже двух систем учета электроэнергии (оборудование, системное ПО, компетенции персонала, поддержка от разработчиков).

С используемым заказчиком в настоящий момент программным комплексом «Энергосфера» не совместимы иные программные продукты, что подтверждается письмом ООО «Прософт-Системы» от 06.10,2020 № 6792.

Следовательно, заказчик вправе в описание предмета закупки включить требования или указания в отношении товарных знаков, так как не имеется другого способа, обеспечить потребности заказчика в расширении уже имеющегося программного обеспечения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Энергоконсалтинг» (вх.№13704/ж от 01.10.2020г.) на действия заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТАТЭНЕРГОСБЫТ" (ИНН: 1657082308) при проведении закупки, с номером извещения № 32009511205 на предмет: Право заключения договора на выполнение работ по созданию и внедрению программно-аппаратного комплекса «Центр сбора, обработки и хранения информации интеллектуальной системы учета электроэнергии АО «Татэнергосбыт» (верхний уровень ИСУЭ)», необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны