Определение №АЯ-06/6582 Определение о назначении дела №016/01/16-753/2021 о нарушени... от 31 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АЯ-06/6582 от 31.05.2021

Председатель Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства - должностное лицо <…..> ,

УСТАНОВИЛ:

В адрес Татарстанского УФАС России через прокуратуру Республики Татарстан поступило обращение <…..> (вх. №392 от 15.01.2021) по вопросу организации ФГБОУ ДПО «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса» (далее также – ФГБОУ ДПО «ТИПКА») обучения по охране труда руководителей и работников агропромышленного комплекса Республики Татарстан.

По итогам рассмотрения поступившего обращения, а также изучения представленных документов Татарстанским УФАС России было установлено следующие.

Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в Управления сельского хозяйства и продовольствия в муниципальных районах Республики Татарстан было направлено письмо с просьбой оказать содействие ФГБОУ ДПО «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса» в организации обучения по охране труда руководителей и работников АПК РТ и представить информацию о желающих пройти обучение.

В письме указано, что продолжительность обучения по охране труда руководителей и работников АПК РТ составляет 40 часов (5 дней) и завершается проверкой знаний требований охраны труда с выдачей удостоверений установленного образца.

Стоимость обучения – <…..> рублей на одного обучаемого за счет средств предприятия.

Также в письме указан адрес электронной почты (tipkia@mail.ru) на который необходимо направить информацию о желающих пройти обучение.

К письму Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан был приложен график выездных занятий по обучению руководителей и работников АПК РТ за 2020 учебный год по вопросам охраны труда (по 40 часовой программе).

Графиков предусмотрены выездные занятия в следующие района:

Новошешминский (23.11.2020-27.11.2020);

Алькеевский (30.11.2020-04.12.2020);

Буинский (07.12.2020-11.12.2020);

Арский (14.12.2020-18.12.2020);

Нижнекамский (21.12.2020-25.12.2020).

График был согласован 17 ноября 2020 года должностным лицом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан <…..> и должностным лицом ФГБОУ ДПО «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса» <….>.

Таким образом, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан оказало ФГБОУ ДПО «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса» информационную и организационную поддержу. При этом каких-либо договоров или соглашений об информационной и организационной поддержки в адрес Татарстанского УФАС России представлено не было.

Татарстанским УФАС России также было установлено, что в 2020 году между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан и ФГБОУ ДПО «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса» было заключено два государственных контракта №2020.5 от 30 марта 2020 года (на сумму <…..> рублей) и №2020.21 от 27 августа 2020 года (на сумму <…..> рублей).

Контракт №2020.5 от 30 марта 2020 года был заключен по результатам аукциона в электронной форме №0111200004420000002, контракт №2020.21 от 27 августа 2020 года был заключен по результатам открыто конкурса в электронной форме №0111200004420000021. 

Предметом обоих контрактов является – Оказание услуг по профессиональной переподготовке и повышению квалификации руководителей и специалистов системы агропромышленного комплекса Республики Татарстан.

Согласно техническому заданию, которое является неотъемлемой частью контракта указано, что местом оказания услуг является место нахождения Исполнителя (ФГБОУ ДПО «ТИПКА»). ФГБОУ ДПО «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса» находиться по адресу: 420059, Республика Татарстан, г. Казань, Оренбургский тракт, д.8.

Контрактом №2020.5 от 30 марта 2020 и №2020.21 от 27 августа 2020 года не предусмотрено оказание услуг ФГБОУ ДПО «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса» с выездом в муниципальные районы.

Таким образом, образовательные услуги по обучению руководителей и работников АПК РТ охране труда были оказаны ФГБОУ ДПО «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса» не в рамках контракта №2020.5 от 30 марта 2020 и №2020.21 от 27 августа 2020 года.

ФГБОУ ДПО «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса» является образовательной организацией (лицензия №1684 от 06.10.2015 г. на осуществление образовательной деятельности).

Согласно п. 18 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация – это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

В соответствии с п. 4 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Согласно п 1.8 Устава ФГБОУ ДПО «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса», утвержденного приказом министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29 июня 2015 г. №80-у, ФГБОУ ДПО «ТИПКА» вправе осуществлять приносящий доход виды деятельности.

Из положений п. 1.8 Устава ФГБОУ ДПО «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса» следует, ФГБОУ ДПО «ТИПКА» имеет право оказывать платные образовательные услуги в целях получения прибыли.

Из содержания письма, которое Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан направило в Управления сельского хозяйства и продовольствия в муниципальных районах Республики Татарстан, следует, что ФГБОУ ДПО «ТИПКА» предлагает оказать образовательные услуги на платной основе в целях получения определенной коммерческой выгоды (прибыли).

При этом Татарстанское УФАС России считаем необходим отметь тот факт, что образовательные услуги в том числе по обучению охране труда руководителей и работников АПК РТ имеют возможность оказать иные образовательные организации, которые имеют соответствующий профессорско-преподавательский состав для обучения охране труда.   

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан направив письмо в Управления сельского хозяйства и продовольствия в муниципальных районах Республики Татарстан с просьбой оказать содействие ФГБОУ ДПО «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса» в организации обучения по охране труда руководителей и работников АПК РТ и представить информацию о желающих пройти обучение предоставило ФГБОУ ДПО «ТИПКА» преимущественное положение в осуществлении экономической деятельности.

Таким образом, указанные выше обстоятельства свидетельствую о наличии антиконкурентного соглашения между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан и ФГБОУ ДПО «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса», реализация которого привела или могла привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции при предоставлении образовательных услуг, поскольку в результате действий Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, которые были совершены в рамках реализации антиконкурентного соглашения привели к тому, что ФГБОУ ДПО «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса» получило преимущество в информационном обеспечении своей деятельности.  

Подобные обстоятельства не согласуются с конституционными принципами обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции, лежащими в основе правового регулирования экономических отношений.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

Согласно ч. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (п. 2 ч. 1 ст. 10 ГК РФ).

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 «135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что названный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 «135-ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.     

Согласно ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно пункту 18 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Таким образом, в действиях Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан и ФГБОУ ДПО «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса» (ИНН 1659012271) имеются признаки нарушения ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части достижении антиконкурентного соглашения, реализация которого привела или могла привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции.

На основании вышеизложенного издан приказ Татарстанского УФАС России от 17.05.2021 №01/135-к о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан (ИНН: 1654019555) и ФГБОУ ДПО «ТИПКА» (ИНН: 1659012271) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части достижении антиконкурентного соглашения, реализация которого привела или могла привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Назначить дело №016/01/16-753/2021 к рассмотрению на 22 июня 2021 года в 09 часов 30 минут по адресу: 420021, РТ, г. Казань, ул. Московская, 55, 2 этаж, зал заседаний.

Привлечь к участию в деле в качестве ответчика Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан (420014, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Федосеевская, 36, ОГРН: 1021602854580, Дата присвоения ОГРН: 10.12.2002, ИНН: 1654019555, КПП: 165501001).

Привлечь к участию в деле в качестве ответчика ФГБОУ ДПО «ТИПКА» (420059, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Оренбургский тракт, 8, ОГРН: 1021603476344, Дата присвоения ОГРН: 27.11.2002, ИНН: 1659012271, КПП: 165901001).

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан (ОГРН: 1021602854580, ИНН: 1654019555) в срок до 15 июня 2021 года необходимо представить в адрес Татарстанского УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов и информацию:

 письменные пояснения с правовым обоснованием по фактам, изложенным в настоящем определении;

 всю входящую и исходящую корреспонденцию с ФГБОУ ДПО «ТИПКА» по вопросу организации выездных занятий по обучению руководителей и работников АПК РТ за период с 01.01.2018 г. по день получения настоящего определения;

 информацию об образовательных организациях, которые обращались в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан с просьбой оказать содействие в организации образовательных процессов с приложением копий таких заявлений, обращений, а также ответом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан на такие заявления, обращения;

 информацию о помещениях, в которых ФГБОУ ДПО «ТИПКА» проводило выездные занятия по обучению руководителей и работников АПК РТ за период с 01.01.2018 г. по день получения настоящего определения. Необходимо предоставить сведения об адресах помещений, в которых проводились занятия, информацию о собственнике помещений;

 копии всех графиков выездных занятий по обучению руководителей и работников АПК РТ, которые были утверждены ФГБОУ ДПО «ТИПКА» и согласованы Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан за период с 01.01.2018 г. по день получения настоящего определения;

 информацию о том, на основании чего (договора, соглашения, НПА и др.) ФГБОУ ДПО «ТИПКА» проводит выездные занятия по обучению руководителей и работников АПК РТ с приложением подтверждающих документов (договоров, соглашений, НПА и др.);             

 иные документы, необходимые для объективного и всестороннего рассмотрения дела.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» ФГБОУ ДПО «ТИПКА» (ОГРН: 1021603476344, ИНН: 1659012271) в срок до 15 июня 2021 года необходимо представить в адрес Татарстанского УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов и информацию:

 письменные пояснения с правовым обоснованием по фактам, изложенным в настоящем определении;

 всю входящую и исходящую корреспонденцию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан по вопросу организации выездных занятий по обучению руководителей и работников АПК РТ за период с 01.01.2018 г. по день получения настоящего определения;

 информацию о помещениях, в которых ФГБОУ ДПО «ТИПКА» проводило выездные занятия по обучению руководителей и работников АПК РТ за период с 01.01.2018 г. по день получения настоящего определения с приложением правоустанавливающих документов;

 информацию о том, на основании чего (договора, соглашения, НПА и др.) ФГБОУ ДПО «ТИПКА» проводит выездные занятия по обучению руководителей и работников АПК РТ с приложением подтверждающих документов (договоров, соглашений, НПА и др.);

 информацию о количестве руководителей и работников АПК РТ, которым прошли обучение в рамках выездных занятий ФГБОУ ДПО «ТИПКА» за период с 01.01.2018 г. по день получения настоящего определения. Информацию необходимо предоставить с разбивкой по годам, а также с указанием ФИО слушателя и наименование организации, в которой трудоустроен слушатель;

 копии платежных документов, подтверждающих факт оплаты, работниками и руководителями АПК РТ, стоимости обучения в рамках выездных занятий ФГБОУ ДПО «ТИПКА» за период с 01.01.2018 г. по день получения настоящего определения;

 учредительные документы ФГБОУ ДПО «ТИПКА», в том числе устав ФГБОУ ДПО «ТИПКА», действующей на момент получения настоящего определения;

 реестр сертификатов за период с 01.01.2018 г. по день получения настоящего определения, которые были выданы слушателям (руководители и работники АПК РТ) выездных занятий ФГБОУ ДПО «ТИПКА» о том, что они прошли соответствующее обучение;          

 иные документы, необходимые для объективного и всестороннего рассмотрения дела.

При формировании ответа на определение о назначении дела №016/01/16-753/2021 просим отвечать согласно перечню запрашиваемой информации.

Документы представляются сопроводительным письмом в виде надлежащим образом заверенных копий с приложением реестра представляемых документов.

В случае если вышеуказанные пункты не реализованы, указать мотивированную причину, в том числе со ссылкой на действующее законодательство.

Обращаем Ваше внимание, что за непредставление или несвоевременное представление сведений, либо предоставление заведомо недостоверных сведений в антимонопольный орган физические, должностные или юридические лица несут административную ответственность, предусмотренную статьей 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае обеспечения явки на заседание Комиссии представителям ответчика, заинтересованных лиц, лиц, обладающих сведениями, необходимо иметь при себе надлежащим образом оформленную доверенность, а лицам, имеющим право на представление интересов без доверенности, необходимо иметь документ, подтверждающий полномочие представлять юридическое лицо (индивидуального предпринимателя) без доверенности.

Разъясняю, что согласно статье 43 Закона о защите конкуренции, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле.

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны