Решение №АЯ-04/5720 Решение по делу № 016/07/3-801/2023 от 5 июня 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх. №АЯ-04/5720 от 05.06.2023 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |
в присутствии представителя заказчика МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДА КАЗАНИ "ВОДОКАНАЛ" – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 18.10.2022 г. №34-0/28501), <…> – [должностное лицо] (доверенность №34-0/28499 от 18.10.2022 г.) представителя заявителя ООО «Техника» – <…> – [должностное лицо], рассмотрев посредством видеоконференции жалобу ООО «Техника» (вх. №5113/ж от 23.05.2023 г.) на действия заказчика МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДА КАЗАНИ "ВОДОКАНАЛ" при проведении закупки №32312381508 на предмет: Поставка мини-погрузчика с навесным оборудованием,
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона в электронной форме №32312381508 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 15.05.2023 года.
Заказчик – МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДА КАЗАНИ «ВОДОКАНАЛ».
Начальная (максимальная) цена договора – 5 310 000,00 рублей.
Суть жалобы, по мнению заявителей, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства, а именно заказчиком неправомерно установлены конкретные характеристики товара.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, на заседании Комиссии представил устные и письменные пояснения, а также материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации по закупке приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
При проведении обжалуемой закупки заказчик руководствовался Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Муниципального унитарного предприятия г. Казани "Водоканал" (далее – Положение).
Согласно положениям Извещения, закупка осуществляется способом - Аукцион в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках Конкурентные закупки осуществляются следующими способами: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).
Согласно пункту 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках При описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
Исходя из доводов жалобы заявителя следует, что заказчиком при описании объекта закупки по ряду показателей не установлен диапазон значения показателя, что приводит к ограничению числа товара, который может быть предложен к поставке.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, пояснив, что установленные в документации характеристики, были указаны исходя из потребностей заказчика. Установление иных характеристик товара может привести к невозможности использования такого товара заказчиком.
Комиссия Татарстанского УФАС России изучив доводы жалобы заявителя, пояснения заказчика, положения Извещения приходит следующему выводу.
В соответствии с положениями Извещения, установлено, что предметом закупки является: Поставка мини-погрузчика с навесным оборудованием.
Указанный мини-погрузчик должен иметь следующие характеристики:
№ п/п |
Наименование поставляемого товара |
Технические, качественные и функциональные характеристики поставляемого товара и требования к поставляемому товару |
1. |
Фронтальный мини-погрузчик с ДВС |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ Высота выгрузки по оси шарнира, мм не менее 3 205 не менее 2 997 Дополнительно; Защита стекол кабины наличие Кондиционер наличие Подлокотники наличие Дополнительная печка наличие |
Навесное оборудование |
||
2 |
Фреза дорожная |
Фреза дорожная Simex PL45.20 (или эквивалент) Ширина барабана 450±50мм Гидропоток 65-140л/мин Вес оборудования 790-950 кг Скорость потока 65-140 л/мин Макс. давление 300 -160 бар Боковой сдвиг гидравлика V3 - Электро-гидравлический клапан для мини-погрузчиков с тремя гидравлическими линиями (P+T+D) включено RIP - независимая лево- и правосторонняя гидравлическая регулировка глубины (включая V3) включено Гидравлическая регулировка сдвига включено RIFI - Гидравлическая регулировка наклона с возможностью плавающего положения (при сочетании с V3) включено AIN - Система полива, встроенная в устройство подъема фрезы Резцы сменные, W4 (200шт) включено PRF - Клапан-индикатор Performer включено |
Таким образом, в ходе заседания Комиссии было установлено, что по ряду характеристик, например, Угол поворота ковша в самой высокой точке, Зона разгрузки, Поток High Flow, л/мин, Давление, Бар установлены в виде конкретных значений, без возможности предоставления иного значения характеристики.
Представитель заказчика в ходе заседания Комиссии пояснений в связи с чем, указанные характеристики были представлены в виде конкретных значений.
Кроме того, в ходе заседания Комиссии было установлено, что на участие в закупочной процедуре была подана одна заявка, которая была отклонена, ввиду несоответствия условиям аукционной документации.
Таким образом, жалоба заявителя признана обоснованной.
Заказчиком нарушены положения пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
Кроме того, Комиссией было принято решение о выдаче заказчику предписания об устранении выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя ООО «Техника» (вх. № 5113/ж от 23.05.2023 г.) на действия заказчика МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДА КАЗАНИ "ВОДОКАНАЛ" при проведении закупки №32312381508 на предмет: Поставка мини-погрузчика с навесным оборудованием, обоснованной.
2. Признать заказчика МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДА КАЗАНИ "ВОДОКАНАЛ" нарушившим требования пункта 1 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |