Решение №АЯ-04/1340 Решение по делу №016/07/3-151/2023 от 13 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/1340 от 13.02.2023 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский государственный медицинский университет Минздрава России» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 09.01.2023 г. №б/н), представителя заявителя ООО «Мебель-Маркет» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 06.02.2023 г. №б/н), представителя заявителя ООО «Мебельный Вопрос» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 08.02.2023 г. №1), рассмотрев посредством видеоконференции жалобы заявителей ООО «Мебель-Маркет» (вх. №1029/ж от 01.02.2023 г.) и ООО «Мебельный Вопрос» (вх. №1049/ж от 01.02.2023 г.) на действия заказчика Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский государственный медицинский университет Минздрава России» при проведении закупки №32312015562 на предмет: «Право заключения договора на поставку мебели для оснащения общежития №5 расположенного по адресу: г. Казань, ул. Оренбургский тракт, д.142 для нужд ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России»,

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении аукциона в электронной форме №32312015562 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 13.01.2023 года.

Заказчик – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный медицинский университет Минздрава России».

Начальная (максимальная) цена договора – 43 043 210,00рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителей, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства, а именно комиссией по осуществлению закупок принято неправомерное решение об отклонении заявок участников.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, на заседании Комиссии представил устные и письменные пояснения, а также материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации по закупке приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении обжалуемой закупки заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский государственный медицинский университет Минздрава России» (далее – Положение). 

Разделом 3.5 Положения заказчиком установлен порядок рассмотрения заявок на участие в аукционе.

Согласно пункту 3.5.1 Положения Комиссия по закупкам рассматривает заявки на участие в аукционе и проверяет, соответствуют ли участники закупки и их заявки требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и аукционной документацией, в месте и в день, которые указаны в документации. По результатам рассмотрения заявок комиссия по закупкам принимает решение о допуске участника закупки к участию в аукционе или об отказе в допуске.

Пунктом 3.5.4 Положения установлено, что Комиссия по закупкам при рассмотрении заявок на соответствие требованиям законодательства, настоящего Положения и аукционной документации обязана отказать участнику в допуске в случаях, установленных в пункте 1.10.1 настоящего Положения.

В соответствии с пунктом 1.10.1 Комиссия по закупкам отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки в следующих случаях:

1) выявлено несоответствие участника хотя бы одному из требований, предусмотренных в пункте 1.9.1 Положения о закупках;

2) участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям документации о закупке (извещению о проведении запроса котировок) или Положения о закупках;

3) участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки;

4) в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;

5) участник закупки не предоставил обеспечение заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке.

Пунктом 1.10.2 Положения установлено, что если выявлен хотя бы один из фактов, указанных в пункте 1.10.1 Положения о закупках, комиссия по закупкам обязана отстранить участника от процедуры закупки на любом этапе ее проведения до момента заключения договора.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок 32312015562-01 (вх.№ 298298) от 25.01.2023г. на участие в аукционе е было подано 23 заявки, 19 из которых признаны несоответствующими требованиям документации, в том числе заявки заявителей (идентификационные номера 391542 и 391418):

 

п/п

Участник

Номер и название позиции в техническом задании документации Заказчика

Характеристики товара в документации Заказчика

Предложение участника

Основание отклонения заявки

4

Заявка 391542

№ 1 «Кровать в комплекте с матрацем»

Кровать имеет ложе, изголовье, изножье и спинку, систему хранения, матрац в комплекте. Изголовье высотой не ниже 650 мм прямоугольной формы. Изножье прямоугольной формы высотой 540 мм-580 мм. Спинка прямоугольной формы высотой не выше 700 мм установлена между изголовьем и изножьем. Ложе установлено в периметре образованном изголовьем, изножьем и спинкой на высоте выше 200 мм от пола. Ширина кровати > 2030 мм и ≤ 2050 мм. Глубина кровати не менее 840 мм и не более 900 мм. Изголовье и спинка одной высоты. Система хранения представляет собой закрытое пространство под элементом ложе с одним средником, образующими 2 секции. Секция представляет собой 2 выкатных ящика на колесиках. Ящики расположены горизонтально. Выдвижные ящики имеют фасады. Каждый фасад имеет ручку в виде выреза в фасаде. На ложе между изголовьем и изножьем по переднему краю установлен борт, высотой 100 мм/110 мм. Изделие выполнено из ламинированной древесно-стружечной плиты толщиной 16 мм; 18 мм. Наружные торцы элементов облицованы кромкой толщиной от 1 мм, остальные торцы облицованы кромкой толщиной 0,4 мм-2 мм. В основание изделия врезаны регулируемые опоры [0-10 мм]. Сборка изделия осуществляется на шкант твердолиственных пород дерева, эксцентрик и шток, а так же на стяжки конфирмат.  Цвета: Каркас кровати: Дуб честерфилд 003, Фасады: Кашемир, Кромка: Дуб честерфилд 003. Ортопедический матрац выполнен на основе блока бонель 2-рамочного плотность от 120 пружин/м2. Блок выдерживает нагрузку до 120 кг на одно спальное место. Мягкие наполнители (симметрично на каждой спальной поверхности): спанбонд (нетканое полотно) плотностью ≥ 80 г/м2. (сохраняет целостность блока, изолирует мягкие наполнители от металла), пенополиуретан толщиной не менее 20 мм, плотностью не менее 15 кг/м3, не более 30 кг/м3, ватин иглопрошивной полушерстяной плотностью не менее 200 г/м2, спанбонд (нетканое полотно) плотностью 15 г/м2-20 г/м2. – выполняет роль предварительного чехла матраца, позволяет легко снять (надеть) основной чехол. Чехол съёмный (с молнией по трём сторонам) выполнен из трехслойной стёганой ткани: ткань синтетическая белая + синтепон плотностью не ниже 100 г/м2 + спанбонд. Чехол окантован бейкой тканой синтетической шириной от 30 мм до 35 мм. Ткань синтетическая белая - мягкое, шелковисто-гладкое полотно характеризуется высокой воздухопроницаемостью. При стирке не даёт усадку, что позволяет использовать ее для пошива съёмных матрасных чехлов, предназначенных для периодической стирки (t = 30 град.) Толщина матраса не более 25 см, не менее 18 см. Ширина матраса 2000 мм±5 мм, глубина 800 мм±5 мм. Пружинный блок (основа матраса) стимулирует мягкие наполнители к восстановлению, способствует внутренней вентиляции изделия, не впитывает влагу.

спанбонд (нетканое полотно) плотностью 15 г/м2-20 г/м2

Согласно Инструкции: «В случае если в столбце «Требование» установлено требование  в виде конструкции:   «х-у»   (где х, у – числовые значения) участнику закупки необходимо  указать один конкретный показатель  в пределах установленного диапазона значений, при этом крайние значения не являются допустимыми»

5

Заявка 391418

№ 1 «Кровать в комплекте с матрацем»

Кровать имеет ложе, изголовье, изножье и спинку, систему хранения, матрац в комплекте. Изголовье высотой не ниже 650 мм прямоугольной формы. Изножье прямоугольной формы высотой 540 мм-580 мм. Спинка прямоугольной формы высотой не выше 700 мм установлена между изголовьем и изножьем. Ложе установлено в периметре образованном изголовьем, изножьем и спинкой на высоте выше 200 мм от пола. Ширина кровати > 2030 мм и ≤ 2050 мм. Глубина кровати не менее 840 мм и не более 900 мм. Изголовье и спинка одной высоты. Система хранения представляет собой закрытое пространство под элементом ложе с одним средником, образующими 2 секции. Секция представляет собой 2 выкатных ящика на колесиках. Ящики расположены горизонтально. Выдвижные ящики имеют фасады. Каждый фасад имеет ручку в виде выреза в фасаде. На ложе между изголовьем и изножьем по переднему краю установлен борт, высотой 100 мм/110 мм. Изделие выполнено из ламинированной древесно-стружечной плиты толщиной 16 мм; 18 мм. Наружные торцы элементов облицованы кромкой толщиной от 1 мм, остальные торцы облицованы кромкой толщиной 0,4 мм-2 мм. В основание изделия врезаны регулируемые опоры [0-10 мм]. Сборка изделия осуществляется на шкант твердолиственных пород дерева, эксцентрик и шток, а так же на стяжки конфирмат.  Цвета: Каркас кровати: Дуб честерфилд 003, Фасады: Кашемир, Кромка: Дуб честерфилд 003. Ортопедический матрац выполнен на основе блока бонель 2-рамочного плотность от 120 пружин/м2. Блок выдерживает нагрузку до 120 кг на одно спальное место. Мягкие наполнители (симметрично на каждой спальной поверхности): спанбонд (нетканое полотно) плотностью ≥ 80 г/м2. (сохраняет целостность блока, изолирует мягкие наполнители от металла), пенополиуретан толщиной не менее 20 мм, плотностью не менее 15 кг/м3, не более 30 кг/м3, ватин иглопрошивной полушерстяной плотностью не менее 200 г/м2, спанбонд (нетканое полотно) плотностью 15 г/м2-20 г/м2. – выполняет роль предварительного чехла матраца, позволяет легко снять (надеть) основной чехол. Чехол съёмный (с молнией по трём сторонам) выполнен из трехслойной стёганой ткани: ткань синтетическая белая + синтепон плотностью не ниже 100 г/м2 + спанбонд. Чехол окантован бейкой тканой синтетической шириной от 30 мм до 35 мм. Ткань синтетическая белая - мягкое, шелковисто-гладкое полотно характеризуется высокой воздухопроницаемостью. При стирке не даёт усадку, что позволяет использовать ее для пошива съёмных матрасных чехлов, предназначенных для периодической стирки (t = 30 град.) Толщина матраса не более 25 см, не менее 18 см. Ширина матраса 2000 мм±5 мм, глубина 800 мм±5 мм. Пружинный блок (основа матраса) стимулирует мягкие наполнители к восстановлению, способствует внутренней вентиляции изделия, не впитывает влагу.

Изножье прямоугольной формы высотой 580 мм.

Согласно Инструкции: В случае если в столбце «Требование» установлено требование  в виде конструкции:   «х-у»   (где х, у – числовые значения) участнику закупки необходимо  указать один конкретный показатель  в пределах установленного диапазона значений, при этом крайние значения не являются допустимыми.

Ложе установлено в периметре образованном изголовьем, изножьем и спинкой на высоте  200 мм от пола

Согласно Инструкции: «Слово «выше» указанное   в столбце «Требование» - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения»

 

В части отклонения заявки ООО «Мебель-Маркет» заказчик пояснил следующее:

«Плотность спандбонда является физической величиной, тем не менее не является показателем, который будет известен участнику закупки после изготовления продукции таким участником. Плотность спандбонда – одна из квалифицирующих признаков данного товара. Указанное связано со спецификой данного нетканного материала. Спанбонд в мебельной промышленности – нетканый материал из полипропилена, изготавливаемый из бесконечной нити посредством переплетения и термической фиксации. Плотность материала может быть от 10 г/м² до 600 г/м².  От плотности материала зависит сфера применения спанбонда: мебельный спанбонд устойчив к воздействию кислот и щелочей, имеет низкое водовпитывание, не гниет и не плесневеет, что способствует его длительному использованию. Обладает морозостойкостью и выдерживает низкие температуры (-55 0С) без изменения прочности, при введении специальных добавок может приобретать термостойкость до 130 0С. В диапазоне от 15-20 г/м2 имеется спандбонд с заводской плотностью равной 17г/м2. Похожим образом, дано определение данному материалу в письме  Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 9 апреля 2020 г. N 02/6475-2020-32 «Об использовании средств индивидуальной защиты», где «Спанбонд  охарактеризован как - нетканный полипропиленовый микропористый паропроницаемый изоляционный материал, изготавливаемый из тонких полипропиленовых волокон, путем термоскрепления по технологии "Райфенхойзер"; материал устойчив к кислотам и щелочам, в зависимости от целей и области применения материалу могут придаваться дополнительные качества и свойства - гидрофильность, гидрофобность, устойчивость к воздействию света, антистатические свойства, огнезатухание, материал может быть ламинирован. Плотность: 15-17; 20-25; 35-42; 50-60 г/м 2. Предназначен для медицинской или другой специальной защитной одежды и соответствует требованиям нормативных документов: ГОСТ 26996-68; ТУ РБ 00204056.095-96; СанПиН 42-123-4240-86 (сертификат соответствия N РОСС BY.PB 01.В07265. N 4584715). Рекомендуемая плотность для защитной одежды при работе с ПБА не ниже 42г/м 2.»».

В части отклонения заявки ООО «Мебельный вопрос» заказчик указал:

1)         Диапазон значения изножья в Техническом задании описан по схеме «х-у», участнику закупки необходимо было указать один конкретный показатель в пределах установленного диапазона значений, при этом крайние значения не являются допустимыми. Заявленное заявителем жалобы значение равное 580 мм, являлось крайним максимальным значением из диапазона и являлось не допустимым.

2)         Конкретный показатель высоты от пола, указанный в заявке участника закупки равный 200 мм от пола, является недопустимым согласно порядку заполнения заявки, изложенному в Инструкции. Согласно Инструкции «Слово «выше» указанное в столбце «Требование» - означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения. Таким образом, участник закупки вправе был указать любое значение, превышающее 200 мм.

Заказчик в целях наиболее полно описать предмет закупки и необходимостью быстрого изготовления и поставки мебели в общежитие и заселение студентов, описал технические требования максимально буквально, но с использованием единиц измерения и соответствующих показателей. Как минимум у четырех участников закупки, сложности с формированием заявки, в соответствии с условиями Инструкции по ее заполнению отсутствовали. 

Вместе с тем, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно пунктам 1, 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с извещением предметом договора является право заключения договора на поставку мебели для оснащения общежития №5 расположенного по адресу: г. Казань, ул. Оренбургский тракт, д.142 для нужд ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России. Согласно техническому заданию заказчиком установлены требования к следующим товарам, необходимым к поставке:

 

№ п/п

Наименование товара

 

Кровать в комплекте с матрацем

 

Тумба

 

Стол трехместный

 

Стол двухместный

 

Система хранения навесная ТИП 1

 

Система хранения навесная ТИП 2

 

Система хранения ТИП 1

 

Система хранения ТИП 2

 

Система хранения ТИП 3

 

Открытый гардеробный шкаф для 2х местных комнат

 

Зеркало

 

Стул на металлокаркасе

 

Стол разделочный с бортом

 

Стол разделочный с бортом

 

Стол разделочный с бортом

 

Система хранения полуоткрытая

 

Стол письменный однотумбовый с двумя ящиками

 

Стол письменный однотумбовый с двумя ящиками

 

Система хранения для верхней одежды

 

Стул складной

 

Стол президиума

 

Трибуна для выступлений

 

Система хранения для верхней одежды

 

Мягкий модуль 3х местный

 

Стол письменный

 

Конференц-кресло

 

Журнальный столик

 

Мягкий модуль тип 1

 

Мягкий модуль тип 2

 

Мягкий модуль тип 3

 

Кушетка

 

Табурет

 

Стул

 

Шкаф медицинский

 

Мягкий модуль без спинки

 

Мягкий модуль со спинкой

 

Кроме того, заказчиком в отдельном файле размещена инструкция по заполнению заявки на участие в закупке следующего содержания:

«Участник закупки представляет   информацию о конкретных показателях поставляемых товаров, соответствующих значениям, установленным описанием объекта закупки и подлежащих проверке заказчиком при приемке. Сведения указанные в столбцах «Наименование товара», «Единица измерения» не подлежат изменению, участнику необходимо указать их в неизменном виде, со всеми словами, символами.

Конкретный показатель – значение, указываемое участником закупки в соответствии с правилами инструкции по заполнению заявки, без использования слов и символов, указывающих на минимальность и/или максимальность значения показателя или альтернативность значения показателя.

Участнику закупки необходимо указывать конкретные показатели характеристики каждого вида (типа) поставляемого товара.

В форме используются  следующие знаки и обозначения:

Символ «±»  указанный в столбце «Требование» - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель равный указанному или с отклонением в большую или меньшую сторону в пределах указанного предельного отклонения;

Символ «<» указанный в столбце «Требование»- означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения;

Символ «>» указанный в столбце «Требование» - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения;

Слова «не менее»  указанные  в столбце «Требование» - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему;

Слова «не более» указанные  в столбце «Требование» - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему;

Слово «менее» указанное  в столбце «Требование» - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения;

Слово «более» указанное  в столбце «Требование» - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения;

Символ «≥» указанный  в столбце «Требование» - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему;

Символ «≤» указанный  в столбце «Требование» - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему;

Слова «Не выше» указанные  в столбце «Требование» - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, не более указанного значения или равный ему;

Слова «Не ниже» указанные  в столбце «Требование» - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, не менее указанного значения или равный ему;

Слово «от» указанное   в столбце «Требование» - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения;

Слово «до» указанное   в столбце «Требование» - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения;

Слово «ниже» указанное  в столбце «Требование» - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения;

Слово «выше» указанное   в столбце «Требование» - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения;

В случае  если  в столбце «Требование» установлено требование в виде конструкции: «≥ х и ≤ у» (где х, у – числовые значения) - это означает, что заказчику требуется одно конкретное значение  из данного диапазона, при этом крайние значения удовлетворяют требованиям заказчика.

В случае  если в столбце «Требование» установлено требование в виде конструкции: «≥ х и < у» (где х, у – числовые значения) - это означает, что заказчику требуется один  конкретный показатель  из данного диапазона, при этом крайнее значение «х» удовлетворяет требованиям заказчика, а крайнее значение «у» не удовлетворяет требованиям заказчика.

В случае  если в столбце «Требование» установлено требование в виде конструкции: «> х и ≤ у» (где х, у – числовые значения) - это означает, что заказчику требуется один  конкретный показатель  из данного диапазона, при этом крайнее значение «х» не удовлетворяет требованиям заказчика, а крайнее значение «у» удовлетворяет требованиям заказчика.

В случае  если в столбце «Требование» установлено требование в виде конструкции: «не менее х и не более y», (где х, у – числовые значения) - это означает, что заказчику требуется один  конкретный показатель  из данного диапазона, при этом крайние значения удовлетворяют требованиям заказчика.

В случае если в столбце «Требование» установлено требование в виде конструкции: «не более y, не менее х», (где х, у – числовые значения) - это означает, что заказчику требуется один  конкретный показатель  из данного диапазона, при этом крайние значения удовлетворяют требованиям заказчика.

В случае если в столбце «Требование» установлено требование в виде конструкции: «не менее х, не более y», (где х, у – числовые значения) - это означает, что заказчику требуется два конкретных показателя (диапазон значений), при этом крайние значения удовлетворяют требованиям заказчика.

В случае  если в столбце «Требование» установлено требование в виде конструкции: «от х до у» (где х, у – числовые значения) - это означает, что заказчику требуется  один  конкретный показатель из данного диапазона, при этом крайние значения не удовлетворяет требованиям заказчика.

В случае указания в столбце «Требование»  показателя с использованием символа «[ ]» вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться (не подлежит изменению).

В случае если в столбце «Требование» значения указаны с использованием символа «;» или символа «/» или слова «или», - участнику закупки необходимо предоставить одно из альтернативных значений, указанных через данные символы или слово.

В случае если в столбце «Требование» значения указаны с использованием символа «\»- участнику закупки необходимо предоставить все указанные через данный символ значения без изменений.

В случае если в столбце «Требование» установлено требование в виде конструкции:   «х-у»   (где х, у – числовые значения) участнику закупки необходимо  указать один конкретный показатель  в пределах установленного диапазона значений, при этом крайние значения не являются допустимыми.

Показатели в столбце «Требование» установленные между знаками «(» и «)»  означает уточнение или дополнение; на показатели  установленные между знаками «(» и «)» распространяются положения настоящей инструкции.

Если в столбце «Требование» установлено требование к значению показателя размера через символ «х» (например, более 100х200х300 мм), то участник закупки должен представить каждое из значений  показателя размера через символ «х», соответствующее требованиям инструкции.

Все остальные знаки препинания, не указанные в инструкции, применяются по правилам русского языка, математики, физики.

Участнику закупки следует учитывать, что показатели и значения показателей в описании объекта закупки могут быть взаимосвязаны исходя из их физического смысла. Выбирая один из нескольких вариантов показателей товара, значений, характеристик товара согласно требований описания объекта закупки, участник, в зависимости от выбранного им показателя товара, значения, характеристики также должен указать иные, указанные в описании объекта закупки и соответствующие этому товару показатели, значения, характеристики, а   показатели, значения, характеристики, которые не относятся к предлагаемому товару участник не указывает.  В случае отсутствия значений по требуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров, то по данным параметрам участник ставит прочерк «-», либо указывает «не нормируется», либо указывает «отсутствует».

Не подлежит конкретизации такой параметр как нагрузка, значение параметра, указанное заказчиком, является конкретным и не может изменяться. При указании в документации о закупке товарных знаков товаров считать описание объекта с применением слов «или эквивалент.

Во всех других случаях, показатели, указанные в столбце «Требование» не подлежат изменению.

При указании заказчиком показателя товара, который не может изменяться (не подлежит изменению), участнику необходимо указать его в неизменном виде, со всеми словами, символами. Положение об указании показателей в неизменном виде является приоритетным над всеми остальными положениями настоящей инструкции».

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что   неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.

Так согласно письму ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке», которое также по аналогии можно применить к закупкам, проводимым в соответствии с Законом о закупках:

«1. В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:

1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;

2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);

3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;

4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).

2. В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:

1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;

2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.

3. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке».

В рассматриваемом случае, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что участникам закупки не представляется возможным указать достоверные значения требуемых заказчику в документации показателей, так как не установлено надлежащей инструкции по заполнению заявки, что привело к возникновению у участников закупки ошибок технического характера при заполнении и формировании своей заявки.

Указанное обстоятельство, в свою очередь привело к признанию таких заявок несоответствующими установленным заказчиком требованиям, что нарушает правило объективного характера описания объекта закупки. Не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Так, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе было подано 23 заявки, по результатам рассмотрения которых 19 заявок признаны несоответствующими требованиям документации по причине заполнения заявок не в соответствии с инструкцией.

При этом заполнение заявки в части неуказания конкретного показателя в пределах установленного диапазона значений по характеристике «спанбонд» (ООО «Мебель-Маркет», а также указание крайнего значения в пределах допустимого диапазона значений по характеристике «изножье кровати», «ложе кровати» (ООО «Мебельный Вопрос» не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам аукциона.

Установленная заказчиком противоречащая и объемная инструкция по заполнению заявки привела невозможности корректного заполнения своих заявок участниками закупки. Данная инструкция вводит участников закупки при формировании заявки на участие в заблуждение и является скорее основанием для отклонения заказчиком заявки, нежели помогает участникам корректно заполнить свои заявки.

Кроме того, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что заявителями выражено согласие на поставку товара в соответствии с требованиями технического задания.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит

к выводу, что отклонение заявок участников закупки по причине неуказания конкретного показателя в пределах установленного диапазона значений, а также указания крайнего значения в пределах допустимого диапазона значений в нарушение требований установленной заказчиком в документации инструкции по заполнению заявки на участие не соответствует требованиям действующего законодательства.

В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В рассматриваемом случае, отказ комиссии заказчика по закупкам в допуске к участию заявителей по вышеуказанным причинам является неправомерным, носит формальный характер, ограничивает конкуренцию и не отвечает принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, доводы заявителей признаны обоснованными.

Заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пунктов 1.10.1, 3.5.4 Положения.

Однако, учитывая, что по результатам вышеуказанной закупки заключен договор №7/ЭлА/2023 от 08.02.2023г. (реестровый номер – 51655007760230000490000), Комиссия принимает решение предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства заказчику не выдавать.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка может быть недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Татарстанское УФАС России сообщает о возможности заинтересованных лиц, в том числе заявителей обратиться в суд с исковым заявлением о признании заключенного договора недействительным.

Кроме того, установлено, что заказчиком нарушены требования части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалоб заявителей ООО «Мебель-Маркет» (вх. №1029/ж от 01.02.2023г.) и ООО «Мебельный Вопрос» (вх. №1049/ж от 01.02.2023г.) по существу.

Частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (далее в настоящей статье - уведомление). В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты. В случае направления уведомления посредством электронной почты оно направляется организатору торгов, в конкурсную или аукционную комиссию по адресу электронной почты, указанному в извещении о проведении торгов, оператору электронной площадки по адресу электронной почты, указанному на сайте электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", заявителю по адресу электронной почты, указанному в жалобе, по адресам электронной почты, указанным на официальных сайтах уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Уведомление Татарстанского УФАС России о рассмотрении жалоб ООО «Мебель-Маркет» (вх. №1029/ж от 01.02.2023г.) и ООО «Мебельный Вопрос» (вх. №1049/ж от 01.02.2023г.) на действия заказчика Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский государственный медицинский университет Минздрава России» при проведении закупки №32312015562 на предмет: «Право заключения договора на поставку мебели для оснащения общежития №5 расположенного по адресу: г. Казань, ул. Оренбургский тракт, д.142 для нужд ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России» было направлено в адрес заказчика посредством системы электронного документооборота 02.02.2023г. (исх. №АЯ-04/948 от 02.02.2023г., вх. №415 от 02.02.2023г.). Заседание Комиссии было назначено 9 февраля 2023 года.

Однако 08.02.2023г. заказчиком заключен договор на поставку мебели для оснащения общежития №5 расположенного по адресу: г. Казань, ул. Оренбургский тракт, д.142 с победителем закупки на сумму 39 384 530,72 рублей.

Таким образом, заказчиком нарушено требование части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в части заключения договора до рассмотрения жалоб по существу.

Учитывая вышеизложенное, материалы будут переданы для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя ООО «Мебель-Маркет» (вх. №1029/ж от 01.02.2023г.) на действия заказчика Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский государственный медицинский университет Минздрава России» при проведении закупки №32312015562 на предмет: «Право заключения договора на поставку мебели для оснащения общежития №5 расположенного по адресу: г. Казань, ул. Оренбургский тракт, д.142 для нужд ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России» обоснованной.

Признать жалобу заявителя ООО «Мебельный Вопрос» (вх. №1049/ж от 01.02.2023г.) на действия заказчика Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский государственный медицинский университет Минздрава России» при проведении закупки №32312015562 на предмет: «Право заключения договора на поставку мебели для оснащения общежития №5 расположенного по адресу: г. Казань, ул. Оренбургский тракт, д.142 для нужд ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России» обоснованной.

Признать заказчика Федеральное государственное бюджетное образовательного учреждения высшего образования «Казанский государственный медицинский университет Минздрава России» нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», части 19 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», пунктов 1.10.1, 3.5.4 Положения о закупке товаров, работ, услуг Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский государственный медицинский университет Минздрава России».

3. Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать, так как по результатам процедуры закупки заключен договор.

4.         Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны