Постановление №АР-05/1533 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по де... от 20 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АР-05/1533 от 20.02.2024 г.

<…> [должностное лицо] Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 016/04/14.31-152/2024, возбужденного в отношении юридического лица – АО «Альметьевск-Водоканал» (ИНН: 1644034674, КПП: 164401001, ОГРН: 1051605034260, Дата присвоения ОГРН: 08.09.2005,  423450, РТ, Альметьевский р-н, г. Альметьевск, ул. Полевая, 1) по факту нарушения антимонопольного законодательства, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛ:

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В рамках реализации своих функций и целей административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых – недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 (далее — Положение) территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Татарстанское УФАС России) письмом из прокуратуры Республики Татарстан поступило обращение ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» (исх. <…>) по вопросу наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях АО «Альметьевск-Водоканал».

В обращении ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» указывает, что ресурсоснабжающая организация взимает плату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ. Вместе с тем, заявитель отмечает, что осуществляет деятельность, связанную с проектными работами, за компьютером и находится в жилом многоквартирном доме.

По результатам рассмотрения обращения, изучения представленных документов издан Приказ Татарстанского УФАС России № 01/149-к от 03.08.2023г. и создана Комиссия по рассмотрению дела № 016/01/10-1067/2023 в отношении АО «Альметьевск-Водоканал» (ИНН 1644034674) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в начислении ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов.

В ходе рассмотрения дела № 016/01/10-1067/2023 в рамках предоставленных полномочий Комиссией Татарстанского УФАС России было установлено следующее.

АО «Альметьевск-Водоканал» является ресурсоснабжающей организацией, поставляющей жителям и организациям города Альметьевск услуги водоснабжения и водоотведения.

Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 18.11.2022 №588-162/кс-2022 «О корректировке на 2023 год долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение для Акционерного общества «Альметьевск-Водоканал», установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 14.12.2018 № 10-155/кс» установлен тариф на питьевую воду и водоотведение для АО «Альметьевск-Водоканал».

Согласно выписки из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» является деятельность в области архитектуры, связанная с созданием архитектурного объекта.

В соответствии с юридическим и фактическим адресом, ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» размещается в многоквартирном доме, расположенном по адресу: 423455, Республика Татарстан, Альметьевский район, город Альметьевск, ул. Ленина, д. 83.

Между АО «Альметьевск-Водоканал» и ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» заключен Договор холодного водоснабжения и водоотведения № 120 от 01.01.2014г. (далее – Договор № 120).

В соответствии с условиями Договора № 120, АО «Альметьевск-Водоканал» обязуется подавать абоненту холодную (питьевую воду) и принимать сточные воды, контролировать качество сточных вод абонента, а абонент, в свою очередь, обязуется оплатить услуги Общества.

Согласно п. 14 Договора № 120, сумма договора может изменяться исходя из изменения тарифов, изменения объемов отпуска вод, услуг водоотведения.

Так, в 2022 году АО «Альметьевск-Водоканал» начисляло плату ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» по двум счет-фактурам: за услуги по водоснабжению и водоотведению и за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, в 2023 году Общество стало начислять по трем счет-фактурам, дополнительно добавилась счет-фактура за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ.

В соответствии со счет-фактурами № 2608 от 31 января 2023 года, № 5911 от 28 февраля 2023 года, № 9358 от 31 марта 2023 года, № 12855 от 30 апреля 2023 года, № 16405 от 31 мая 2023 года, № 19937 от 30 июня 2023 года, № 23618 от 31 июля 2023 года АО «Альметьевск-Водоканал» начислило ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» плату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в размере 2 039, 72 руб.

Позиция АО «Альметьевск-Водоканал» основывается на следующем «ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» является абонентом, подпадающим под действие пункта 203 Правил № 644, устанавливающего порядок взимания платы для абонентов, осуществляющих определенные виды деятельности или имеющих объекты (нежилые помещения) в многоквартирных домах и объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет менее 30 куб.м. в сутки суммарно по всем канализационным выпускам.

Деятельность ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» является отличной от перечисленных в п. 167 Правил № 644. Однако, деятельность ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» осуществляется во встроенном помещении, находящемся в составе многоквартирного дома № 83 по улице Ленина города Альметьевск РТ, а также не имеет отдельного канализационного выпуска и колодца, что является основанием для начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов. 

Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) определяется по формуле:

Пнорм. сост. = 2 x Т x Qпр1.

где:

К – коэффициент компенсации, равный 2;

Т – тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);

Qпр1 – объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела представитель АО «Альметьевск-Водоканал» отметил, что Постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района от 18 июня № 781 (далее – Постановление № 781) установлены нормативы состава сточных вод для объектов абонентов всех организаций, осуществляющих водоотведение с использованием централизованной системы водоотведения или технологической зоны водоотведения.

Таким образом, по мнению Общества, Постановление № 781 подтверждает законность выставления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект».

Согласно письменным пояснениям Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан «при разработке и принятии Постановления № 781 было учтено постановление Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»…

…Нормативы установлены для всех организаций, если исключения не установлены законодательством…Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определяется по формуле, приведенной в пункте 203 Правил № 644 для объектов абонентов (при наличии любого из условий), в том числе расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем».

Рассмотрев поступившие материалы, изучив позиции сторон, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно пп. «е, т» п. 15 Договора № 120, абонент обязан производить оплату по настоящему договору в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с настоящим договором, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту; соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоотведении, ФЗ N 416), настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно статье 14 ФЗ N 416, по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.

В соответствии частью 1 статьи 30.2 Закона о водоотведении, в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. В отношении загрязняющих веществ, сброшенных в централизованную систему водоотведения, внесение абонентами платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты не осуществляется.

Разделом XV Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила №644) установлен порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, порядок взимания указанной платы, а также порядок уменьшения указанной платы на величину фактически произведенных абонентом затрат на реализацию мероприятий по обеспечению предотвращения превышения нормативов состава сточных вод, включенных в план снижения сбросов.

Согласно п. 194 Правил № 644, в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

В соответствии с п. 167 Правил № 644, в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы состава сточных вод.

Положение, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, не распространяется:

на объекты абонентов, являющиеся жилыми домами, многоквартирными домами (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда;

на иные объекты абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил (за исключением объектов абонентов, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов).

Таким образом, взимание платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод возможно только в отношении объектов абонентов, для которых установлены нормативы состава сточных вод.

В силу п. 203 Правил № 644, для объектов абонентов (при наличии любого из условий):

среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;

с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;

расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;

для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов;

расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) определяется по формуле:

Пнорм. сост. = 2 x Т x Qпр1.

В случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определяется в соответствии с пунктом 197 настоящих Правил.

Таким образом, плата в соответствии с пунктом 203 Правил № 644 может взиматься вне зависимости от вида осуществляемой на объекте деятельности с объектов абонентов со сбросом сточных вод более 30 куб. метров в сутки при отсутствии физической возможности отбора проб сточных вод с объекта абонента отдельно от сточных вод иных абонентов или с объектов абонентов, с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения, либо с объектов абонентов со сбросом сточных вод менее 30 куб. метров в сутки, но при обязательном условии использования данного объекта абонента в целях осуществления определенных («вредных») видов деятельности.

Указанная позиция подтверждается письмом ФАС России №МШ/27138/21 от 07.04.2021 «по вопросам взимания платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод».

Вместе с тем, согласно письму Минстроя России от 06.06.2021 N 23350-ИФ/04 «Об исчислении и взимании платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод», в соответствии с пунктом 203 Правил N 644 расчет платы может производиться организациями, осуществляющими водоотведение, в том числе без результатов контроля состава и свойств сточных вод, при наличии любого из условий, предусмотренных пунктом 203 Правил N 644:

среднесуточный объем сточных вод с объекта абонента составляет менее 30 куб. метров при условии использования объекта абонента в целях осуществления видов деятельности, указанных в абзаце втором пункта 203 Правил N 644;

отсутствие физической возможности отбора проб сточных вод с конкретного объекта абонента (абзацы третий - пятый пункта 203 Правил N 644).

Следует отметить, что взимание платы в соответствии с пунктом 203 Правил N 644 возможно только в отношении тех объектов абонентов, на которые распространяются нормативы состава сточных вод.

Актуальность вышеуказанной позиции подтверждается письмом Минстроя России (исх. <…>) в ответ на запрос Татарстанского УФАС России (исх. <…>).

Необходимо отметить, что согласно акту плановой проверки АО «Альметьевск-Водоканал» от 11.11.2022г., вид деятельности ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» указан как офис.

Согласно приложению 5 к договору № 120, норматив объема отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, установленный для абонента, составляет 90 куб.м в год.

Таким образом, ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» является абонентом с объемом сточных вод менее 30 куб.м в сутки, не осуществляющим «вредные» виды деятельности, перечисленные в пункте 167 Правил № 644, следовательно, не является абонентом в отношении которого установлены нормативы состава сточных вод.

Вместе с тем, важно, что АО «Альметьевск-Водоканал» в отношении ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» также начисляет плату за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения.

В соответствии со счет-фактурами № 1586 от 31 января 2023 года, № 4920 от 28 февраля 2023 года, № 8318 от 31 марта 2023 года, № 11817 от 30 апреля 2023 года, № 15351 от 31 мая 2023 года, № 18890 от 30 июня 2023 года, № 22417 от 31 июля 2023 года АО «Альметьевск-Водоканал» начислило ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» плату за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения в размере 509,96 руб.

Само по себе негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Татарстанское УФАС России отмечает, что действия АО «Альметьевск-Водоканал» по начислению платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения правомерно.

В свою очередь, плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов характеризуется сбросом сточных вод, которые содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод. По смыслу наименования платы очевидно, что данная плата предназначена для объектов-организаций, для которых установлен норматив состава сточных вод.

В такой ситуации начисление ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод по пункту 203 Правил №644 является неправомерным.

Вместе с тем, согласно материалам обращения, ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» направляло в адрес АО «Альметьевск-Водоканал» письмо (исх. <…>) где сообщало о том, что действия АО «Альметьевск-Водоканал» по взиманию платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов в отношении офиса ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект», являющимся нежилым помещением в многоквартирном доме, с суточным объемом сточных вод менее 30 куб.м и видом деятельности (проектные работы), отличном от перечисленных в пункте 167 Правил № 644, являются незаконными. В связи с чем, заявитель просил исключить данную плату из выставляемых счетов и произвести перерасчет за раннее начисленные и оплаченные услуги.

АО «Альметьевск-Водоканал» ответным письмом (исх. <…>) в адрес ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» отметило, что «…Пунктом 203 Правил № 644 определена формула расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод для объектов абонентов…

…Деятельность ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» является отличной от перечисленных в п. 167 Правил № 644. Однако, деятельность ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» осуществляется во встроенном помещении, находящемся в составе многоквартирного дома № 83 по улице Ленина города Альметьевск РТ, а также не имеет отдельного канализационного выпуска и колодца, что также является основанием для начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов. Следует отметить, что что вышеуказанные условия являются самостоятельными основаниями для определнения размера платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод по указанной в данном пункте формуле…».

Таким образом, заявитель извещал АО «Альметьевск-Водоканал» о том, что в отношении него не должна начисляться плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

Необходимо отметить, что в правоотношениях с ресурсоснабжающей организацией ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» не является профессиональным участником рынка услуг по водоотведению, поэтому является более слабой стороной в сделках, в связи с чем, нуждается в особых правовых средствах защиты прав и охраны интересов.

Таким образом, АО «Альметьевск-Водоканал», начисляя плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, извлекло монопольную выгоду и ущемило интересы ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект».

Вместе с тем, согласно информации, полученной от АО «Альметьевск-Водоканал», выручка, полученная АО «Альметьевск-Водоканал» от взимания за платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, в разбивке на 2021-2023гг. выглядит следующим образом:

 

Информация о выручке, полученная АО «Альметьевск-Водоканал» за плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, руб.

2021 год

2022 год

2023 год (январь-июль)

563 264

354 843

8 928 172

 

Исходя из вышеуказанной таблицы наблюдается рост выручки АО «Альметьевск-Водоканал» в рамках платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в 2023 году на 97,7% по сравнению с 2022 годом.

В соответствии с Постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района от 11.12.2013 №4463 «Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «город Альметьевск Альметьевского муниципального района Республики Татарстан», АО «Альметьевск-Водоканал» определен гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «город Альметьевск Альметьевского муниципального района Республики Татарстан».

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к естественно-монопольным видам деятельности. Хозяйствующий субъект, осуществляющий водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, является субъектом естественной монополии.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, АО «Альметьевск-Водоканал» является субъектом естественной монополии, и в силу прямого указания закона, а также решения органа местного самоуправления в лице Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района, занимает доминирующее положение на локальном рынке услуг по водоотведению с использованием централизованных систем в пределах географических границ, определенной зоной действия гарантирующего поставщика АО «Альметьевск-Водоканал».

Учитывая вышеизложенное, Татарстанское УФАС России приходит к выводу, что на АО «Альметьевск-Водоканал» распространяются требования и запреты, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

В силу статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Как следует из изложенного, злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных признаков:

1) доминирующее положение хозяйствующего субъекта;

2) совершение хозяйствующим субъектом действия (бездействия);

3) наступление или возможность наступления негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей;

4) наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий.

Каждая из указанных составляющих злоупотребления доминирующим положением должна быть доказана антимонопольным органом в целях квалификации нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции последствий.

По результатам рассмотрения настоящего дела, Комиссией Татарстанского УФАС России было установлено наличие у АО «Альметьевск-Водоканал»» доминирующего положения на локальном рынке услуг по водоотведению с использованием централизованных систем в пределах географических границ, определенной зоной действия гарантирующего поставщика АО «Альметьевск-Водоканал».

При рассмотрении обстоятельств по делу по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Комиссией Татарстанского УФАС России были изучены действия, совершенные АО «Альметьевск-Водоканал» при начислении платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов.

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что действиями АО «Альметьевск-Водоканал» ущемляются интересы других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, в частности, ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект».

АО «Альметьевск-Водоканал», занимая доминирующее положение на локальном рынке услуг по водоотведению с использованием централизованных систем в пределах географических границ, определенной зоной действия гарантирующего поставщика АО «Альметьевск-Водоканал», в рассматриваемом случае злоупотребило доминирующим положением, с учетом совокупности установленных Татарстанским УФАС России доказательств, содержащихся в материалах дела.

На основании вышеизложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия АО «Альметьевск-Водоканал», занимающего доминирующее положение, при выставлении платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов без установления фактических обстоятельств и наличия правовых оснований свидетельствует о формальном подходе исполнения возложенных на ресурсоснабжающую организацию полномочий, что приводит к необоснованному возложению на потребителя платы и нарушают требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

09 ноября 2023 года Комиссией Татарстанского УФАС России было вынесено заключение об обстоятельствах дела № 016/10/1067/2023, которое было направлено ответчику АО «Альметьевск-Водоканал», а также Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан.

06 декабря 2023 года в адрес Татарстанского УФАС России поступило ходатайство от АО «Альметьевск-Водоканал» (исх. <…>) о рассмотрении дела № 016/01/10-1067/2023 в отсутствие представителя АО «Альметьевск-Водоканал», в связи с невозможностью участия на заседании Комиссии 07 декабря 2023 года в 15 часов 30 минут.

Вместе с тем, письменные возражения на заключение об обстоятельствах дела № 016/01/10-1067/2023 в адрес Комиссии Татарстанского УФАС России представлены не были.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела  ответчиком АО «Альметьевск-Водоканал» не представлены документы и информация о том, что вменяемые нарушения антимонопольного законодательства были вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований норм действующего законодательства, в том числе антимонопольного.

В связи с вышеизложенным, 20 декабря 2023 года по результатам рассмотрения дела № 016/01/10-1067/2023 Комиссией Татарстанского УФАС России АО «Альметьевск-Водоканал» (ИНН 1644034674) признано нарушившим требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в начислении ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов.

В соответствии со ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Административным правонарушением в соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как следует из диспозиции части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, объектом правонарушения являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности, связанные с реализацией ряда конституционных принципов, а именно единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Объективная сторона правонарушения выражена в совершении АО «Альметьевск-Водоканал» действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Объективная сторона правонарушения, совершенного АО «Альметьевск-Водоканал», выразилась в начислении ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов.

Субъектом данного правонарушения является юридическое лицо – АО «Альметьевск-Водоканал».

Применительно к субъективной стороне необходимо принимать во внимание, что с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины Общества, при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от него не зависящих.

Доказательств принятия АО «Альметьевск-Водоканал» всех зависящих от него мер по соблюдению установленных правил и норм в рамках рассмотрения настоящего дела не установлено.

В связи с этим, в деянии АО «Альметьевск-Водоканал» усматривается вина, предусмотренная частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, поскольку у последнего имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но Обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Время совершения АО «Альметьевск-Водоканал» административного правонарушения – с января 2023 года по декабрь 2023 года.

Местом совершения административного правонарушения является Республика Татарстан, Альметьевский р-н, г. Альметьевск.

В целях извещения АО «Альметьевск-Водоканал» о дате, времени и месте составления протокола было направлено уведомление о составлении протокола (исх. <…>) посредством системы электронного документооборота (далее – СЭД) «Практика». Уведомление получено АО «Альметьевск-Водоканал» <…>, о чем свидетельствует присвоенный входящий номер <…> в СЭД «Практика».

25 января 2024 года от АО «Альметьевск-Водоканал» поступила информация (вх.№ <…>) о выручке организации, полученной от оказания услуг водоотведения за 2022 год: 169 107 449,00 руб.

07 февраля 2024 года в адрес Татарстанского УФАС России поступило ходатайство АО «Альметьевск-Водоканал» о составлении протокола об административном правонарушении в отсутствие представителя юридического лица, привлекаемого к ответственности (вх. <…>).

Учитывая вышеизложенное, в день составления протокола (08 февраля 2024 года в 11 часов 00 минут) для участия в административном производстве в Татарстанское УФАС России представитель АО «Альметьевск-Водоканал» не явился.

В день рассмотрения дела об административном правонарушении № 016/04/14.31-152/2024 (15 февраля 2024 года в 10 часов 30 минут) для участия в административном производстве в Татарстанское УФАС России явились представители АО «Альметьевск-Водоканал»: <…> по доверенности <…> (личность удостоверена паспортом) и <…> по доверенности <…> (личность удостоверена паспортом).

В соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения, целью которой является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно статье 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

Оснований, исключающих производство по делу об административном правонарушении, перечень которых установлен статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Срок давности привлечения юридического лица АО «Альметьевск-Водоканал» к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, за нарушение антимонопольного законодательства на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Вместе с тем, по смыслу части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок публичных общественных отношений, связанных с защитой конкуренции.

Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Одним из отличительных признаков малозначительного правонарушения является то, что оно, при формальном наличии всех признаков состава правонарушения, само по себе, не содержит каких-либо угроз для личности, общества и государства.

Таким образом, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

Данное правонарушение не является малозначительным и посягает на общественные отношения в области предпринимательской деятельности, связанные с реализацией ряда конституционных принципов, а именно единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков, в связи с чем, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

Установлено, что АО «Альметьевск-Водоканал» не включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, следовательно, при назначения административного наказания должностным лицом не учитываются особенности, предусмотренные статьей 4.1.2 КоАП РФ.

Согласно п. 2 примечания к статье 14.31 КоАП РФ, при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.2 или 14.33 настоящего Кодекса, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2-7 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность установлен законодателем, как носящий неисчерпывающий характер, что означает обязанность уполномоченного органа учесть в качестве смягчающих обстоятельств, прямо поименованные в ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, и право уполномоченного органа учесть иные, не поименованные в данной статье обстоятельства в качестве смягчающих административную ответственность, исходя из конкретных обстоятельств дела об административном правонарушении.

14 февраля 2024 года в адрес Татарстанского УФАС России поступило ходатайство АО «Альметьевск-Водоканал» (вх. <…>) об учете смягчающих обстоятельств.

Согласно ходатайству, что общество просит при принятии решения по результатам рассмотрения протокола применить следующие смягчающие обстоятельства:

- Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение (п. 1 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ). Стоит отметить, что в соответствии с п. 2 примечания к статье 14.31 КоАП РФ, при назначении административного наказания по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ указанное смягчающее обстоятельство в отношении юридического лица не учитывается.

- Добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение (п. 2 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ). Ответчиком указано, что с 01.08.2023 АО «Альметьевск-Водоканал» добровольно прекратило начисление платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов объектам абонентов, в том числе ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект», в отношении которых не установлен норматив состава сточных вод.

- Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения (п. 5 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ).

Согласно ходатайству, 29.12.2023 АО «Альметьевск-Водоканал» предотвратило последствия административного правонарушения, произведя абонентам, в том числе ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» перерасчет оплаты за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за ранее начисленные периоды в размере 1 716 руб. 66 коп. посредством перевода указанной суммы на услуги водоснабжения и водоотведения.

Должностным лицом установлено, что по результатам рассмотрения дела №016/01/10-1067/2023, 20 декабря 2023 года в отношении АО «Альметьевск-Водоканал» было выдано предписание (исх. № <…>), согласно которому АО «Альметьевск-Водоканал» в течение 30 дней с момента получения настоящего предписания надлежало прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно прекратить начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов объектам абонентов, в том числе ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект», в отношении которых не установлен норматив состава сточных вод.

17 января 2024 года в адрес Татарстанского УФАС России поступило письмо АО «Альметьевск-Водоканал»» (вх. <…>), согласно которому с 01.08.2023 начисление платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов объектам абонентов, в том числе ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект», в отношении которых не установлен норматив состава сточных вод не производится. 

За период с 31.01.2023 по 31.07.2023 Обществом начислена ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в размере 2 039 руб. 72 коп. Оплачено ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» 1 716 руб. 66 коп. 29 декабря 2023 года АО «Альметьевск-Водоканал» абоненту ЗАО ПК «Татсельхозхимпроект» произвел перерасчет.

Таким образом, предписание по делу №016/01/10-1067/2023 было надлежаще исполнено АО «Альметьевск-Водоканал».

Учитывая вышеизложенное, должностное лицо Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что действия АО «Альметьевск-Водоканал» по произведению перерасчета являются добровольным исполнением до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль (п. 7 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ). Следовательно, основания для применения смягчающего обстоятельства, предусмотренного п. 5 ч.1 ст. 4.2 КоАП РФ, отсутствуют.

По результатам рассмотрения ходатайства АО «Альметьевск-Водоканал», а также фактических обстоятельств, установленных по результатам рассмотрения дела № 016/01/10-1067/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, должностным лицом Татарстанского УФАС России установлены следующие обстоятельства, смягчающие административную ответственность:

- добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение (п. 2 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ).

- оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении (п. 4 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ);

- добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль (п. 7 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ).

- Кроме того, должностное лицо приходит к выводу о том, что в отношении АО «Альметьевск-Водоканал» применимо следующее обстоятельство, смягчающее административную ответственность, а именно совершение административного правонарушения впервые.

Согласно п. 3 примечания к статье 14.31 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.2 или 14.33 настоящего Кодекса, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 настоящего Кодекса, а также следующие обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

1) совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год;

2) причинение в результате совершения административного правонарушения ущерба гражданам, организациям или государству в размере более одного миллиона рублей либо извлечение в результате совершения административного правонарушения дохода в размере более пяти миллионов рублей;

3) совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.8 настоящего Кодекса, если за это административное правонарушение лицо уже подверглось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса. Данное обстоятельство может быть применено только к тому административному правонарушению, в рамках дела о котором были истребованы сведения (информация), необходимые для расчета размера административного штрафа.

При рассмотрении дела № 016/04/14.31-152/2024 в отношении АО «Альметьевск-Водоканал» обстоятельства, отягчающие административную ответственность, должностным лицом не установлены.

 Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, должностным лицом Татарстанского УФАС России также не установлено.

Татарстанским УФАС России установлено, что сумма выручки Общества за 2022 год, полученная от оказания услуг водоотведения, составляет 169 107 449 рублей без НДС.

Таким образом, сумма минимального размера административного штрафа за административное правонарушение, обстоятельства которого рассматриваются в рамках настоящего дела об административном правонарушении, совершенного ООО «Строймастер», составляет 507 322,35 рублей.

Сумма максимального размера административного штрафа за административное правонарушение, обстоятельства которого рассматриваются в рамках настоящего дела об административном правонарушении, совершенного ООО «Строймастер», составляет 5 073 223,47 рублей.

Размер административного штрафа, рассчитанного в соответствии с пунктом 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ, составляет 2 790 272,91 рублей.

Согласно части 4 статьи 14.31 КоАП РФ, при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Следовательно, за одно смягчающее обстоятельство размер административного правонарушения подлежит уменьшению на: (5 073 223,47 – 507 322,35) / 8 = 4 565 901,12 / 8 = 570 737,64 руб.

Учитывая факт установления должностным лицом четырех смягчающих обстоятельств, размер административного штрафа был подлежит снижению на 2 282 950,56 руб. и составляет:

2 790 272,91 – 4 * 570 737,64 = 2 790 272,91 – 2 282 950,56 = 507 322,35 руб.

Учитывая вышеизложенное, должностным лицом принято решение о назначении наказания в виде административного штрафа в размере 507 322 (пятьсот семь тысяч триста двадцать два) рублей 35 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь статьями: ст.ст. 1.2, 2.9, 3.5, 4.1, 4.1.2, 4.2-4.3, 4.5, 14.31, 24.5, 23.48, 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1.Признать юридическое лицо АО «Альметьевск-Водоканал» (ИНН: 1644034674, КПП: 164401001, ОГРН: 1051605034260, дата присвоения ОГРН: 08.09.2005, 423450, РТ, Альметьевский р-н, г. Альметьевск, ул. Полевая, 1) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

2. Применить в отношении АО «Альметьевск-Водоканал» меру ответственности в виде административного штрафа в размере 507 322 (пятьсот семь тысяч триста двадцать два) рублей 35 копеек.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 32.2 КоАП РФ, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.                          

Сумма административного штрафа должна быть перечислена по следующим реквизитам:

Получатель

УФК по РТ (Татарстанское УФАС России л/с 04111475540)

ИНН

1653003714

КПП

165501001

Банк получателя (реквизит 13)

ОТДЕЛЕНИЕ-НБ РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН БАНКА РОССИИ//УФК по Республике Татарстан                  г. Казань

БИК (реквизит 14)

019205400

Номер счета банка получателя средств (реквизит 15)

40102810445370000079

Номер счета получателя средств (реквизит 17)

03100643000000011100

КБК

16111601141010031140

Назначение платежа – УИН

<…>

Назначение платежа – УИН <…> денежное взыскание (штраф) по делу № 016/04/14.31-152/2024 за нарушение антимонопольного законодательства.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшее постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральном законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

[должностное лицо]             <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны