Решение №04-04/10096 Решение по делу №016/10/18.1-1252/2022 от 11 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/10096 от 11.08.2022 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика Общества с ограниченной ответственностью  «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 08.08.2022 №101/22), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 02.06.2022 №82/22), представителей заявителя Общества с ограниченной ответственностью «ВЗГ» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 05.08.22 №12), рассмотрев, поступившую через центральный аппарат ФАС России жалобу ООО «ВЗГ» (вх.№9926/ж от 02.08.2022г.) на действия ООО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ» при проведении закупки №2450433 на предмет:             Выполнение работ по капитальному ремонту опорных подкрановых путей мостового крана рег.№ К-31 размещенной на сайте https://www.rts-tender.ru/,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении запроса цен в электронной форме №2450433 было размещено на сайте https://www.rts-tender.ru/ – 15.07.2022 15:45 (по МСК), в измененной редакции - 22.07.2022 12:22 (по МСК).

Заказчик  - ООО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ».

Начальная (максимальная) цена договора – 72 638 869,01 (Российский рубль).

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениям норм действующего законодательства, а именно, что указание в технической документации информации о том, что несущие детали моста и ограждений должны быть собраны при помощи заклепочных соединений, материал изготовления-сплав AMr3M и не допускается применение моста со сварной конструкцией - является необоснованным ограничением числа участников закупки.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно Письму ФАС России от 25.06.2019 N МЕ/53183/19 "О принятии антимонопольным органом в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" жалобы к рассмотрению, поданной лицом, не являющимся участником закупки" жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции и Разъяснениями ФАС России, а также с учетом того, что жалоба в контролирующий орган была подана в установленные сроки (дата окончания срока подачи заявок – 29.07.2022 г.; в центральный аппарат ФАС России жалоба подана 29.07.2022 г., т.е. до окончания срока подачи заявок), Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупке являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1)информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3)целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4)отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ», принятого решением единственного участника №45 от 10.06.2022г. (Приложение №1, далее – Положение о закупках).

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки.

Согласно части 3.2. статьи 3 Закона N 223-ФЗ неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ.

Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются Положением о закупке.

Таким образом, действующим законодательством заказчику предоставлено право самостоятельно определять способы закупки товаров (работ, услуг) в соответствии с Положением о закупках.

Согласно пункту 3.1.2.2. Положения о закупке, тендер является неконкурентной закупкой.

В соответствии с пунктом 5.6 Положения о закупке Заказчик вправе провести закупку товаров, работ, услуг путем проведения тендера в случае указания конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов и производителей товара, исходя из своих потребностей.

Порядок проведения тендера определен в разделе 14 Положения о закупке Заказчика. В связи с изложенным, Заказчик вправе не применять правила описания предмета конкурентной закупки при составлении документации о тендере, определенные частью 6.1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ.

Так, в техническом задании №2 на поставку, монтаж и пусконаладку оборудования первичных отстойников Производства районных очистных сооружений ООО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ» установлены одни из следующих требований и характеристик:

 

6. Основные технико-экономические характеристики и показатели объекта

Существующее положение:

1. Производительность ПРОС:

- проектная

- 380 тыс м3/сут.

- фактическая

 

min

- 110 тыс. м3/сут.

max

- 380 тыс. м3/сут.

средняя

- 180 тыс. м3/сут.

2. Первичные отстойники предназначены для удаления из сточных вод грубодисперсных нерастворенных примесей, которые под действием гравитационной силы оседают на дно или всплывают на поверхность.

Первичный радиальный отстойник представляет собой железобетонный резервуар диаметром 40 м.

Стоки подаются в центр отстойника по трубе, имеющей на конце отражательный стакан, который обеспечивает быстрое затухание скорости входящего потока и равномерное распределение стоков по поперечному сечению отстойника. Стоки, равномерно движущиеся от центра к периферии с максимальной скоростью 7 мм/сек., освобождаются от взвеси и собираются в сборный лоток по диаметру отстойника.

В центре отстойника размещена подвижная ферма, к которой прикреплены илоскребы и щиток, нижняя часть которого погружена в воду на 6 – 10 см. Ферма вращается   со скоростью 1 – 2 об/час.  Скребки сгребают осадок к центральной части, где расположен приямок для осадка.  Из приямка осадок 1 раз в сутки откачивается насосом и направляется на обезвоживание в ЦМОО или на иловые поля. Для лучшего и полного сгребания осадка в приямок, днище отстойника имеет уклон от периферии к центру 0,01 на 1 пог.м.

Для сбора удаляемых с поверхности воды всплывающих веществ отстойник оборудован жироловкой, верхний борт которой постоянно находится выше уровня воды. При движении фермы щиток гонит перед собой всплывшие загрязнения и в момент прохождения над жироловкой потопляет ее стенку. В затопленном состоянии жироловка находится до тех пор, пока над ней проходит щиток. В это время вместе с потоком воды в жироловку попадает значительная часть плавающих веществ, которые затем удаляются в жиросборник, оборудованный уровнемером предельного уровня. Из жиросборника отстоявшаяся вода перекачивается в распредчашу, а осадок периодически (1-2 раза в год) вычищается и вывозится на полигон ТБО.

8. Характеристики основного оборудования для первичных отстойников

Для первичных отстойников применить илоскреб в количестве 2 шт.

Тип илоскрёба – скребковый, с круговым движением фермы и механизированным удалением из сточной воды осадка в приямок.

Технические характеристики:

Наименование параметра

Значение

Диаметр отстойника, м

40

Гидравлическая глубина отстойника, м

4

Диапазон рабочих температур, °С

-40…+40

Климатическое исполнение по ГОСТ 15150

УХЛ 1

Частота вращения моста, об/час

0,8 ÷ 1,5

Общая масса оборудования, кг, не более

11440

Тип соединения скребковой системы

Шарнирный

Предназначение скребков

Для удаления осадка со дна и с приямка отстойника.

Материалы

Мост

Нержавеющая сталь марки AISI 304

Пешеходное покрытие моста

Решетчатый настил из полимерного материала, устойчивого к ультрафиолетовому излучению и низким температурам.

Скребковые крылья

Нержавеющая сталь марки AISI 304, резина ТМКЩ

Колеса

Цельнолитые резиновые шины Continental

Шкаф управления

Нержавеющая сталь марки AISI 304 или стеклоэпоксидный армированный полиэстер

Остальные части (кроме подшипников)

Нержавеющая сталь марки AISI 304

   Требования к оборудованию:

Несущие детали моста и ограждений собраны при помощи заклепочных соединений, материал изготовления – сплав АМг3М. Не допускается применение моста со сварной конструкцией.

 

 

Согласно доводам жалобы ООО «ВЗГ» в п. 8 "Характеристики основного оборудования для первичных отстойников" имеются противоречия, а именно: в разделе «Материалы» указано: что Мост должен быть сделан из нержавеющей стали марки AISI 304, в то же время в "Требования к оборудованию" указано: несущие детали моста и ограждений собраны при помощи заклепочных соединений, материал изготовления-сплав AMr3M, а не нержавеющая сталь марки AISI 304. Не допускается применение моста со сварной конструкцией. В связи с чем, заявитель полагает, что данные формулировки указывают на противоречия в закупочной документации.

По мнению заявителя, сварная конструкция из нержавеющей стали прочнее и надежнее, чем из сплава AMr3M. Заявитель полагает, что указание в технической документации то, что несущие детали моста и ограждений должны быть собраны при помощи заклепочных соединений, материал изготовления-сплав AMr3M и не допускается применение моста со сварной конструкцией - является необоснованным ограничением числа участников закупки и указанное требование технического задания имеет признаки нарушения целей и принципов, установленные ст. 1, 3 ФЗ №223-ФЗ. Кроме того, заявитель указал на то, что им было подано три запроса на разъяснения, на один из которых ответ от Заказчика не поступил.

Заказчик, в свою очередь отметил, что заявителем неверно трактуются требования технического задания, а мнение заявителя о наличии противоречий в техническом задании закупочной документации является ошибочным. Заказчик пояснил, что материал изготовления из сплава Amr3M определён Заказчиком в отношении заклепочных соединений, а не в отношении несущих деталей моста и ограждений. Довод заявителя о необходимости обоснования неприменения моста со сварной конструкцией ООО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ» считает некорректным, так как в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ Заказчик вправе самостоятельно определять предмет и условия закупки в соответствии с собственными потребностями.

Изучив представленные материалы дела, письменные и устные пояснения сторон антимонопольный орган пришел к выводу о признании жалобы ООО «ВЗГ» необоснованной в связи со следующим.

Исполнение договора в части сборки несущих деталей моста и ограждений при помощи заклепочных ограждений из сплава Amr3M не являются невыполнимыми условиями для участников закупки и не требуют от участников закупки наличия специальных разрешений или исключительных прав и возможностей. Более того, пунктом 1.5 проекта договора закупочной документации предусмотрена возможность подрядчика привлекать к исполнению договора третьих лиц (субподрядчиков).

Поданная жалоба фактически означает принуждение заказчика к внесению изменений в техническое задание, проведению новых экономических расчетов и в конечном счете к проведению новой закупочной процедуры.

В то же время, заявителем, не представлено никаких доказательств нарушения своих прав и интересов проведенной закупкой, в которой он не участвовал. Более того, закупочная комиссия при проведении закупки не имела возможность проверить заявку участника и самого участника на соответствие требованиям закупочной документации. Поданная жалоба содержит только требование о внесении изменений в техническое задание, однако никаких подтверждений преимуществ сварной конструкции над заклепочными соединениями со ссылками на нормативные акты, технические регламенты в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании и на документы, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, заявителем не представлено.

Напротив, заказчиком в ходе заседания комиссии были даны пояснения относительно указания требования о сборе несущих деталей моста и ограждений при помощи заклепочных соединений. Так, заказчик указал на то, что данный вид соединений обеспечивает высокую стойкость и менее подвержен риску коррозии.

Кроме того, антимонопольным органом были изучены запросы на разъяснения, поданные ООО «ВЗГ» и установлено следующее.

Ответы на все поступившие запросы ООО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ» своевременно опубликовывал на электронной площадке РТС- тендер, в том числе и на запрос, который по мнению Заявителя оставлен без ответа.

На запрос Заявителя №454057 с просьбой разъяснить несоответствие по материалу исполнения моста в техническом задании №2 и внести изменение в документацию (Приложение №2 (запрос №454057), ответ был направлен Заявителю посредством электронной площадки РТС-тендер от 29.07.2022г. следующего содержания:

«Согласно техническому заданию №2, мосты должны быть из нержавеющей стали марки AISI-304. Сами заклепочные соединения, материал изготовления – сплав Amr3M, что дает устойчивость к агрессивной среде чем сварные швы, а также пространственную жесткость, возможность производить сегментную замену узлов» (Приложение №3 (ответ №3).

Антимонопольный орган также отмечает, что при проведении закупочных процедур заказчик не ограничен в вопросах формирования системы закупок, позволяющей выявить участника закупки, способного своевременно и качественно удовлетворить потребности заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)).

Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют Заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции. Установленные заказчиком требования в техническом задании в равной мере применяются ко всем потенциальным участникам закупки. Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции. Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Преобладающим фактором при формировании условий документации о закупке является потребность заказчика в определенном товаре (работе, услуге), что согласуется с целями и принципами правового регулирования Закона о закупках.

Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников торгов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.

Законодатель наделил заказчика правом самостоятельно устанавливать требования к претендентам, к составу их заявок и определять перечень документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям.

Включение в документацию о закупке требования о сборе несущих деталей моста и ограждений при помощи заклепочных соединений обусловлено потребностями Заказчика.

Вместе с тем, потребности непосредственного заказчика являются определяющим фактором при формировании технического задания, определения победителя закупки и приемки работ и услуг.

Довод заявителя признан необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «ВЗГ» (вх. №9926/ж от 02.08.2022г.) на действия ООО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ» при проведении закупки №2450433 на предмет: Выполнение работ по капитальному ремонту опорных подкрановых путей мостового крана рег.№ К-31 размещенной на сайте https://www.rts-tender.ru/, необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны