Решение №АЯ-04/8863 Решение по делу №016/07/3-1054/2022 от 14 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/8863 от 14.07.2022г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика ФГАОУ ВО "КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" – <…> – [должностное лицо] (по доверенности), представителя заявителя ООО «ГОСТ» – <…> – [должностное лицо] (по доверенности), рассмотрев в режиме видеоконференции жалобу ООО «ГОСТ» (вх. №8405/ж от 24.06.2022г.) на действия заказчика ФГАОУ ВО "КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" при проведении закупки №32211359861 на предмет: «Поставка универсальной электромеханической испытательной системы»

У С Т А Н О В И Л А:

 

Извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 32211359861 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 29.04.2022 года.

Начальная (максимальная) цена договора – 5 130 000,00 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, заказчиком принято неправомерное решение об отказе заключения договора с победителем закупки.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, на заседании Комиссии 4 июля 2022 года представил устные и письменные пояснения, а также материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В ходе заседания Комиссии Татарстанского УФАС России был объявлен перерыв до 11 июля 2022 года.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупках товаров (работ, услуг) для нужд федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (далее – Положение), утвержденным Наблюдательным советом ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» 6 марта 2012г. Протоколом № 7, а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с пунктом 4 статьи 1.7 Положения в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником закупки на участие в закупке, Заказчик, Комиссия имеют право отстранить такого участника от участия в закупке на любом этапе ее проведения (в том числе отказаться от заключения договора по итогам закупки).

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в рассматриваемой закупке было подано 3 заявки, 2 из которых (в т.ч. заявка заявителя) были признаны соответствующими требованиям аукционной документации.  

В соответствии с протоколами рассмотрения вторых частей заявок, подведения итогов от 23.05.2022г., заявка заявителя была признана победителем.

С 23 мая 2022 г. между Заказчиком ФГАОУ ВО «КФУ» и Поставщиком ООО «ГОСТ» началась процедура по заключению договора на поставку товаров.

27 мая 2022г. между Заказчиком ФГАОУ ВО «КФУ» Отдел правового обеспечения закупок (электронная почта kfu.zakupki@kpfu.ru) и Поставщиком ООО «ГОСТ» был согласован проект независимой гарантии № 10489-19КЭБГ/0004 для обеспечения исполнения обязательств по договору на поставку товаров.

27 мая 2022г. была выпущена независимая гарантия для обеспечения исполнения обязательств по договору на поставку товаров, заключаемого между Заказчиком ФГАОУ ВО «КФУ» и Поставщиком ООО «ГОСТ».

27 мая 2022 г. в 12.54 (МСК) в ходе процедуры заключения договора от ответственного исполнителя Заказчика в адрес заявителя пришло письмо, в котором Заказчик просил указать информацию о наименовании (модели, модификации), предполагаемого к поставке основного и дополнительного оборудования.

27 мая 2022 г. в 14.14 (МСК) заявителем был направлен ответ с указанием информации о наименовании (модели, модификации) поставляемого товара и приложением сертификата об утверждении типа средства измерений №82572-21.

03 июня 2022 г. заявителем был подписан проект договора и передан на подписание Заказчику вместе с обеспечением исполнения договора через электронную торговую площадку.

16 июня 2022 г. Заказчиком был размещен протокол отказа заключения договора, в котором было отражено следующее основание отказа от заключения договора:

«На основании части 4 статьи 1.7 «Положения о закупках товаров (работ, услуг) для нужд федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет, отказывается от заключения договора по итогам закупки, ввиду установления недостоверности сведений, содержащихся в документе предоставленных участником закупки на участие в закупке – Обществом с ограниченной ответственностью «ГОСТ» (Заявка №3 от 13.05.2022 14:36), а именно:

в описании у предлагаемого к поставке товара указано: точность поддержания скорости привода плюс минус 0,2% от установленной скорости.

Метрологические характеристики машин испытательных универсальных МИМ, представленные в описании типа средства измерений (регистрационный № 82572-21), указанные на сайте Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений (https://fgis.gost.ru/fundmetrology/registry/4/items/1392055) для предлагаемого устройства значение параметра точность поддержания скорости привода +0,5%».

Согласно представленным пояснениям заявителя в аукционный документации требования о предоставлении документов, подтверждающих технические характеристики Универсальной электромеханической испытательной системы (описание типа средства измерения, свидетельство о внесении в государственный реестр средств измерений РФ) на этапе подачи заявок при участии в закупке не устанавливались. Показатель точности поддержания скорости привода ±0.2% от установленной скорости был указан в первой части заявки, а также может быть подтвержден технической документацией предлагаемого к поставке оборудования, с дальнейшим удостоверением данных характеристик сторонней аккредитованной в данной области организацией.

Согласно представленным пояснениям Заказчика указанный заявителем номер сертификата соответствовал описанию типа средства измерений на официальном сайте Поставщика по указанному номеру устройства в ГОСРЕЕСТРЕ СИ (ФГИС "АРШИН"). При изучении данного описания было обнаружено, что Машина испытательная универсальная МИМ.2-50-3.2-16.1.1-3.3.2, предлагаемая к поставке, не соответствует заявленным в техническом задании характеристикам по параметру «точность поддержания скорости привода ±0,2% от установленной скорости», поскольку для предлагаемого устройства в описании было указано значение ±0,5% (стр. 12, табл. 5 файла). После обнаружения указанного несоответствия ответственным исполнителем Заказчика был проведен телефонный разговор с контактным лицом поставщика, в ходе которого Поставщиком был подтвержден факт несоответствия предлагаемой машины испытательной универсальной МИМ.2-50-3.2-16.1.1-3.3.2 заявленным в техническом задании характеристикам по параметру «точность поддержания скорости привода ±0,2% от установленной скорости». Представителем поставщика было предложено доработать устройство до соответствующего значения и приложить подтверждение технической характеристики сторонней аккредитованной в данной области организацией. После проведенного телефонного разговора Заказчиком был составлен официальный запрос (рег.№0.1.2.07.1.01-30/169/2022 от 07.06.2022г.) с указанием несоответствия предлагаемого к поставке оборудования и просьбой дать официальное подтверждение того, что предполагаемое к поставке оборудование к моменту поставки будет соответствовать заявленным в техническом задании характеристикам. Так как на официальный запрос не было получено ответа от Поставщика, Заказчиком был составлен соответствующий протокол отказа от заключения договора.

В целях проверки доводов заявителя о возможности подтверждении заявленных характеристик в заявке технической документацией Комиссией был объявлен перерыв заседания Комиссии на 11.07.2022г. для предоставления заявителем соответствующих документов.

На заседании Комиссии 11 июля 2022 года представителем заявителя были представлены аттестат ФБУ «Омский ЦСМ» Росстандарта №3808 от 18.04.2019г., технические условия от 28.05.2018г., протоколы испытаний, в которых была предусмотрена точность поддержания скорости привода ±0,2% (стр.4 таблица 14 технических условий; лист 20 протокола испытаний).

Таким образом, заявителем были представлены документы, подтверждающие возможность поставки предлагаемого товара с показателем точности поддержания скорости привода ±0.2% от установленной скорости.    

Согласно части 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

В этой связи положения ГК РФ, регулирующие проведение торгов, в полной мере применяются к торгово-закупочным процедурам, основанным на конкурентном отборе контрагента, предложение которого в наибольшей степени удовлетворяет потребности заказчика.

В этой связи процедура закупки подлежит завершению по правилам части 1 статьи 447 ГК РФ. В системе действующего правового регулирования при проведении конкурентного отбора контрагента является недопустимым наличие у одного субъекта исключительно прав, у другого - исключительно обязанностей. Принципу стабильности и определенности положение общества в правоотношениях с заказчиком не отвечает. Так, например, в случае уклонения общества от заключения договора с заказчиком участник может быть включен в реестр недобросовестных поставщиков. В то же время заказчик оставляет за собой право отказаться от заключения договора с победителем без принятия на себя какой-либо ответственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Кроме того, необходимо отметить, что Положение о закупках не является единственным правовым актом, регламентирующим деятельность заказчиков. В этой связи, разрабатываемые заказчиками со специальной правосубъектностью положения о закупках, не могут и не должны противоречить действующему законодательству, а право заказчиков устанавливать особенности проведения закупочных процедур не освобождает их от необходимости соблюдения действующего законодательства, прав и законных интересов участников как более слабой стороны в правоотношениях.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений (часть 1 статьи 1 ГК РФ).

Согласно части 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц.

В случае выражения (реализации) волеизъявления на возникновение гражданских прав и обязанностей в рамках правоотношений, урегулированных нормами ГК РФ, выбранная форма реализации должна соответствовать всем предусмотренным законом требованиям к содержанию этих правоотношений.

Следовательно, лицо, реализуя свои субъективные права в урегулированных законом правоотношениях, должно соблюдать все предусмотренные законом требования к их реализации. При этом волеизъявление на реализацию прав в конкретном правоотношении будет регулироваться нормами права, предусмотренными для данного правоотношения, вне зависимости от того, как оно названо.

В соответствии с частью 1 статьи 447 ГК РФ договор заключается с лицом, выигравшим торги. Положениями статей 447 - 448 ГК РФ не предусмотрено права отказаться от заключения договора с победителем.

Учитывая положения действующего законодательства (в том числе на момент проведения закупочной процедуры), у заказчика отсутствовали основания для отказа от заключения договора с обществом.

В соответствии с частью 5 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

Частью 7 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что по истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно части 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

В рассматриваемом случае отказ от заключения договора с победителем закупки на основании пункта 4 статьи 1.7 Положения был осуществлён Заказчиком неправомерно, учитывая факт подтверждения заявителем задекларированных характеристик в заявке.

С учетом изложенных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу, что заключение договора по итогам рассматриваемой закупки является обязательным.

Довод заявителя признан обоснованным.

Заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 3, частей 5, 7, 15 статьи 3.2 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу ООО «ГОСТ» (вх. №8405/ж от 24.06.2022г.) на действия заказчика ФГАОУ ВО "КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" при проведении закупки №32211359861 на предмет: «Поставка универсальной электромеханической испытательной системы» обоснованной.

Признать заказчика ФГАОУ ВО "КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3, частей 5, 7, 15 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Выдать заказчику ФГАОУ ВО "КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" предписание об устранении нарушений действующего законодательства в части завершения процедуры закупки №32211359861 и заключения договора с признанным победителем закупки ООО «ГОСТ».

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны