Решение №АЯ-04/13062 Решение по делу №016/07/3-1746/2020 от 29 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/13062 от 29.09.2020 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика ОАО «Сетевая компания» – <…> – [должностное лицо] (доверенность №119-13/8 от 25.12.2017г.), в присутствии представителя заявителя ООО «Энергосистемы» - <…> – [должностное лицо] (доверенность от 07.09.2020 г.), рассмотрев жалобы (вх.№12401/ж от 07.09.2020 г., №12491/ж от 08.09.2020 г.) на действия заказчика при проведении закупки, с номером извещения №32009340402 на предмет: 2021/8-2 Оказание услуг по техническому обслуживанию (ТО) оборудования автоматизированных информационно-измерительных систем учёта электроэнергии в Распределительной Электрической Сети,

УСТАНОВИЛА:

22 июля 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru была размещена закупка с номером извещения №32009340402 на предмет: 2021/8-2 Оказание услуг по техническому обслуживанию (ТО) оборудования автоматизированных информационно-измерительных систем учёта электроэнергии в Распределительной Электрической Сети.

Общая начальная (максимальная) цена лотов - 61 964 151,32 рублей.

Дата окончания срока подачи заявки – 07.08.2020г.

По мнению заявителя, заказчик нарушил действующее законодательство в части неправомерного отклонения заявки иного участника конкурса (заявка №1).

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы, пояснений заказчика и изучения документации приходит к следующим выводам.

Относительно вопроса правомерности рассмотрения жалобы заявителя об отклонении заявки иного участника, Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства (далее в настоящей статье - заявитель).

Согласно пояснениям заказчика, допуск или не допуск участника с заявкой №1 не могло повлиять на то, станет или нет заявитель победителем закупки.

Заявитель в дополнениях указал, что установленный в документации порядок оценки заявок не предусматривает предельных значений, то есть наибольшее количество баллов по критериям присуждается заявке, в которой подтверждено максимальное среди всех участников количество исполненных договоров, максимальное количество имеющихся трудовых ресурсов и т.д. Если заявка отклоненного участника будет допущена к оценочной стадии, то баллы могут быть перераспределены.

Комиссией установлено, что заявитель является участников рассматриваемой закупки, заявка которого была допущена до участия в аукционе. Отклонение заявки иного участника (заявка №1) повлияло на определение победителя закупки, а именно на итоговую оценку представленных участниками предложений, чем и нарушило права заявителя.

Кроме того, вопреки довода заказчика о том, что жалоба заявителя сводится к обжалованию положения закупочной документации и подана после окончания срока подачи заявки, следовательно, должна остаться без рассмотрения, Комиссия отмечает, что заявителем обжалуется отказ в допуске к участию в закупке, в связи с чем, жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Относительно довода о неправомерном отклонении заявки участника конкурса (заявка №1).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Часть 6 статьи 3 Закона о закупках устанавливает, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Часть 19 статьи 3.4 Закона о закупках гласит, что заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения. Первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке. При этом не допускается указание в первой части заявки на участие в конкурентной закупке сведений об участнике конкурса, аукциона или запроса предложений и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации о конкурентной закупке. Вторая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать сведения о данном участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены в документации о конкурентной закупке), об окончательном предложении участника таких конкурса, аукциона или запроса предложений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, качестве работы, услуги и об иных условиях исполнения договора.

Согласно пункту 9 части 5 статьи 3.4 Закона о закупках, если конкурс в электронной форме включает этап, предусмотренный пунктом 4 части 4 настоящей статьи:

а) ко всем участникам конкурса в электронной форме предъявляются единые квалификационные требования, установленные документацией о конкурентной закупке;

б) заявки на участие в конкурсе в электронной форме должны содержать информацию и документы, предусмотренные документацией о конкурентной закупке, подтверждающие соответствие участников конкурса в электронной форме единым квалификационным требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке;

в) заявки участников конкурса в электронной форме, которые не соответствуют квалификационным требованиям, отклоняются;

Согласно пункту 3.2.2 вторая часть заявки должна содержать:

а) документы, составленные по формам приложения №3 «Образцы форм документов, включаемых в заявку участника закупки»:

Документы

ЮЛ

ИП

ФЛ

1.

Документы, составленные по формам (ФОРМА 2, ФОРМА 3, и т.д.), за исключением заявки на участие в закупке по ФОРМЕ 1 (в формате Word)

+

+

+

б) сведения об отнесении участника к субъектам малого и среднего предпринимательства:

Документы

ЮЛ

ИП

ФЛ

1.

Сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, полученные с сайта Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства https://rmsp.nalog.ru, и актуальные на дату подачи заявки (- в случае отсутствия сведений об участнике, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», участник вместо Сведений из реестра представляет декларацию о соответствии Участника критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства по ФОРМЕ 4(А) приложения №3 документации о закупке «Образцы форм документов, включаемых в заявку участника закупки»; - в случае если участник не является субъектом малого и среднего предпринимательства, участник представляет Информационное письмо об отсутствии принадлежности к субъектам малого/ среднего предпринимательства по ФОРМЕ 4(Б) приложения №3 документации о закупке «Образцы форм документов, включаемых в заявку участника закупки»)

 

+

+

-

в) документы, подтверждающие соответствие участника установленным требованиям:

Документы

ЮЛ

ИП

ФЛ

1.

Копия Свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица (индивидуального предпринимателя) или копия Листа записи Единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), если юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) зарегистрировано (зарегистрирован) позднее 1 января 2017 года

+

+

-

2.

Копия Решения о создании ЮЛ

+

-

-

3.

Копия действующей редакции устава организации со всеми изменениями, с отметкой ИФНС о регистрации

+

-

-

4.

Копия Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе

+

+

+

5.

Копии документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего заявку, а также его право на заключение договора:

1. копия решения об избрании (назначении) руководителя;

2. копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность руководителя;

3. доверенность на подписание заявки и/или договора (если заявку и/или договор подписывает не руководитель).

+

+

-

6.

Копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность

-

+

+

7.

Документ, подтверждающий фактическое местонахождение (копия документа, подтверждающего право собственности либо право пользования)

+

+

-

8.

Уведомление налогового органа о применении специального налогового режима (если применяется специальный налоговый режим)

+

+

-

9.

Справка подтверждающая отсутствие сведений об участнике закупочных процедур в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральными законами 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (составляется в произвольной форме)

+

+

+

1.

Копии годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, пояснения к ним) за 3 года, предшествующих году заключения договора с подтверждением сдачи отчетности (если участник закупочной процедуры обязан составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с законодательством РФ), вновь зарегистрированным - представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность не нужно

+

+

-

1.

Справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, выданная налоговым органом не ранее чем за 15 дней до даты опубликования извещения об осуществлении закупки, подтверждающая отсутствие задолженности по налогам и сборам на момент проведения закупочных процедур

+

+

-

г) лицензии и другая разрешительная документация на осуществление конкретного вида деятельности (выполнение работ, оказание услуг), если нормами законодательства предусмотрено их получение для осуществления деятельности:

Документы

ЮЛ

ИП

ФЛ

1.

(не требуется)

-

-

-

д) документы технического характера:

Документы

ЮЛ

ИП

ФЛ

1.

(не требуется)

-

-

-

е) документы, подтверждающие соответствие участника квалификации и/или другим факторам, являющимся критериями оценки:

Документы

ЮЛ

ИП

ФЛ

1.

Копии исполненных договоров, аналогичных предмету закупки (с завершающими документами: актами выполненных работ, актами приема-передачи, и пр.) за 2018-2020 годы (по дате исполнения).

(каждый отдельный договор (вместе с необходимыми приложениями) должен быть сохранен в виде отдельного файла. Количество файлов должно соответствовать количеству договоров, а наименование файлов должно позволять идентифицировать документ (например: Договор 35 с ОАО Сетевая компания от 16052013.pdf). Для удобства работы с документами желательно все договоры поместить в один или несколько архивов).

+

+

+

2.

Копии удостоверений персонала, имеющего группу по электробезопасности не ниже III и сертификаты (аттестаты, свидетельства) о прохождении обучения по работе с оборудованием: ЗАО ИТФ «Системы и технологии», ООО НТЦ «АРГО», ООО «НПК «Силеста», ISKRAEMECO d.e. (Словения), а также на каждого такого специалиста - копию трудового договора, подтверждающего действующие трудовые отношения с участником закупки.

+

+

+

3.

Копии сертификатов (аттестат, свидетельство) о прохождении обучения по работе с программным обеспечением: "Пирамида 2000 (2.0)", «Энергоресурсы» (не ниже вер.4.16), "Инспектор" (не ниже вер.3), а также на каждого такого специалиста - копию трудового договора, подтверждающего действующие трудовые отношения с участником закупки.

+

+

+

ж) документы, подтверждающие предоставление обеспечения заявки на участие в закупке:

Документы

ЮЛ

ИП

ФЛ

1.

(не требуется)

-

-

-

з) в случае подачи заявки несколькими участниками, выступающими на стороне одного участника закупки (коллективным участником):

Документы

ЮЛ

ИП

ФЛ

1.

Соглашение в целях объединения сил и средств нескольких участников, вступающих на стороне одного участника закупки, для участия в закупке и последующего исполнения договора в случае принятия решения о заключении договора по итогам закупки (договор о создании товарищества, договор о создании консорциума, соглашение о партнерстве, и др.) (в соглашении, помимо остальных условий, должен быть определен лидер, который регистрируется и проходит аккредитацию на электронной площадке, подает заявку, заключает договор, совершает иные действия)

+

+

+

2.

Помимо документов по лидеру коллективного участника, по каждому члену коллективного участника – также документы, указанные в:

- пункте а) раздела 3.2.2

- пункте б) раздела 3.2.2

- пункте в) раздела 3.2.2

- пункте г) раздела 3.2.2

- пункте е) раздела 3.2.2

+

+

+

и) иные документы, которые, по мнению участника, подтверждают его соответствие установленным требованиям.

Подпункт 12 пункта 4.7.3 Положения о закупке АО «Сетевая компания» гласит, что заказчик в подтверждение соответствия установленным требованиям документацией о закупке, извещение об осуществлении закупки могут устанавливаться требования о предоставлении участниками копии годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, пояснения к ним) за 3 года, предшествующих году заключения договора с подтверждением сдачи отчетности (если участник закупочной процедуры обязан составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с законодательством РФ), вновь зарегистрированным – представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность не нужно.

В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок 32009340402-02 (вх.№ 118165), заявка №1 (155091) отклонена по следующему основанию:

Не представлен документ согласно требованию пп.10 п.3.2.2. (в) документации о закупке: не предоставлены копии бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год с подтверждением сдачи отчетности. Заявка отклонена на основании п.2.9.3. (б) документации о закупке.

Исходя из жалобы заявителя, заявка №1 отклонена неправомерно, ввиду того, что требовать от участника закупки включение в заявку документа, который не связан с подтверждением соответствия установленным требованиям документации (копия бухгалтерской отчетности), также неправомерно.

Согласно пояснениям заказчика, спорное требование соответствует требованиям действующего законодательства и положению о закупках заказчика, кроме того, данное требование связанно с необходимостью убедиться в надежности участника конкурса как будущего контрагента.

Проанализировав заявки на участие в рассматриваемой закупке, Комиссией установлено, что в заявке №1 представлены копии годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах) за 2016, 2017, 2018 годы и 40 исполненных договоров, аналогичных предмету закупки.

Вышеуказанные документы вполне доказывают надежность участника конкурса как будущего контрагента.

Кроме того, участник конкурса фактически предоставил копии годовой бухгалтерской отчетности за 3 предшествующие года, следовательно, отклонение заявки №1 является формальным и не соответствует требованиям действующего законодательства. 

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что заявка №1 была отклонена неправомерно. Данные действия нарушают требования части 6 статьи 3 и пункта 9 части 5 статьи 3.4 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобы ООО «Энергосистемы» (вх.№12401/ж от 07.09.2020г., №12491/ж от 08.09.2020г.) на действия заказчика ОАО «Сетевая компания» (ИНН: 1655049111) при проведении закупки, с номером извещения №32009340402 на предмет: 2021/8-2 Оказание услуг по техническому обслуживанию (ТО) оборудования автоматизированных информационно-измерительных систем учёта электроэнергии в Распределительной Электрической Сети, обоснованными.

Признать заказчика - АО «Сетевая Компания» нарушившим требования части 6 статьи 3 и пункта 9 части 5 статьи 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Выдать заказчику - АО «Сетевая Компания» предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны