Решение №АЯ-04/8422 Решение по делу №016/10/18.1-1001/2022 от 4 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/8422 от 04.07.2022 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя оператора ЭТП ООО «САГАДАТ» - <…> – [должностное лицо] по доверенности, представителя организатора торгов ООО «Партнер» - <…> – [должностное лицо] (<...>, Решение от 21.09.2021г.), представителя организатора торгов ООО «Антарес» <…> – [должностное лицо] (<…>, решение от 15.01.2021г.),  в присутствии заявителя <…> – [физическое лицо]  лично, рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя <…> – [физическое лицо] (№8222/ж от 21.06.2022г.) на действия организаторов торгов ООО «Партнер», ООО «Антарес», оператора ЭТП ООО «САГАДАТ» при проведении торгов по продаже имущества должников по номерам извещений № 100622/49240850/01 лоты№ 1, 27, 28 (Антарес), № 110622/33108331/01 лоты № 18, 32 (Партнер),          

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступила жалоба заявителя <…> – [физическое лицо]  (№8222/ж от 21.06.2022г.) на действия организаторов торгов ООО «Партнер», ООО «Антарес», оператора ЭТП ООО «САГАДАТ» при проведении торгов по продаже имущества должников по номерам извещений № 100622/49240850/01 лоты№ 1, 27, 28 (Антарес), № 110622/33108331/01 лоты № 18, 32 (Партнер).

Суть жалобы, по мнению заявителя, реализация имущества проводится с нарушением норм действующего законодательства.

Оператор ЭТП, Организатор торгов с доводами, изложенными в жалобе не согласны, на заседание Комиссии года были представлены письменные и устные пояснения, а также документы, которые приобщены к материалам дела.

Данная жалоба рассматривается в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 87 Федерального закона 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии счастью 1 статьи 89 Закона об исполнительном производстве реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.

Закон об исполнительном производстве определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области в установленном порядке привлекло для реализации арестованного имущества специализированные организации ООО «Партнер» заключив с обществом государственный контракт №03/21-1А от 09.03.2021г., ООО «Антарес», заключив с обществом государственный контракт №03/21-2А от 09.03.2021г.

Согласно части 2 статьи 90 Закона об исполнительном производстве порядок проведения торгов устанавливается ГК РФ, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Таким образом, проведение торгов при реализации имущества должника в рамках Федерального закона 02.10.2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» является обязательным.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Федерального закона от 16.07.1998г. №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее – Закон об ипотеке) публичные торги по продаже заложенного имущества организуются и проводятся органами, на которые в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации возлагается исполнение судебных решений, если иное не установлено федеральным законом.

В рассматриваемых торгах реализация имущества должников проводилась в соответствии с Законом об исполнительном производстве, а также Законом об ипотеке.

                        Комиссия по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия оператора торговой площадки, а также позиции оператора торговой площадки, изучив представленные сторонами материалы, приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя о неправомерном отклонении заявки.

•          Извещение о проведении торгов по реализации имущества должников № 100622/49240850/01 по лотам №1, 27, 28 (Антарес) было опубликовано на официальном сайте https://torgi.gov.ru/ 11.06.2022г.

Извещением о проведении торгов были установлены следующие требования к порядку подачи заявок на участие в торгах:

«Для принятия участия в аукционе необходимо:

1) внести задаток в размере 5 % от начальной цены предмета торгов в порядке, указанном на электронной торговой площадке https://auctiontorgi.ru на следующие реквизиты: р/с 03212643000000011100 в Отделение-НБ Республика Татарстан Банка России// УФК по Республике Татарстан г. Казань, лицевой счет: 05111W00950, БИК 019205400, получатель платежа: УФК по Республике Татарстан (МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области), ИНН 1655183653, КПП 165501001, Код НПА: 0001. Код НПА (обязательно заполнять!!!) 0001 (Внесение задатка для участия в торгах по продаже арестованного имущества, поступление основного платежа победителя) КБК отсутствует (при запросе ставить 0). При отсутствии отдельного поля «Код НПА», указывать в поле «УИН» -0001. Назначение платежа: Внесение задатка, организатор ООО «АНТАРЕС», № __поручения__ Заключение договора о задатке – в соответствии с действующим законодательством, регламентом электронной торговой площадки и документацией аукциона. Задаток должен быть оплачен своевременно и считается внесенным с даты поступления всей суммы задатка на указанный ранее счет;

2) направить в электронном виде, заявку с приложением всех указанных в ней документов в порядке, указанном в регламенте электронной торговой площадки https://auctiontorgi.ru

Прием заявок осуществляется с «10» июня 2022 г. на электронной торговой площадке по адресу: https://auctiontorgi.ru и прекращается «17» июня 2022 г. в 09.00 часов (время московское).

Итоги приема заявок будут подведены «20» июня 2022 г.

По итогам приема заявок принимаются решения о допуске или недопуске заявителей к участию в торгах. Заявка участника может быть отклонена в случае, если заявка не соответствует требованиям, установленным в настоящем извещении, форме заявки, опубликованной на электронной торговой площадке https://auctiontorgi.ru, и в случае непредставления надлежащим образом оформленных документов, указанных в форме заявки.

Аукцион прекращается, когда в течение 10 минут после начала аукциона, либо после последнего ценового предложения никто из участников не сделал более высокого предложения по цене.

Победителем торгов определяется лицо (участник торгов), предложившее самую высокую цену.

Итоги торгов подводятся после их окончания.

С победителем в день проведения торгов на электронной торговой площадке (ЭТП) заключается протокол о результатах торгов с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП) согласно регламента ЭТП и аукционной документации.

 

В протоколе о результатах торгов указываются сумма (за вычетом задатка), срок и порядок оплаты проданного на торгах имущества. После поступления на счет организатора торгов денежных средств от победителя в счет оплаты имущества с ним заключается договор купли-продажи (сроки подписания договора купли-продажи – в течение 5 дней с момента оплаты).

Обязанности по обеспечению регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости, приобретенные на аукционе, и по сделкам, подлежащим нотариальному удостоверению, возлагаются на покупателя.

Перед подачей заявки на участие в аукционе участник обязан самостоятельно ознакомиться с регламентом работы электронной торговой площадки. Ответственность за несоблюдение участником торгов регламента работы электронной торговой площадки в полном объеме несет участник торгов.

Дополнительную информацию можно получить на сайте организатора торгов - https://auctiontorgi.ru, по тел.: 8-960-035-24-44, а также по адресу: РТ, г. Казань, ул. Мазита Гафури, зд. 50, к. 6, оф. 202».

Извещение о проведении торгов по реализации имущества должников № 110622/33108331/01 по лотам №18, 32 (Партнер) было опубликовано на официальном сайте https://torgi.gov.ru/ 11.06.2022г.

                        Извещением о проведении торгов были установлены следующие требования к порядку подачи заявок на участие в торгах:

                        «Для принятия участия в аукционе необходимо:

                        – внести задаток в размере 5% от начальной цены предмета торгов в порядке, указанном на электронной торговой площадке https://auctiontorgi.ru по следующим реквизитам: УФК по Республике Татарстан (МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области) Л/сч 05111W00950 ИНН 1655183653 КПП 165501001 Банк: Отделение-НБ Республика Татарстан Банка России//УФК по Республике Татарстан г. Казань к/с 40102810445370000079; р/с 03212643000000011100; БИК 019205400 . Код НПА (обязательно заполнять!!!) 0001 . Заключение договора о задатке – в соответствии с действующим законодательством, регламентом электронной торговой площадки и документацией аукциона. Задаток считается внесенным с даты поступления всей суммы задатка на указанный счет;

                        – направить в электронном виде, заявку с приложением всех указанных в ней документов в порядке, указанном в регламенте электронной торговой площадки https://auctiontorgi.ru

                        Прием заявок осуществляется на электронной торговой площадке по адресу: https://auctiontorgi.ru и прекращается 17.06.2022 г. в 09:00 (время московское).

                        Итоги приема заявок будут подведены 20.06.2022 г.

                        По итогам приема заявок принимаются решения о допуске или недопуске заявителей к участию в торгах.

                        Заявка участника может быть отклонена в случае, если заявка не соответствует требованиям, установленным в настоящем извещении, форме заявки, опубликованной на электронной торговой площадке https://auctiontorgi.ru, и в случае непредставления надлежащим образом оформленных документов, указанных в форме заявки.

                        Аукцион прекращается, когда в течение 10 минут после начала аукциона, либо после последнего ценового предложения никто из участников не сделал более высокого предложения по цене.

                        Победителем торгов определяется лицо (участник торгов), предложившее самую высокую цену.

                        Протокол о результатах торгов подписывается Организатором и участником – победителем торгов с помощью квалифицированной ЭЦП в день проведения торгов в соответствии с Регламентом ЭТП. В протоколе указываются сумма (за вычетом задатка), срок и порядок оплаты проданного на торгах имущества.

                        После поступления на счет денежных средств от победителя в счет оплаты имущества с ним заключается договор купли-продажи (сроки подписания договора купли-продажи – в течение 5 дней с момента оплаты).

                        Обязанности по обеспечению регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости, приобретенные на аукционе, и по сделкам, подлежащим нотариальному удостоверению, возлагаются на покупателя.

                        Перед подачей заявки на участие в аукционе участник обязан самостоятельно ознакомиться с регламентом работы электронной торговой площадки. Ответственность за несоблюдение регламента работы электронной торговой площадки в полном объеме несет участник торгов.

                        Обратная связь: тел.: +7 (927) 403-34-30; адрес: РТ, г.Казань, ул.Сеченова д.17, оф.305; email: roslikvidpartner@gmail.com».

                        Оператором ЭТП по рассматриваемым торгам является электронная торговая площадка «auctiontorgi.ru» (далее –ЭТП) функционирует в соответствии с принятым Регламентом, размещенным на сайте ЭТП (https://auctiontorgi.ru/documents) в открытом доступе.

                        Оказание услуг Оператором ЭТП производится на основании договора-оферты об оказании услуг оператором электронной торговой площадки «ОнлайнТорги», который является неотъемлемой частью Регламента ЭТП и размещен на сайте ЭТП https://auctiontorgi.ru/documents) в открытом доступе.

                        На момент рассмотрения настоящей жалобы Оператор ЭТП руководствуется положениями Регламента в редакции от 10 июня 2022 года.

Регламент ЭТП является договором присоединения в соответствии со статьей 428 ГК РФ, присоединение стороны к которому осуществляется средствами ЭТП путем подписания и предоставления Оператору заявления на регистрацию на электронной торговой площадке, а также публичной офертой на основании статьи 437 ГК РФ.

Частью 1 статьи 438 Гражданского кодекса РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.

В соответствии с п. 2.1 Регламента настоящий Регламент является договором присоединения в соответствии со статьей 428 ГК РФ и регулирует отношения, права и обязанности, присоединившихся к нему сторон (Оператора ЭТП, Организаторов, Участников ЭТП, Претендентов и иных лиц, присоединившихся к Регламенту – сторон Договора).

Согласно п. 2.2. Регламента присоединение лица к регламенту осуществляется средствами электронной площадки путем совершения на ЭТП действий, направленных на регистрацию на ЭТП с указанием персональных данных и присвоением логина для работы с ЭТП и участием в торгах, проводимых на ЭТП (подачей заявки, подписанной квалифицированной ЭЦП).

В соответствии с п. 2.7 Регламента присоединение к Регламенту означает полное принятие условий настоящего Регламента в редакции, действующей на момент совершения на ЭТП присоединившимся лицом действий, направленных на регистрацию на ЭТП. При этом, совершая указанные действия, лицо подтверждает согласие с его условиями, а также то, что настоящий регламент не лишает лицо прав, предоставляемых законодательством, не исключает и не ограничивает ответственность Оператора ЭТП за нарушение обязательств, не содержит любых других явно обременительных для лиц условий, которые оно, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняло бы при наличии у него возможности участвовать в определении условий настоящего Регламента.

Положениями регламента утверждено понятие квалифицированной электронной подписи - (далее — квалифицированная ЭЦП) это электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи (получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи; позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ; позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания; создается с использованием средств электронной подписи) и следующим дополнительным признакам: ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате; для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Любой электронный документ, подписанный квалифицированной ЭЦП, направляемый участником ЭТП в адрес ЭТП, при визуализации, сканировании, копировании или печати самого электронного документа, должен содержать штамп электронной цифровой подписи и включать следующие реквизиты:

- номер сертификата клоча подписи,

- Ф.И.О. владельца ЭЦП,

- срок окончания действия сертификата,

- фразу о том, что документ подписан ЭЦП

Штамп ЭЦП должен быть читаем, а его элементы не должны пересекаться или накладываться друг на друга.

В соответствии с пунктом 3.1 Регламента все документы и сведения, связанные с организацией и проведением торгов, направляются Участником, Организатором торгов в форме электронных документов либо электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронно-цифровую форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) согласно настоящего Регламента.

В соответствии с п.3.3 Регламента электронный документ, подписанный квалифицированной электронной подписью, в соответствии с Федеральным законом от 06 апреля 2011г. № 63 ФЗ «Об электронной подписи», имеет такую же юридическую силу, как и подписанные собственноручно документы на бумажном носителе, и влечёт предусмотренные для данного документа правовые последствия. Наличие электронной подписи у Участника, Заказчика и/или Организатора торгов, Оператора ЭТП означает, что документы и сведения, поданные в форме электронных документов. направлены от имени данных лиц, а также означают подлинность и достоверность таких документов и сведений.

В соответствии с п. 3.4 Регламента Документы н сведения, направляемые в форме документов, либо размещаемые на электронной площадке подписываются (в случае установления Оператором ЭТП такого требования) квалифицированной электронной подписью лица или лица, имеющего право действовать от имени представляемого лица (доверителя).

В соответствии с п. 3.6 Регламента при использовании ЭЦП пользователи ЭТП руководствуются настоящим Регламентом, Федеральным законом от 06 апреля г. № 63 ФЗ «Об электронной подписи».

В соответствии с п.3.7 Регламента информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Согласно п. п. 3.2, 3.10 Регламента ЭТП для организации электронного документооборота пользователь электронной площадки должен установить необходимые аппаратные средства, клиентское программное и информационное обеспечение и получить квалифицированную электронную подпись в доверенном удостоверяющем центре (получить необходимый сертификат ЭЦП).

В соответствии с пунктом 5.7 Регламента Оператор обеспечивает равный доступ всех лиц к участию в торгах, в том числе к информации о проведении торгов, без взимания с них платы.

Согласно пунктам 8.1., 8.4 Регламента для участия в торгах Участник обязан подать заявку на участие в торгах в установленном Регламентом порядке, которая должна соответствовать требованиям Организатора торгов, действующего законодательства Российской Федерации и настоящего регламента.

Пунктом 8.6. Регламента установлено, что в соответствующее поле Участник ЭТП прикрепляет заявку, подписанную квалифицированной ЭЦП в соответствии с регламентом ЭТП.

Таким образом, из положений регламента ЭТП следует необходимость наличия штампа электронной цифровой подписи в подаваемом на ЭТП документе, подписанного квалифицированной ЭЦП (КЭП), последняя должна содержаться в самом документе (т.е. ЭЦП в данном случае является присоединенной к документу), а не содержаться в отдельном файле (в т.ч с расширением «sig», т.е. отсоединенной ЭЦП).

Действующая редакция Регламента ЭТП не предусматривает требования подписания документа отдельным файлом с расширением «sig», и прикрепления такого расширения на платформе ЭТП.

В соответствии с пунктами 8.9, 8.10. Регламента Организатор торгов самостоятельно рассматривает направленные Оператором ЭТП заявки на участие в торгах, полученные от Участников ЭТП и по итогам их рассмотрения, принимает решение о допуске либо о не допуске Участников ЭТП до участия в торгах.

Участник ЭТП в день рассмотрения заявок получает уведомление от Оператора ЭТП о результатах рассмотрения Организатором торгов заявки на участие в торгах, поданной Участником. При этом в случае отсутствия указания причин отклонения заявки Участника ЭТП, последний вправе обратиться к Организатору торгов за соответствующими разъяснениями.

20 июня 2022 г. (в день рассмотрения заявок на участия в торгах) техническими средствами ЭТП в адрес заявителя было направлено следующее сообщение (уведомление) о результатах рассмотрения заявок на участие в торгах, поданных Участником:

«Здравствуйте, <…> – [физическое лицо]! Сожалеем, но ваша заявка на участие в торах отклонена. Причина отказа: Согласно требованию заявки на участие в торгах для физических лиц заполнение формы заявления вручную осуществляется чернилами черного или синего цвета печатными буквами».

Из представленных сведений организаторами торгов и в ходе анализа заявок Комиссией установлено следующее.

В рамках извещения №100622/49240850/01 (Антарес).

В установленный срок и время окончания приема заявок (17.06 09:00) для участия в торгах по лоту № 1 поступило 4 заявки.

В соответствии с протоколом подведения итогов приема заявок для участия в аукционе по лоту №1 от 20 июня 2022 установлено, что 3 (три) заявки признаны соответствующими требованиям организатора торгов, 1 (одна) заявка заявителя <…> – [физическое лицо]  была отклонена как несоответствующая требованиям Организатора торгов в связи с тем, что заявка не была подписана квалифицированной ЭЦП в соответствии с регламентом ЭТП.

Аналогичное основание отклонение было отражено организатором торгов в протоколе подведения итогов рассмотрения заявок от 20.06.2022 по лотам №27, 28.

В рамках извещения №110622/33108331/01 (Партнер).

В установленный срок и время окончания приема заявок (17.06 09:00) для участия в торгах по лоту №18 поступило 4 заявки.

В соответствии с протоколом подведения итогов приема заявок для участия в аукционе по лоту №18 от 20 июня 2022 установлено, что 3 (три) заявки признаны соответствующими требованиям организатора торгов, 1 (одна) заявка заявителя <…> – [физическое лицо]  была отклонена как несоответствующая требованиям Организатора торгов в связи с тем, что заявка не была подписана квалифицированной ЭЦП в соответствии с регламентом ЭТП, отсутствовал полный задаток 5% (96 908, 76 руб.).

По лоту №32 в соответствии протоколом подведения итогов приема заявок для участия в аукционе от 20 июня 2022 установлено, что 3 (три) заявки признаны соответствующими требованиям организатора торгов, 1 (одна) заявка заявителя <…> – [физическое лицо]  была отклонена как несоответствующая требованиям Организатора торгов в связи с тем, что заявка не была подписана квалифицированной ЭЦП в соответствии с регламентом ЭТП.

В ходе анализа заявки заявителя установлено, что заполненная заявка заявителем не содержала в себе штампа ЭЦП.

Таким образом, представленная заявка заявителем не отвечала требованиям Регламента.

При этом, Комиссия отмечает, что в полученном заявителем уведомлении от ЭТП 20 июня 2022г. было отражено иное основание отклонения, не соответствующее фактическим основаниям отклонения, отраженных в протоколах подведения итогов приема заявок, что по итогу ввело участника в заблуждение и не позволило своевременно скорректировать поданную им заявку.

В рассматриваемой части Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода заявителя.

Оператором ЭТП были нарушены требования пунктов 5.7, 8.9, 8.10 Регламента ЭТП.

В части требования <…> – [физическое лицо]  о необходимости отмены результатов торгов по извещениям №110622/33108331/01 (лоты №18, 32), №100622/49240850/01 (лоты№1, 27, 28) Комиссия Татарстанского УФАС не находит оснований для выдачи предписания, поскольку заявка заявителя подлежала отклонению по иным основаниям, отражённым в протоколах рассмотрения заявок, иных нарушений действующего законодательства при проведении указанных торгов со стороны организаторов торгов, оператора этп не выявлено, на все лоты были заявлены иные участники и определены победители торгов. Следовательно, торги по всем лотам были признаны состоявшимися. В связи с этим, в случае безосновательного решения о выдачи предписания по указанным лотам, антимонопольным органом будут ущемлены, нарушены права и законные интересы иных лиц - участников, победителей торгов.

При этом, для дальнейшего предотвращения выявления нарушений при уведомлении участников о результатах рассмотрения подаваемых ими заявок на участие в торгах, Комиссия принимает решение о выдаче предписания Оператору ЭТП в части необходимости внесения изменений в пункт 8.10 Регламента ЭТП.

Относительно заявленных дополнений заявителя о неправомерности взимания обеспечительного платежа Оператором ЭТП.

                        Порядок оплаты вознаграждения Оператора электронной площадки установлен Регламентом и Договором, публикуемым на ЭТП в свободном доступе.

                        В соответствии с разделом Регламента «Термины и определения» установлено понятие Обеспечительный платеж (также средства обеспечения) - денежные средства, предназначенные для обеспечения обязательств Участника (Победителя) торговой процедуры по оплате услуг Оператора ЭТП (вознаграждения) в соответствии с настоящим Регламентом, блокирование и списание (удержание) в счет оплаты услуг Оператора (вознаграждения) которых Оператор производит в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом и договором-офертой об оказании услуг Оператором ЭТП. Размер Обеспечительного платежа устанавливается в размере 5 (Пяти) % от начальной цены реализуемого имущества, установленной в извещении Организатора торгов (но не более 2 500 000 руб.).

                        Комиссией установлено, что в настоящее время положениями законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов по продаже арестованного имущества, не урегулирован порядок взимания и размеры платы (комиссионного сбора), операторы электронных площадок самостоятельно определяют порядок и размеры тарифов в регламентах электронных площадок.

                        При этом Комиссия приходит к выводу о том, что взимание платы в качестве обеспечительного (гарантийного) платежа (комиссионного сбора), представляющего собой оплату услуг оператора, осуществляется путем перечисления денежных средств на банковский счет Оператора.

                        Вместе с тем взимание указанной платы Оператором с лица, не являющегося лицом, с которым заключается договор по итогам проведения торгов, Регламентом и иными актами не предусмотрено.

                        Рассматриваемые торги по реализации арестованного имущества проводятся в соответствии с Законом об исполнительном производстве и статьями 447-449 ГК РФ.

                        При этом указанными положениями не регламентируется порядок удержания (взимания) оператором электронной площадки с победителя торгов суммы обеспечительного платежа (комиссионного сбора), представляющего собой оплату услуг оператора, а также не устанавливается размер такой платы.

                        Вместе с тем в настоящее время Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривается возможность взимания оператором электронной площадки с лица, с которым заключается контракт, платы за участие в закупке в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2018 № 564.

                        По мнению Комиссии, при проведении торгов по реализации арестованного имущества в электронной форме удержание (взимание) оператором электронной площадки платы (удержание суммы комиссионного сбора) с победителя торгов допустимо (по аналогии с законодательством о контрактной системе).

                        Указанный вывод подтверждается решением ФАС России по делу № 04/10/18.1-408/2022 от 30.05.2022г.

                        С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.

                        3.Относительно заявленных дополнений о сроках возврата обеспечительного платежа.

                        Пунктом 5.1.4, Регламента предусмотрено, что Участник ЭТП вправе требовать возврата средств с Лицевого счета Участника ЭТП в пределах суммы остатка свободных средств, учитываемых на Лицевом счете Участника ЭТП. Перечисление указанных денежных средств осуществляется со Счета Оператора на расчетный счет Участника ЭТП, указанный им в заявлении на возврат средств, в течение 5 (пять) рабочих дней со дня получения Оператором соответствующего заявления от Участника ЭТП. При этом, возврат не осуществляется, если сумма средств, учитываемых на лицевом счете Участника ЭТП, необходима для оплаты услуг ЭТП по торгам, где Участник ЭТП уже признан Победителем, на дату получения заявления на возврат и период его исполнения Оператором.

                        Как установлено из представленных пояснений представителем оператора ЭТП установленный 5 дневной срок для возврата сумм обеспечительного платежа является максимальным. В случае обработки платежа заранее, возврат средств осуществляется в более ранние сроки. При этом аналогичный срок возврата денежных средств установлен нормами действующего законодательства, которые применяются по аналогии – п.15 ст.110 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

                        Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что установленные оператором торговой площадки требования к условиям подачи заявок были применены в равной степени ко всем участникам.

            Участники при подачи заявок согласились с условиями, утвержденными Регламентом ЭТП, в том числе с условиями подачи заявок, указанными в извещениях о проведении торгов.

            Комиссия отмечает, что заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что установленные сроки для возврата обеспечительного платежа свидетельствует об ограничении организатором торгов и оператором торговой площадки конкуренции при проведении торгов.

            С учетом изложенного, довод заявителя не находит подтверждения и признан необоснованным.

            На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23 и 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя <…> – [физическое лицо]  (№8222/ж от 21.06.2022 г.) на действия организаторов торгов ООО «Партнер», ООО «Антарес», оператора ЭТП ООО «САГАДАТ» при проведении торгов по продаже имущества должников по номерам извещений № 100622/49240850/01 лоты№ 1, 27, 28 (Антарес), № 110622/33108331/01 лоты № 18, 32 (Партнер) обоснованной частично по доводу 1.

Признать оператора ЭТП ООО «САГАДАТ» нарушившим требования пунктов 5.7, 8.9, 8.10 Регламента электронной торговой площадки ООО «САГАДАТ» в редакции от 10.06.2022г.

Выдать оператору ЭТП ООО «САГАДАТ» предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны