Решение №ВЧ-08/11781 Решение по делу №016/05/18-1352/2023 в отношении ООО «ДНС РИ... от 9 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу 016/05/18-1352/2023

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении

Законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии                  <…> – [должностное лицо];

Члены Комиссии                              <…> – [должностное лицо];

                                                            <…> – [должностное лицо];

рассмотрев дело №016/05/18-1352/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламных сообщений на электронную почту заявителя (<…>) с электронной почты «<…>»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление, Татарстанское УФАС России) на рассмотрение поступило обращение от <…> (вх. № 7626/ж от 26.07.2023), представленное <…> о распространении рекламных сообщений на электронную почту заявителя (<…>) с электронной почты «<…>».

<…>

Заявитель утверждает, что не подписывался на их рекламные рассылки, что подтверждается видеозаписью и скриншотами из личного кабинета.

Факт поступления, рекламных сообщений подтверждается скриншотом с электронной почты заявителя.

Сообщение рекламного характера поступило с электронной почты «<…>».

Исходя из рекламного текста сообщения рассылались ООО «ДНС РИТЕЙЛ».

Согласно пояснениям ООО «ДНС РИТЕЙЛ» (вх.№8456 от 16.08.2023), <…> в 2016 году на сайте dns-shop.ru, принадлежащем Обществу, зарегистрировал личный кабинет, как онлайн покупатель. Так же, заявитель в 2018 году зарегистрировал себя в качестве участника бонусной программы «ProZaPass».

<…> является активным потребителем на сайте dns-shop.ru, что подтверждается аналитикой покупок.

В соответствии со ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителя», продавец при дистанционной продаже товара обязан до заключения договора розничной купли-продажи, предоставить потребителю информацию, список которой определен в указанной статье, в том числе информацию о порядке и сроках доставки товара, порядке его оплаты и о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Указанную в ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей» информацию ООО «ДНС Ритейл» до июня 2023 года доводило до потребителей, приобретающих товар дистанционно, посредствам смс-сообщений на номера телефонов, заявленных непосредственно самими потребителями в личном кабинете на сайте компании. Однако, в связи с отсутствием у многих клиентов опции «смс-сообщения», и возникновения из-за этого претензий в адрес ООО «ДНС Ритейл», Общество приняло решение с июля 2023 года перейти на более эффективный канал уведомления -Телеграм-бот.

В связи с чем, <…>, как наиболее активному онлайн- потребителю, а также с учетом требования законодательства в сфере защиты прав потребителей, на адрес электронной почты (<…>@mail.ru) было направлено информационное сообщение.

На основании изложенного, учитывая, что сообщение <…> Общество направило с целью соблюдения норм Федерального закона «О защите прав потребителя» и носило исключительно справочно-информационный характер, и не было направлено на привлечение внимания потребителя на товары и услуги, продаваемые и оказываемые ООО «ДНС Ритейл», Общество считает, что в действиях ООО «ДНС Ритейл» отсутствует признаки нарушения ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О рекламе».

Проанализировав содержание спорного письма от 13.07.2023, Комиссия пришла к выводу о том, что письмо содержит фирменный логотип (товарный знак) магазина, в котором возможно осуществить покупку, ссылку на переход в личный кабинет участника, который открывается (размещен) на сайте или в мобильном приложении магазина. Кроме того, ссылка на мобильное приложение магазина, а также в раздел каталога и акции. Вышеуказанная информация направлена непосредственно на привлечение внимание потребителей, в том числе путем доведения преимуществ покупки в магазине ООО «ДНС Ритейл».

Таким образом, Комиссия полагает, что в данном случае спорное письмо, несмотря на формальное наличие информации справочного характера, в совокупности всех обстоятельств в любом случае направлено на привлечение внимания клиента, на совершение покупки заявителя в магазинах.

Кроме того, согласно пояснениям Заявителя, <…> в личном кабинете отписан от всех каналов получения информации, в том числе рекламных, что подтверждается скриншотами из личного кабинета, а также представителем Общества.

Вышеуказанные действия содержат признаки нарушений части 1 статьи 18 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»).

Согласно части 1 статьи 18 Закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация, которая доводилась до сведения Заявителя посредством сообщения на электронную почту <…>, является рекламой, поскольку отвечает всем квалифицирующим признакам рекламы:

- информация распространена на электронную почту по сети электросвязи, а именно посредством использования подвижной радиотелефонной связи.

Согласно п. 35 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи) под электросвязью понимаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам;

работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот), средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (подп. 2-3 ст. 3 Закона о рекламе).

Объектом рекламирования в рассматриваемом случае выступает OOO «ДНС Ритейл» и его услуги.

- информация была адресована неопределённому кругу лиц-пользователей связи и является неперсонифицированной, поскольку невозможно определить заранее, какие конкретно лица будут выступать в качестве получателя данной информации. Не может быть определен и конкретный субъект правоотношений, возникающих по поводу реализации объекта рекламирования. Информация, представленная в телефонных разговорах заявителям, не обращена к конкретному потребителю, из текста бесед не следует, что они были адресованы каким-либо определённым лицам.

Сведения не носят персонализированного характера, представляют интерес для неопределенного круга лиц.

Доведенная до сведения заявителя информация не относится к категории той информации, на которую Закон о рекламе не распространяет своё действия в соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона о рекламе. В частности, она не является справочно-информационным и аналитическим материалом (обзором внутреннего и внешнего рынков, результатом научных исследований и испытаний), не имеющим в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием (ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе).

Целями Закона о рекламе являются, в том числе реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (ст. 1 Закона о рекламе).

Рекламораспространитель, прежде чем направить какому-либо лицу рекламу по сетям электросвязи, должен удостовериться, что данное лицо выразило свое согласие на получение рекламы. Законом о рекламе закрепляется презумпция отсутствия указанного согласия абонента или адресата (ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе).

При этом законодатель закрепил обязанность рекламораспространителя немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием (ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе).

В соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее – постановление Пленума ВАС РФ) согласие абонента может быть выражено в любой форме, однако такая форма согласия должна быть достаточной для идентификации такого согласия и подтверждения волеизъявления лица на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя (см. абзац четвертый п. 15 постановления Пленума ВАС РФ).

В постановлении Пленуме ВАС РФ указано, что согласие абонента на получение от конкретного лица информации справочного характера, например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы.

Буквальное толкование указанных положений постановления Пленума ВАС РФ позволяет сделать вывод о том, что согласие адресата должно быть получено на распространение именно рекламы, а обязанность доказывать наличие такого согласия возложена на рекламораспространителя.

При этом, в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 № 2-П), стабильности публичных правоотношений, а также в целях защиты прав и законных интересов абонента как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях, при получении такого согласия абоненту должна быть предоставлена возможность изначально отказаться от получения рекламных рассылок, а сама форма согласия должна быть прямой и недвусмысленно выражающей соответствующее согласие (абонент прямо выражает согласие на получение рекламы), а не опосредованной и обусловленной ознакомлением с правилами оказания (предоставления) услуг.

Документы, подтверждающие в рассматриваемом случае наличие согласия со стороны заявителя на получение спорной рекламы рекламораспространителем не представлены.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно части 7 статьи 38 Закона «О рекламе» ответственность за нарушения части 1 статьи 18 несёт рекламораспространитель.

Рекламораспространителем является ООО «ДНС Ритейл».

Из текста рекламы ООО «ДНС Ритейл» является рекламодателем.

На момент рассмотрения дела №016/05/18-1352/2023 в материалах дела отсутствуют подтверждения прекращения распространения ненадлежащей рекламы. Таким образом, Комиссией Татарстанского УФАС установлены основания для выдачи предписания.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ООО «ДНС Ритейл» на электронную почту заявителя «<…>» с адреса электронной почты «<…>»<…>, поскольку в ней нарушены требования ч. 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать ООО «ДНС Ритейл» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 08 ноября 2023 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                                             <…>

Члены Комиссии                                                                                         <…>

                                                                                                                      <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны