Предупреждение №АШ-06/1065 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № П06-5/2023 о прекращении действий (бездейст... от 7 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АШ-06/1065 от 07.02.2023 г.

В Татарстанское УФАС поступило письмо Прокуратуры Республики Татарстан (вх. №12611 от 05.10.2022) во вопросам бездействия органов местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг.

По итогам рассмотрения поступившей информации Татарстанским УФАС России было установлено следующие.

В 2018 году между Исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района Республики Татарстан (далее – Исполнительный комитет) и ИП Семеновым Е.А. (ИНН: 166010496968) на результатов открытого конкурса (протокол ОК от 08.10.2018 г. №1), который был проведен на основании постановления Исполнительного комитета №1576 от 19.07.2018 года об утверждении положения «О порядке проведения конкурса по отбору специализированной организации для оказания ритуальных услуг по погребению на территории Высокогорского муниципального района Республики Татарстан», был заключен договор по передачи полномочий специализированной службы по вопросам организации ритуальных услуг и содержания мест захоронений на территории Высокогорского муниципального района Республики Татарстан (далее – Договор).

Согласно пункту 1.3. Договора Исполнитель (ИП Семенов Е.А.) обязуется, выполнять работы по содержанию мест захоронения на территории Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, указанными в Техническом задании (приложение №1), которое является неотъемлемой частью договора.

Пунктом 2.3. Договора установлен срок предоставления услуг: до 01.09.2019 года.

Пунктом 6.1. Договора определено, что договора вступает в силу со дня его подписания и действует до 01.09.2019 года. Если по окончании срока действия Договора ни одна из сторон не потребовала его расторжения, Договор считается продленным на такой же срок и на тех же условиях.

Из положений пункта 6.1. Договора следует, что Договор между Исполнительным комитетом и ИП Семеновым Е.А. пролонгируется каждый год и считается заключенным на тот же срок (1 год) и на тех же условиях.

Исполнительный комитет в своем ответе исх. №8012 от 23.09.2022 (вх. №12168 от 23.09.2022) на запрос информации Татарстанского УФАС России (исх. №АЯ-06/11586) сообщил, что ИП Семенов Е.А. оказывает услуги по гарантированному перечню услуг по погребению на территории Высокогорского района на основании Договора.

Таким образом, ИП Семенов Е.А. в рамках Договора оказывает услуги по гарантированному перечню услуг по погребению, а также услуги по содержанию мест захоронения.

Однако Татарстанским УФАС России было установлено, что Договор между Исполнительным комитетом и ИП Семеновым Е.А. был заключен с нарушением норм действующего законодательства (на момент заключения), поскольку был заключен в обход конкурсных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Пунктом 16 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг.

Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» определено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Из положений Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» следует, что организация ритуальных услуг отнесена к вопросам местного значения.

Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Аналогичные положения содержатся в статье 54 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Исходя из изложенного, удовлетворение потребностей муниципального образования (муниципальных нужд), должно осуществляться посредством процедур, установленных Законом о контрактной системе.

Проведение мероприятий, предусмотренных Законом о контрактной системе в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Выполнение работ по содержанию муниципальных кладбищ на территориях мест захоронений должно осуществляться в соответствии с Законом о контрактной системе, так как содержание кладбища в надлежащем санитарном состоянии входит в компетенцию органов местного самоуправления и является муниципальной нуждой. Данное обстоятельство также следует из части 1 статьи 17 Федеральным законом от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», в которой указано, что деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. Поскольку места погребения в зависимости от принадлежности могут быть только государственные либо муниципальные, согласно части 2 статьи 15 Федеральным законом от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», содержание места захоронения является непосредственно обязанностью и необходимостью органа местного самоуправления.

В связи с вышеизложенным, органы местного самоуправления обязаны размещать заказы на предоставление услуг по содержанию мест захоронений на конкурсной основе, обеспечивая при этом соблюдение требований антимонопольного законодательства.

Таким образом, оказание услуг по содержанию мест захоронения является муниципальной нуждой и ее удовлетворение должно обеспечиваться в соответствии с Законом о контрактной системе.   

На основании изложенного в действиях Исполнительного комитета имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства в части заключения договора по передачи полномочий специализированной службы по вопросам организации ритуальных услуг и содержания мест захоронений на территории Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 2018 года в обход требований Закона о контрактной системе в части оказания услуг по содержанию мест захоронения.

Подобные обстоятельства не согласуются с конституционными принципами обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции, лежащими в основе правового регулирования экономических отношений.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», федеральным органам исполнительной власти,  органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления,  иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам,  Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или)  осуществлять действия (бездействие),  которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или)  осуществления таких действий (бездействия) запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) хозяйствующим субъектов, органом власти исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) хозяйствующим субъектов, органом власти существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Исходя из изложенного, в действиях Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан имеются признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения договора по передачи полномочий специализированной службы по вопросам организации ритуальных услуг и содержания мест захоронений на территории Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 2018 года в обход требований Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что привело или могло привести к ограничению, недопущению или устранению конкуренции.

В связи с наличием в действиях Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения договора по передачи полномочий специализированной службы по вопросам организации ритуальных услуг и содержания мест захоронений на территории Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 2018 года, в соответствии с которым на ИП Семенова Е.А. в обход требований Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» были возложены обязанности по содержанию мест захоронений на территории Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, что привело или могло привести к ограничению, недопущению или устранению конкуренции, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем принятия мер по устранению обстоятельств приведших к нарушению антимонопольного законодательства в части заключения договора по передачи полномочий специализированной службы по вопросам организации ритуальных услуг и содержания мест захоронений на территории Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 2018 года с ИП Семеновым Е.А. (ИНН: 166010496968) в обход требований Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части оказания услуг по содержанию мест захоронения на территории Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.

Предупреждение должно быть исполнено в течение 45 дней с момента получения.   

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны