Решение №04-04/18719 Решение по делу № 016/07/4-2178/2019 от 17 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/18719 от 17.12.2019 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика ПАО «Казанский вертолетный завод» – <…> (доверенность от 29.12.2018г. №16 А А 4978080), <…>  (доверенность от 29.12.2018г. №16 АА 4978033), в присутствии представителя заявителя ООО «Идея» - <…>  (директор), рассмотрев после перерыва жалобу ООО «Идея» (вх. №19335/ж от 28.11.2019г.) на действия заказчика ПАО «Казанский вертолетный завод» при проведении закупки №31908396569 на предмет: «1616-2019-00665 Выполнение работ по проведению аудита малярного производства и окрасочного оборудования, проведению обучения производственного персонала и осуществлению контроля за выполнением персоналом Заказчика работ по подготовке поверхности вертолетов типа Ансат, типа Ми-8/17, типа Ми-38»,

УСТАНОВИЛА:

Дата размещения текущей редакции извещения конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №31908396569 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru - 14.10.2019 года.

Заказчик – ПАО «Казанский вертолетный завод».

Начальная (максимальная) цена контракта – 16 868 887,30 руб.

Предмет закупки - 1616-2019-00665 Выполнение работ по проведению аудита малярного производства и окрасочного оборудования, проведению обучения производственного персонала и осуществлению контроля за выполнением персоналом Заказчика работ по подготовке поверхности вертолетов типа Ансат, типа Ми-8/17, типа Ми-38.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил устные и письменные пояснения.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации по закупке приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя о неправомерном решении заказчика об отклонении заявки заявителя ООО «Идея».

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Закупочная деятельность заказчика регулируется Единым Положением о закупке Государственной корпорации «Ростех» (в соответствии с решением ПАО «КВЗ» о присоединении к Положению в редакции от 30.04.2019г.) (далее – Положение).

В соответствии с пп.1 п. 10.4.6 Положения заказчик вправе установить 10.4.6 квалификационные требования к участникам при проведении закупки работ, услуг, НМЦ которой составляет 10 000 000 рублей с НДС и более.

В соответствии с пп. 8 п. 12.6.9 Положения заявка должна быть подготовлена в соответствии с требованиями документации о закупке и содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника процедуры закупки квалификационным требованиям, установленным в документации о закупке, в случае если в соответствии с настоящим Положением в документации о закупке были установлены квалификационные требования и перечень подтверждающих документов был указан в документации о закупке.

В соответствии с пп.1 п. 12.8.5 Положения закупочная комиссия отклоняет заявку участника процедуры закупки за непредставление в составе заявки документов и сведений, предусмотренных документацией о закупке; нарушение требований документации о закупке к содержанию заявки; не допускается отказ в допуске участнику закупки за непредставление документа, предусмотренного подп. 12.6.9(10), 12.6.10(9) Положения, в случае проведения закупки согласно подп. 19.16.3(1) Положения.

В соответствии с пунктом 4.15.11 конкурсной документации о закупке ЗК отклоняет заявку участника закупки по следующим основаниям:

непредставление в составе второй части заявки документов и сведений, предусмотренных приложением №3 к информационной карте; нарушение требований подраздела  к содержанию и составу второй части заявки;

несоответствие участника закупки, в том числе несоответствие лиц (одного или нескольких), выступающих на стороне одного участника закупки, требованиям, установленным в разделе и пунктах информационной карты;

наличие в составе второй части заявки недостоверных сведений.

Отклонение заявки участника закупки по иным основаниям не допускается.

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок 31908396569-0 от 19.11.2019г. заявка заявителя (№77473) была признана несоответствующей требованиям и отклонена по следующему основанию:

«1)Положения заявки несоответствующей требованиям документации о закупке: предложение участника не соответствует квалификационным требованиям. В составе заявки отсутствует справка, о наличии опыта по форме подраздела 1.3 (форма 7) и обязательных приложений к ней.

2)Положения документации о закупке, которым не соответствует положения заявки: П. 3.1. Приложения №1 к информационной карте;

3)Основание для отклонения заявки (пункт и подпункт документации о закупке): п. 4.15.14 «Рассмотрение заявок (вторых частей заявок). Квалификационный отбор участников закупки» п. п. 4.15.12 (11)».

В ходе анализа документации установлено наличие расхождений при установлении требований к участникам закупки, а именно следующие несоответствия:

Пунктом 18 информационной карты квалификационные требования к участникам закупки не установлены.

Между тем, в пункте 3 «квалификационные требования к участникам закупки» приложения №1 к информационной карте установлено требование о наличии опыта успешной поставки продукции сопоставимого характера и объема. Под продукцией сопоставимого характера для целей настоящей документации понимается выполнение работ по окраске авиационных техник за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке работ, соответствующих предмету договора и в отношении той же группы работ, на выполнение которых заключается договор. Документом, подтверждающим соответствие установленным требованием является справка о наличии опыта по форме подраздела, включая обязательные приложения к ней: копия исполненного контракта (договора) и копия акта (актов) выполненных работ.

Таким образом, заказчиком при формировании документации и установлении квалификационных требований к участникам закупки были допущены нарушения, которые могли ввести потенциальных участников в заблуждение при заполнении заявок и привести к необоснованному отклонению, учитывая наличие разных противоречащих друг другу сведений в части порядка установления квалификационных требований (их отсутствие в п.18 информационной карты и их наличие в п.3 приложения №1 к информационной карте.

Кроме того, Комиссия по результатам анализа приходит к выводу, что заказчиком нецелесообразно установлено квалификационное требование о наличия опыта выполнения работ по окраске авиационных техник, учитвая, что предметом рассматриваемой закупки является выполнение работ по проведению аудита малярного производства и окрасочного оборудования, проведению обучения производственного персонала и осуществлению контроля за выполнением персоналом Заказчика работ по подготовке поверхности вертолетов. То есть, предмет опыта работ не связан с предметом проводимой закупки.

На основании изложенного, Комиссиия приходит к выводу о допущении Заказчиком нарушения требований части 6 статьи 3, пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках при установлении квалификационных требований к участникам при формировании и утверждении конкурсной документации.

Довод заявителя признан обоснованным.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка может быть недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, учитывая, что по результатам вышеуказанной закупки заключен договор №665 от 02.12.2019г. с ООО «ФЛАЙТЕКГРУПП», Комиссия Татарстанского УФАС указывает на необходимость принятия заказчиком самостоятельных мер по расторжению заключённого договора.

Любое заинтересованное также вправе осуществить возможность расторжения вышеуказанного договора путем обращения в суд с исковым заявлением.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Идея» (вх. №19335/ж от 28.11.2019г.) на действия заказчика ПАО «Казанский вертолетный завод» при проведении закупки №31908396569 на предмет: «1616-2019-00665 Выполнение работ по проведению аудита малярного производства и окрасочного оборудования, проведению обучения производственного персонала и осуществлению контроля за выполнением персоналом Заказчика работ по подготовке поверхности вертолетов типа Ансат, типа Ми-8/17, типа Ми-38» обоснованной.

Признать заказчика ПАО «Казанский вертолетный завод» нарушившим требования части 6 статьи 3, пункта 2 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Заказчику ПАО «Казанский вертолетный завод» предпринять самостоятельные меры, направленные на расторжение заключённого договора №665 от 02.12.2019г. с ООО «ФЛАЙТЕКГРУПП» по результатам проведения закупки №31908396569.

Указать о возможности любого заинтересованного лица осуществить расторжение заключённого договора №665 от 02.12.2019г. с ООО «ФЛАЙТЕКГРУПП» по результатам проведения закупки №31908396569 путем обращения в суд с исковым заявлением.

 В течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня получения настоящего решения заказчику представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан доказательства исполнения мер, направленных на расторжение заключённого договора.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны