Решение №04-04/11344 Решение по делу №016/07/18.1-1148/2019 от 1 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № 04-04/11344 от 01.08.2019 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика АО «Альметьевские тепловые сети» – <…> (доверенность от 06.03.2019г. №207), <…> (доверенность от 26.07.2019г. №240), в отсутствии представителей заявителя ООО «Экоэнерго», о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО «Экоэнерго» (вх. №11555/ж от 19.07.2019г.) на действия заказчика АО «Альметьевские тепловые сети» при проведении закупки №31908101801 на предмет: «Поставка химических реагентов для блоков химводоподготовки котельных СВН (1299073)»,

УСТАНОВИЛА:

 

Извещение о проведении открытого запроса котировок в электронной форме №31908036990 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru 16.07.2019года.

Заказчик –     АО «Альметьевские тепловые сети».

Начальная (максимальная) цена договора – 29 306 348 ,00 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

В соответствии с указанными положениями Закона о закупках, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, а также позиции заказчика, изучив представленные сторонами материалы, приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной деятельности заказчик руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Альметьевские тепловые сети» (далее – Положение), утвержденным Протоколом заседания Совета директоров АО «АПТС» №9 от 01.05.2019г.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Частью 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;

8) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки);

9) требования к участникам такой закупки;

10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии;

11) формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке;

12) дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки;

13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

15) описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

16) иные сведения, определенные положением о закупке.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Пунктом 2.9.2 Положения установлено, что заказчик имеет право установить требование о наличии действующей системы менеджмента качества (управления, обеспечения и контроля качества) у участника и (или) предприятия - изготовителя товара, право на поставку которого является предметом закупки.

Согласно пункту 2.9.3 Положения установлено, что при этом в документации о закупке должен быть указан стандарт, которому должна соответствовать система менеджмента качества (со ссылкой «либо аналог» либо «или эквивалент»), или должны быть изложены основные требования к такой системе.

Пунктом 2.9.8 Положения установлено, что организатор закупки обязан в документации о закупке требовать от участников закупки предоставления документов, подтверждающих их соответствие установленным требованиям.

В соответствии с техническими требованиями на поставку химических реагентов для блоков химводоподготовки котельных СВН заказчиком установлен вид и объем выполняемых работ:

Поставка химических реагентов по адресу:

- г. Альметьевск, ул. Герцена, районная котельная № 1

1.1 Аква-Аурат-18 – 6 800 кг,

1.2 Аминат КО-4 – 22 440 кг,        

1.3 Гипохлорит натрия – 52 880 кг,

1.4 Дескалер 30 – 7 500 кг,

1.5 Кислота серная техническая – 1 000 кг,

1.6 Натр едкий – 125 000 кг,

1.7 Натрий метабисульфит – 1 300 кг,

1.8 Соль таблетированная – 22 000 кг,

1.9 Сульфит натрия – 316 400 кг,

1.10 Тринатрийфосфат – 200 кг,

1.11 Фильтрующий элемент с тонкостью фильтрования 5 мкм – 2 700 шт.

1.12 Фильтрующий элемент с тонкостью фильтрования 1 мкм – 1 000 шт.

Согласно пункту 6 установлены особые требования, в том числе:

Аналоги химических реагентов рассматриваются в следующих случаях:

2.1 Стоимость химического реагента, предлагаемого Поставщиком для опытно-промышленных испытаний, не должна превышать стоимость применяемого химического реагента за период проведения опытно-промышленных испытаний на технологической установке.

2.2       Поставщик, предложивший аналог, дополнительно к коммерческому предложению должен предоставить:

- расчет годового потребления предлагаемого аналога. В коммерческом предложении должно быть указано количество и стоимость в соответствии с представленным расчетом.

- документ, подтверждающий совместимость предлагаемого и применяемого в настоящее время химического реагента, выданный независимой (в том числе не аффилированной Поставщику) лабораторией с приложением подтверждающих документов.

2.3       Применение аналога не потребует изменений в технологическом оборудовании (приобретение дополнительных насосов, расходных емкостей, мешалок, увеличение складских помещений или их переоборудование, изменение тар, в которых поставлялись существующие реагенты и т.п.).

2.4       Применение аналога не увеличит опасность существующего технологического процесса (4 класс опасности – малоопасные по ГОСТ 12.1.007).

2.5       Для определения экономического эффекта от применения аналогов с сравнении с применяющимися реагентами необходимо провести анализ состояния технического оборудования и производственных вод Объекта с расчетом дозировок реагентов и расхода ингибиторов (как вновь предлагаемых, так и применяемых на сегодняшний день во всем технологическом процессе) и возможных дополнительных затрат.

2.6       Опытно-промышленные испытания (ОПИ) на местах использования проводятся не менее полугода. Перед проведением ОПИ Поставщиком предоставляются результаты лабораторных испытаний (проведенных за свой счет силами специализированной лаборатории) предлагаемых реагентов в лабораторных условиях с использованием промышленных вод Объекта. Оплата использованных в процессе ОПИ реагентов производится Поставщику по получению положительных результатов на основании предоставленного Отчета о проведении ОПИ с приложением режимных карт работы технологических установок с использованием предлагаемых реагентов. Если при проведении ОПИ стоимость использованного реагента превысит указанную в коммерческом предложении Поставщика, то образовавшийся перерасход Поставщику не компенсируется. Решение о переходе на другой реагент на постоянной основе должно быть принято и утверждено техническим советом Заказчика.

2.7       Применение не испытанных аналогов без проведения ОПИ не рассматривается ввиду возможного нанесения вреда дорогостоящему теплотехническому оборудованию Объектов.

2.8 При переходе на аналоги наладку режимов дозирования и режимов работы водоподготовительного оборудования и котлов производит Поставщик за свой счет.

Согласно пояснениям заказчика, для определения соответствия поставляемого товара потребностям заказчика в п. 2.2, 2.5, 2.6 технического задания закупки №31908101801 указаны требования к поставщику, предложившему аналог. При этом каких-либо неизмеряемых требований к участникам закупки и закупаемому оборудованию не установлено.

Пунктом 2.7 Технического задания установлено, что применение не испытанных аналогов не рассматриваются ввиду возможного нанесения вреда дорогостоящему теплотехническому оборудованию.

На заседании Комиссии заказчиком представлена копия акта оценки состояния оборудования №16 от 03.06.2019г.

Согласно акта оценки состояния оборудования №16 при эксплуатации котельного и тепло-сетевого оборудования квартальной котельной №41, принадлежащей АО «АПТС» на праве собственности, с целью защиты оборудования от коррозионного воздействия и отложений солей, с 2009 года применяется коррекционная обработка воды реагентом «Эктоскейл 450-1» в контур центрального отопления и в контур горячего водоснабжения. С целью анализа воздействия, данного химреагента на внутренние поверхности оборудования были вырезаны участки трубопроводов, что подтверждается фотографиями участка трубопровода.

31.05.2019 г. в 10:00 час. была проведена вырезка участка трубопровода ГВС (Dy-100 мм, срок службы 2 года, доза реагента - 5 мг/дм3) на образце обнаружена сплошная неравномерная коррозия с толщиной слоя до 1,5 мм, отложения жесткие структура крупнодисперсная.

03.06.2019 г. в 10:00 час. была проведена вырезка участка трубопровода ЦО (Dy-100 мм, срок службы 4 года, доза реагента - 10 мг/дм3) на образце обнаружена сплошная равномерная коррозия с толщиной слоя до 4 мм, отложения рыхлые, трудноотделимые, структура мелкодисперсная.

В результате комиссией установлено, что заявленные (паспортные) свойства реагента «Эктоскейл 450-1», а именно образование защитной пленки, изменение структуры ранее сформировавшихся отложений с последующим удалением из системы не обеспечены. Применение реагента «Эктоскейл 450-1» в дальнейшей эксплуатации - нецелесообразно.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что включение заказчиком в документацию вышеуказанных требований к качеству, техническим характеристикам, а также к испытанию товаров, а именно к испытанию аналогов химических реагентов, соответствующим потребностям заказчика, не противоречит требованиям действующего законодательства о закупках.

Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлено, что целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Следовательно, основной задачей законодательства является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Заказчик вправе устанавливать в документации о закупке любые требования к поставляемым товарам, выполняемым работам и оказываемым услугам при условии, что они не противоречат положениям Закона о закупках, а также иным федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации.

Учитывая, что заказчиком установлено, что применение не испытанных аналогов без проведения ОПИ не рассматривается ввиду возможного нанесения вреда дорогостоящему теплотехническому оборудованию Объектов, Комиссия приходит к выводу, что требования к поставляемому товару сформулированы заказчиком с учетом потребностей Заказчика, исходя из специфики деятельности Заказчика, в соответствии с положениями Закона о закупках,

Довод заявителя признан необоснованным.

Кроме того, заявитель на заседание Комиссии Татарстанского УФАС России не явился, доказательств, подтверждающих доводы, изложенные в жалобе, не представил.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Экоэнерго» (вх. №11555/ж от 19.07.2019г.) на действия заказчика АО «Альметьевские тепловые сети» при проведении закупки №31908101801 на предмет: «Поставка химических реагентов для блоков химводоподготовки котельных СВН (1299073)», необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны