Решение №04-04/5266 Решение по делу №016/07/3-670/2022 от 21 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/5266 от 21.04.2022 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика Муниципального унитарного предприятия города Казани «Городские мосты» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 15.04.2022 г. №11), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 15.04.2022 г. №10), а отсутствии представителей заявителя ООО «Развитие», о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленных надлежащим образом, рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО «Развитие» (вх. №4872/ж от 11.04.2022 г.) на действия заказчика Муниципального унитарного предприятия города Казани «Городские мосты» при проведении закупки №32211247166 на предмет: «Оказание услуг специальной техникой (самосвалами) с экипажем в целях исполнения муниципальных контрактов по содержанию улично-дорожной сети Советского района г. Казани»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №32211247166 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 23.03.2022 года.

Заказчик – Муниципальное унитарное предприятие города Казани «Городские мосты».

Начальная (максимальная) цена договора – 7 175 000,00 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, заказчиком принято неправомерное решение об отклонении заявки участника.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной деятельности заказчик руководствуется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Муниципального унитарного предприятия города Казани «Городские мосты» (далее – Положение), утвержденным от 14.07.2021г.

Пунктом 5.6.7 Положения установлено, что заявка на участие в аукционе состоит из двух частей. Содержание заявки на участие в аукционе указывается в документации об аукционе в соответствии с требованиями Закона о закупках.

Согласно пункту 5.6.13 по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе единая комиссия принимает решение о допуске участника конкурентной закупки, подавшего заявку на участие в аукционе, к участию в нем или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие от 01.04.2022г. на участие в закупке было подано 3 заявки, по результатам рассмотрения которых все заявки признаны соответствующими требованиям.

Согласно пункту 5.6.24 Положения в течение 3 (трех) рабочих дней (одного рабочего дня в случае конкурентной закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства) после направления оператором электронной площадки информации, указанной в пункте 5.6.23 Положения, Единая комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в аукционе и документы, направленные оператором электронной площадки, в части соответствия их требованиям, установленным документацией об аукционе.

Пунктом 5.6.25 Положения установлено, что единой комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией об аукционе.

В соответствии с пунктом 5.6.26 Положения заявка на участие в аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, в случае непредставления документов и информации, предусмотренных документацией об аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Согласно протоколу подведения итогов от 05.04.2022г. заявка заявителя ООО «Развитие» (идентификационный номер         334981) признана несоответствующей требованиям, а именно п.8 пп. б) Информационной карты документации об электронном аукционе в части требований к составу вторых частей заявок, условиям Технического задания аукционной документации, а также условиям Извещения об электронном аукционе, так как участником не предоставлено «разрешение на транспортировку отходов IV и V классов опасности».

В соответствии с п.5.6.26 Положения о закупках МУП г.Казани «Городские мосты» заявка признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе.

Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

С целью обеспечения конкуренции на торгах в Законе о закупках регламентирован порядок проведения торгов, в частности установлены требования к информационному обеспечению закупки, среди которых определены требования к содержанию и составу документации о закупке.

Требования к документации о закупке, установленные в Законе о закупках являются императивными и обязательными к исполнению.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 8 «Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке» информационной карты заказчиком установлено, вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения:

а)         наименование, фирменное наименование (при наличии), адрес местонахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника конкурентной закупки или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника конкурентной закупки (для иностранного лица);

б) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением о проведении открытого аукциона;

в) копии учредительных документов (для юридического лица), а именно:

полученная не ранее чем за 6 (шесть) месяцев (а в случае если в государственный реестр были внесены изменения, то не ранее внесения таких изменений в соответствующий реестр) до дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого аукциона выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя) или нотариально заверенная копия такой выписки, копия документа, удостоверяющего личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

г) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника конкурентной закупки (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника конкурентной закупки без доверенности

(далее для целей настоящего подпункта – руководитель). В случае если от имени участника конкурентной закупки действует иное лицо, заявка на участие в аукционе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника конкурентной закупки, заверенную печатью участника закупки (при наличии печати) и подписанную руководителем участника конкурентной закупки (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника конкурентной закупки, заявка на участие в аукционе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;

д) копия решения об одобрении или о совершении крупной сделки, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника конкурентной закупки заключение договора или предоставление обеспечения заявки, обеспечения договора являются крупной сделкой, либо письмо о том, что данная сделка для такого участника не является крупной.

Для участия в открытом аукционе участник подает на электронную площадку заявку на участие в аукционе согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации об аукционе и регламентом работы электронной площадки. Заявка на участие в аукционе подается в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью участника открытого аукциона.

В соответствии с техническим заданием заказчиком установлено следующее:

Объект закупки: оказание услуг специальной техникой (самосвалами) с экипажем в целях исполнения муниципальных контрактов по содержанию улично-дорожной сети Советского района г. Казани

Описание объекта закупки: предоставление в аренду специальной техники (самосвалов) с экипажем для уборки улично - дорожной сети, внутриквартальных проездов и искусственных сооружений на территории Советского района г. Казани.

 

Наименование арендуемой техники

Потребность Заказчика

Количество

в шт. * (максимально в смену)

Маш/час**

не менее

1

Самосвал, грузоподъемность 20- 30 тонн

6

3 500

ИТОГО:

6

3 500

 

Пунктом 6 установлено, что вся специальная техника, задействованная при исполнении договора, должна быть оборудована системой спутникового мониторинга транспорта (контрольно - навигационным оборудованием) с возможностью передачи данных на площадку мониторинга Администрации Советского района г. Казани и КВБ г. Казани (Единая система мониторинга спецтехники г. Казани), а также иметь разрешение на транспортировку отходов IV и V классов опасности.

Вместе с тем, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что из установленного заказчиком предмета закупки, а также требований невозможно определить предполагается ли при исполнении договора вывоз только отходов IV и V классов опасности либо вывоз любых отходов, в том числе IV и V классов опасности.

Требования к составу второй части заявки не содержат конкретных требований о предоставлении участниками закупки копии лицензии по транспортированию отходов IV и V классов опасности.

В рассматриваемом случае, заказчик при установлении предмета закупки без указания конкретного требования о транспортировке отходов IV и V классов опасности, а также указав в описании объекта закупки о необходимости предоставления в аренду специальной техники (самосвалов) с экипажем для уборки улично - дорожной сети, внутриквартальных проездов и искусственных сооружений ввел заявителя в заблуждение.

Из формулировки о необходимости предоставления «копий документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением о проведении открытого аукциона» невозможно конкретно определить о необходимости предоставления копии лицензии при условии, что предметом закупки является «Оказание услуг специальной техникой (самосвалами) с экипажем в целях исполнения муниципальных контрактов по содержанию улично-дорожной сети Советского района г. Казани», а не «Оказание услуг специальной техникой (самосвалами) с экипажем для вывоза (транспортировки)  отходов IV и V классов опасности».

Кроме того, в извещении о проведении открытого аукциона также не указано требование о предоставлении копии необходимой лицензии.

В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В рассматриваемом случае, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что неустановление конкретных требований к составу заявки на участие привело к неправомерному отклонению заявки участника, что не отвечает принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Довод заявителя признан обоснованным.

Заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу заявителя ООО «Развитие» (вх. №4872/ж от 11.04.2022г.) на действия заказчика Муниципального унитарного предприятия города Казани «Городские мосты» при проведении закупки №32211247166 на предмет: «Оказание услуг специальной техникой (самосвалами) с экипажем в целях исполнения муниципальных контрактов по содержанию улично-дорожной сети Советского района г. Казани» обоснованной.

Признать заказчика Муниципальное унитарное предприятие города Казани «Городские мосты» нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Выдать заказчику Муниципальному унитарному предприятию города Казани «Городские мосты» предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны