Решение №АЯ-04/14692 РЕШЕНИЕ по делу №016/07/3-1799/2022 от 2 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/14692 от 02.12.2022 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной  службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована  Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика АО «Транснефть-Прикамье» - <…> – [должностное лицо] (по доверенности), <…> – [должностное лицо] (по доверенности), в присутствии представителя заявителя ООО «ПК «Синергия» - <…> – [должностное лицо] (генеральный директор, Выписка из ЕГРЮЛ от 01.12.2022 г.), рассмотрев по видеоконференции жалобу заявителя ООО «ПК «Синергия» (вх.№14567/ж от 25.11.2022 г.) на действия заказчика АО «Транснефть-Прикамье» при проведении закупки № SBR043-2210040076 на предмет: «Метрологическое оборудование»,

УСТАНОВИЛА:

04.10.2022 года на электронной площадке АО «Сбербанк-АСТ» опубликовано извещение о проведении запроса цен по лоту № 0001-202-К-14-01183-2023 «Метрологическое оборудование (переносные газоанализаторы)» (№ SBR043-2210040076, далее – Закупка).

Организатор закупки – ПАО «Транснефть».

Заказчик -      АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТРАНСНЕФТЬ - ПРИКАМЬЕ".

Данная жалоба рассматривается в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – закон о Закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, были представлены устные и письменные пояснения, а также документы, приобщенные к материалам настоящего дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

В соответствии с указанными положениями Закона о закупках, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Изучив доводы сторон, а также представленные сторонами документы и материалы, Комиссией установлено следующее.

На основании части 1 статьи 2 Федерального закона № 223 от 18.07.2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Целями регулирования Закона о закупке являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, при проведении рассматриваемой закупочной процедуры заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг
ПАО «Транснефть» (далее – Положение), а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Относительно довода заявителя о необоснованном отклонении заявки.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Так, в соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии от 22.11.2022 №0001-202-К-14-01183-2023/И заявка ООО «ПК «СИНЕРГИЯ» (Участник № 3) была отклонена по следующему основанию:

«На основании п. 10(1).3.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть» - несоответствие предлагаемых участником закупки товаров, работ, услуг и договорных условий требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки. Причина несоответствия - предлагаемая к поставке продукция по всем позициям не соответствует требованиям документации о Закупке по техническим характеристикам (п.12 опросного листа) (п. 2, п.3 Инструкции для участника закупки)».

По мнению заявителя, ООО «ПК «СИНЕРГИЯ» предложил продукцию без нарушения п.30 Опросного листа № ОЛ-2983152, и, кроме того, предложил продукцию с улучшенными техническими характеристиками, предусмотренными пунктом 22 опросного листа ОЛ-2983152, а именно:

По требованиям Заказчика п.32 ОЛ «Питание - от аккумуляторных батарей»

Предлагаемое ООО «ПК «СИНЕРГИЯ» по п. 32 ОЛ «Питание - от батареи повышеннойемкости 4100 мАч, (батарея подлежит замене)», 3,6 В пост. тока, LiSOCl2 батарея.

Дополнительно в комплект поставки входит еще одна дополнительная батарея еще на 1 год эксплуатации прибора. Несоответствие по пункту 12 ОЛ в поданной заявке, по мнению заявителя, отсутствуют, в связи с чем отклонение заявки было осуществлено неправомерно.

В соответствии с п. 10(1).3.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть» основанием для отклонения заявки на участие в закупке является, в частности, несоответствие предлагаемых участником закупки товаров, работ, услуг и договорных условий требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки.

В соответствии с п. 2 Инструкции для участника закупки, опубликованной в составе документации о закупке, (далее – Инструкция) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, указаны в столбцах «Наименование продукции», «ГОСТ, ТУ, ОСТ, опросный лист и пр.» Формы 2 «Расчет цены договора (цены лота)». Форма 2 «Расчет цены договора (цены лота)», является неотъемлемой частью документации о закупке, представлена в электронном виде в формате разработки MS Excel и была приложена отдельным файлом в комплекте документов документации о закупке.

Согласно п. 3.1 Инструкции описание участником закупки поставляемого товара, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, осуществляется в соответствии с требованиями к товару, приведенными в Форме 2 «Расчет цены договора (цены лота)». 

Форма 2 «Расчет цены договора (цены лота)» заполняется участником закупки в соответствии с порядком заполнения, установленным указанной формой, и представляется в составе заявки на участие в закупке в соответствии с требованиями раздела 10 настоящей инструкции.

Для подтверждения соответствия поставляемого товара потребностям заказчика участник закупки в составе заявки на участие в закупке, с учетом указанных в столбце «ГОСТ, ТУ, ОСТ, опросный лист и пр.» Формы 2 «Расчет цены договора (цены лота)» требований к поставляемому товару, должен отразить качественные, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) поставляемого товара в свободной форме  (с учетом правил, предусмотренных настоящим разделом инструкции) только для тех товаров, по которым в столбце «Требование к описанию участником закупки поставляемого товара (продукции)» Формы 2 «Расчет цены договора (цены лота)», установлена необходимость описания участником закупки предлагаемого к поставке товара (имеется указание «установлено»), за исключением случаев, когда марка, модель, товарный знак (его словесное обозначение), полезная модель, промышленный образец, фирменное наименование производителя, предлагаемого участником закупки товара, совпадают с указанными заказчиком в  документации о закупке.

Пунктом 3.2 Инструкции предусмотрено, что в случае, если предметом закупки являются средства измерений (в технической документации (опросном листе) есть требование о поставке  средства измерений утвержденного типа, либо о наличии у поставляемого оборудования сертификата (свидетельства) об утверждении средств измерений и описания типа средств измерений), участник закупки в составе заявки на участие в закупке в описании предлагаемого к поставке товара должен указать сведения о регистрационном номере утвержденного типа средства измерений в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений на предлагаемую к поставке продукцию, а также предоставить действующее описание типа средства измерений, которое подтверждает технические характеристики предлагаемой к поставке продукции.

В соответствии с п. 3.3 Инструкции указываемые качественные, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) поставляемого товара должны быть изложены участником закупки таким образом, чтобы представленное описание однозначно и ясно позволяло соотнести указанные характеристики поставляемого товара с требованиями, содержащимися в столбце «Наименование продукции» Формы 2 «Расчет цены договора (цены лота)», и в документах, указанных в столбце «ГОСТ, ТУ, ОСТ, опросный лист и пр.» Формы 2 «Расчет цены договора (цены лота)», с учетом правил, установленных п. 3.4 настоящей инструкции.

Описание качественных, технических и функциональных характеристик (потребительских свойств) предлагаемого к поставке товара предоставляется в составе заявки на участие в закупке отдельным архивом. По каждой позиции товаров, по которым в столбце «Требование к описанию участником закупки поставляемого товара (продукции)» Формы 2 «Расчет цены договора (цены лота)», установлена необходимость описания участником закупки предлагаемого к поставке товара (имеется указание «установлено»), должна быть сформирована отдельная папка, имеющая наименование в виде соответствующего кода позиции товара из столбца «Код позиции» Формы 2 «Расчет цены договора (цены лота)».

Согласно Форме 2 заказчикам требуются переносные газоанализаторы (столбец 6 Формы 2 «Наименование продукции»), при этом в столбце 12 Формы 2 «Требования к описанию участником закупки поставляемого товара (продукции)» указано «установлено».

Требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, указаны в опросных листах, приложенных к документации о закупке в разделе «Техническая документация» (ссылка на них указана в столбце 7 Формы 2 «ГОСТ, ТУ, ОСТ, опросный лист и пр.»).

Согласно положениям ГОСТ Р 52350.29-1-2010 «Взрывоопасные среды. Часть 29-1. Газоанализаторы. Общие технические требования и методы испытаний газоанализаторов горючих газов» (п.п. 3.2.2 и 3.2.4), одним из существенных различий между разными типами газоанализаторов является способ отбора проб. В частности:

- газоанализатор с принудительной подачей пробы — это газоанализатор, в котором анализируемый газ подается из окружающей среды к датчику принудительно, например, с помощью ручного или электрического насоса;

- газоанализатор с диффузионной подачей газа – это газоанализатор, в котором анализируемый газ поступает к датчику из окружающей среды за счет диффузии, т.е. без формирования принудительного потока.

ГОСТ Р 52350.29-1-2010 (указан в описании типа средства измерений № 81893-21) является нормативным документом, устанавливающим требования при проведении испытаний газоанализаторов согласно Порядку проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, утв. приказом Минпромторга России от 28.08.2020 № 2905 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 20.11.2020 № 61034).

В каждом из опросных листов указаны все требования, которым должен соответствовать товар.

Так, согласно п. 12 опросных листов предусмотрен способ отбора проб – принудительный.

В пункте 33 опросных листов указана комплектность товаров, требуемых к поставке (включая в том числе, пробоотборный зонд, а также комплект следующих документов:

- копия сертификата (свидетельства) об утверждении типа средства измерения (СИ) внесенного в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (ФИФ ОЕИ);

- действующее свидетельство о поверке или наличие информации о действующей поверке в ФИФ ОЕИ со сроком действия не менее половины межповерочного интервала на дату поставки; сертификат соответствия требованиям ТР ТС 012/2011).

Согласно форме 2, представленной в составе заявки ООО «ПК «СИНЕРГИЯ», участником была предложена к поставке продукция производства ООО "ЭМИ Прибор":

1. Портативный газоанализатор МУЛЬТИГАЗСЕНС-М5.L с 4-х лучевым сенсором

2. Насос пробоотборный "Сенсон П-01" в комплекте с зарядным устройством, фильтрами и уплотнительными кольцами, пробоотборной трубкой, силиконовым шлангом (1,2 метра);

3. Сумка для транспортировки прибора и принадлежностей.

Согласно представленным пояснениям заказчика конкурсной комиссией у заявителя жалобы при проведении закупочной процедуры дополнительны были запрошены пояснения к заявке в части:

- предоставления действующего описания типа средства измерений, которое подтверждает технические характеристики предлагаемой к поставке продукции (согласно п.3.2 инструкции для участника закупки);

- предоставления прочих документов, подтверждающих технические параметры предлагаемого прибора (РЭ, сертификаты соответствия и пр.).

Как установлено из представленных пояснений и документов Заказчиком в представленном заявителем описании типа измерений (Регистрационный № 81893-21), утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.05.2021 № 894, на газоанализаторы портативные Мультигазсенс М5, Мультигазсенс М5.L, Микросенс М6, Микросенс М6.L указано следующее:

«Способ отбора пробы – диффузионный».

Таким образом, декларируемая Заявителем функция прибора МУЛЬТИГАЗСЕНС-М5.L производства ООО «ЭМИ Прибор» не подтверждала возможность принудительного способа отбора проб.

На основании изложенных обстоятельств в совокупности, по результатам анализа Комиссия приходит к следующим выводам.

Все участники закупки находятся в равных условиях относительно требования о поставке товара, соответствующего условиям документации.

Кроме того, правовая позиция Президиума Верховного Суда РФ, а именно, п.6 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) указывает следующее:

«Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера».

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Кроме того, согласно разъяснениям ФАС России в письме от 31 марта 2014 г. №АЦ/11870/14 «установление заказчиком в документации о закупке требований, в том числе, конкретной торговой марки закупаемых товаров без возможности предоставления претендентами альтернативных вариантов, является правом заказчика, при условии соблюдения требований антимонопольного законодательства».

Таким образом, требования, установленные заказчиком в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке.

Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Заказчик, устанавливая предмет закупки и характеристики и технические показатели оборудования, руководствовался необходимостью обеспечения эффективного результата обеспечения муниципальных нужд, защиты собственных интересов, контроля за целевым использованием денежных средств и обоснованностью осуществления расходов по договору.

Документацией о закупке не устанавливалось никаких квалификационных требований к участникам закупки. В рассматриваемой закупке имело право участвовать любое лицо, которое имело возможность предложить один из указанных в документации о закупке товаров.

Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, в рассматриваемом случае действия Заказчика при отклонении заявки заявителя не выходят за рамки требований действующего законодательства о закупках, поскольку заявка участника не соответствовала требованиям аукционной документации.

Довод заявителя признан необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя ООО «ПК «Синергия» (вх.№14567/ж от 25.11.2022 г.) на действия заказчика АО «Транснефть-Прикамье» при проведении закупки № SBR043-2210040076 на предмет: «Метрологическое оборудование» необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны