Решение №ВЧ-08/10619 РЕШЕНИЕпо делу №016/05/18-1020/2021 о нарушении законодатель... от 23 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх № ВЧ-08/10619 от 23.08.2021                                                                        

18 августа 2021 года г. Казань

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии             <…> - [должностное лицо 1] – заместитель руководителя;

Члены Комиссии                           <…> - [должностное лицо 2]. – ведущий специалист - эксперт;

                                                           <…> - [должностное лицо 3]– специалист 1 разряда,

рассмотрев материалы дела в отношении <…> - [юридическое лицо 1] по факту распространения рекламы финансовых услуг по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, без предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы, что имеет признаки нарушения части 1 статьи 18, а также части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (Далее - Управление) поступило обращение <…> - [физическое лицо] по факту распространения рекламы финансовых услуг по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, что имеет признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».

Согласно представленным в адрес Управления сведениям, на личный номер заявителя, а именно: +7(ХХХ)ХХХ-ХХ-42, поступили СМС сообщения рекламного характера 28 февраля 2021 года, 05 апреля 2021 года с текстом: «Вам доступна кредитная карта с лимитом 350.000 https://<…>, «Доступная сумма 500.000. Забрать карту https://<…>.

Фотоматериалы прикреплены ниже:

Объектом рекламирования является финансовая услуга.

СМС рекламного характера поступали с буквенного номера: <…>.

Согласие на получение рекламы по сетям электросвязи заявитель не давал.

Управлением был отправлен запрос в <…> - [юридическое лицо 1] , для установления владельца номера, с которого был отправлен СМС рекламного характера, а также владельца номера, который указан в СМС рекламного характера.

Согласно ответу, на вышеуказанный запрос, распространение указанного сообщения осуществлено   <…> - [юридическое лицо 1].

Кроме того, Управлением был направлен запрос <…> - [юридическое лицо 1] о предоставлении информации о наличии разрешения, согласия абонента с номером +7(ХХХ)ХХХ-ХХ-42 на получение смс-рассылок, телефонных звонков рекламного характера от <…> - [юридическое лицо 1] (с приложением подтверждающих документов).

Ответ от <…> - [юридическое лицо 1] о согласии абонента с номером  +7(ХХХ)ХХХ-ХХ-42 на получение смс-рассылок, телефонных звонков рекламного характера не поступил.

Согласно части 1 статьи 18 Закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, рассылаемая на указанный номер, содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; распространена по сетям электросвязи; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования, предоставляемого соответствующими рекламодателями.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно пункту 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.

Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с Письмом ФАС России от 21.03.2016 №АК/17292/16
«О рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности» согласно статье 7 Закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации, а также реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В соответствии с частями 7, 8 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламораспространитель, а также рекламопроизводитель, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Вместе с тем, в соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Закона
«О рекламе» несет ответственность рекламодатель, а также рекламораспространитель.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона «О рекламе», рекламораспространителем является лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, т.е. <…> - [юридическое лицо].

<…> - [юридическое лицо 1] письма не получает, пояснения не предоставляет, на Комисси представители не являются, в связи с чем была направлена телеграмма по адресу: <…>

В связи с вышеизложенным <…> - [юридическое лицо 1] необходимо выдать предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

РЕШИЛА:

Признать рекламу финансовых услуг, распространенную <…> - [юридическое лицо 1] при помощи СМС-сообщения рекламного характера на номер телефона +7(ХХХ)ХХХ-ХХ-42, без согласия абонента 28 февраля 2021 года, 05 апреля 2021 года с буквенного номера: <…>, с текстом: «Вам доступна кредитная карта с лимитом 350.000 https://<…>, «Доступная сумма 500.000. Забрать карту https://<…> ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 18, а также части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

<…> - [юридическое лицо 1] выдать предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о рекламе.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «19» августа 2021 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                                                                  <…> - [должностное лицо 1]

Члены Комиссии                                                                                                                <…> - [должностное лицо 2]

                                                                                                                                                <…> - [должностное лицо 3]

Связанные организации

Связанные организации не указаны