Постановление №А08-49/2012 Постановление по делу № А08-49/2012 в отношении ООО «Старый ... от 28 февраля 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан <…>, рассмотрев протокол об административном правонарушении, предусмотренный частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) в отношении ООО «Старый Амбар-9» (420097, РТ, г.Казань, ул. Амирхана, 69, ИНН 1657090281), в присутствии представителя по доверенности <…> (Доверенность от 2012г. бн), руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее — Управление), поступило заявление (вх.№636/ж от 19.08.2011г.) от гражданина <…>следующего содержания: «Я, гражданин <…>, 18.08.2011г. посетил трактир под названием «Старый Амбар». Данный трактир находится по адресу: г.Казань, пр.Амирхана, возле торгового центра «Бахетле». В этом трактире я сделал заказал себе пиво, и увидел, что на столе, в качестве подстилки, лежит рекламный буклет. В этом буклете я обнаружил рекламу автосалона «Сок-авто» и ТракАвто Трейдинг». С учетом того, что я обладаю некоторыми познаниями в области рекламы, могу сказать, что эти рекламы являются незаконными, так как нарушают положение закона о рекламе, а именно часть 28. Прошу принять во внимание мое сообщение и принять меры по устранению нарушения. К своему заявлению, я прилагаю рекламный буклет, чеки».

В ходе исследовании сведений, изложенных в заявлении <…>, Управлением были установлены факты распространения, в виде бумажного буклета, который выдается клиентам трактира «Старый Амбар», расположенного по адресу г.Казань, ул.Амирхана, 69, реклам:

1. «Официальный дилер БОГДАН. Автосалон «СОК-АВТО» продажа новых автомобилей. ЛАДА БОГДАН. обмен б/у на новые а/м. Широкий выбор. Гарантия. Выгодные цены. Кредит. ПТС в наличии. 8-917-256-24-25.»;

2. «ООО «ТракАвто Трейдинг» Продажа и Кредит Грузового автотранспорта Европейского и Американского производства. TruckAutoTrading. 753-777, тел.+7(8552) 753-444 boss.gruzovik@mail.ru.».

В содержании текста данных реклам отсутствует наименование или имя лица, оказывающего услугу по предоставлению кредита, что образует признаки нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006г. №38-ФЗ (далее — Закон «О рекламе»).

Согласно части 1 статьи 28 Закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица — наименование, для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

По вышеуказанным фактам Татарстанским УФАС России в отношении ООО «Старый Амбар-9» (далее по тексту – ответчик) возбуждено дело №08-378/2011 по признакам нарушения законодательства о рекламе. Указанным ненормативным актом антимонопольного органа от ответчика запрошены документы и материалы, имеющие значение для дела.

На рассмотрение рекламного дела в заседании Комиссии, состоявшегося 20 сентября 2011г., от ответчика явилась представительница по доверенности <…> (Доверенность от 2011г. №28), которая изложила письменные и устные объяснения по факту распространения рассматриваемых реклам. Ею было отмечено, что в действиях ООО «Старый Амбар-9» отсутствуют признаки нарушения законодательства о рекламе, так как настоящее Общество предоставляло лишь площадку для размещения информации автосалонов «Сок-авто», «ТракАвтоТрейдинг». Причем имеется договор о сотрудничестве от 01 июня 2011г., заключенный между ответчиком и ИП <…> по которому последний обязуется проводить поиск партнеров, заключать договоры на размещение рекламных и не рекламных материалов.

Представительница также обозначила исключительную ответственность заказчиков (ООО «Сок Авто», ООО «ТракАвтоТрейдинг») за содержание и оформление их рекламных материалов. Так, согласно пунктам 5.1 Договоров от 30 июля 2011г. №Р001, №Р002, заказчик самостоятельно несет ответственность за содержание и оформление направляемых материалов. Заказчик несет полную ответственность за точность, правильность и достоверность содержащейся в рекламной информации сведений в соответствии с действующим законодательством (пункт 5.2).

По указанным выше основаниям, как это отмечено в письменных объяснениях (вх.№8665 от 20.09.2011г.), ООО «Старый Амбар-9», как рекламораспространитель, не несет ответственности за содержание размещаемый рекламных материалов ООО «Сок Авто», ООО «ТракАвтоТрейдинг».

К рассмотрению настоящего дела были привлечены рекламодатели – ООО «Сок Авто», ООО «ТракАвтоТрейдинг», и ИП <…>. От указанных лиц были запрошены документы и материалы.

Ко дню рассмотрения рекламного дела (20 октября 2011г.), антимонопольным органом были получены следующие документы, от ООО «СокАвто»: 1) письменные объяснения (вх.№10035 от 18.10.2011г.); 2) Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (серия <...> ) Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации (серия <...> ) Устав ООО «СокТорг» от 2010г.; 5) Соглашение об организации безналичных расчетов от 15 июня 2011г.; 6) Договор на оказание услуг от 11 октября 2011г. №1-03-НЖК.

Согласно письменным объяснениям ООО «СокАвто», у данного Общества отсутствуют договора с ответчиком на размещение и распространение рекламных материалов. Макет рекламы не согласовывался. Единственным документом, подтверждающим факт размещения рассматриваемого объявления, является платежное поручение от 29.07.2011г. №45, в соответствии с которым осуществлялась оплата услуг ИП <…> по распространению рекламы на плейс-метах.

Со стороны ООО «ТракАвтоТрейдинг» представлены документы, а именно: 1) Договор от 30 июля 2011г. №Р002; 2) Акт сдачи приемки услуг к договору №Р002 от 30.07.2011г.; 3) Приложение к договору №Р002 от 30.07.2011г.; 4) коммерческое предложение банка.

Из объяснений представителя ООО «ТракАвтоТрейдинг» вытекает, что при заключении договора с ИП <…> на размещение рекламных материалов, Общество не обладало информацией о требованиях, предъявляемых к рекламному продукту, оно не было предупреждено об этом. «Общество не предоставляет кредит, но сотрудничает с банками и лизинговыми компаниями в плане приобретения автотранспорта. При желании клиента ООО «ТракАвтоТрейдинг» предоставляет информацию об условиях кредита и оформления лизинга в банках и лизинговых компаниях, а где оформить кредит либо лизинг, клиент выбирает сам исходя из собственных предпочтений и финансовых возможностей».

Комиссия, изучив имеющиеся материалы дела №08-378/2011, пришла к следующим выводам.

Общественные отношения в области размещения, распространения и производства рекламы осуществляется Федеральным законом от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе».

Целями настоящего закона является развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информации, размещенные в виде бумажного буклета, который выдается клиентам трактира «Старый Амбар», расположенного по адресу г.Казань, ул.Амирхана, 69, следующих содержаний: «Официальный дилер БОГДАН. Автосалон «СОК-АВТО» продажа новых автомобилей. ЛАДА БОГДАН. обмен б/у на новые а/м. Широкий выбор. Гарантия. Выгодные цены. Кредит. ПТС в наличии. 8-917-256-24-25.»; «ООО «ТракАвто Трейдинг» Продажа и Кредит Грузового автотранспорта Европейского и Американского производства. TruckAutoTrading. 753-777, тел.+7(8552) 753-444 boss.gruzovik@mail.ru.», подпадают под понятие рекламы, а именно, содержат в себе информацию, направленную на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования, имеют определенную форму (распространяются в виде бумажного буклета), направлены на формирование и поддержание интереса к рекламируемым рекламодателем товарам.

Объектом реклам выступают финансовые услуги – кредит и лизинг, соответственно к ним применяется положения статьи 28 ФЗ «О рекламе». Согласно части 1 статьи 28 настоящего закона, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица — наименование, для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество).

Финансовая услуга, как гласит статья 4 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции»), есть банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Положения о кредите, лизинге содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ). Согласно части 1 статьи 819 ГК РФ, по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование (части 1 статьи 665 ГК РФ).

В содержании текста рассматриваемых рекламных объявлений отсутствуют реквизиты (наименование) финансовых организаций, оказывающих услуги кредит, лизинг, что противоречит и не отвечает требованиям законодательства о рекламе.

Факт предоставления ООО «ТракАвтоТрейдинг» и ООО «СокТорг» финансовых услуг подтверждается материалами дела №08-378/2011. В ходе его рассмотрения от указанных обществ были запрошены договора и иные документы, в которых отражались бы сведения о наличии предоставления соответствующей услуги. На что были представлены от ООО «ТракАвтоТрейдинг»: программа потребительского кредитования физических лиц «Мега-кредит», «Экспресс-кредит», справка о сотрудничестве с компанией «Элемент Лизинг»; от ООО «СокАвто»: Соглашение об организации безналичных расчетов от 15 июня 2011г., заключенный между ООО «СокАвто» и АКБ «БТА-Казань» (ОАО).

Частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Поскольку в рекламе указывается финансовые услуги – «кредит» и «лизинг», которые направлены на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, то существенной является информация, относящаяся к реквизитам (наименование) организаций, предоставляющих соответствующие услуги. Указание реквизитов организаций (наименование), предоставляющие финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Следует отметить, что норма части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» принята в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Таким образом, в действиях ООО «ТракАвтоТрейдинг» и ООО «СокТорг» содержатся нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.

Из положения части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частью 1 статьи 28 настоящего закона несет ответственность рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона «О рекламе», рекламодателем выступает изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламное объявление следующего содержания: Официальный дилер БОГДАН. Автосалон «СОК-АВТО» продажа новых автомобилей. ЛАДА БОГДАН. обмен б/у на новые а/м. Широкий выбор. Гарантия. Выгодные цены. Кредит. ПТС в наличии. 8-917-256-24-25.», принадлежит ООО «СокАвто», что подтверждается Договором от 30 июля 2011г. №Р001. Посредством настоящего объявления данная организация рекламировала свои товары, свои услуги. Рекламное объявление следующего содержания: «ООО «ТракАвто Трейдинг» Продажа и Кредит Грузового автотранспорта Европейского и Американского производства. TruckAutoTrading. 753-777, тел.+7(8552) 753-444 boss.gruzovik@mail.ru», принадлежит ООО «ТракАвтоТрейдинг», что подтверждается Договором от 30 июля 2011г. №Р002. Посредством настоящего объявления данная организация рекламировала свои товары, свои услуги.

Из положения части 7 статьи 38 Федерального Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 настоящего закона несет ответственность рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Рекламные объявления ответчиков (ООО «СокАвто», ООО «ТракАвтоТрейдинг») распространялись в форме бумажных буклетов в трактире «Старый Амбар», расположенного по адресу г.Казань, ул.Амирхана, 69. Настоящий трактир принадлежит ООО «Старый амбар-9».

Факт распространения рассматриваемых рекламных материалов в вышеназванном заведении подтверждается договором, заключенный между ООО «Старый Амбар-9» и ИП <…>. Предметом договора является сотрудничество в области изготовления и/или размещения рекламных информационных материалов на Плэйс-мэтах, которые используются в качестве бумажной скатерти в трактирах «Старый Амбар».

Таким образом, ООО «Старый Амбар-9» выступает рекламораспространителем.

Решением Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 09.11.2011г. вышеуказанная реклама признана ненадлежащей.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административном правонарушении.

Данный факт является нарушением федерального законодательства о рекламе, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

К элементам состава административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, относятся: объект; объективная сторона; субъект; субъективная сторона.

Объект правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ – общественные отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы. Данные общественные отношения регулируются законодательством о рекламе – Федеральным законом от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе».

Объективная сторона выражается в действиях направленных на размещение и распространение рекламной информации, которая содержит признаки нарушения законодательства о рекламе. Обществом с ограниченной ответственностью «Старый Амбар-9» были совершены такие действия, в результате которых данное Общество разместило ненадлежащую рекламу в виде бумажного буклета, который выдается клиентам трактира «Старый Амбар», расположенного по адресу г.Казань, ул.Амирхана, 69.

Субъект правонарушения – ООО «Старый Амбар-9» (420097, РТ, г.Казань, ул. Амирхана, 69, ИНН 1657090281).

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла. В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Таким образом, ООО «Старый Амбар-9» допустило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, выразившееся в распространении ненадлежащей рекламы.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, относится к административным правонарушениям с формальным составом.

Ответственность за указанные деяния наступает независимо от возникновения или не возникновения общественно опасных последствий. Наступление общественно опасных последствий при совершении правонарушений с формальным составом презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.

При назначении наказания должностным лицом Управления учитывается степень и характер совершенного правонарушения, все обстоятельства дела, а также факт совершения правонарушения впервые.

Руководствуясь ч.1 ст. 14.3, ст. 23.48, ч.2 ст. 25.1, ч.1 ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Наложить на ООО «Старый Амбар-9» (420097, РТ, г.Казань, ул. Амирхана, 69, ИНН 1657090281) за ненадлежащую рекламу штраф в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Штраф должен быть оплачен плательщиками в доход бюджета на счет 40101810800000010001 по следующим реквизитам:

Банк получателя: ГРКЦ НБ Республики Татарстан Банка России;

Получатель: УФК РТ (Татарстанское УФАС России)

ИНН получателя: ИНН 1653003714/165501001

БИК Банка: 049205001

ОКАТО: ОКАТО ИМНС по месту регистрации;

КБК: 161 116 26000 01 6000 140

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с пунктом 7 части 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течении двух лет со дня их вступления в законную силу.

В соответствии с ч.3 ст.30.1 и ч.1 ст.30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно ч.1 ст.31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны