Предупреждение №АЯ-06/105 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № П06-1/2021 о прекращении действий (бездейст... от 12 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АЯ-06/105 от 12.01.2021

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы №649/15 от 23.07.2015, территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в ходе мониторинга за соблюдением антимонопольного законодательства при предоставлении муниципального имущества было установлено следующие.

13 апреля 2011 года между МБУ «Дирекция единого заказчика города Нижнекамск» и ООО «Управляющая компания «Экологические системы переработки отходов» (ИНН 1651050765) на основании Протокола №2/11 (р) проведения открытого аукциона по извещению №070211/0067566/01 был заключен договор аренды муниципального имущества, находящегося у муниципального учреждения на праве оперативного управления №11/001.

По договору аренды муниципального имущества, находящегося у муниципального учреждения на праве оперативного управления №11/001 от 13.04.2011 ООО «Управляющая компания «Экологические системы переработки отходов» был передан полигон ТБО - 1 очереди первого пускового комплекса по адресу: Нижнекамский район, с. Сарсаз-Бли, кадастровый номер <...> :30:110801:99:1. Срок действия договора аренды с 13.04.2011 по 12.04.2016.

12 апреля 2016 года между МБУ «Дирекция единого заказчика города Нижнекамск» и ООО «Управляющая компания «Экологические системы переработки отходов» (ИНН 1651050765) на основании п. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» был заключен договор аренды муниципального имущества, находящегося у муниципального учреждения на праве оперативного управления №70-16.

По договору аренды муниципального имущества, находящегося у муниципального учреждения на праве оперативного управления №70-16 от 12.04.2016 ООО «Управляющая компания «Экологические системы переработки отходов» был передан полигон ТБО - 1 очереди первого пускового комплекса по адресу: Нижнекамский район, с. Сарсаз-Бли, кадастровый номер <...> :30:110801:99:1. Срок действия договора аренды с 13.04.2016 по 12.04.2019.

12 апреля 2019 года между МБУ «Дирекция единого заказчика города Нижнекамск» и ООО «Управляющая компания «Экологические системы переработки отходов» (ИНН 1651050765) на основании п. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» был заключен договор аренды муниципального имущества, находящегося у муниципального учреждения на праве оперативного управления №114-19.

По договору аренды муниципального имущества, находящегося у муниципального учреждения на праве оперативного управления №114-19 от 12.04.2019 ООО «Управляющая компания «Экологические системы переработки отходов» был передан полигон ТБО - 1 очереди первого пускового комплекса по адресу: Нижнекамский район, с. Сарсаз-Бли, кадастровый номер <...> :30:110801:99:1. Срок действия договора аренды с 13.04.2019 по 12.04.2024.

1 августа 2019 года между ООО «Управляющая компания «Экологические системы переработки отходов» (ИНН 1651050765) и ООО «Полигон НК» (ИНН 1651085373) договор субаренды муниципального имущества.

По договору субаренды муниципального имущества от 01.08.2019 года ООО «Полигон НК» был передан полигон ТБО - 1 очереди первого пускового комплекса по адресу: Нижнекамский район, с. Сарсаз-Бли, кадастровый номер <...> :30:110801:99:1. Срок действия договора субаренды с 01.08.2019 по 12.04.2024.

22 мая 2020 года между МБУ «Дирекция единого заказчика города Нижнекамск» и ООО «Управляющая компания «Экологические системы переработки отходов» (ИНН 1651050765) было заключено соглашение о расторжении договора аренды муниципального имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления №114-19 от 12.04.2019 года.

8 июня 2020 года между МБУ «Дирекция единого заказчика города Нижнекамск» и ООО «Полигон НК» (ИНН 1651085373) на основании п. 1 ст. 618 Гражданского кодекса Российской Федерации был заключен договор аренды муниципального имущества, находящегося у муниципального учреждения на праве оперативного управления №72-20.

По договору аренды муниципального имущества, находящегося у муниципального учреждения на праве оперативного управления №72-20 от 08.06.2020 ООО «Полигон НК» был передан полигон ТБО - 1 очереди первого пускового комплекса по адресу: Нижнекамский район, с. Сарсаз-Бли, кадастровый номер <...> :30:110801:99:1. Срок действия договора субаренды с 09.06.2020 по 12.04.2024.

Договор аренды муниципального имущества, находящегося у муниципального учреждения на праве оперативного управления №72-20 от 08.06.2020 между МБУ «Дирекция единого заказчика города Нижнекамск» и ООО «Полигон НК» был заключен на условиях прекращенного договора аренды муниципального имущества, находящегося у муниципального учреждения на праве оперативного управления №114-19 от 12.04.2019 года.

В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в редакции от 02.07.2010 года, действующей на момент проведения торгов (извещение №070211/0067566/01) и заключения договора аренды муниципального имущества, находящегося у муниципального учреждения на праве оперативного управления №11/001 от 13.04.2011 года (Полигон ТБО - 1 очереди первого пускового комплекса по адресу: Нижнекамский район, с. Сарсаз-Бли, кадастровый номер <...> :30:110801:99:1), объектом концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения.

Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Согласно п. 2 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в редакции от 01.03.2010 года, действующей на момент проведения торгов (извещение №070211/0067566/01) и заключения договора аренды муниципального имущества, находящегося у муниципального учреждения на праве оперативного управления №11/001 от 13.04.2011 года (Полигон ТБО - 1 очереди первого пускового комплекса по адресу: Нижнекамский район, с. Сарсаз-Бли, кадастровый номер <...> :30:110801:99:1), указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.  

Учитывая, что объектом аренды является объект, на котором осуществляется утилизация отходов, положения Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» к спорным правоотношениям не применимы.

Аналогичный вывод содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.08.2016 №306-КГ16-9992 по делу №А65-14260/2015.

При этом, Федеральный закон от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», устанавливая, в свою очередь, определенный порядок заключения договоров в отношении имущества, являющегося объектом концессионного соглашения, не предусматривает выбора вида гражданско-правового договора, устанавливая, что такое имущество может быть передано исключительно по концессионному соглашению.

Соответственно в отношении имущества, являющегося в силу ст. 4 Федеральный закон от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объектом данных соглашений, может быть заключено только концессионное соглашение; договор аренды заключен быть не может.

Таким образом, муниципальное имущество (Полигон ТБО - 1 очереди первого пускового комплекса по адресу: Нижнекамский район, с. Сарсаз-Бли, кадастровый номер <...> :30:110801:99:1) и земельный участок с кадастровым номером 16:30:110801:99, на котором расположен Полигон ТБО, в соответствии законодательством, действовавшим на тот период, можно было передать только по концессионному соглашению, по итога конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Заключение в дальнейшим новых договоров аренды муниципального имущества, находящегося у муниципального учреждения на праве оперативного управления (Полигон ТБО - 1 очереди первого пускового комплекса с кадастровым номером 16:30:110801:99:1) между МБУ «Дирекция единого заказчика города Нижнекамск» и ООО «Управляющая компания «Экологические системы переработки отходов» на основании п. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» неправомерны, поскольку указанный в ч. 1 ст. 17.1 данного закона порядок заключения договоров согласно ч. 2 данной статьи не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельного кодекса Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Соответственно договоры аренды муниципального имущества, находящегося у муниципального учреждения на праве оперативного управления №11/001 от 13.04.2011, №70-16 от 12.04.2016, №114-19 от 12.04.2019 были заключены с нарушением норм действующего законодательства.

В соответствии с п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Согласно п. 2 ст. 618 Гражданского кодекса Российской Федерации если договор аренды по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, является ничтожным, ничтожными являются и заключенные в соответствии с ним договоры субаренды.

Таким образом, заключенный между ООО «Управляющая компания «Экологические системы переработки отходов» (ИНН 1651050765) и ООО «Полигон НК» (ИНН 1651085373) договор субаренды муниципального имущества от 01.08.2019 является ничтожным.

Соответственно ООО «Полигон НК» не имело правовых оснований для заключения договора аренды муниципального имущества, находящегося у муниципального учреждения на праве оперативного управления №72-20 от 08.06.2020 в рамках п. 1 ст. 618 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Заключение (пролонгация) договора аренды муниципального имущества, находящегося у муниципального учреждения на праве оперативного управления (Полигон ТБО - 1 очереди первого пускового комплекса с кадастровым номером 16:30:110801:99:1) с хозяйствующем субъектом без проведения конкурентных процедур препятствует развитию конкуренции, поскольку создает для данного хозяйствующего субъекта преимущественные условия и лишает иных лиц, занимающихся аналогичной хозяйственной деятельностью, возможности получить права на эти объекты.

Таким образом, действия МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» привели или могли привести к ограничению конкуренции.

В силу ст. 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», федеральным органам исполнительной власти,  органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления,  иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам,  Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или)  осуществлять действия (бездействие),  которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или)  осуществления таких действий (бездействия) запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) хозяйствующим субъектов, органом власти исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) хозяйствующим субъектов, органом власти существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Исходя из изложенного, в действиях МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» имеются признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части издания Распоряжения от 05.06.2020 №72-20 «О согласовании сдачи в аренду муниципального имущества» (Полигон ТБО - 1 очереди первого пускового комплекса по адресу: Нижнекамский район, с. Сарсаз-Бли, кадастровый номер <...> :30:110801:99:1), которым МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» согласовало сдачу в аренду муниципального имущества и указало МБУ «Дирекция единого заказчика города Нижнекамска» заключить договор аренды муниципального имущества с ООО «Полигон-НК», с нарушением установленных действующим законодательством конкурентных процедур по предоставлению муниципального имущества.

В связи с наличием в действиях МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части издания Распоряжения от 05.06.2020 №72-20 «О согласовании сдачи в аренду муниципального имущества» (Полигон ТБО - 1 очереди первого пускового комплекса по адресу: Нижнекамский район, с. Сарсаз-Бли, кадастровый номер <...> :30:110801:99:1), которым МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» согласовало сдачу в аренду имущества и указало МБУ «Дирекция единого заказчика города Нижнекамска» заключить договор аренды муниципального имущества с ООО «Полигон-НК», с нарушением установленных действующим законодательством конкурентных процедур по предоставлению муниципального имущества, что привело или могло привести к ограничению конкуренции, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства путем отмены Распоряжения МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» от 05.06.2020 №72-20 «О согласовании сдачи в аренду муниципального имущества», возврата муниципального имущества (Полигон ТБО - 1 очереди первого пускового комплекса по адресу: Нижнекамский район, с. Сарсаз-Бли, кадастровый номер <...> :30:110801:99:1) из владения и пользования ООО «Полигон НК» (ИНН 1651085373) в муниципальную казну города Нижнекамска, информирование МБУ «Дирекция единого заказчика города Нижнекамска» об отмене Распоряжения от 05.06.2020 №72-20, при соблюдении требований Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Предупреждение должно быть исполнено в течение 60 дней с момента получения.   

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

должностное лицо                                                                                                                                        <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны