Решение №АЯ-04/277 Решение по делу №016/07/3-30/2023 от 17 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/277 от 17.01.2023 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика АО «Татэнергосбыт» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 01.01.2023 г. №119-14/373), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 01.01.2023 г. №119-14/374), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 01.01.2023 г. №119-14/376), представителя заявителя ООО «ТК Вираж» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 16.01.2023 г. №б/н), рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО «ТК Вираж» (вх. №213/ж от 12.01.2023 г.) на действия заказчика АО «Татэнергосбыт» при проведении закупки №32212011627 на предмет: «Право заключения договоров на оказание услуг по транспортному обслуживанию»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении закупки №32212011627 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 30.12.2022 года.

Заказчик – АО «Татэнергосбыт».

Предельная цена договоров (по всем лотам): 147 038 719,20 руб. без учета НДС: - лот № 1: 49 365 759,20 руб. без учета НДС;

- лот № 2: 9 707 840,00 руб. без учета НДС;

- лот № 3: 10 976 640,00 руб. без учета НДС;

- лот № 4: 12 147 840,00 руб. без учета НДС;

- лот № 5: 13 514 240,00 руб. без учета НДС;

- лот № 6: 9 610 240,00 руб. без учета НДС;

- лот № 7: 8 439 040,00 руб. без учета НДС;

- лот № 8: 18 491 840,00 руб. без учета НДС;

- лот № 9: 14 785 280,00 руб. без учета НДС.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителей на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя об установлении заказчиком неправомерного квалификационного требования, а именно наличие в собственности участника закупки всех транспортных средств, предусмотренных в таблице пункта 5 технического задания.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении обжалуемой закупки заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Татэнергосбыт» (далее – Положение). 

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Согласно части 6 статьи 4 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 3 Раздела 5 Положения «Требования к участникам закупки» при проведении конкурса и запроса предложений к участнику закупки могут предъявляться следующие квалификационные требования:

1) наличие финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора;

2) положительная деловая репутация, наличие опыта выполнения работ или оказания услуг.

Пунктом 14 информационной карты установлены, в том числе квалификационные требования к участникам закупки: наличие у участника закупки ресурсов, необходимых для исполнения договора, а именно наличие в собственности участника закупки всех транспортных средств, предусмотренных в таблице пункта 5 технического задания (приложение № 1 к конкурсной документации). Обеспеченность участника закупки указанными ресурсами подтверждается путем включения в состав заявки на участие в процедуре закупки копий паспортов транспортных средств в отношении каждого транспортного средства, предусмотренного в таблице пункта 5 технического задания (приложение № 1 к конкурсной документации).

В пункте 5 приложения №1 к конкурсной документации «Техническое задание» указан перечень транспортных средств, необходимых для оказания услуг по договору, объем услуг, предельная цена одной единицы услуги, общая начальная (максимальная) цена единицы услуги (с учетом деления на лоты):

 

№ п/п

Транспортное средство, предоставляемое исполнителем при оказании услуг

Адрес подачи (базирования) транспортного средства

Количество транспортных средств

График оказания услуг (время московское)

Расчетное количество часов в день

Предельная цена за единицу услуги (1 транспортное средство в течение 1 часа), руб. без учета НДС

Лот № 1: г. Казань

 

1

Транспортное средство (тип 1). Тип транспортного средства: легковой. Тип кузова: седан. Год выпуска: не ранее 2019. Мощность двигателя: не менее 245 л/с. Тип топлива: бензин. Привод: полный или передний. Количество дверей: 4. Количество посадочных мест: 5 или более. Колесная база: не менее 2 800 мм. Клиренс (дорожный просвет): не менее 155 мм. Заявленное изготовителем время разгона от 0 до 100 км/ч: не более 8 секунд. Заявленная изготовителем наибольшая грузоподъемность: не менее 470 кг. Светодиодные передние фары, ходовые огни, передние противотуманные фары. Наличие омывателей передних фар. Объем багажника: не менее 490 литров. Объем топливного бака: не менее 60 литров. Экологический класс двигателя: не ниже Евро-5. Наличие запасного полноразмерного колеса. Наличие тонировки задних стекол транспортного средства. Наличие электроподогрева лобового стекла. Наличие аудиосистемы с возможностью управления аудиосистемой с заднего ряда. Материал обивки сидений: кожа. Наличие поясничной опоры в сиденьях переднего ряда. Наличие карманов на спинках передних сидений. Наличие функции складывания сидений заднего ряда. Наличие разделительного подлокотника на заднем ряде сидений. Наличие электропривода и обогрева передних и задних сидений, вентиляции передних сидений. Наличие функции центрального замка. Наличие климат-контроля на не менее чем 3 зоны. Наличие электрических стеклоподъемников передних и задних. Наличие подушек безопасности водителя и переднего пассажира, подушек безопасности боковых, подушек безопасности-«шторок», подушек безопасности для коленей водителя. Наличие антиблокировочной системы, системы распределения тормозного усилия, вспомогательной системы торможения, системы электронного контроля устойчивости, антипробуксовочной системы, системы помощи при спуске с горы, системы помощи при старте на подъеме, системы предотвращения выезда из полосы движения, функции адаптивного круиз-контроля, датчиков света и дождя, системы управления дальним светом, системы адаптивного освещения дороги, системы мониторинга слепых зон, системы распознавания дорожных знаков, системы контроля давления в шинах, парктроников передних и задних, системы контроля усталости водителя, системы предотвращения столкновения с функцией автоматического торможения.

420059, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 110 «В»

2

Ежедневно в рабочие дни Заказчика и в субботу: с 07:00 по 20:00, включая перерыв на обед 1 час в соответствии с графиком работы Заказчика

12

600,00

 

2

Транспортное средство (тип 2). Тип транспортного средства: легковой. Тип кузова: седан. Год выпуска: не ранее 2019. Мощность двигателя: не менее 180 л/с. Тип топлива: бензин. Привод: полный или передний. Количество дверей: 4. Количество посадочных мест: 5 или более. Колесная база: не менее 2 800 мм. Клиренс (дорожный просвет): не менее 155 мм. Заявленное изготовителем время разгона от 0 до 100 км/ч: не более 10 секунд. Заявленная изготовителем наибольшая грузоподъемность: не менее 470 кг. Светодиодные передние фары, ходовые огни, передние противотуманные фары. Наличие омывателей передних фар. Объем багажника: не менее 490 литров. Объем топливного бака: не менее 60 литров. Экологический класс двигателя: не ниже Евро-5. Наличие запасного полноразмерного колеса. Наличие тонировки задних стекол транспортного средства. Наличие электроподогрева лобового стекла. Наличие аудиосистемы. Материал обивки сидений: кожа. Наличие поясничной опоры в сиденьях переднего ряда. Наличие карманов на спинках передних сидений. Наличие функции складывания сидений заднего ряда. Наличие разделительного подлокотника на заднем ряде сидений. Наличие электропривода и обогрева передних сидений. Наличие функции центрального замка. Наличие климат-контроля на не менее чем 2 зоны. Наличие электрических стеклоподъемников передних и задних. Наличие подушек безопасности водителя и переднего пассажира, подушек безопасности боковых, подушек безопасности-«шторок», подушек безопасности для коленей водителя. Наличие антиблокировочной системы, системы распределения тормозного усилия, вспомогательной системы торможения, системы электронного контроля устойчивости, антипробуксовочной системы, системы помощи при спуске с горы, системы помощи при старте на подъеме, системы предотвращения выезда из полосы движения, функции адаптивного круиз-контроля, датчиков света и дождя, системы управления дальним светом, системы адаптивного освещения дороги, системы распознавания дорожных знаков, системы контроля давления в шинах, парктроников передних и задних, системы контроля усталости водителя, системы предотвращения столкновения с функцией автоматического торможения.

420059, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 110 «В»

1

Ежедневно в рабочие дни Заказчика и в субботу: с 07:00 по 20:00, включая перерыв на обед 1 час в соответствии с графиком работы Заказчика

12

580

 

3

Транспортное средство (тип 2). Тип транспортного средства: легковой. Тип кузова: седан. Год выпуска: не ранее 2019. Мощность двигателя: не менее 180 л/с. Тип топлива: бензин. Привод: полный или передний. Количество дверей: 4. Количество посадочных мест: 5 или более. Колесная база: не менее 2 800 мм. Клиренс (дорожный просвет): не менее 155 мм. Заявленное изготовителем время разгона от 0 до 100 км/ч: не более 10 секунд. Заявленная изготовителем наибольшая грузоподъемность: не менее 470 кг. Светодиодные передние фары, ходовые огни, передние противотуманные фары. Наличие омывателей передних фар. Объем багажника: не менее 490 литров. Объем топливного бака: не менее 60 литров. Экологический класс двигателя: не ниже Евро-5. Наличие запасного полноразмерного колеса. Наличие тонировки задних стекол транспортного средства. Наличие электроподогрева лобового стекла. Наличие аудиосистемы. Материал обивки сидений: кожа. Наличие поясничной опоры в сиденьях переднего ряда. Наличие карманов на спинках передних сидений. Наличие функции складывания сидений заднего ряда. Наличие разделительного подлокотника на заднем ряде сидений. Наличие электропривода и обогрева передних сидений. Наличие функции центрального замка. Наличие климат-контроля на не менее чем 2 зоны. Наличие электрических стеклоподъемников передних и задних. Наличие подушек безопасности водителя и переднего пассажира, подушек безопасности боковых, подушек безопасности-«шторок», подушек безопасности для коленей водителя. Наличие антиблокировочной системы, системы распределения тормозного усилия, вспомогательной системы торможения, системы электронного контроля устойчивости, антипробуксовочной системы, системы помощи при спуске с горы, системы помощи при старте на подъеме, системы предотвращения выезда из полосы движения, функции адаптивного круиз-контроля, датчиков света и дождя, системы управления дальним светом, системы адаптивного освещения дороги, системы распознавания дорожных знаков, системы контроля давления в шинах, парктроников передних и задних, системы контроля усталости водителя, системы предотвращения столкновения с функцией автоматического торможения.

420059, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 110 «В»

7

Ежедневно в рабочие дни: с 07:00 по 20:00, включая перерыв на обед 1 час в соответствии с графиком работы Заказчика

12

580,00

 

 

 

                     

 

Так, к примеру, по лоту №1: г. Казань участнику закупки необходимо представить в составе заявки на участие копии паспортов 30 транспортных средств для подтверждения соответствия квалификационным требованиям, по лоту №2: Филиал АО «Татэнергосбыт» - Альметьевское отделение – 7 транспортных средств, по лоту №3: Филиал АО «Татэнергосбыт» - Бугульминское отделение – 8 транспортных средств, по лоту №4: Филиал АО «Татэнергосбыт» - Буинское отделение – 9 транспортных средств, по лоту №5: Филиал АО «Татэнергосбыт» - Елабужское отделение – 10 транспортных средств, по лоту №6: Филиал АО «Татэнергосбыт» - Камское отделение – 7 транспортных средств, по лоту №7: Филиал АО «Татэнергосбыт» - Набережночелнинское отделение - 6 транспортных средств, по лоту №8: Филиал АО «Татэнергосбыт» - Приволжское отделение – 14 транспортных средств, по лоту №9: Филиал АО «Татэнергосбыт» - Чистопольское отделение – 11 транспортных средств.

В документации заказчиком установлено, что все транспортные средства должны быть у участника в собственности.

Согласно доводам заявителя, не все количество транспортных средств, предусмотренных в техническом задании находится у него в собственности, часть транспортных средств получена в рамках договоров лизинга либо аренды, а также часть транспортных средств не находится у заявителя в пользовании, однако ООО «ТК Вираж» имеет необходимые ресурсы для их получения в случае признания его победителем закупки и до момента заключения договора.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к следующему выводу.

Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

С целью обеспечения конкуренции на торгах в Законе о закупках регламентирован порядок проведения торгов, в частности установлены требования к информационному обеспечению закупки, среди которых определены требования к содержанию и составу документации о закупке.

Требования к документации о закупке, установленные в Законе о закупках являются императивными и обязательными к исполнению.

Согласно пунктам 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам такой закупки.

Пунктом 14 информационной карты установлено, что обеспеченность участника закупки в собственности всех транспортных средств, предусмотренных в таблице пункта 5 технического задания подтверждается путем включения в состав заявки на участие в процедуре закупки копий паспортов транспортных средств в отношении каждого транспортного средства.

Вместе с тем, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что установление обжалуемого квалификационного требования в части наличия у участника закупки только в собственности, а не на ином законном основании транспортных средств существенно ограничивает количество участников конкурса в электронной форме, так как наличие данного условия не влияет на качественное исполнение договора. Участник (победитель) закупки может иметь достаточное количество сил и средств для исполнения обязательства по обжалуемой закупочной процедуре, транспортные средства могут находиться в аренде или лизинге.

Кроме того, согласно пункту 8 раздела 3 конкурсной документации комиссия по осуществлению закупок вправе отказать участнику закупки в допуске к участию в конкурсе в следующих случаях:

1) непредоставление документов и информации, предусмотренной конкурсной документацией, или предоставление недостоверной информации;

2) несоответствие указанных в подпункте 1 настоящего пункта документов и информации требованиям, установленным конкурсной документацией;

3) несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки, указанным в конкурсной документации;

4) несоответствия участника закупки требованиям, установленным конкурсной документацией;

5) непоступление до даты рассмотрения заявок на участие в конкурсе на счет, который указан в конкурсной документации, денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе в случае, если участником закупки в составе заявки на участие в конкурсе представлены документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе.

Таким образом, отсутствие в составе заявки на участие копий паспортов транспортных средств, подтверждающие наличие у участника в собственности автомобилей может привести к отклонению заявки, при условии, что потенциальный участник имеет возможность оказать предусмотренные договором услуги (например, имеет часть транспортных средств в собственности, а часть по договорам аренды и лизинга).

В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В рассматриваемом случае, Комиссия приходит к выводу, что установление требования к участнику закупки о наличии в собственности транспортных средств, предусмотренных техническим заданием приводит к ограничению конкуренции и созданию преимущественных условий для определённых участников закупки, что не отвечает принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, довод заявителя признан обоснованным.

Заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Относительно довода заявителя об установлении заказчиком неправомерных обязательных требований к участникам закупки.

Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

Разделом 5 Положения заказчиком предусмотрены требования к участникам закупки.

Согласно пункту 1 раздела 5 Положения участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне 1 (одного) участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне 1 (одного) участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне 1 (одного) участника закупки.

В соответствии с пунктом раздела 5 Положения к участникам закупки предъявляются следующие обязательные требования:

1) соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым
в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку продукции, являющейся предметом закупки;

2) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица
и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает 25 (двадцать пять) процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;

5) отсутствие у участника закупки - физического лица либо
у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости
за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся предметом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

6) отсутствие между участником закупки и Заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель Заказчика, член комиссии состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10 (десятью) процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10 (десять) процентов в уставном капитале хозяйственного общества.

Пунктом 14 информационной карты заказчиком усыновлено, что к участникам закупки предъявляются следующие обязательные требования:

1) соответствие участника закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку продукции, являющейся предметом закупки;

2) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает 25 процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;

5) отсутствие у участника закупки - физического лица либо
у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся предметом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

6) отсутствие между участником закупки и Заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель Заказчика, член комиссии по осуществлению закупок состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10 процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10 процентов в уставном капитале хозяйственного общества;

7) участник закупки не является иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 г. № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»;

8) местом регистрации участника закупки не является адрес, совпадающий с адресами места регистрации других юридических и физических лиц (10 и более), осуществляющих предпринимательскую деятельность (отсутствие признака «массовой регистрации»);

9) учредитель участника закупки (при наличии такового) не является учредителем 10 и более юридических лиц («массовым учредителем»);

10) руководитель участника закупки (при наличии такового) не является руководителем 10 и более юридических лиц («массовым руководителем»);

11) суммы привлеченных участником закупки займов и кредитов не должны превышать в 2 раза или более величину выручки за отчетный период, предшествующий дате подачи заявки на участие в конкурсе.

Вместе с тем, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что установленные обязательные требования ограничивают конкуренцию среди участников закупки, так как к примеру наличие адреса регистрации, который совпадает с адресами места регистрации других юридических и физических лиц (10 и более), осуществляющих предпринимательскую деятельность либо иные требования, установленные в подпунктах 9, 10, 11 пункта 14 информационной карты не свидетельствуют о том, что обязательства по договору не будут выполнены либо выполнены ненадлежащим образом.

При этом, заявка участника согласно пункту 8 раздела 3 конкурсной документации в данном случае подлежит отклонению.

Кроме того, действующим законодательством, а также Положением заказчика не установлено таких обязательных требований к участникам закупки, касающихся места регистрации, учредителя, руководителя, а также суммы привлеченных займов и кредитов.

В рассматриваемом случае, установление требования к участнику закупки приводят к ограничению конкуренции и созданию преимущественных условий для определённых участников закупки, что не отвечает принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, довод заявителя признан обоснованным.

Заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений

Комиссией Татарстанского УФАС России также выявлено следующее обстоятельство.

Согласно пункту 3 приложения №1 к конкурсной документации заказчиком установлено, что предельная цена договоров (по всем лотам) составляет 147 038 719,20 руб. без учета НДС (не подлежит снижению участником закупки в рамках процедуры закупки):

- лот № 1: 49 365 759,20 руб. без учета НДС;

- лот № 2: 9 707 840,00 руб. без учета НДС;

- лот № 3: 10 976 640,00 руб. без учета НДС;

- лот № 4: 12 147 840,00 руб. без учета НДС;

- лот № 5: 13 514 240,00 руб. без учета НДС;

- лот № 6: 9 610 240,00 руб. без учета НДС;

- лот № 7: 8 439 040,00 руб. без учета НДС;

- лот № 8: 18 491 840,00 руб. без учета НДС;

- лот № 9: 14 785 280,00 руб. без учета НДС.

В предельную цену договоров включены все расходы по исполнению договора, в том числе расходы на предоставление транспортных средств в течение сроков оказания услуг, их содержание, ремонт и обслуживание, поддержание в состоянии, соответствующем условиям договора, оплату труда водителей и иного персонала, привлекаемого для оказания услуг, страхование, уплату пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей, а также все иные расходы, необходимые для оказания услуг по договору, кроме НДС. В случае если оказание участником закупки услуг облагается НДС в соответствии с законодательством Российской Федерации, при заключении договора с таким участником предельная цена договора по лоту без учета НДС полежит увеличению на размер НДС.

Общая начальная (максимальная) цена единицы услуги (может быть снижена участником закупки в рамках процедуры закупки):

- лот № 1: 7 360,64 руб. без учета НДС;

- лот № 2: 3 720,00 руб. без учета НДС;

- лот № 3: 4 240,00 руб. без учета НДС;

- лот № 4: 4 720,00 руб. без учета НДС;

- лот № 5: 5 280,00 руб. без учета НДС;

- лот № 6: 3 160,00 руб. без учета НДС;

- лот № 7: 2 160,00 руб. без учета НДС;

- лот № 8: 6 280,00 руб. без учета НДС;

- лот № 9: 5 240,00 руб. без учета НДС.

Предлагаемая участником закупки общая цена единица услуги не должна превышать общую начальную (максимальную) цену единицы услуги по лоту. В общую начальную (максимальную) цену единицы услуги по каждому лоту включены все расходы по исполнению договора, в том числе расходы на предоставление транспортных средств в течение сроков оказания услуг, их содержание, ремонт и обслуживание, поддержание в состоянии, соответствующем условиям договора, оплату труда водителей и иного персонала, привлекаемого для оказания услуг, страхование, уплату пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей, а также все иные расходы, необходимые для оказания услуг по договору, кроме НДС. В случае если оказание участником закупки услуг облагается НДС в соответствии с законодательством Российской Федерации, при заключении договора с таким участником его ценовое предложение без учета НДС полежит увеличению на размер НДС.

Вместе с тем, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к числу принципов, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относится равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки.

Принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Это, в частности, означает, что допустимым может быть признано установление заказчиком требований, которые в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Данная правовая позиция нашла отражение в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании вышеизложенного, во исполнение требований части 2 статьи 3 Закона о закупках, при проведении аукциона (и аналогичных процедур закупки) победитель определяется путем сравнения поступивших ценовых предложений и выигравшим признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора (при проведении конкурса (и аналогичных процедур закупки) ценовой критерий также учитывается для определения победителя закупки).

При этом, заказчик не имеет правовых оснований производить какие-либо вычеты из ценовых предложений, применять иные особенности оценки и сопоставления заявок в отношении разных категорий налогоплательщиков.

Таким образом, с лицом, выигравшим торги, заключается договор по цене, предложенной таким участником на условиях, указанных в заявке победителя, документации о закупке. При этом, требования, предъявляемые к участникам закупочной процедуры, применяются в равной степени ко всем участникам закупки и не могут содержать положения, обязывающие победителя закупки заключить договор по результатам закупки по цене меньшей, чем предложена в ходе проведения закупки.

В данном же случае если оказание участником закупки услуг облагается НДС в соответствии с законодательством Российской Федерации, при заключении договора с таким участником его ценовое предложение без учета НДС полежит увеличению на размер НДС. Следовательно, при подаче заявок участники – не плательщики НДС оказываются в неравном положении с участниками закупки, применяющими общую систему налогообложения.

На основании изложенного, положения документации могут ставить участников, применяющих упрощенную систему налогообложения, в заведомо менее благоприятное положение в сравнении с участниками закупки, использующими общую систему налогообложения.

Таким образом, преимущество в заключении договора с заказчиком получают те участники закупки, которые являются плательщиками НДС.

Судебная коллегия ВС РФ в Определении по делу А56-75118/2019 от 21.04.2021 г. указала на то, что заказчик может быть финансово заинтересован в заключении договора с исполнителем, применяющим общую систему налогообложения, поскольку в таком случае согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса Заказчик получает возможность применения налоговых вычетов при осуществлении собственной облагаемой НДС деятельности, то есть имеет возможность уменьшить величину своего налогового бремени.

Однако, упомянутый имущественный интерес заказчика не связан непосредственным образом с удовлетворением его потребностей в качественном и своевременном выполнении работ (услуг) (часть 1 статьи 1 Закона о закупках) и в силу законодательно закрепленного принципа равноправия (отсутствие дискриминации) участников закупки - не может быть реализован за счет постановки участников закупки, применяющих упрощенную систему налогообложения, в заведомо уязвленное положение в сравнении с иными участниками гражданского оборота.

Учитывая вышеизложенное обстоятельства, заказчик признан нарушившим требования пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, доводы заявителя признаются обоснованными. Также Комиссией Татарстанского УФАС России выявлены нарушения требований пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках в части установления неправомерного условия о том, что если оказание участником закупки услуг облагается НДС в соответствии с законодательством Российской Федерации, при заключении договора с таким участником его ценовое предложение без учета НДС полежит увеличению на размер НДС.

В соответствии с положениями частей 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия принимает решение о необходимости выдачи организатору торгов предписания об устранении выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу заявителя ООО «ТК Вираж» (вх. №213/ж от 12.01.2023г.) на действия заказчика АО «Татэнергосбыт» при проведении закупки №32212011627 на предмет: «Право заключения договоров на оказание услуг по транспортному обслуживанию» обоснованной.

2.         Признать заказчика АО «Татэнергосбыт» нарушившим требования пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3.         Выдать заказчику АО «Татэнергосбыт» предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

4.         Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны