Постановление №ВЧ-08/15942 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по де... от 13 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № ВЧ-08/15942 от 13.12.2021

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан <…> - должностное лицо, рассмотрев протокол и материалы дела №016/04/14.3-2221/2021 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – ООО «Ломбард Алтын Яр» (ИНН: 1650384483, ОГРН: 1191690085069, дата внесения в ЕГРЮЛ: 23.10.2019, КПП: 165001001, адрес регистрации: 423800, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. Чулман, д. 13, кв. 72) по факту нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в присутствии представителя по доверенности ООО «Ломбард Алтын Яр»,

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) (вх № 10139 от 24.07.2021) по факту размещения рекламы с содержанием «Алтын Ломбард. Деньги под залог золота/техники/ПТС. Скупка, продажа, залог. <…>» по адресу: г. Набережные Челны, пр. Мира, д. 35 11/17; «Алтын Ломбард. Под залог золота, бытовой техники, ПТС и другого ценного имущества…», по адресу г. Набережные Челны, пр. Мусы Джалиля, д. 46А; «Алтын Ломбард. Комиссионный магазин. Под Залог золота, бытовой техники, ПТС и другого ценного имущества…»; Алтын Ломбард. Деньги под залог золота/техники/ПТС. Скупка, продажа, залог. <…>»; «Алтын Ломбард. Комиссионный магазин. Деньги сразу под низкий процент. Ставка 0.3 % в день первому клиенту» по адресу г. Набережные Челны, пр. Р. Беляева, д. 12, что имеет признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе».

Исходя из обращения следует, что ООО «Ломбард Алтын Яр» (423800, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. Чулман, д. 13, кв. 72, ИНН: 1650384483) осуществляет деятельность на территории Республики Татарстан, а именно по адресам:

РТ, г. Набережные Челны, пр. Мира, д. 35;

РТ, г. Набережные Челны, пр. Мира, д. 50/15;

РТ, г. Набережные Челны, пр. Р. Беляева, д. 12;

РТ, г. Набережные Челны, пр. Мусы Джалиля, д. 46А;

РТ, г. Набережные Челны, пр. Сююмбике, д. 51 (комплекс 45/04)

По адресу: РТ, г. Набережные Челны, пр. Мира, д. 35 располагается офис ООО «Ломбард Алтын Яр». Снаружи и внутри офиса размещена реклама следующего содержания: «Алтын Ломбард. Деньги под залог золота/техники/ПТС. Скупка, продажа, залог. <…>»; «Алтын Ломбард. Деньги под залог золота, бытовой техники и другого ценного имущества…».

Фотоизображение приведено ниже.      

<…>

По адресу: РТ, г. Набережные Челны, пр. Мусы Джалиля, д. 46А располагается офис ООО «Ломбард Алтын Яр», в котором размещена реклама следующего содержания: «Алтын Ломбард. Под залог золота, бытовой техники, ПТС и другого ценного имущества…»

Фотоизображение приведено ниже:

<…>

По адресу: РТ, г. Набережные Челны, пр. Р. Беляева, д. 12 располагается офис ООО «Ломбард Алтын Яр», где размещена реклама следующего содержания: «Алтын Ломбард. Комиссионный магазин. Под Залог золота, бытовой техники, ПТС и другого ценного имущества…»; Алтын Ломбард. Деньги под залог золота/техники/ПТС. Скупка, продажа, залог. <…>»; «Алтын Ломбард. Комиссионный магазин. Деньги сразу под низкий процент. Ставка 0.3 % в день первому клиенту»

Фотоизображение приведено ниже:

<…>

Кроме того, заявителем установлено, что по всем адресам осуществления деятельности Обществом распространяются визитки с рекламой следующего содержания: «Авто Ломбард. Деньги под залог: ПТС, оргтехники, сотовых телефонов, недвижимости, другого ценного имущества. ООО «Ломбард Алтын». Низкий %. www.autolombard1116.plp7.ru, http://vk.com/autolombard16».

Фотоизображение приведено ниже:

<…>

В рассматриваемом случае рекламируются финансовые услуги.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом
«О потребительском кредите (займе)».

Согласно части 1 статьи 3 Закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно части 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение к которым направлена реклама.   

Объектом рекламирования вышеуказанной рекламной информации являются – услуги займа под залог золота, техники, ПТС и другого ценного имущества, предоставляемые ломбардом ООО «Ломбард Алтын Яр».

Реклама Общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Алтын Яр» направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам Общества.

Как указано в пункте 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»: рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона «О рекламе» реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Пунктом 1 статьи 358 ГК РФ предусмотрено, что принятие от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями – ломбардами. При этом согласно пункту 3 данной статьи закладываемые вещи передаются в ломбард.

Договор займа совершается в письменной форме и считается заключенным с момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи.

Из положений главы 4 Закона «О ломбардах» следует, что в случае, если заемщик не погашает обязательства перед ломбардом в срок, установленный договором займа, то по истечении установленного статьей 10 Закона льготного срока, ломбард вправе обратить взыскание на невостребованную вещь путем ее продажи (часть 2 статьи 12, часть 2 статьи 13), с целью удовлетворения требований ломбарда к заемщику (часть 1 статьи 13).

Таким образом, договор займа подразумевает передачу заложенной вещи в ломбард, поскольку именно из стоимости заложенной вещи подлежат удовлетворению требования ломбарда в случае невозврата денежных средств заемщиком.

Согласно пункту 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг. Также согласно пункту 25, в соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться. К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Вместе с тем рекламодатель не обязан указывать конкретный размер дополнительных расходов, которые понесет заемщик, воспользовавшись рекламируемой банковской услугой. Достаточно перечисления таких расходов.

В то же время к информации, определяющей фактическую стоимость кредита, не может быть отнесена информация о неблагоприятных последствиях нарушения договора на оказание финансовых услуг, которые может понести заемщик при неисполнении обязательства, поскольку указанные последствия не могут быть определены рекламодателем до возникновения факта нарушения соответствующих условий договора.

Также следует отметить, что в соответствии со статьей 336 ГК РФ предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права, на которое может быть обращено взыскание.

Паспорт транспортного средства (далее ПТС) является документом, который, в свою очередь, предназначен для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также для идентификации самого транспортного средства.

Вместе с тем, ПТС должен храниться у собственников либо владельцев транспортных средств.

Из смысла вышеуказанной нормы, регулирующего такую меру обеспечения исполнения обязательства как залог имущества усматривается, что таким предметом может быть имущество, за счет которого в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства должником, кредитор может получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества.

Таким образом, предмет залога должен иметь стоимостную оценку, тогда как ПТС является документом, не имеющим стоимостной оценки. Следовательно, ломбард не сможет получить удовлетворение требований из стоимости ПТС в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения заемщиком своих обязательств.

При таких обстоятельствах, следует вывод о том, что ПТС не может являться предметом залога по договору займа в ломбарде.

Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Реклама услуг займа под залог золота, техники, ПТС и другого ценного имущества с текстом: «Алтын Ломбард. Комиссионный магазин. Деньги сразу под низкий процент. Ставка 0.3 % в день первому клиенту» и «Авто Ломбард. Деньги под залог: ПТС, оргтехники, сотовых телефонов, недвижимости, другого ценного имущества. ООО «Ломбард Алтын». Низкий %. www.autolombard1116.plp7.ru, http://vk.com/autolombard16» не содержит в себе условия оказания этих услуг, в связи с чем, данная реклама имеет признаки нарушения части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Статьей 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации. При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы (письмо ФАС России от 31.05.2016 № АК/36350/16 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона «О рекламе»).

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, предусмотренных частью 3 статьей 5, частью 3 статьи 28, Федерального закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель, то есть ООО «Ломбард Алтын Яр» (423800, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. Чулман, д. 13, кв. 72, ИНН: 1650384483).

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1          статьи 14.3 КоАП РФ, согласно которой нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ,

– влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, действия ООО «Ломбард Алтын Яр», выразившиеся в нарушении законодательства о рекламе, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Дата совершения административного правонарушения: 06.07.2021.

Место совершения административного правонарушения: РТ, г. Набережные Челны.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица (личность виновного, его имущественное положение) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, Управлением не установлено.

Учитывая то обстоятельство, что у ООО «Ломбард Алтын Яр» имелись условия для соблюдения требований Закона о рекламе, оснований для признания указанного правонарушения в силу статьи 2.9 КоАП РФ малозначительным не имеется.

При рассмотрении настоящего дела обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не выявлено, равно, как отсутствуют и иные основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении.

Татарстанским УФАС России установлено, что, согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенному на сайте https://rmsp.nalog.ru/search.html#pnlSearchResult, ООО «Ломбард Алтын Яр» является микропредприятием.

Однако ООО «Ломбард Алтын Яр» правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ, совершено не впервые, что не соответствует требованиям статей 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ.

Так, постановлением Татарстанского УФАС России о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении
№ 016/04/14.3-1075/2021 от 28.06.2021 ООО «Ломбард Алтын Яр» привлечено к административной ответственности в виде предупреждения.

Факты привлечения Общества к административной ответственности по статье 14.3 КоАП РФ не является единичным.

Таким образом, ООО «Ломбард Алтын Яр» ранее привлекалось к административной ответственности по статье 14.3 КоАП РФ.   

Учитывая то обстоятельство, что у ООО «Ломбард Алтын Яр» имелись условия для соблюдения требований Закона о рекламе, Обществом не приняты меры по недопущению распространения рекламы, не соответствующую требованиям законодательства о рекламе, оснований для признания указанного правонарушения в силу статьи 2.9 КоАП РФ малозначительным не имеется.

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также частью 1 статьи 14.3, части 2 и 3 статьи 3.4, частью 1 статьи 4.1.1, частью 2 статьи 25.1, статьей 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо ООО «Ломбард Алтын Яр» (ИНН: 1650384483, ОГРН: 1191690085069, дата внесения в ЕГРЮЛ: 23.10.2019, КПП: 165001001, адрес регистрации: 423800, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. Чулман, д. 13, кв. 72) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 32.2 КоАП РФ, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Сумма административного штрафа должна быть перечислена по следующим реквизитам:

<…>

Назначение платежа – денежное взыскание (штраф) за нарушение законодательства о рекламе, налагаемое федеральным органом государственной власти по делу №016/04/14.3–2221/2021. 

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу в Татарстанское УФАС России, ул. Московская д. 55, г. Казань, 420021, тел: (843) 238-30-41, а также направив на электронную почту to16-<…>@fas.gov.ru.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 статьи 32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в соответствии с которой неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.    

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

<…> - должностное лицо

Связанные организации

Связанные организации не указаны