Решение №АР-05/3849 Решение по делу №016/01/10-2037/2021 от 24 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. АР-05/3849 от 24.03.2022

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/01/10-2037/2021 по признакам нарушения ООО «Авиэйшн Лоджистик Сервисес» (ИНН 1660133418) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по заправке авиатопливом воздушных судов на территории Международного аэропорта «Казань»,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных статьей 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

Во исполнение поручения Федеральной антимонопольной службы (вх.№ 9146 от 07.07.2021) Татарстанское УФАС России осуществляет мониторинг рынка услуг по обеспечению воздушных перевозок авиатопливом и хранению ГСМ в аэропортах Республики Татарстан.

В ходе проведения мониторинга в рамках предоставленных полномочий Татарстанским УФАС России было установлено следующее.

Согласно информации предоставленной АО «Международный аэропорт Казань» на территории международного аэропорта «Казань» услуги по обеспечению заправки авиационным топливом воздушных судов осуществляют ООО «Татнефтьавиасервис» (ИНН 1624446535), ООО «Авиэйшн Лоджистик Сервисес» (ИНН 1660133418, далее также – ООО «АЛС»).

В ответ на запрос информации ООО «Авиэйшн Лоджистик Сервисес» предоставило информацию (вх.№ 11318 от 20.08.2021), согласно которой датой начала деятельности ООО «АЛС» на территории Международного аэропорта «Казань» им. Г.М. Тукая является 10.06.2020.  Услуг по хранению авиационного топлива на территории Международного аэропорта Казань ООО «АЛС» не оказывает.

В ходе осуществления своей деятельности в рамках предоставленных полномочий Татарстанским УФАС России были выявлены признаки нарушения ООО «Авиэйшн лоджистик Сервисес» (ИНН 1660133418) антимонопольного законодательства, выразившегося в осуществлении деятельности по заправке воздушных судов авиационным топливом без утвержденного тарифа.

  На основании вышеизложенного издан Приказ Татарстанского УФАС России от 01.11.2021 №01/299-к о возбуждении дела №016/01/10-2037/2021 в отношении ООО «Авиэйшн лоджистик Сервисес» (ИНН 1660133418) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении ООО «Авиэйшн лоджистик Сервисес» (ИНН 1660133418) порядка формирования тарифа на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах (далее по тексту – ООО «АЛС»).

ООО «АЛС» зарегистрировано в ЕГРЮЛ 07.12.2009 года и действует на основании устава. Размер уставного капитала ООО «АЛС» составляет <…> рублей. В соответствии с пунктом 2.4. Устава ООО «АЛС» осуществляет следующие виды деятельности:

Ремонт и техническое обслуживание летательных аппаратов, включая космические;

Перевозка воздушным пассажирским транспортом, подчиняющимся расписанию;

Деятельность грузового воздушного транспорта;

Перевозка воздушным грузовым транспортом, подчиняющимся расписанию;

Деятельность вспомогательная, связанная с воздушным и космическим транспортом;

Деятельность вспомогательная в сфере финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения;

Деятельность вспомогательная прочая в сфере финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения;

Деятельность туристических агентств.

В соответствии с ответом (вх. 15714 от 25.11.2021 г.) ООО «АЛС» представило пояснения на вменяемое нарушение антимонопольного законодательства, указывая на то, что ООО «АЛС» не является субъектом естественной монополии, ввиду того, что оно не включено в реестр субъектов естественной монополии, а также ООО «АЛС» указывает, что наряду с Обществом аналогичную услугу оказывает ООО «Татнефтьавиасерсис», которое занимает наибольшую долю на рынке по заправке авиационным топливом в сравнении с ООО «АЛС».  

В соответствии с приказом ООО «АЛС» №01-ТАР от 27.01.2020 года стоимость оказания услуги по заправке воздушных судов до 19.04.2021 была установлена в размере <…> руб./т (без НДС). Также приказом № 65-03 от 19.04.2021 стоимость оказания услуги по заправке воздушных судов по состоянию на текущую дату составляет <…> руб./т (без НДС). Установлено, что ООО «АЛС» взимает плату с контрагентов на основании вышеуказанного тарифа. Подтверждается это также информацией с официального сайта общества в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: http://oooals.ru/dokumenty/stavki-i-tarify/.

Вместе с тем, деятельность по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом регулируется государством.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях), услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах относятся к сфере естественной монополии.

Согласно абзацу 5 статьи 6 Закона о естественных монополиях перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Положения о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.

Вышеуказанным постановлением Правительства РФ утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, в который включены, в том числе услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом (пункт 5 перечня услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293; далее – Перечень).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся, в том числе услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах. Основным видом деятельности ООО «Авиэйшн Лоджистик Сервисес» является: торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными нефтепродуктами (ОКВЭД ОК 029-2014).

            В соответствии с пунктом 33 Правил обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 № 599 (далее - Порядок обеспечения доступа № 599), операторы (хозяйствующие субъекты, имеющие сертификаты на осуществление аэропортовой деятельности, имеющие и (или) использующие на любом законном основании комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, и (или) аэровокзал, и (или) другие объекты инфраструктуры аэропорта, предназначенные для оказания комплекса или части услуг в аэропортах) при наличии заявок от потребителей, которые являются авиаперевозчиками, и (или) эксплуатантами, и (или) поставщиками авиационного топлива (заключившими договоры на поставку авиационного топлива авиаперевозчиками или эксплуатантами), и при наличии технической возможности аэропорта (в части объектов инфраструктуры топливного обеспечения воздушных судов) заключают договоры на оказание комплекса услуг или отдельной услуги (в соответствии с заявкой) по авиатопливообеспечению, включая хранение авиационного топлива в объемах, необходимых для осуществления перевозочной деятельности в соответствии с подтвержденными потребителям слотами, с учетом протяженности маршрутов, объема хранения неснижаемого остатка авиационного топлива в аэропорту, а также заправку воздушных судов с использованием инфраструктуры топливного обеспечения воздушных судов в аэропорту (технологическое оборудование и технические средства, используемые в технологическом процессе приема, хранения, контроля качества, подготовки и выдачи на заправку, заправки авиационного топлива в воздушные суда).

            ГОСТ Р 18.0.01-2013 определено, что авиатопливообеспечение - это комплекс мероприятий, предусматривающий обеспечение приема, хранения, внутрискладских перекачек, учета, выдачи и заправки воздушных судов авиатопливом как в чистом виде, так и в виде смеси с противоводокристаллизационной жидкостью; осуществление контроля количественных и качественных характеристик авиатоплива и противоводокристаллизационной жидкости.

К оборудованию авиатопливообеспечения относятся технические средства, применяемые самостоятельно для выполнения основных и дополнительных операций авиатопливообеспечения, а также объединенные в типовые технологические схемы для приема, хранения, внутрискладских перекачек, учета, выдачи и заправки воздушных судов авиатопливом.        

При рассмотрении вопроса об отнесении хозяйствующего субъекта к субъектам естественных монополий в соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях следует установить два основных критерия:

            - наличие у хозяйствующего субъекта во владении на праве собственности или ином законном основании объектов имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях;

            - наличие факта осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях.

            Услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и хранению авиационного топлива относятся к сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах в соответствии с абзацем шестым пункта 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ООО «Авиэйшн Лоджистик Сервисес» на основании договора хранения авиационного топлива от <…> года № <…>, заключенного между ООО «Авиэйшн Лоджистик Серисес» и АО «Татнефтепродукт», использует резервуары №47,48,49,50 «Казанская нефтебаза филиала «Казаньнефтепродукт» АО ХК «Татанефтепродукт», расположенные по адресу: <…>. 

ООО «Авиэйшн Лоджистик Сервисес» на основании договоров купли-продажи с ООО «М7 Трак» от <…> №<…>, от <…> №<…>, использует грузовые седельные тягачи Scania P340 LA4X2HNA и Scania G400 LA4X2HNA. Также ООО «Авиэйшн Лоджистик Сервисес» владеет на праве собственности полуприцепом-цистерной ТЗ-22 на основании договора купли-продажи №<…> от <…> года, заключенного между <…> - физическое лицо и ООО «Авиэйшн Лоджистик Сервисес».

Также ООО «Авиэйшн Лоджистик Сервисес» заключило договор №<…> от <…> года с АО «Международный аэропорт «Казань» на предоставление возможности на возмездной основе использовать 7 машиномест под стоянку 7 единиц топливозаправщиков для заправки воздушных судов авиакомпаний, а также размещения автономной канализации, резервуара для топлива, агрегата фильтрации топлива на автомобильной платформе на оборудованной асфальтированной площадке площадью 500 кв. м., расположенной по адресу: РФ, Республика Татарстан, Лаишевский район, территория аэропорта.

Указанный договор вступает с момента его подписания и продлевается на каждый последующий календарный год, если ни одна из сторон не заявит в письменном виде о расторжении договора. Таких сведений ООО «АЛС» в адрес Татарстанского УФАС России не представило, следовательно, договор №<…> от <…> является действующим.

            В соответствии с пунктами 5, 6 Перечня услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, утвержденным Постановлением № 293, тарифы на услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и хранению авиационного топлива регулируются государством.

            Факт осуществления регулируемой деятельности подтверждается наличием оказания услуг по договорам между ООО «Авиэйшн Лоджистик Сервисес» и АО «Международный аэропорт Казань» от <…> №<…>, от <…> №<…>, от <…> №<…>, от <…> №<…>, от <…> №<…>, от <…> №<…>, от <…> №<…>1649, от <…> года б/н, от <…> б/н, от <…> года б/н. На основании указанных Договоров ООО «Авиэйшн Лоджистик Сервисес» обязуется оказать АО «Международный аэропорт Казань» в соответствии с подпунктами следующие услуги:

            2.1.      ООО «Авиэйшн Лоджистик Сервисес» обеспечивает хранение топлива на своем складе;

            2.2.      ООО «Авиэйшн Лоджистик Сервисес» обеспечить продажу топлива АО «Международный аэропорт Казань» в объеме, указанном в заявке и согласованной с ООО «Авиэйшн Лоджистик Сервисес».

2.3. ООО «Авиэйшн Лоджистик Сервисес» гарантирует выполнение необходимых технологических процедур по передаче топлива АО «Международный аэропорт Казань».

Факт осуществления регулируемой деятельности подтверждается наличием оказания услуг по договорам между ООО «Авиэйшн Лоджистик Сервисес» и ООО «Авиакомпания «ИрАэро».В соответствии с договором №<…> от <…> года с подпунктами следующие услуги:

На основании подаваемых Заказчиком заявок, и при наличии технической возможности, оказывать услуги по заправке воздушных судов Заказчика авиационным топливом марки ТС-1/РТ, поставлять Заказчику авиатопливо…;

Услуги по заправке ВС Заказчика, указанных в заявках, оказываются непосредственно Исполнителем или с привлечением специализированной организации в аэропортах, указанных в Приложении №2…;

Данный договор вступил в силу с <…> года и действует до <…> года. Договор считается продленным на каждый следующий календарный год, если ни одна из сторон в течение одного месяца до его окончания не заявит в письменном виде о расторжении или пересмотре договора.

            В материалах дела представлена информация о сумме выручки за период с 2019-2020 года, где указано, что сумма выручки от реализации авиакеросина, заправленного ООО «АЛС» составляет <…> рубля за 2020 год.

            В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

            При этом перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

            Положение о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденное Постановлением № 293, определяет основы ценообразования на данные услуги. Также Постановлением № 293 установлен перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы) на которые регулируются государством. В частности, к указанным услугам относятся услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и хранению авиационного топлива (пункты 5, 6 указанного перечня). Таким образом, услуги, поименованные в указанном перечне, составляют сферу деятельности субъектов естественных монополий - услуги в аэропортах.

            Пунктом 16 Постановления № 293 установлено, что порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, а также перечень документов, предоставляемых для их установления (изменения), определяются Федеральной антимонопольной службой.

            В соответствии с пунктом 4 Порядка рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, и перечня таких документов, утвержденного приказом ФСТ России от 13.10.2010 № 481-э (далее — Порядок № 481-э), введение, изменение или прекращение регулирования деятельности субъектов естественных монополий производится в том числе на основании предложений хозяйствующих субъектов.

            Таким образом, ООО «АЛС» осуществляет деятельность по заправке воздушных судов авиационном топливом, что относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального Закона №135 «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Следовательно, на ООО «АЛС» распространяются требования и запреты, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

С момента начала деятельности, ООО «Авиэйшн Лоджистик Сервисес» надлежало представить в ФАС России заявление и материалы в соответствии с пунктами 27, 28 Порядка № 481-э.

            После принятия решения о введении регулирования в отношении ООО «Авиэйшн Лоджистик Сервисес», хозяйствующему субъекту надлежало представить предложение на установление тарифов на услуги, регулируемые государством,  в соответствии с Приложением № 2 к приказу ФСТ России от 24.06.2009 № 135-т/1 «Об утверждении порядка рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также перечней документов, предоставляемых для их установления (изменения) (далее — Приказ № 135-т/1).

            Тарифы на регулируемые государством услуги в аэропортах рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями по вопросу государственного регулирования сборов и тарифов на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденными приказом ФСТ России от 31.10.2014 № 238-т/2, на основании Таблиц к Порядку ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, связанной с оказанием услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденному приказом Минтранса России от 05.12.2011 № 303 (далее — Приказ Минтранса № 303).           

            Как установлено ранее, на основании Договора № <…> ООО «Авиэйшн Лоджистик Сервисес» обязуется оказать АО «Международный аэропорт Казань» в соответствии с подпунктами оказать услуги:

            2.1.      ООО «Авиэйшн Лоджистик Сервисес» обеспечивает хранение топлива на своем складе;

            2.2.      ООО «Авиэйшн Лоджистик Сервисес» обеспечить продажу топлива АО «Международный аэропорт Казань» в объеме, указанном в заявке и согласованной с ООО «Авиэйшн Лоджистик Сервисес».

2.3. ООО «Авиэйшн Лоджистик Сервисес» гарантирует выполнение необходимых технологических процедур по передаче топлива АО «Международный аэропорт Казань».

            В соответствии Договором № <…> с <…> и по настоящее время стоимость услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом составляет <…> руб./т (без учета НДС). Указанная стоимость услуг по заправке авиационным топливом включена в стоимость топлива по договору.

Также установлено, что на основании Договора №<…> от <…> года ООО «Авиэйшн Лоджистик Сервисес» обязуется оказать ООО «Авиакомпания «ИрАэро» в соответствии с подпунктами следующие услуги:

1.1.      На основании подаваемых Заказчиком заявок, и при наличии технической возможности, оказывать услуги по заправке воздушных судов Заказчика авиационным топливом марки ТС-1/РТ, поставлять Заказчику авиатопливо…;

1.2.      Услуги по заправке ВС Заказчика, указанных в заявках, оказываются непосредственно Исполнителем или с привлечением специализированной организации в аэропортах, указанных в Приложении №2…;

Данный договор вступил в силу с 5 октября 2020 года и действует до 31 декабрь 2021 года. Договор считается продленным на каждый следующий календарный год, если ни одна из сторон в течение одного месяца до его окончания не заявит в письменном виде о расторжении или пересмотре договора.

Основанием установления вышеуказанных тарифов является приказ генерального директора ООО «Авиэйшн Лоджистик Сервисес» от 19.04.2021 № 65-03.

            Комиссией также установлено, что ООО «Авиэйшн Лоджистик Сервисес» не обращалось с заявлением о введении в отношении него государственного регулирования и не направляло материалы для утверждения тарифов на услуги, регулируемые государством в уполномоченный орган исполнительной власти. Данное обстоятельство было подтверждено представителем ООО «АЛС» Точиловым А.Г. в ходе заседания 02 декабря 2021 года. В свою очередь, в ходе заседания представители ООО «АЛС» сообщили, что обратились в Государственный комитет по тарифам Республики Татарстан для установления тарифа по заправке воздушных судов авиационным топливом.

В соответствии с письмом (вх. №17266 от 27.12.2021 г.) ООО «АЛС» представил ответ от Государственного комитета по тарифам Республики Татарстан №НБ-28/8534/2021 от 18.12.2021 года, где также указано «Согласно положению об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 года №950, государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов подлежит деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в Перечень, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Таким образом, при включении ООО «Авиэйшн Лоджистик Сервисес» в реестр субъектов естественных монополий и отсутствии в Перечне, ООО «АЛС» необходимо представить заявление на установление тарифов с приложением полного пакета обосновывающих документов…».

То есть, Государственный комитет по тарифам Республики Татарстан указывает на то, что деятельность ООО «АЛС по заправке воздушных судов авиационном топливом» подпадает под деятельность естественных монополий и соответственно организация должна быть включена в соответствующий  реестр.

По запросу Комиссии ООО «Авиэйшн Лоджистик Сервисес» письмами от 27.12.2021 №17266, от 17.01.2022 №417, 16.02.2022 №1959 в Татарстанское УФАС России были представлены копии договоров на аренду имущества, копия договора на оказание услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом, а также расшифровки затрат и расчеты стоимости услуг за хранение авиатоплива и обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом, схема расположения имущества ООО «Авиэйшн Лоджистик Сервисес», копии отчетов о финансовых результатах c 2019 по 2021гг., договоры купли-продажи и хранения авиационного керосина за 2020 по 2021 года, договоры купли-продажи транспортных средств <…> от <…> года и №<…> от <…> года, а также договор купли-продажи полуприцепа-цистерны ТЗ-22 от <…> года, договор хранения №<…> от <…> года. 

В свою очередь, ООО АЛС» (вх. 15714 от 25.11.2021 года) представило объем заправленного в воздушные суда авиатоплива с предоставлением услуги по заправке воздушного судна, согласно таблице:

Наименование авиакомпании

ИНН

Заправлено в 2020 году (тонн)

Заправлено в 2021 году (тонн)

ООО «Северный ветер»

7733646084

<…>

<…>

ООО «Авиакомпания «Икар»

4901005298

<…>

<…>

ОАО «Уральские авиалинии»

6608003013

<…>

<…>

ООО «Джет Порт Регион»

1624012263

<…>

0

ООО «Джет экспресс»

7728640288

<…>

0

АО «Международный аэропорт «Казань»

1660000344

<…>

<…>

ООО «СОКАР РУС»

7707803527

            0         

<…>

Итого

 

<…>

<…>

 

При указанных обстоятельствах, действия ООО «АЛС» по установлению и взиманию с потребителей платы без установленного уполномоченным государственным органом тарифа за услуги по заправке воздушных судов авиационным топливом, нарушают установленный нормативно-правовыми актами порядок ценообразования.

Учитывая изложенное, действия ООО «АЛС» по установлению и взиманию с потребителей платы без установленного уполномоченным государственным органом тарифа за услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом на территории международного аэропорта «Казань», имеют своим результатом ущемление интересов неопределенного круга потребителей, поскольку последние вынуждены оплачивать указанные услуги по экономически необоснованной, не установленной государственным органом цене.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В связи с этим, в действиях ООО «Авиэйшн Лоджистик Сервисес» по установлению и взиманию с потребителей платы без установленного уполномоченным государственным органом тарифа за услуги по заправке воздушных судов авиационным топливом, содержатся признаки нарушения установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования, запрещенного пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В силу пункта 4 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

По результатам рассмотрения заключения, на заседании Комиссии Татарстанского УФАС России 24 февраля 2022 года в 14 часов 00 минут представителями ООО «Авиэйшн Лоджистик Сервисес» возражения на доводы Комиссии представлены не были.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела № 016/01/10-2037/2021 ответчиком ООО «АЛС» не представлены документы и информация о том, что вменяемые нарушения антимонопольного законодательства были вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований норм действующего законодательства, в том числе антимонопольного.

По результатам рассмотрения дела и установления обстоятельств по делу, изучив доводы ответчика по делу №016/01/10-2037/2021, Комиссия пришла к выводу о необходимости квалифицировать действия ООО «АЛС» как нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением посредством самостоятельного установления и взимания платы за услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и хранению авиационного топлива в период с 10.06.2020г. и по настоящее время.

В соответствии со статьями 23, 50 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу, в частности о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Учитывая фактические обстоятельства совершенного правонарушения, а также информацию и документы, представленные участниками по делу, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о целесообразности выдачи ООО «Авиэйшн Лоджистик Сервисес» предписания о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать ООО «Авиэйшн Лоджистик Сервисес» (ИНН 1660133418, КПП: 166001001, ОГРН: 1091690062386, Дата присвоения ОГРН: 07.12.2009, 420073, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Гастелло, дом 1) нарушившим требования пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в самостоятельном установлении и взимании платы за услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и хранению авиационного топлива на территории Международного аэропорта «Казань».

Выдать ООО «Авиэйшн Лоджистик Сервисес» (ИНН 1660133418, КПП: 166001001, ОГРН: 1091690062386, Дата присвоения ОГРН: 07.12.2009, 420073, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Гастелло, дом 1) по результатам рассмотрения дела №016/01/10-2037/2021 о нарушении антимонопольного законодательства предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны