Решение №АЯ-04/13341 Решение по делу № 016/07/3-1753/2023 от 14 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/13341 от 14.12.2023 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика АО «Татэнерго» - <…> – [должностное лицо] (по доверенности), <…> – [должностное лицо] (по доверенности), в отсутствие представителей заявителя ИП Кирилова М.В., о времени и месте рассмотрения жалоб уведомленных надлежащим образом, рассмотрев по видеоконференции жалобы заявителя ИП Кирилова М.В. (вх. №12808/ж, 12790/ж, 12810/ж, 12809/ж от 30.11.2023г.) на действия заказчика АО «Татэнерго» при проведении закупок №32313004661, 32313004531, 32313004534, 32313004713

У С Т А Н О В И Л А:

Извещения о проведении закупок №№32313004661, 32313004531, 32313004534, 32313004713 были размещены в ЕИС 24.11.2023 года.

Способ проведения закупок - Открытый запрос цен в электронной форме.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупки проводятся с нарушением норм действующего законодательства.

Объект закупок:

№32313004661 - Оказание транспортных услуг для нужд филиала АО «Татэнерго», расположенного в городе Нижнекамск;

№32313004531 - Оказание транспортных услуг для нужд филиалов АО «Татэнерго», расположенных в городе Набережные Челны;

№32313004534 - Оказание транспортных услуг для нужд Управления и филиалов АО «Татэнерго», расположенных в городе Казань;

№32313004713 - Оказание транспортных услуг для нужд филиала АО «Татэнерго», расположенного в городе Заинск.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобах не согласился, представил письменные и устные пояснения и материалы по закупкам, которые приобщены к материалам настоящего дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупке АО "Татэнерго".

Относительно довода заявителя об объединении в один лот транспортных средств разных направлений деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

По мнению заявителя в рассматриваемых закупках Заказчиком неправомерно объединяется в один лот применение транспортных средств разных направлений деятельности (легковые ТС, автобусы, грузовой автотранспорт, специальная техника и механизмы), учитывая, что на каждый вид транспортного средства требуются специальные отдельные виды разрешений и лицензий, что в конечном итоге влияет на круг участников торгов.

Из представленных пояснений и документов Заказчиком вытекали следующие обстоятельства, обосновывающие причину установления оспариваемых заявителем требований.

АО «Татэнерго» осуществляет свою деятельность, в том числе через филиалы, которые находятся как в одном городе с Обществом, так и в других городах в пределах Республики Татарстан.

В целях исключения необоснованного укрупнения предмета закупки, АО «Татэнерго» осуществляет отдельные закупки на оказание транспортных услуг в каждом городе присутствия.

Требования к предмету закупки сформированы исходя из потребности АО «Татэнерго» и филиалов в соответствующих городах на основании производственной необходимости использования автотранспортных средств и спецтехники, экономической обоснованности закупки, выстраивания соответствующего бизнес-процесса с учетом анализа перспективной потребности в транспорте, основанного на фактической потребности предыдущих лет.

Специфика деятельности энергетических станций и тепловых сетей предусматривает ежедневное использование автотранспортных средств и спецтехники для доставки оперативного, дневного персонала, перевозки оборудования, доставки материалов и запасных частей, а в случае возникновения аварийных ситуаций, требуется мобилизация транспортных средств в границах города осуществления производственной деятельности филиала для устранения последствий аварий, предотвращения негативных последствий.

Для обеспечения указанных потребностей Общества в транспортных услугах в рамках определенных временных промежутков важно обеспечить единую диспетчеризацию всех предоставляемых транспортных средств.

Выполнение данной задачи и эффективного удовлетворения нужд заказчика может быть обеспечена только путем закупки всего необходимого парка транспортных средств в соответствующем городе присутствия у одного исполнителя услуг.

Предмет каждой закупки формировался с учетом анализа потребности предыдущих лет каждого филиала и Управления АО «Татэнерго» по принципу разумного, минимально необходимого обеспечения всеми видами автотранспортных средств и спецтехники в каждом лоте исходя из специфики производственной деятельности и задействованности всех видов транспорта одновременно и ежесуточно (легковой транспорт, автобусы, специальная техника, грузовой транспорт).

Дополнительно в ходе заседания Комиссии Заказчиком было указано на то, что закупочная документации по всем размещенным закупкам также предусматривает возможность подачи заявки от коллективного участника (п.6.2. Документации о закупке), а также привлечение соисполнителей, а именно (пп.2 п.11 Технического задания Приложение №1 к Документации о закупке). Факт наличия таких требований в документации был направлен расширение числа участников.

2.Относительно довода заявителя о включении в закупки технологически и функционально не взаимосвязанных между собой услуг.

В обоснование указанной позиции заявителя Заказчиком были даны следующие пояснения и документы.

Предметом рассматриваемых закупок является единственный вид услуг - транспортные услуги. Требования к иным видам услуг или работ в закупочной документации установлены Заказчиком не были.

Целью проводимых закупок является удовлетворение потребности заказчика в транспортных средствах, которые участвуют в едином технологическом процессе производства электрической и тепловой энергии. В обоснование изложенного, Заказчиком приведен пример, когда требуется одновременно выезд персонала для устранения аварии, применение необходимой спецтехники для устранения такой аварии, автотранспорт для подвоза персонала, если происходит задержка или сбой в предоставлении автотранспорта или спецтехники, что в целом дает в последующем позволяет своевременно приступить к работам. Объединение в один лот различного вида транспорта продиктовано единым непрерывным производственным и технологическим процессом и необходимостью поочередного использования транспорта в этом процессе. 

Технологическая и функциональная взаимосвязь подтверждается единой классификацией предмета закупки по ОКПД2 - 52.21.29 Услуги, связанные с автомобильным транспортом, прочие п по ОКВЭД2 - 52 Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность.

Комиссия по результатам совокупного анализа приходит к следующим выводам.

Все участники закупки находятся в равных условиях относительно требования о поставке товара, соответствующего условиям документации.

Кроме того, правовая позиция Президиума Верховного Суда РФ, а именно, п.6 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) указывает следующее:

«Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера».

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, требования, установленные заказчиком в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке.

В описании объекта закупки Заказчиком были указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки и не установлены требования или указания в отношении конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара. В документации о закупке были отражены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Установленные показатели и характеристики по позициям были обусловлены необходимостью удовлетворения потребностей общества, в связи с производственной необходимостью и применены в равной степени ко всем участникам закупки, намеревающимся принять участие.

Возможность устанавливать условия поставки товара, выполнения работ, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Соответственно, заказчик вправе установить такие условия поставки, выполнения работ, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.

В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.

Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар на условиях, соответствующих потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта были сформулированы Заказчиком в непротиворечие с требованиями Закона о закупках, с учетом потребностей Заказчика, исходя из специфики деятельности.

Учитывая, что Заявителем не представлено достаточных доказательств, подтверждающих изложенное в жалобах, доводы Заявителя не находит своего подтверждения и признаны необоснованными.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобы заявителя ИП Кирилова М.В. (вх. №12808/ж, 12790/ж, 12810/ж, 12809/ж от 30.11.2023 г.) на действия заказчика АО «Татэнерго» при проведении закупок №32313004661, 32313004531, 32313004534, 32313004713 необоснованными.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны